Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 1 » Тихоня, дикарь, денди

Тихоня, дикарь, денди




 

Тихоня, дикарь, денди.


КАК ТОЛЬКО НЕ НАЗЫВАЮТ МОТОЦИКЛЫ МАРКИ HARLEY-DAVIDSON, ДАВНО ЗАВОЕВАВШИЕ ИЗВЕСТНОСТЬ ПО ВСЕМУ СВЕТУ! В МИРЕ БАЙКЕРОВ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ - ТАКИЕ ЖЕ "АРИСТОКРАТЫ", КАК ОБЛАДАТЕЛИ PORSCHE ИЛИ FERRARI У АВТОМОБИЛИСТОВ


КОНСТАНТИН ШЛЯХТИНСКИЙ


Многие наши соотечественники считают, что у истоков легендарной марки стояли русские эмигранты Харламов и Давыдов, изменившие свои фамилии на американский лад. Жаль, что это не так.
Harley-Davidson 1903 года рождения.
А началось все в 1902 году в городе Милуоки (штат Висконсин), где на одном из местных заводов работал молодой чертежник Уильям Харли, там же работал модельщиком и друг его детства - Артур Дэвидсон. Оба парня были любознательны, увлекались поездками на велосипедах и мечтали построить такую машину, у которой не нужно было бы крутить педали. Воплощая эту идею в жизнь, друзья проводили все свободное время в небольшой мастерской, располагавшейся в подвале отцовского дома Дэвидсона.
Имея некоторые познания в технике, молодые люди провели серию экспериментов, но дальше этого дело не двигалось, так как им не хватало инженерного опыта. Сначала парни пользовались советами одного из работавших на заводе немецких инженеров, разбиравшегося в конструкциях европейских мотоциклов, а затем решили подыскать механика, который согласился бы работать над созданием собственной конструкции мотоцикла.
Далеко ходить не пришлось, поскольку брат Артура Дэвидсона - Уолтер был опытным механиком-мотористом. Смущала маленькая деталь: Уолтер работал в другом городе, получал приличное жалованье, и было неясно, согласится ли он променять все это на участие в сомнительной с финансовой точки зрения авантюре молодых изобретателей. Выход придумали быстро. Артур написал брату письмо, пригласив приехать и покататься на "только что построенном" мотоцикле. Правда, хитрец забыл сказать, что двигатель к этому мотоциклу предстоит сделать самому Уолтеру...
отцы-основатели: Уильям Харли, Артур, Уолтер и Уильям Дэвидсоны;
Как ни странно, Уолтер Дэвидсон приехал в Милуоки и согласился помочь брату и его приятелю с постройкой мотоцикла, и обещанная поездка все-таки состоялась. Вскоре к работе над "механическим конем" удалось привлечь и третьего брата Дэвидсона - Уильяма, работавшего бригадиром слесарей-инструментальщиков на железной дороге. Квартет деловых, изобретательных и рукастых молодых людей быстро шел к успеху, изготавливая недостающие детали из имевшихся под рукой материалов. Историки утверждают, что карбюратор к первой своей машине они сделали из консервной жестянки.
Наконец мотоцикл был готов. Основой для него служила обычная велосипедная рама. Одноцилиндровый двигатель типа De Dion развивал мощность в три лошадиные силы, а привод на колесо осуществлялся при помощи кожаного ремня. На "всякий пожарный" у этого механического чуда были еще и педали, использовать которые приходилось, если мощности мотора не хватало. Какой бы несовершенной ни была новая машина, она все-таки ездила, и это подвигло изобретателей на дальнейшую работу. Вскоре появился новый вариант - с усиленной рамой и более совершенными карбюратором и двигателем. В начале 1903 года все было готово для запуска в производство нового мотоцикла. Мешало только одно - мастерская была слишком мала. Но и эту проблему удалось решить: отец Дэвидсонов, поняв серьезность намерений сыновей и их друга, отдал под "мотоциклетную фабрику" свой сарай. Единственный цех предприятия был всего пять метров в длину и три в ширину.
фасад фабрики в Милуоки, 1905 г.
В 1903 году новорожденная мотоциклетная компания Harley-Davidson (отдавая должное участию Харли в постройке первых моделей, братья решили поставить его имя перед своим) выпустила целых три мотоцикла с двигателями объемом 400 куб. см и мощностью 3 л.с. Все машины были сделаны по предварительным заказам с предоплатой. Первая модель получила прозвище Silent Grey Fellow - "Серый тихоня", поскольку основатели компании считали, что мотоцикл - довольно тихий вид транспорта, а серый цвет был избран ими в качестве фирменного.
Дела компании шли довольно успешно, и через год помещения фабрики расширились вдвое. В 1905 году на предприятии появился первый наемный работник, а на следующий год в Милуоки построили главный офис. Годовой объем производства к тому времени достиг 50 машин и продолжал расти. В 1907 году компанию преобразовали в корпорацию, первым президентом которой был избран Уолтер Дэвидсон. Пост главного инженера по праву занял Уильям Харли. Уильям Дэвидсон стал управляющим производством, а Артур взял на себя общеорганизационные вопросы.
Менялась не только сама фирма, но и конструкция производимых мотоциклов. Двигатель, увеличившись в объеме до 525 куб. см, стал более мощным - 4 л.с. Претерпела изменения и передняя вилка: она получила пружинную подвеску с нижней серьгой, которая стала "родовым" признаком Harley-Davidson и просуществовала до 1949 года.
Sportster, 1957 г.
Модель 1908 года, несмотря на использование одноцилиндрового двигателя, отличалась изрядной резвостью - ее максимальная скорость равнялась 72 км/ч. Уже тогда специалисты отмечали прогрессивную конструкцию мотоциклов Harley-Davidson, а любители этого вида транспорта уважали марку за исключительную надежность. Тем не менее возможности одноцилиндрового двигателя были на исходе, приходилось думать о модернизации. Ее проведение было поручено Уильяму Харли, который как раз учился на конструкторском отделении Висконсинского университета. Харли пошел по самому простому и малозатратному пути, максимально используя уже отработанные элементы. Он предложил сдвоить цилиндры и расположить их под углем 45 градусов в виде латинской буквы V. Так появился новый тип харлеевского двигателя V-Twin, на долгие годы ставший "визитной карточкой" компании.
Тогда же началась и спортивная карьера мотоциклов Harley-Davidson. В июне 1908 года Федерация американских мотоциклистов (FAM) провела соревнования под названием "Гонки на выживание". Маршрут был проложен из Нью-Йорка в Бруклин, и на его преодоление спортсменам давалось два дня, после чего участники соревновались на кольцевой трассе на Лонг-Айленде протяженностью 290 км.
Утром 29 июня на старт на мотоциклах 20 марок вышли 60 участников, среди которых был и Уолтер Дэвидсон. После первого дня состязаний осталась только половина спортсменов, а на финиш Дэвидсон пришел первым, набрав 1000 очков. Успех в спорте тут же обернулся коммерческим успехом: дилеры сообщали, что после победы объем продаж значительно возрос.
Panhead, 1948 г.
Между тем Харли продолжал работать над усовершенствованием мотоцикла. В 1912 году он сконструировал новую муфту сцепления и ввел ряд других новшеств, сделавших машину еще более надежной, а в 1918 году компания полностью отказалась от выпуска одноцилиндровых мотоциклов.
Популярность Harley-Davidson росла. Знали эту марку и в России. Продажей мотоциклетов "Гарлей-Давидсонъ", как их окрестили на русский манер, в 1916 году, например, у нас занимался торговый дом "Плюйм Оке", располагавшийся в Петрограде на Казанской площади в доме номер три. Разумеется, большое количество таких машин в нашу страну попасть не могло - везти их из-за океана было неудобно (что и на цене сказывалось). Тем не менее описание устройства этих мотоциклов давалось в ряде отечественных учебников, в том числе и в самом солидном труде по этой тематике - книге Александра Иерусалимского "Что должен знать мотоциклист". Оценили эти машины и русские военные, использовавшие их на фронтах Первой мировой войны. Федор Материкин - известный специалист, занимавшийся подготовкой техники и военных водителей - написал специальное пособие. Там, обобщая сведения по эксплуатации автомобилей и мотоциклов в боевых условиях, он отмечал недостатки, присущие тем или иным маркам и моделям. В разделе, посвященном Harley-Davidson, читаем: "Харли-Давидсон, 2 цилиндра 6 сил и 2 цилиндра 11 сил. Необходима обильная смазка пружин, помещенных в передней вилке. Добавочная механическая смазка второго цилиндра..." И ничего о недостатках! В то время как у большинства из 24 марок мотоциклов, рассмотренных автором, отмечались более или менее серьезные недочеты в конструкции...
"Ковбойский" FLH Барри Вэйса.
Из горнила войны мотоциклы Harley-Davidson вышли еще более совершенными. В 1919 году компания выпустила радикально новый мотоцикл Sport Model с двигателем объемом 600 куб. см, мощностью 8 л.с. и закрытым цепным приводом. Тогда же появилась модель с усовершенствованной электрической системой собственного изготовления... Доводка и "шлифовка" мотоциклов продолжались на протяжении всех 20-х годов.
В 1930 году на машины стали устанавливать два новых двигателя, один из которых достигал объема 1200 куб. см. Это положило начало выпуску мощных дорожных машин. В 1932-м появился трицикл Servi Car, предназначавшийся для развозки товаров, а в 1936-м родился мотоцикл с мотором 1300 куб. см. Чтобы увеличить объемы продаж, было решено разнообразить цветовую гамму и создать на фирме отделение дизайна. Новые модели стали появляться как грибы после дождя.
В 1937 году компанию постигла невосполнимая утрата - умер один из ее основателей Уильям Дэвидсон, в 1942-м скончался бессменный президент фирмы Уолтер Дэвидсон, а в 1943-м не стало и Уильяма Харли. Но, несмотря на череду потерь, фирма продолжала выпускать мотоциклы. На фронты Второй мировой войны уходили военные модели, а после ее окончания многие из бывших американских военных использовали мотоциклы Harley-Davidson и в мирное время. В 1950 году в автомобильной катастрофе погиб последний из отцов-основателей Артур Дэвидсон, и с его смертью закончился очередной этап развития компании. На смену пришло молодое поколение конструкторов и предпринимателей, которые принялись за дальнейшее совершенствование машин.
Модель FXWG, 1983 г.
В 1952-1953 годах в двигателях всех выпускавшихся фирмой мотоциклов появились хромированные поршневые кольца. Одновременно появилась и новая модель "К" с мотором в 750 куб. см, низкой рамой и гидравлическими амортизаторами передней и задней подвесок. К тому времени компания Harley-Davidson была уже одним из ведущих мировых мотоциклетных производителей, а когда в 1954 году свое существование закончила марка Indian, она сделалась единственной крупной компанией на рынке.
Сегодняшняя известность марки зародилась именно тогда. В 1954-м на экраны США вышел фильм "Дикарь", главные роли в котором сыграли Марлон Брандо и его Harley, также именовавшийся "дикарем". Поклонники актера в срочном порядке обзаводились такими же мотоциклами. Три года спустя на рынке появилась новая сногсшибательная новинка - XL Sportster с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 900 куб. см. Эту машину называли "горой мускулов". Не успел улечься шум, поднятый вокруг новинки, как внимание знатоков привлекла еще одна модель - Duo Glide...
Тем временем и конкуренты не дремали! В Европе и Японии возрождалось производство мотоциклов, и США захлестнула волна дешевой (по сравнению с "харлеями") и достаточно качественной импортной техники. Фирма терпела убытки. Основными ее клиентами оставались армия, полиция и довольно многочисленные фэны марки, которые, правда, предпочитали вносить в конструкцию мотоцикла что-нибудь свое или же (что случалось гораздо чаще) снимать с машин "лишние детали" для уменьшения веса. Так появились первые "чопперы". Название это произошло от слова chopping - "разрезание", "разделывание на куски"...
Sportster 883 Hagger, модель 1990-х гг.
Дела тем временем шли не слишком здорово, фирма докатилась до того, что занялась ввозом в страну легких итальянских мотоциклов. В 1965 году она из частной компании превратилась в акционерное общество, а в 1969 году слилась с Американской машиностроительной и сталелитейной компанией (AMF). На бензобаках выпускавшихся ею машин рядом с традиционной харлеевской эмблемой появилась эмблема AMF. Истинные ценители "породы" до сих пор плюются при одном упоминании об этом периоде истории фирмы. Но при всем при том компания выжила и продолжала выпускать мотоциклы.
В конце 60-х марку ждал новый взлет. И вновь ей удружил кинематограф. В фильме Easy Rider снялось целых два "чоппера" Harley-Davidson. И поскольку популярность фильма была велика, пошли вверх и акции компании. Подняли головы и приободрились старые поклонники марки, появились новые. В 1971 году была выпущена модель FX Super Glide, в короткое время завоевавшая популярность. В 1972-м на машинах фирмы появился новый, полностью алюминиевый двигатель XR-750. Оснащенные им мотоциклы завоевали целый ряд призов в спортивных состязаниях, что, в свою очередь, еще больше подняло престиж марки. К 1976 году семейство Glide насчитывало уже несколько представителей: Electra Glide, две модели Super Glide, две модели Sportster и шесть легких моделей. Кроме того, его пополнили пять новых мотоциклов, выпуск которых был приурочен к 200-летнему юбилею США. В честь этого грандиозного события серия получила название Liberty. Годом позже гамма машин еще больше расширилась за счет появления модели FXS Low Rider. Начало 80-х в США, как известно, прошло под знаком борьбы за чистоту окружающей среды. Harley-Davidson пришлось конструировать новые двигатели, которые вписывались в жесткие нормы экологической безопасности, введенные государством.
А 26 февраля 1981 года поклонники марки с огромным облегчением узнали о том, что руководство фирмы подписало протокол о намерении выкупить у AMF мотоциклетную компанию Harley-Davidson, что в скором времени и произошло. Марка вновь стала независимой, что привело к новому взрыву интереса к "харлеям". И в очередной раз свою службу сослужило важнейшее из искусств - фильм "Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо" обошел экраны всего мира, изрядно прибавив компании популярности. Добавляли ее и построенные по индивидуальным проектам машины, сочетавшие в себе лучшие традиции американского мотоциклостроения и фантазию заказчиков. Сегодня Harley-Davidson, пожалуй, можно без особой натяжки назвать самой известной мотоциклетной маркой на планете.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.
 





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra