Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 1 » Мечта ценою в миллион

Мечта ценою в миллион



 

Мечта ценою в миллион


ПО МЕРЕ ТОГО, КАК СОВРЕМЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ ВСЕ МЕНЬШЕ СТАНОВИТСЯ РОСКОШЬЮ, ВНИМАНИЕ ВСЕ БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА ЛЮДЕЙ ПРИВЛЕКАЕТ ЕГО ИСТОРИЯ. ПОЯВИЛИСЬ И НАСТОЯЩИЕ ЦЕНИТЕЛИ АВТОКЛАССИКИ, ИМЕЮЩИЕ В СВОИХ КОЛЛЕКЦИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УНИКАЛЬНЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ.



ВЛАДИМИР БУЛДЫГЕРОВ


Евгений Ярославский - один из тех, кто давно и серьезно увлечен автостариной. Признаться, когда я шел на встречу с Евгением Львовичем, были опасения, что разговор не будет легким. Коллекционеры, особенно состоятельные, часто бывают не слишком общительны либо смотрят на остальных смертных несколько свысока. Но человек, сидевший передо мной, был абсолютно чужд всякой заносчивости и снобизма. Это проявлялось во всем - начиная с демократичного стиля в одежде и заканчивая обращением на "ты", которое прозвучало так естественно, будто мы давние и добрые знакомые.
Как я ни старался избежать банальнейшего вопроса, разговор стартовал именно с него.
Как все начиналось?
Первым моим автомобилем стал "ушастый" "Запорожец" в 1977 году. То была не машина, а слиток золота - столько я вложил в нее денег. Особенно в бензиновую печку. Она у меня съела столько денег, что проще, наверное, было бы отапливать салон, просто поджигая купюры. Невозможно сосчитать, сколько раз я солью стекла натирал зимой, чтобы доехать в очередной раз до станции. В общем, натерпелся я с этой машиной. Потом "Жигули" начались. У меня практически все модели были.
Примерно в 84-м мы с товарищем заехали в комиссионный магазин где-то в районе Красногорска. Там стоял и сверкал на солнце привезенный каким-то дипломатом Ford Cortina. Мы сразу загорелись. Молодые были, хотелось перед девчонками покрасоваться. Представляешь, в то время подъехать к девушке на иномарке. Шик! Купил. И на третий день нашего веселого катания сломался карданный вал. А в то время Ford в Москве - катастрофа. Потому что на единственную тогда седьмую станцию техобслуживания, где ремонтировали иностранные машины, было не попасть.
Знакомые мне подсказали, что есть на проспекте Мира один умелец, Володя Солодунин, который что хочешь сделает. Я поехал. Действительно, в районе городка Моссовета - три или четыре частных гаража, и у него там целая мастерская. У него в гараже я впервые увидел машину Mercedes-Benz то ли 36-го, то ли 39-го года рождения. Это, наверное, был единственный в мире экземпляр Mercedes с задним расположением двигателя. Даже в музее фирмы такой машины не было. Их выпустили всего сто штук. Где Володька ее раздобыл, не знаю. На полу лежали рама, кузов и двигатель. Все отдельно. А когда я приехал туда через год, машина стояла уже вся отполированная, на каждом винтике было написано: Wehrmacht... Может быть, с этого момента у меня и зародилась любовь к старинным автомобилям.
Что для вас коллекционирование машин - вложение денег, бизнес, удовольствие?
Для меня это все, что угодно, только не бизнес. Это хобби. Это любимое занятие. Это покатушки с друзьями. Каждый получает удовольствие по-своему. Один купил почтовую марку, о которой мечтал всю жизнь, и в лупу на нее смотрит. Другой (типа меня) садится в машину, включает хороший рок-н-ролл - и поехал. У меня, кстати, практически полная коллекция Элвиса Пресли. Ну и, конечно, старинные машины - это хорошее вложение денег, потому что они со временем только дорожают. Хотя для меня это все же не главное.
Обычно люди, имеющие такие машины, держат их в теплом гараже и пылинки с них сдувают, лишний раз сами боятся к ним прикоснуться.
А я люблю на них ездить и давать кататься друзьям. Потому что, на мой взгляд, нельзя, чтобы машина стояла. Сейчас на Chevrolet Impala ездит сын моего партнера по бизнесу. Иногда даю машины на свадьбу детям друзей. Вот целые три свадьбы будет в ближайшее время. Ребята приезжают ко мне и выбирают, на чем они поедут на свой праздник. Многое зависит от погоды: если хорошая - то, как правило, берут кабриолеты, а если погода не очень - седаны. Жалко, лето у нас короткое. Но покататься успеваем.
А семья как реагирует на ваше хобби?
Жена нормально относится к моим этим глупостям и особо меня не ругает. Некоторые машины ей нравятся, другие - не очень. Например, она не любит открытые машины, потому что, когда едешь в кабриолете, портится прическа. А сыну и дочке все очень нравится.
Если покупаете машину, которая требует восстановления, вы показываете ее супруге как есть или уже отреставрированной?
Конечно, отреставрированной, потому что будет нехороший разговор на тему "Зачем ты купил эту развалюху?".
Когда вы приобрели свой первый олд-таймер и что это было?
Первую машину я привез из Канады в 1995 году. Это был Cadillac DeVille кабриолет 60-го года. Я его потом продал своему соседу по даче. Он меня долго просил, и я согласился. Но сначала, правда, привез себе Cadillac 59-го года. Друзья увидели его, стали выпрашивать, и я продал и его.
Жалко бывает продавать?
Друзьям не жалко. Если знаешь, что в хорошие руки, то обычно продаешь.
Подозреваю, что вы многих своих друзей подсадили на это дело?
Да, но я не делаю этого намеренно. Это происходит само собой. Просто человек берет у меня машину покататься, и после этого у него остается столько впечатлений, что он тоже становится любителем старинных машин.
Что было после Cadillac?
Привез еще один Cadillac DeVille кабриолет 59-го года, на котором сейчас езжу. Потом привез Cadillac FlitWood лимузин 58-го года. Автомобиль уникальный, но пришлось с ним повозиться. На картинке он был красивым, а когда его привезли в Москву, оказалось, что в машине хозяин-американец держал кур. Я три раза отдавал салон в химчистку. К счастью, удалось его сохранить. Потому что салон оригинальный - его делали на заводе по специальному заказу для жены одного шейха. Там же, на заводе, удлинили кузов и приподняли крышу, чтобы хозяйка легко входила в салон. Потом я привез Chevrolet Impala 59-го года. Затем совершенно случайно в Италии нашел уникальный полноприводный грузовичок Chevrolet Apache, тоже 59-го года. А у меня уже давно возникла проблема перевозки моих машин. Так вот я купил этот грузовичок, потом купил к нему прицеп с тентом, и теперь свои автомобили перевожу, как породистых лошадей, в этом прицепе.
Почему машины именно 58-59-го годов?
Потому что это был период расцвета автомобилестроения в Америке. Они делали громадные машины, очень красивые, правда, бензина эти мастодонты жрали просто немерено. Это потом, после кризиса начала семидесятых, американцы стали задумываться над расходом топлива. Я вообще считаю, что автомобили, выпускавшиеся в конце пятидесятых - начале шестидесятых, - самые красивые. Кроме того, они очень комфортабельны. В то время уже ставили гидроусилитель руля, усилитель тормозов. Кондиционеры, электрические стеклоподъемники, электрорегулировка сидений, электропривод крыши - все это уже было в те годы. Cadillac уже тогда был Cadillac. Ездить на таких машинах - ни с чем не сравнимое удовольствие. Никто не старается тебя подрезать, нагрубить. Наоборот, окружающие получают такие же положительные эмоции, как и водитель. Все вокруг довольны, сигналят, машут руками.
То, что большинство ваших машин - продукция концерна General Motors, - это ведь не случайно?
Я один из основателей компании Trinity Motors. A Trinity Motors - это General Motors. Кстати, представители GM в Москве всегда приветствовали мое увлечение. Поэтому с моей стороны было бы нехорошо покупать Ford или Chrysler.
А как же Bentley, Rolls-Royce?
Ну, это совсем другие машины, это можно.
Duesenberg - пока не осуществленная мечта Евгения Ярославского.  

Ваш Rolls-Royce тоже привезен из Америки?
Нет, он европеец. Однажды я улетал из Лондона в Москву и по пути в аэропорт увидел вывеску: "Франк Дэйл - старинные автомобили". В следующий свой приезд я поехал в этот "Франк Дэйл". Оказалось, что это мастерская, где восстанавливают старые Rolls-Royce и Bentley. Там я нашел Rolls-Royce 63-го года с левым рулем, что для Англии просто редчайший случай. Он мне так понравился, что я решил его купить. В этой же мастерской его для меня перекрасили в классические цвета. Покрасили, кстати, ужасно.
А где, по вашему мнению, лучше всего реставрируют?
Здесь, в Москве, как это ни покажется странным. У нас есть действительно рукастые ребята. Мой товарищ недавно закончил реставрацию своего Bentley C1 58-го года. И машину ему здесь сделали просто великолепно. Причем и салон, и снаружи. Одна из главных проблем российских реставраторов: на старинных машинах очень много хрома, а у нас больших гальванических ванн, куда бы мог поместиться, например, бампер от Cadillac 30-х годов, практически не осталось.
А как с запчастями?
С американскими машинами все очень просто: любая запчасть, все до мелочей, до ручек, любой винтик - все можно заказать и через две недели получить здесь, в Москве. В Америке и Канаде целый бизнес работает на олдтаймеры. У них много свалок, на которых до сих пор валяются такие машины. Детали просто снимаются с них и реставрируются. Но при желании можно и новые заказать. То есть проблем нет никаких.
С точки зрения коллекционера: насколько важно, чтобы в машине было все родное?
Основная тонкость при покупке старинных машин - это полная комплектность оригинальными деталями. То есть нельзя поставить двигатель от Mercedes в кузов Cadillac. В этих машинах можно поставить новый приемник и аккумулятор, обуть машину в новую резину, винтики современные ввинтить. А все остальное должно быть родное.
  

Сложно ли найти интересующий вас автомобиль?
В принципе можно найти и купить практически любую машину, все зависит от суммы, которую ты готов на это потратить. Можно купить развалюху, а можно такую, которую реставрировать не надо - сел, завел и поехал. Но если покупать машину в плохом состоянии, надо иметь в виду то, что ее придется восстанавливать, и это будет и дольше, и дороже.
Как происходит процесс поиска и выбора машины?
Главный критерий - машина должна нравиться. Я для поиска использую Интернет и выписываю журналы. Если нахожу что-то, звоню специальным людям в Америку и говорю: "Сделайте техническую экспертизу этой машины". Они отправляют туда своего человека. И потом присылают мне полный отчет о состоянии машины. Стоит это 190 долларов. Вот таким образом в основном происходит отбор машин. Кроме того, в Лас-Вегасе, например, в гостинице "Империал" на шестом этаже есть аукцион старинных машин. Вот сейчас они распродают часть своей коллекции. Можно за 75 тысяч долларов купить машину Мэрилин Монро - Cadillac 59-го года -со всеми документами, подтверждающими, что ею владела действительно Мэрилин Монро. Можно за 60 тысяч купить Cadillac 72-го года, хозяином которого был Элвис Пресли. Можно даже за 150 тысяч купить "Чайку"-кабриолет, на которой ездил Хрущев. У них есть даже несколько Duesenberg. Уникальные машины. Они выпускались в 30-х годах по индивидуальным заказам, двигатели по 12, по 16 цилиндров. Представляешь? В то время! Но эти машины стоят уже от миллиона.
В чем главная сложность коллекционирования олдтаймеров в России?
В месте для их хранения. Это ведь не марки, которые в стол убрал, и все. Вот сейчас место у меня есть. Что будет завтра - никто не знает. Я на всякий случай построил гараж на шесть машин.
То есть расширять коллекцию пока планов нет?
Во всем мире средний коллекционер имеет 5-6 машин. Можно, конечно, иметь и тридцать, но для их хранения потребуется огромное помещение. Построить такое здание я пока не готов. На Западе еще есть такая практика: владельцы раритетных машин часто отдают их на хранение в музеи. Они стоят там, и люди могут прийти и посмотреть на них. Но у нас такого пока нет.
  

А как обстоит дело с растаможкой старых машин?
Ситуация совершенно абсурдная. Ты ввозишь в страну антиквариат, а пошлину платишь как за простую машину старше семи лет. Получается, что, например, купил человек машину где-нибудь в Канаде за 15-20 тысяч долларов, а то и дешевле - в зависимости от состояния, а в ней двигатель стоит объемом 5,7 литра. Здесь на таможне ему придется заплатить по три евро за "кубик", то есть около 20 тысяч евро. Но если ты потом соберешься вывезти ту же самую машину из России, то должен будешь взять разрешение в Министерстве культуры, поскольку в это м случае авторухлядь вдруг превращается в "культурную ценность".
Кто-то может решить этот вопрос?
Таможенный комитет. Но это все сложно. И потом, количество старинных машин, ввозимых в страну, исчисляется единицами. Хотя привезти хотели бы, может быть, многие. Сейчас, правда, ребята создали подкомитет при Федерации автоспорта, может, они как общественная организация выступят с инициативой, чтобы пересмотреть ставки таможенных пошлин для машин старше 30 лет.
Из советских машин вам какие нравятся?
ЗИС. Его срисовали с Paccard 42-го года. В Женеве в музее старинных автомобилей я увидел бронированный ЗИС. Весь в пыли, но в идеальном состоянии. Кто мог ездить на нем? Сталин? Кто-то из близкого к нему окружения? Я с директором этого музея целый год вел переписку, чтобы нашли хозяина и узнали: будет он продавать эту машину или нет. Но его так до сих пор и не нашли: владелец - пенсионер, который постоянно путешествует. А мобильного телефона у него нет - ну пенсионер, что с него взять.
А найдется дедушка - купите?
Конечно, потому что это очень редкая машина, их в России уже не осталось. Я знаю только один бронированный ЗИС, и тот стоит в музее в Риге.
А есть какая-нибудь машина-мечта?
Duesenberg. Может, когда-нибудь заработаю много денег - куплю.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra