Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 1 » От корсета до "Ягуара"

От корсета до "Ягуара"




 

ОТ КОРСЕТА ДО "ЯГУАРА"


В 1940 ГОДУ ОДИН ИЗ САМЫХ НЕУДАЧНЫХ ФИЛЬМОВ ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА "СВЕТЛЫЙ ПУТЬ" ЗАКАНЧИВАЛСЯ ГЕНИАЛЬНЫМИ КАДРАМИ: ЛЮБОВЬ ОРЛОВА, И НА ЗЕМЛЕ-ТО НЕДОСЯГАЕМАЯ В СВОЕЙ КРАСОТЕ И СЛАВЕ, ВЗМЫВАЕТ В НЕБО НАД МОСКВОЙ В ОТКРЫТОМ АВТОМОБИЛЕ ГАЗ 11 -40.


ВИТА СМЕЛЯКОВА


По идее этот эпизод должен был демонстрировать экономические достижения СССР - под летящей Орловой проплывали прекрасные в своей индустриальной мощи заводы и фабрики. Но увы! Александров никогда не был влюблен в индустриальную мощь. Он был влюблен в Орлову. Поэтому никто и не вспомнит, что конкретно рассматривала Божественная из самого шикарного советского автомобиля. Помнят ее, небожительницу, с ироничной небрежностью раскинувшуюся в кожаном кресле.
Этим "пролетом" Орлова и Александров невольно сформулировали взаимоотношения женщины и автомобиля: в дамском гардеробе (где пальму первенства прочно держат туфли, чулки, духи и манто) машина расположилась на полке с приятными аксессуарами, в районе шелковых шарфиков, бриллиантовых сережек и перчаток с норковой опушкой. Со всеми теми мелочами, которые превращают просто красавицу в ласковую пожирательницу наивных мужских душ.
Собственно, к началу второй мировой войны весь мир с такой несколько унизительной ролью авто в быту женщины уже смирился. Война с ее всеобщей автомилитаризацией на десятилетие лишь затормозила процесс превращения бензинового чудовища в пуфик для высоких каблуков.
А ведь начиналось все не так. На какие только компромиссы не приходилось идти нежным созданиям, чтобы обуздать проклятую мужскую игрушку!
И первым великим женским отступлением был отказ от корсетов. Корсеты, так мило делавшие талию осиной, грудь - пышной, а попку - круглой, оказались слишком жестким испытанием для пассажирок первых автомобилей, удобствами напоминающих велосипеды улучшенной комфортности. Первый из великих кутюрье - Поль Пуаре - в 1904 году избавил любительниц быстрой езды (а заодно и всех простых тружениц) от негнущегося китового уса и шнуровки.
Для женщин Америки и Европы вождение автомобиля и необходимая для этого короткая юбка стали таким же символами эмансипации, как голосование и курение.
Примерно тогда же Айседора Дункан шокировала буржуазию всех стран, танцуя в легком просвечивающем платье на манер спортивных греческих богинь.
С Айседорой Дункан, правда, все сложнее. Она всю жизнь ненавидела и боялась автомобильного монстра, и позже Есенину пришлось долго убеждать свою возлюбленную в достоинствах автотранспорта. Абсолютно неосознанно выпустив этого монстра в женские массы, Дункан была трагично и безжалостно им же убита. Это случилось, когда автомобиль еще не был приручен женщиной и всячески боролся с женскими причудами. Гибель Айседоры от собственного шарфа, намотавшегося на колеса автомобиля, была ужасна и по сю пору своей страшной красотой не дает покоя разнообразным лжеромантикам.
  

Следующее временное отступление перед лицом врага повела Коко Шанель. Она превратила барышню, увязнувшую в рюшах, бусах и шелковых накидках, в боевую подругу спортсмена-автолюбителя. Короткие юбки, практичный и немаркий бежевый трикотаж, сумка на длинном ремешке (чтоб руки были свободны). Но самое страшное - Шанель ввела моду на стрижку. Заодно было сказано "Долой!" и шляпам - шляпам, которые стоили состояние и занимали при путешествиях целую багажную полку. В открытом кабриолете при скорости 40 км/ч такие чудеса дизайнерской мысли быстро становились похожими на побитого жизнью и улицей котенка.
К концу 20-х годов женщинами, освобожденными от условностей Пуаре и Шанель, овладела настоящая автомобилемания. Правда, машины оставались еще совершенной роскошью. А в СССР частных автовладельцев вообще можно было пересчитать по пальцам. Но самая модная москвичка той поры, обольстительная гетера Лиля Брик, два года бомбардировала Маяковского просьбами привезти ей из Парижа "обязательно "Фордик" или "Рено". И очаровательно уточняла: "1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку. 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик с надписью "stop", 5) обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина. 6) теплую попонку, чтобы не замерзла вода. 7) не забудь про чемодан и два добавочные колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Целую все лапы, макушку (наодеколоненную), один глазик и все щеки".
Владимир Маяковский привез Лиле Брик из Парижа автомобиль Renault - весьма пафосную по тем временам игрушку. "Я люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь", - писал поэт Лиле Брик. Есть женщины, которые заколдовывают мужчин. Навечно.
На этом "Рено" с новым фаворитом, неким киргизским номенклатурщиком Юсупом, несравненная Лиля отправилась в романтическую поездку в Ленинград.
О, Лиля Брик всегда очень чутко улавливала веяния времени.
Собственно, "Рено", "Форды" и "Кадиллаки" изначально несли на себе роль сексуального стимула. Но подлинную революцию в окончательном подчинении ревущего зверя пухлым губкам и стройным ножкам совершили, как ни странно, не фривольные французы, а жутко добропорядочные американцы с их огромными гробоподобными автомобилями. А именно (запомните эту дату) - в июне 1933 года в штате Нью-Джерси был открыт первый кинотеатр, где можно было смотреть на экран, не выходя из машины!
И здесь опускаем занавес, дабы не смущать невинность холодных приверженцев чистоты автомобильного жанра в бриджах, тяжелых крагах и уродливых круглых очках, шумахеров без личной жизни, верных любовников коробки передач, жалких циников, которые доверительно сообщают знакомым девушкам, что оргазм они испытывают, только когда гонят на своем "коне" со скоростью 220 км/ч!
Что ж, это ваши смешные мужские радости. У нас есть свой ответ. Это "Ягуар Е-Туре". Его век был недолог - с 1961 по 1975 год.
По справедливости такая машина должна была появиться лет на 10 раньше, когда Кристиан Диор несколькими взмахами иглы свел на нет минималистические реформы Шанель. Он одел женщин в пышные юбки, вернул длинные волосы и шляпы с наглыми полями.
Да. для такой архитектуры в распоряжении бедняжек были просторные "Роллс-Ройсы". "Кадиллаки" и "Чайки". Да. это было здорово. Но... несколько вульгарно. Просто "в шикарном манто прокатиться на авто". За это ли боролись одухотворенные героини Орловой? Это уже сильно попахивало американским купечеством. И тут, когда мир взбунтовался против безвкусицы и, как обычно, начал кидаться в другую крайность, сначала придумав мини-юбки, а затем (о ужас!) усевшись в мини-автомобили, явился он - не к месту и не ко времени - "Ягуар Е-Туре".
И что бы кто ни говорил, эта английская кошка по большому счету - единственный достойный Женщины транспорт. Создателям "Ягуара" удалось соединить мощь гоночного автомобиля с комфортом. То есть создать идеальную модель того, о чем откровенно мечтают мужчины и тайно - женщины: объединить лошадиную выносливость и возвышенную красоту. Оставим фанатам обсуждение технических параметров. Они. как и положено машине такого класса, превосходны. Но его внешность! Ни дать ни взять - Венера Милосская автомобилестроения. Длинный кузов, но не тяжелый и устрашающий, а вытянутый легкой стрелой, как стан Майи Плисецкой в "Раймонде", сильные колеса, но изящные, как ноги чемпионки по художественной гимнастике. А классический шарм его "лица" с фигуркой гибкого хищника на капоте?
Любая дама в таком автомобиле становилась притягательно опасна, как притягательно опасны бывают укротительницы львов и первые учительницы. Это возбуждало мужчин и удовлетворяло женщин. В такой машине не зарыдаешь от бессилия на плече у неверного любовника и не разгневаешься на сломанный каблук. Это машина, придающая женщине безупречную и непобедимую невозмутимость богини.
Слава "Ягуара Е-Туре" была невероятной и пережила его. После 1975 года разнообразные "Ягуары" выходили. Но чистота породы была утрачена.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra