Второй "Ле-Ман"...




 

ВТОРОЙ "ЛЕ- МАН" ПРИДУМАТЬ НЕВОЗМОЖНО


БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ БУКВАЛЬНО ПРОПИТАНА РАЗЛИЧНЫМИ ГОНКАМИ, В КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНОЙ ТЕХНИКИ С НЕПРЕОДОЛИМЫМ УПОРСТВОМ ПЫТАЛИСЬ ДОКАЗАТЬ СВОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД СОПЕРНИКАМИ. ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ В МИРЕ ПОЯВИЛИСЬ КОЛЬЦЕВЫЕ АВТОГОНКИ, ПРИТЯГИВАЮЩИЕ МИЛЛИОНЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ НА ТРИБУНЫ АВТОДРОМОВ. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗ НИХ - "ФОРМУЛА-1", "НАСКАР", "ИНДИКАР"...

Но есть соревнование, которое стоит в ряду самых именитых, - это легендарная гонка "24 часа Ле-Мана". Она настолько отличается от других, что ее даже сравнить особо не с чем. И по сей день нет ничего более престижного в автоспорте, чем участие, а уж тем более победа на "24 часах Ле-Мана". Попасть туда могут только избранные.


ДМИТРИЙ МИТИН


История гонок в Ле-Мане ведет свое начало с октября 1922 года, когда два известных француза - Шарль Фару, главный редактор журнала La Vie Automobile ("Автомобильная жизнь"), и Жорж Дюран, генеральный секретарь Западного автоклуба Франции, - предложили организовать гонки не на скорость, а на выносливость -как машины, так и управляющего ею человека. Идеологию гонок сформулировал сам Фару на страницах своего журнала: "Пусть машины в течение суток пройдут испытания на высшую надежность двигателя, кузова, шасси, на безотказность освещения и других систем".
На первый взгляд ничего необычного в такой задумке не было: в те годы уже вовсю проводились дальние автопробеги, показывавшие жизнеспособность тех или иных моделей машин, но все-таки их организация не устраивала ни производителей, ни публику. Все они требовали огромных затрат, зрители наблюдали за гонкой лишь непродолжительное время, да и соревнованием на выносливость (с ночным отдыхом гонщиков и ремонтом самих машин) их назвать можно было с большой натяжкой.

ПОЕХАЛИ!

Предложенный Фару и Дюраном вариант состязаний понравился почти всем, поэтому немалые по тем временам деньги на проект искать долго не пришлось. И уже через полгода подготовки, в мае 1923 года, на трассе Sarthe, близ Ле-Мана, состоялись первые 24-часовые гонки - 24 Heures Du Mans. На старт вышли 33 автомобиля, почти все - французские. Первым победителем стал французский экипаж Андре Лягаш - Рене Леонар на машине Chenard & Walker (4 цилиндра, 3016 куб. см): двое гонщиков, сменяя друг друга, проехали за сутки 2209,54 км со средней скоростью 92 км/ч.
К первым гонкам допускались только серийные автомобили без каких-либо гоночных доработок - только то, что сходило с заводских конвейеров и что любой человек мог купить в автосалоне. Со временем, правда, от этого "серийного" принципа отошли - сейчас автомобили, гоняющиеся в Ле-Мане, можно назвать серийными лишь условно - по сути, это чисто гоночные машины с узлами, применяющимися и на болидах Formula-1, облаченные в двухместные спортивные кузова.
  

Условия новых гонок были предельно жесткими. Особенно для пилотов. Так, например, на протяжении первых 320 км гонки запрещались любые остановки: проколота ли шина, потекло ли масло из двигателя - судей это не волновало; либо едешь дальше, либо выходишь из соревнований, никаких поблажек. После 320 км разрешались остановки для смены гонщика, заправки и ремонта, который могли выполнить только сами гонщики и только имевшимся на борту инструментом.
Были и другие исключительно "ле-мановские" требования. Так, открытые машины должны были часть дистанции идти с поднятым тентом, часть - с опущенным. Ночью никому не разрешалось выключать фары (даже на остановках) - не только из соображений безопасности, но и затем, чтобы продемонстрировать надежность электрооборудования.

ИЗ ЭПИЦЕНТРА СОБЫТИЙ

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ, УЧАСТНИК ГОНКИ "24 ЧАСА ЛЕ-МАНА"-2004:

- Больше всего в этой гонке поражает то, что туда приезжает, по-моему, вся Англия. Из всех болельщиков две трети составляют англичане, оставшуюся треть - французы. Причем приезжают коренные англичане, с английским флагом. Не британским, не шотландским, а именно английским. Почему? Видимо, так уже исторически сложилось, что "Ле-Ман" - это своеобразный фестиваль. "Ле-Ман" для этих болельщиков то же самое, что "Вудсток" для всех наркоманов и тунеядцев. Зто место для тусовки, питья пива и всего остального. Поэтому поражает атмосфера громадного стечения фанатов, людей, которые понимают все в автоспорте. Половина этих англичан съезжается на Morgan исторического вида, на коллекционных машинах, на спортивных... В общем, чего там только нет. То есть приезжают люди, больные идеей автомобилей.
В Ле-Мане тринадцать километров трассы, она огорожена забором, и вдоль этих тринадцати километров стоят лагери, шатры, там непрерывная череда паркингов, все заполнено людьми, и все эти люди не отрываясь следят за происходящим.
О перипетиях борьбы в гонке объявляется по радио, плюс болельщики во всем этом хорошо разбираются, так что им и табло не нужны. К тому же я думаю, что им не столь важно именно болеть за кого-то. Вряд ли кто-то из них ведет протоколы соревнования, следит, какой гонщик как по трассе проходит. Для них важен не спортивный итог соревнования, а само соревнование как таковое. Когда мы ночью разбили машину, они ходили искать, где она стоит, на каком посту, -просто для того, чтобы на нее посмотреть. Для них "24 часа Ле-Мана" - это развлечение. Меня поразило, что некоторые за время гонки из пивных бутылок выкладывают какие-то автомобили сумасшедшие. Они собирают бутылки разного цвета, причем видно, что они же либо их соседи это пиво и выпили, и выкладывают, например, из красных бутылок Ferrari, из зеленых - Bentley. Это все похоже на то, как у нас в России рокеры проводят свою тусовку "Ночные волки".
Для болельщиков "Ле-Ман" - своеобразный клуб. Все объединяются на любви к автомобильному спорту. В основном все зрители - пузатые ленивые мужики, которые всегда пьяные, веселые, но при этом очень миролюбивые. Никаких драк или стычек. Англичане дружат с французами, французы - с англичанами.
Вообще же "Ле-Ман" - это как другой мир. Есть еще гонка "24 часа Спа". она похожа на "24 часа Ле-Мана", но там все-таки более культурная публика собирается и англичан там меньше. Здесь атмосфера куда более бесшабашная, больше палаток, больше ночных костров, больше фейерверков каких-то, аттракционов.

Долгое время не существовало никаких ограничений по пребыванию каждого гонщика за рулем; пилоты сами договаривались, кто и когда будет вести машину. Как правило, 24 часа гонки они делили между собой примерно поровну, но бывали случаи, когда практически всю основную работу брал на себя кто-то один, а остальные оказывались на подхвате. Например, в 1950 году Луи Розье почти всю гонку прошел сам и лишь на двух финальных кругах уступил руль своему сыну.
Впоследствии организаторы сочли нужным кардинально остудить личные амбиции гонщиков. В 1953 году был введен лимит на бессменное пребывание за рулем: каждый пилот теперь имел право вести машину не более четырех часов подряд, а общее время вождения каждого не могло превышать 14 часов.
В 1925 году был принят не похожий на другие "фирменный" порядок старта. Автомобили выстраивались на обочине под углом 45 градусов к трассе, а пилоты становились на противоположной обочине, каждый напротив своей машины. По сигналу гонщики бежали к машинам, прыгали в кабины, запускали двигатели и выезжали на трассу. Но, несмотря на очевидную зрелищность, "старт Ле-Ман" впоследствии признали (и не без оснований) опасным и с 1971 года отменили.
Сейчас в Ле-Мане дается старт с ходу, называемый еще "старт Индианаполис". Автомобили, выстроенные друг за другом в зависимости от результатов квалификации, проезжают прогревочный круг за пейс-каром (судейской машиной), не имея права сокращать или увеличивать дистанцию до идущего впереди соперника; затем пейс-кар уходит с трассы, и вот тогда-то и начинается сама гонка.
В следующем номере вы узнаете о самых выдающихся автомобильных гонках Ле-Мана, о его самых быстрых машинах и о самой страшной катастрофе.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra