Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 9 » Из истории мотоциклетного костюма или Мотокультура в России и СССР

Из истории мотоциклетного костюма или Мотокультура в России и СССР



 

илл.

Из истории
мотоциклетного костюма
или Мотокультура
в России и СССР.
Часть 1


Андрей МЯТИЕВ

Первый мотоцикл в России, если верить, информации, опубликованной в 1900 году петербургским журналом "Самокат", появился в 1897 году в Москве. Это была машина немецкой фирмы "Гильдебрандт и Вольфмюллер". "Первый действительно пригодный моторный велосипед" - так охарактеризовала его пресса - вызвал живейший интерес публики.

С появлением в России моторных трициклов французской фирмы "Де Дион-Бутон" и, чуть позднее, мотоциклетов классической компоновки системы наших соотечественников братьев Вернеров, зародился отечественный мотоциклетный спорт. Первыми мотоциклистами, а затем и мотогонщиками стали спортсмены-велосипедисты. Великий русский спортсмен Сергей Уточкин, один из первых велосипедистов страны Георгий Жемличка, велогонщик-спринтер Беляев, книгоиздатели и журналисты братья Петр и Николай Орловские - все они с огромным энтузиазмом освоили новое транспортное средство.

11 октября 1898 года в пригороде Петербурга была организована первая в России мотоциклетная гонка на дистанцию 39 верст по маршруту: станция Александровская - Стрельна. Победителем стал П. Беляев, ехавший на трицикле "Клеман" с мотором "Де Дион-Бутон". Средняя скорость призера составила всего 26,6 км/ч.

В июне 1899 года в традиционной велосипедной гонке "Двух столиц" Москва - Петербург впервые приняли участие мотоциклисты. Три участника на моторных трициклах были заявлены в отдельном классе "самоходных машин". Первым чемпионом на этой труднейшей дистанции стал француз Луи Мази, на машине фирмы "Клеман". Л.Мази жил в Петербурге и возглавлял торговый дом "Клеман, Гладиатор и Фебус". Следует добавить, что годом позже некогда велосипедная "Гонка двух столиц" стала "Гонкой моторов".


илл.

Июль 1899 года ознаменовался первым состязанием на 100 верст (109 км) по маршруту Петергоф - Красное Село - Гатчине. Из 11 участников на трициклах маршрут прошли лишь семеро. Первым к финишу добрался Л. Мази, покрыв дистанцию за 2 часа 43 минуты 35 секунд.

В августе 1899 года был установлен первый Всероссийский рекорд скорости. Петербуржец Лундберг прошел на трицикле 26,7 км. со скоростью 31,07 км/ч. Впоследствии 100-верстные состязания стали традиционными, как для мотоциклистов, так и для автомобилистов.

Первые мотоциклисты одевались сообразно устоявшейся велосипедной моде - как велотуристы. Принадлежностями их костюма были: шерстяной пиджак, бриджи, гетры, туфли, кепи. Скорости "двухколесных моторов" на рубеже столетий не превышали 30 км/ч - так что особой надобности в специальном одеянии не было. Несмотря на частые аварии, никакие защитные элементы костюма первыми мотористами, (именно мотористами, так как слова "мотоцикл" и "мотоциклист", привычные нам, привились несколько позднее), не использовались. Причина в том, что практически все неполадки и аварии "протомотоциклов" носили технический характер - заклинивание двигателя, обрыв клапана, поломки рамы - все это было издержками несовершенства техники тех времен. Столкновения с препятствиями и падения происходили редко - поэтому в усовершенствовании в первую очередь нуждалась техника, а не одежда и средства защиты для водителя.

Тем не менее, именно в первых годах XX века зародилась мотоциклетная мода и началась как таковая самостоятельная история мотоциклетного костюма.

В 1905 году в Петербурге была издана книга Вольфганга Фогеля в переводе и с дополнениями Николая Орловского. В ней содержались советы "на все случаи мотоциклетной жизни" и в том числе насчёт одежды моториста.


илл.

"При выборе костюма следует обратить внимание, что едущему на двухколесном моторе редко бывает жарко, холодно же может быть, т. к. ездок не работает, как на обыкновенном самокате, а едет быстро.... Не следует забывать дождевой плащ из непромокаемой материи, каковой можно носить на ремне через плечо. Для сохранения глаз необходимо иметь тёмные очки с сеткой вокруг для предохранения от пыли, ветра, ярких лучей солнца и разных мошек. Для отпугивания собак полезно иметь хлыст, или лучше специальный револьвер, стреляющий холостыми зарядами. Для спокойствия же своего полезно иметь и настоящий револьвер; его прикрепляют на поясе и прикрывают полой верхней одежды..."

В 1906 году в Москве было основано первое в России специализированное общественное объединение, объединявшее поклонников мотоцикла - Московское Общество Мотористов (MOM). Оно занималось пропагандой мотоцикла как транспортного средства, организацией соревнований и гонок, всячески содействовало мототуризму, оказывало помощь мотоциклистам в выборе и приобретении техники. Сведения, предоставляемые обществом путешествующим на мотоцикле (в том числе иностранцам) о состоянии дорог в различных частях Российской империи, населенных пунктах, где можно было приобрести топливо и смазку, получить квалифицированную техническую и медицинскую помощь, были бесценны.

Разворот




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra