Одесса - мама...



 

Одесса - мама
отечественного автомобилизма


Константин Шляхтинский



ПОД ЮЖНЫМ СОЛНЦЕМ

1896 г. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, построенный Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе (внизу).
Одессу по праву можно называть колыбелью отечественного автомобилизма. Именно здесь в 1891 году у редактора-издателя "Одесского листка" Василия Васильевича Навроцкого появился первый в Российской империи автомобиль. Правда, установить его марку исследователям так и не удалось. Одни считают, что им был Бенц, ссылаясь на "Справочник автомобилиста", изданный в Одессе в 1913 году. Другие же утверждают, что авто было построено французской фирмой "Панар-Левас-сор", приводя в доказательство своей правоты фото из "Одесского листка" за 1906 год, где изображались два автомобиля и утверждалось, ; что один из них и есть первый привезенный в Россию "самодвигатель". Но и та и другая версии в конечном итоге не выдерживают критики, а потому приходится удовлетвориться самим фактом наличия машины. Впрочем, с исторической точки зрения марка автомобиля, пожалуй, несущественна, главное в том, что он появился.
П. А. Фрезе
Довольно долго авто Навроцкого было единственным в городе. Вторую машину привезли только через шесть лет. Вообще 1897-1900 годы стали периодом наплыва самоходов в Одессу. Обыватели дивились на паровик г-на Севастопуло, "Линон" г-на Мирасхеджи, трехколеску "Дион-Бутон", 8-сильный "Линон" г-на Анатра и еще на несколько автомобилей, принадлежавших именитым купцам. Даже городской голова Г.Г. Маразли приобрел себе электрический самоходный экипаж.
Вслед за Одессой механические экипажи стали распространяться по Черноморскому побережью и прилегающим губерниям. Юг России сосредоточил в себе изрядную часть имевшихся в империи самодвигателей. Только в трех причерноморских губерниях - Херсонской, Таврической и Бессарабской - в 1913 году количество машин вплотную приблизилось к тысяче.
Самой моторизированной оказалась Таврическая губерния - 549 авто. Они распределялись по 191 населенному пункту, причем в списке были не только города, но и мелкие поселки, даже деревни. Первенство по количеству автомобилей держал Симферополь - 62 машины было зарегистрировано в городской управе. Вплотную следовали Евпатория и Севастополь, где числились соответственно 55 и 51 самоход. Жемчужина Крыма - Ялта могла похвастаться парой дюжин, а провинциальный Бердянск, что на Азовском море, - двумя десятками машин.

В СТОЛИЦАХ И В ПРОВИНЦИИ

Понятно, что юг России, хотя и был местом крупного сосредоточения автомобилей, не мог соперничать со столицами. Правда, в Москве самодвигатели появились гораздо позже, чем в Одессе. Одно из первых упоминаний о механических экипажах относится к 1895 году. Тогда журнал "Велосипед" в своем номере от 17 сентября поместил заметку под названием "Маленький конфуз", где говорилось о том, что на московском циклодроме "представитель какой-то фирмы ездил по треку на бензиномоторе". К несчастью, ездок, отвлекшись, развернул свою машину. Она съехала с дорожки на траву и сразу же перевернулась. Переднее колесо с прорванной шиной отлетело, бензин пролился и загорелся... Беспечный любитель руля был отброшен далеко в сторону и потому отделался только ушибами, правда, довольно сильными.
В том же журнале, но несколько позже, читаем: "В субботу, 30 сентября, к подъезду редакции "Петербургской газеты" подкатила роскошная коляска на красных колесах, обтянутых резиновыми шинами... Экипаж подъехал к редакции без помощи лошадей..."
Император Николай II осматривает автомобили Учебной автомобильной роты
Впоследствии выяснилось, что владельцем авто был некий г-н Лесли, который вместе со своей женой прибыл в Петербург из Москвы, а коляска была выписана им из Парижа. Кстати, на поездку, длившуюся трое суток, было израсходовано четыре с половиной пуда бензина, а максимальная скорость составляла 40 верст в час...
Так или иначе, в конце XIX века автомобиль прописался в Первопрестольной.
Поначалу москвичи, отличавшиеся приверженностью к традициям, не жаловали моторные экипажи, предчувствуя, что в будущем они задушат город своими миазмами. Но постепенно картина менялась: появились торговцы самодвигателями, фабрики, их строившие, в городе даже прошла Международная автомобильная выставка. Так что лиха беда начало!
Автомобили - участники пробега С.-Петербург -  Москва в Кремле.
Самым "автомобильным" городом Российской империи был столичный Санкт-Петербург. Первое авто там появилось в августе 1895 года. Владельцем его был архитектор А.К. Жиргалев, привезший из-за границы уже ставшую модной в Европе "механическую телегу". Случай был из рук вон выходящий, а потому все городские газеты отвели на своих страницах место для этой сенсации. Самоход имел четырехместный кузов и расположенный под сиденьем двигатель. Утверждают, что машина Жиргалева могла разгоняться до 25 верст в час и весила более 800 килограммов.
Конечно, автомобиль, потревоживший тишину петербургских улиц, далеко не всем пришелся по вкусу. Но очень скоро у архитектора-автомобилиста появились последователи, и несколько месяцев спустя по городу разъезжало с полдесятка машин. А в середине 1898 года открылся первый магазин по их продаже.
Автобусы на улицах Санкт-Петербурга были довольно обычным явлением столичной жизни (1913 г.)
Самое большое преимущество "моторов" - скорость. А где ее испытать, как не на соревнованиях? И вот в октябре 1898 года в окрестностях Петербурга прошла "первая гонка моторов". За ней последовала целая серия соревнований на различные дистанции. На стыке XIX и XX веков автомобилю покоряются все новые и новые вершины, в том числе и трасса Санкт-Петербург - Москва.
Появляются первые в России предприятия по выпуску самоходов. Экипажная фабрика Фрезе и завод механических двигателей Яковлева еще в 1896 году демонстрировали свой экипаж. Их последователями стали заводы "Г.А. Лесснер", "И.П. Пузырев" и ряд других. Особый интерес вызывает предприятие Ивана Петровича Пузырева - первый в России завод, специализировавшийся только на выпуске автомобилей.
В Петербурге же начал издаваться и первый отечественный автомобильный журнал - "Автомобиль". Случилось это в 1902 году. Позже в столице появились и другие журналы того же толка - "Двигатель", "Шина", "Автомобильная жизнь".
Автобусы на улицах Санкт-Петербурга были довольно обычным явлением столичной жизни (1907 г.)
Огромную роль в жизни русских автомобилистов играло Императорское российское автомобильное общество (ИРАО), организованное в 1903 году. Его целью было "всеми средствами способствовать развитию автомобильного дела" в России. И это ему удавалось. Со временем общество превратилось в мощную организацию, объединявшую всех автомобилистов-любителей страны. Периферийные клубы и общества под эгидой ИРАО образовали картель, который контролировал развитие автомобильного дела в различных регионах империи, вырабатывал правила движения по улицам городов и дорогам, открывал заправочные станции и пункты обслуживания. Кроме того, ИРАО представляло Россию на международных форумах автомобилистов и входило в Международное объединение автомобильных клубов.
Если же говорить о количестве самодвигателей в российской столице, то уже к 1911 году тут сосредоточилась львиная доля автопарка страны - 902 машины. В 1912-1913 годах в городе работали 1386 частных и прокатных автомобилей, 380 такси, 8 автобусов и 151 казенный экипаж.
Реклама, помещавшаяся в журнале "Автомобиль". "Автомобильный ежегодник", выпускавшийся в Петербурге.
Автомобиль проник во все сферы жизни, становясь не только средством перевозки пассажиров и грузов, но и незаменимым транспортом для доставки пожарных команд, обслуживания магазинов и коммунальных нужд. Распространялся он довольно быстро: в 1909-1910 годах все более или менее значительные города империи уже познакомились с ним, а в некоторых регионах появились даже регулярные междугородные маршруты. Лучше всего о процессе автомобилизации страны говорят цифры, полученные в ходе исследования, проведенного правлением Русско-Балтийского завода - того самого, что выпускал знаменитые "Руссо-Балты". Оказалось, что на момент опроса (1911 год) самодвигатели были зарегистрированы в 41 городе, причем данные прислали далеко не все. Из присланных документов следует, что в Воронеже насчитывалось 20 автомобилей, Сумах - 14, Саратове и Житомире - по 13, Оренбурге и Туле - по 10, Тамбове - 19, Нижнем Новгороде - 18, Уфе - 7. Большая часть машин была в частных руках. Из государственных учреждений крупными автовладельцами были военное и морское ведомства, Министерство путей сообщения и ряд других учреждений.
О достаточно высоком уровне состояния автомобилизма в Российской империи говорит и тот факт, что к 1914 году страна занимала десятое место в мире по количеству автомобилей: в ней насчитывалось 10 тысяч машин. Столько же было и в Аргентине. На девятом месте стояла Италия с двенадцатью тысячами авто, а на одиннадцатом - Бельгия - 9 тысяч. Япония, Испания, Швеция и другие страны были далеко позади.
Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война привела к увеличению ввоза автомобилей в страну, и накануне революции 1917 года автомобильный парк России насчитывал около 50 тысяч единиц, появились крупные по тем временам государственные и частные автозаводы. К сожалению, последовавшие социальные катаклизмы прервали нормальный ход автомобилизации страны, и в 20-е годы все пришлось начинать с самого начала. Впрочем, это уже другая история.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra