Геральдика



илл.

Автомобильная геральдика

А. Новиков


За 115 лет "автомобильной эпохи" можно насчитать около шести тысяч фирм, серийно выпускавших легковые автомобили. Сначала фирменные знаки на "безлошадных экипажах" были всего лишь надписями на латунных пластинах, прикреплённых на видном месте. Так поступали тогда с вагонами, станками и другими механизмами. Потребители ранних автомобилей мирились с малоразборчивой длинной строкой на латуни: "Даймлер Моторен Гезельшафт". В начале двадцатого столетия многовековая , привычка выделять себя потребовала, чтобы каждая автомашина имела собственную марку на видном месте - этим местом, конечно же, был радиатор системы охлаждения, где красовался знак, эмблема или герб, символизирующий данную марку. Так появилась своеобразная автомобильная геральдика.


илл.

И хотя до сих пор у неё нет постоянных устоев, таких, которые принимались во внимание при формировании гербов старинных знатных родов, она так же склонна к иносказанию и так же подлежит расшифровке - прочтению.

Снова возвратимся к пионерам, возьмём хорошо известный знак концерна "Даймлер-Бенц - Мерседес-Бенц". Он появился в 1926 году, после слияния двух немецких компаний, названных по именам изобретателя автомобиля: Готлиба Даймлера и Карла Бенца. С 1901 года все автомобили Даймлера продавались под маркой "мерседес", а с 1909 года они несли на радиаторах трёхконечную звезду, символизирующую три стихии: воздух, землю и воду, в которых работали двигатели этой фирмы. В 1926 году из двух эмблем была составлена одна, до сих пор сохранившаяся без значительных изменений.

Очень многие ранние автомобильные фирмы именовались по названиям карет и экипажей, например: "Фаэтон" - была такая автомобильная компания в 1907 году в США, "Аутобагги", "Аутохорз", "Баггиэбаут", "Баггимобиль". Было около девяти компаний, называвшихся по фамилиям американских президентов. Но основная масса первых автопродуцентов носила фамилии их создателей и основателей. Все они в качестве эмблемы использовали достаточно невыразительные металлические бляхи с надписью. Поэтому вскоре такие эмблемы вышли из употребления.

Некоторые фирмы на протяжении всей своей деятельности,не изменяли форму и исполнение своей заводской эмблемы, а некоторые, как, например, эмблема итальянского концерна "ФИАТ", прошли длительную эволюцию.


илл.

Эмблемой автомобильной марки, которая уже в течение ста лет преподносит свою продукцию как "Всемирный Стандарт" - "кадиллака", стал знаменитый герб основателя Детройта Антуана де Ломэ. Эта эмблема на протяжении всего периода существования отделения "Кадиллак" американского концерна "Дженерал Моторс" остаётся неизменной. На ранних машинах она устанавливалась на овальной чёрной плашке, а затем, когда появились V-образные двигатели, пионером серийного изготовления которых стал именно "Кадиллак", под эмблемой поставили стрелы, расходящиеся под углом и символизирующие развал цилиндров двигателя. На современных "кадиллаках" герб Антуана де Ломэ помещается в венок из лавровых листьев.

На первых "роллс-ройсах" устанавливалась эмблема из двух переплетённых букв "R", окрашенных в красный цвет, увековечивающих фамилии основателей компаний Чарльза Роллса и Генри Ройса, а когда в 1932 году Генри Ройс скончался, обе буквы стали чёрными. Но что же скрывается под эмблемой завода "Испано-Суиза", который снискал известность своими высококачественными аристократическими автомобилями? Основал эту фирму в Испании (во Франции размещался только её филиал) швейцарский инженер Марк Биркигт. Красное поле с белым крестом было на флаге его родины, а красно-жёлто-красные полосы заимствованы с испанского флага.

Во время первой мировой войны родилась накапотная фигура "летящего аиста", эмблемы эскадрильи истребителей француза Жоржа Гинеме.

Фигурки хищников должны были олицетворять мощь, силу, ловкость и проворность данной марки. Так, на эмблему французской компании "Пежо" хищный лев перешёл с герба города Лиона, в котором и обосновалась эта старейшая французская компания. На эмблемах её автомобилей красовалось стилизованное изображение царя зверей, позаимствованное с высеченной из песчаника скульптуры возле Бельтфорской цитадели - символа независимости всей французской нации.


илл.

Белые буквы "ФОРД" на синем фоне - эту эмблему в двадцатых, тридцатых годах прошлого столетия знал весь мир, и, когда в 1932 году Горьковский автомобильный завод начал изготавливать автомобили по типу фордовских, то форма и шрифт эмблем на их радиаторах недвусмысленно говорили о происхождении этих автомобилей. Однако после второй мировой войны изменился не только мир, но и фордовские эмблемы.

Орлица, кормящая птенцов, на эмблеме автомобилей "паккард" многие десятилетия была знакома потребителям. В этом автомобиле они видели высшее воплощение инженерного искусства, но в 1958 году настал конец величайшей марке прошлого.

Архив бельгийской автомобильной компании "Минерва" был уничтожен при её ликвидации, поэтому сегодня трудно объяснить причину, по которой основатель Сильвайн де Йонг выбрал для своего автомобиля имя древнегреческой богини мудрости. Видимо потому, что она была вечно юная, а самым существенным было то, что она была воплощением представления о том, каким путём можно достигнуть совершенства в чём-либо. Голова Минервы в рыцарском шлеме украшала радиаторы практически всех этих бельгийских автомобилей, кроме того, статуэтка Минервы впервые выполненная Пьером де Соэто, украшала и пробки их радиаторов.


илл.

Белая надпись на фоне серебристой короны стала первой эмблемой американских автомобилей "линкольн". После покупки компании Фордом на всех линкольнах начала второй мировой войны устанавливалась овальная эмблема чёрного цвета с надписью Lincoln, повторяющая своими очертаниями синюю эмблему более дешёвых "фордов". С 1927 года владельцев автомобилей "линкольн" вёл за собой по дорогам и хайвэям серебристый пёс - изящная фигурка застывшей в стремительном прыжке гончей собаки, которой почему-то никто так и не удосужился придумать кличку. Эмблема для пробки радиаторов "линкольнов" была выбрана Эдселом Фордом, она отливалась из бронзы, а затем покрывалась слоем хрома. Но и овальная чёрная эмблема и безымянная гончая ушли в прошлое с появлением нового униструктурного "зефира", а на современных "линкольнах" эмблемой является четырёхконечная звезда, символизирующая континентальную идею.


илл.

Эмблемы французских компаний "Бугатти" и "Ситроен" не несут на своих изображениях ни экзотических животных, ни божественных библейских символов: они скромны и лаконичны. На первой в овале написана фамилия знаменитого итальянского конструктора, строившего самые высокохудожественные автомобили, а на второй - даёт о себе знать прошлое занятие Андре Ситроена - производителя шестерён с шевронными зубьями.

Выбранный Уильямом Лайонсом разъярённый ягуар стал эмблемой машины и созданной им компании, начиная с модели SS-100. Она вместе с надписью "ягуар" стала неотъемлемой частью многих поколений автомобилей из Ковентри.

В начале тридцатых годов заводы объединения "Ауто-Унион" включали следующие фирмы: "ДКВ", "Вандерер", "Ауди" и "Хорьх". Последний занял в нём главенствующее положение, что не замедлило отразиться на эмблеме всего концерна. В дополнение к большой букве "Н", с которой начиналась фамилия основателя Августа Хорьха, была добавлена эмблема из четырёх кругов, символизирующих фирмы, вошедшие в состав нового объединения, и надпись под набором кругов "Ауто-Унион" (Автомобильный союз).

В эмблемах многих автомобильно-строительных фирм нашло отражение их авиационное прошлое и самая известная среди таких фирм, несомненно, немецкая "БМВ". Гербом её автомобилей стал сверкающий нимб самолётного пропеллера, сквозь который просвечивалось небо. Эта круглая эмблема была заимствована ответвлением "БМВ", которое после второй мировой войны осталось в восточной оккупационной зоне, но там сверкающий нимб пропеллера выполнялся в красном цвете.


илл.

Буква "В" - начальная буква фамилии Уолтера Оуэна Бентли - в венце из лавровых листьев появилась на его самых первых машинах. Сначала, до 1931 года, буквы выполнялись на чёрном фоне, а затем, после слияния с "Роллс-Ройсом", буква "В" стала выполняться на зелёном фоне. До последних автомобилей этой уважаемой английской фирмы её эмблема почти не претерпела изменений. Пробку радиатора сегодня украшает стилизованная буква "В", как бы наклонённая порывом ветра.


илл.

Эмблема итальянской "альфа-ромео" напоминает о спортивном прошлом и о выдающейся роли в её истории талантливого инженера Николо Ромео.

Простота и аскетичность штабных автомобилей "виллис" сказалась и на их эмблемах в виде простой, штампованной надписи "Виллис", окрашенной под цвет кузова. Невзирая на то, что классические автомобили "виллис-оверленд" имели пышную эмблему с фигуркой рыцаря на пробке радиатора.

Эмблемой американской автомобильной компании "Понтиак" стал вождь индейского племени, оказавший сопротивление колонизаторам, один из которых, в свою очередь, красуется на эмблеме другого американского автомобиля - "де сото". Сверкающая хромом буква "Е" в таком же хромированном овале ненадолго показалась в автомобильном мире на радиаторах неудачного фордовского "эдзела", а одной из эмблем величественного и внушительного "империала", венчавшего собой крайслеровскую производственную программу был выбран орёл, распластавший крылья.

Целый ряд заводов с течением времени объединялся в концерны, корпорации, нередко межрегиональные. Такова американская "Дженерал Моторс", выпускающая автомобили марок "шевроле", "понтиак", "олдсмобил", "бьюик" и "кадиллак", с филиалами в Германии - "опель", Англии - "вокс-холл", Австралии - "холден". Когда-то все они были независимыми фирмами, а сегодня это только разные эмблемы на унифицированных моделях автомобилей. Точно так же и корпорация "Крайслер-Даймлер".


илл.

В середине семидесятых годов прошлого века прекратила своё существование английская корпорация "Бритиш Лейланд", производившая автомобили "остин", "моррис", "триумф", "эм джи", "ягуар", "даймлер" и "ровер". Сегодня некоторые из них стали достоянием истории, а некоторые нашли более могущественных покровителей.

Из почти шести тысяч известных марок легковых автомобилей до наших дней продолжают заниматься их выпуском около полутора сотен. А число продуцентов спортивных и гоночных машин осталось единичным, однако среди них особенно выделяются немецкий "порше" и итальянский "феррари", на эмблемах которых присутствует лошадь, встающая на дыбы - символ постоянной погони (погони за наивысшими результатами на гоночных трассах), на фоне национальных флагов.


илл.

Немецкий "фольксваген", то есть "народный автомобиль", имеет очень простую и функциональную эмблему, как и большинство автомобилей из этой страны.

Многие автомобилисты намётанным глазом по эмблемам, характерным элементам оформления, надписям, почти мгновенно распознают марку того или иного автомобиля, а коллекционирование настоящих автомобильных эмблем и радиаторных украшений для многих стало хобби.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra