ЭКИПАВТО.



 

илл.

ЭКИПАВТО. Сумма технологий


Василий ТАРАСОВ

"EQUIP AUTO - 2001", Париж, "Parc D'expositions", 16-21 октября 2001 г.

"Экипавто" - это выставка автоаксессуаров, оборудования и новых технологий.
"Экипавто" - это более 2400 участников из 60 стран.
"Экипавто" - это 30000 квадратных метров выставочных площадей. И наконец,
"Экипавто" - это Париж.


илл.

Париж, как утверждали классики, хорош в любую погоду. Но участникам выставки было совсем не до Парижа и уж тем более не до погоды. Начиная с 9 утра, электричка RER с разницей в 5-10 минут доставляла из города всё новые и новые сотни messieurs в костюмах и галстуках, белоснежных сорочках и начищенных ботинках. Разумеется, сказанное выше не следует понимать буквально, прочие предметы одежды тоже были в наличии, мы лишь указали то, что больше всего бросалось в глаза. По мере приближения к павильонам, messieurs вынимали из карманов и прицепляли на грудь карточки с надписями "Exibitor", "Visiteur", "Press" и так далее. Впрочем, участников выставки можно было опознать загодя, по одинаковым небольшим чемоданчикам на колёсах и с выдвигающейся ручкой. Организаторы выставки выдавали такие по одному на каждый стенд.

Точнее сказать, выдавались не сами чемоданы, а материалы по выставке, но поскольку материалов было много, то выдавали их в прямом смысле чемоданами.

На досуге мы подсчитали: чтобы обойти все стенды, нужно пройти порядка 25 километров (!), а если у каждого стенда задерживаться не более минуты, то на это уйдет более 40 часов.

Выставка "Экипавто-2001" впечатляет своими размерами даже на фоне не самого маленького в мире выставочного комплекса на Красной Пресне. Однако первое, что бросается в глаза - это отсутствие очередей. И не потому, что об этом позаботились устроители. Просто праздношатающейся публики на выставке немного. Ходить, как у нас, семьями - с детьми, жёнами и престарелыми родственниками - на мероприятия для профессионалов в Париже не принято. Тут каждый занимается своим делом.

На выставке "Экипавто-2001" представлены три больших раздела: "Гараж", "Послепродажное обслуживание и уход", "Новое оборудование и технологии". И в каждом из разделов было что посмотреть. Разумеется, не только описать всё, что было представлено на выставке, но даже перечислить все подразделы в пределах одной статьи просто невозможно. Даже каталог фирм-участников - это толстенный 700-страничный том, а ведь там всего-то - полное название компании, почтовые реквизиты и небольшая, не более абзаца, аннотация её деятельности. Поэтому мы упомянем лишь об экспонатах, которые были удостоены внимания международного жюри и выдвинуты на "Гран-при" во всех трёх номинациях, да и то вкратце.


илл.

Ну, например, гидравлический мини-подъёмник размерами чуть больше скамьи. Честно говоря, не совсем верится, что этот малыш, место которому можно найти практически в любом гараже, в состоянии поднять 3,5-тонный автомобиль на высоту до 1600 мм! И хотя, устроители заявляют, что, мол, это всё для машин будущего, думается, что и для машин прошлого такая "игрушка" весьма пригодилась бы.

Другая фирма представляла... шкурку будущего. Как вы догадываетесь, они там, в европах, совсем уже с ума посходили, можно даже сказать, с жиру бесятся, но факт есть факт: берётся частая сетка, на неё наносится абразив, который не боится воды, и - будьте любезны - изобретение! В работе экспонат нам, правда, увидеть не удалось, осталось лишь поверить на слово производителю, что за счёт ячеек-"пробелов" шкурка будущего а) не так пылит и б) стоит существенно дешевле обычной. Последнее обстоятельство не так уж и плохо, вот только, кажется, с ценой, буде такая шкурка попадёт в Россию, выйдет, как всегда, неувязка: всё-таки больше-меньше - понятия относительные, и пока в магазине не увидишь ценник "живьём", судить о цене никак нельзя. Несмотря на это, мысль экономить абразив, в общем, интересная.

Следующим номером нашей программы выступает приспособление для сборки-разборки свечей Макферсона, или, проще говоря, амортизаторов. Кто хоть раз этим занимался, знает, что в одиночку голыми руками с этой задачей не справиться. Зато если действовать, так сказать, вооружённой дланью, то вся процедура принимает вид невинной детской игры в крысу.

Вот прибор для регулировки фар при помощи луча лазера. Прибор определённым образом крепится на лампе, сам определяет её оптический центр и высвечивает красную точку на белом экране-мишени, поставленном на определённом расстоянии. Вся задача становится не сложнее наведения на цель винтовки с оптическим прицелом. Да, и попутно тот же самый прибор расскажет вам всё о силе света лампы ваших фар - хочешь в люксах, хочешь - в канделах. Пустячок, а приятно.


илл.

Другой приятный пустячок - система "замеса" краски непосредственно в стакане пульверизатора. Собственно, идея эта не так уж и нова, новизна здесь - в системе фильтрации, которая перенастраивается на величину от 200 микрон до 125. Ясное дело, что отечественную краску в таком приспособлении использовать -всё равно что просеивать гальку сквозь марлю. Однако, оцените экономию лакокрасочного материала! То, что раньше оставалось на стенках всевозможных ёмкостей, теперь можно прямёхонько отправлять по назначению. Да, что и говорить, техника не стоит на месте.

Вот переносной диагностический компьютер с набором разъёмов под различные модели. Оказывается, все диагностические "потроха" можно уместить в довольно скромных размеров чемоданчике. Удручает одно: для старинных автомобилей он понадобится лет через 50, когда раритетами станут те модели, которые сегодня в изобилии снуют по улицам разных городов.

Приятным показалось нам и приспособление для надевания резиновых чехлов на ШРУСы. Кто менял подобный порванный чехол на "девятке" - поймёт, о чём это мы. Здесь всё очень просто: на много-лапую цангу, вроде тех, что когда-то были на механических карандашах, надевается чехол, подаётся сжатый воздух, цанга разжимается, равномерно растягивая резину до нужного диаметра, чехол легко надевается на ШРУС, нажимается кнопочка, цанга сжимается и легко извлекается. Чехол остаётся там, где ему и положено быть - на ШРУСе. Все довольны, все смеются. Приемлема также цена - 40 долларов за штучку. Остаётся только одно: отыскать в Вашем городе автосервис, оборудованный системой подачи сжатого воздуха. Впрочем, система работает и от обыкновенного 40-литрового баллона, важно только, чтобы в нём был искомый сжатый воздух, а не водород, или, того хуже, хлор. Знаем мы наших "народных умельцев"!

Кстати сказать, у нас создалось впечатление, что изобретение сие - российское, правда, под израильской маркой. Дело в том, что когда мы проходили мимо соответствующего стенда, на нём вовсю болтали по-русски. Однако стоило нам заговорить, как русский язык у стендистов куда-то испарился, и вместо него нам предложили изъясняться на иврите, французском или, на худой конец, английском. Расчёт прост: всё иностранное - слаще. Оно и понятно.


илл.

На стенде "Ситроена" по-русски не понимали ни бельмеса, но тут уж никаких претензий быть не могло. Зато по-английски нам долго и подробно объясняли принцип работы программы, позволяющей легко и быстро находить в каталогах запчастей нужную деталь на соответствующую модель этой, одной из крупнейших мировых автофирм и правильно оформлять на неё заказ. Честно говоря, даже на родном языке все тонкости понял бы только специалист и ушёл бы со стенда, рыдая. Ибо недаром в народе говорится - "понимал бы - плакал бы". Зато когда нас подвели к компьютеру - всё оказалось намного проще: найти нужную деталь можно было либо по названию, либо по заводскому индексу, либо по фрагменту того или другого. В общем-то, ничего уж такого особенного, хотя, наверное, и впрямь - легко и быстро.

Фирма Peugeot также была представлена на выставке, причём весьма разнопланово. Жюри выставки выделило у них как наиболее любопытный экспонат систему восстановления кожаных и виниловых покрытий сидений и обшивки салона (13 базовых цветов с возможностью смешивания для получения нужного оттенка) и набора того же назначения, но на 52 цвета для матерчатой или вельветовой обшивки. "Пежо", правда, при этом выступало лишь "крышей" для небольшой и совершенно неизвестной фирмы, сами же "пежо-ны" прямо на стенде бойко торговали всяким товаром с логотипом компании - от курток и рубашек до зажигалок, ручек и часов. Здесь, кстати, нас поджидало одно из самых крупных разочарований выставки: бумажечка с цифрой "45", лежащая рядом с простенькими на вид дамскими часами с надписью "Peugeot" на циферблате, оказалась не ценой (45 франков / 7 = 6,43 доллара), а порядковым номером в прайс-листе. А цена в прайс-листе стояла уже совсем другая - 595 франков / 7 = 85 долларов. Тоже не ахти как много, но и не так, чтобы совсем даром. Интересно, "отбила" ли фирма плату за аренду стенда на выставке или нет?

Другая компания представляла моторное масло. Синтетика. Говорят, у него, этого "масла будущего", целых три преимущества: во-первых, оно очень "дружественно по отношению к мотору" (перевод из проспекта), особенно при запуске холодного двигателя. Во-вторых, добавки (никакого цинка!) дольше сохраняют работоспособность катализатора глушителя, а заодно уменьшают вредные выбросы (каким образом, интересно знать?). И в-третьих, в течение 21 дня под солнцем масло "биологически разлагается" на 80%. Значит ли это, что теперь замену масла можно производить на собственном огороде? Или лучше для начала поэкспериментировать с огородом соседа, тем более, что масло (вот поди ж ты!) имеет обыкновение впитываться в землю, куда солнечные лучи уже не попадают. Нет, пожалуй подождём масла, которое разлагается само по себе, без солнца. Важно при этом, чтобы разложение последнего не привело бы к преждевременному разложению двигателя.


илл.

Система беспроводного подсоединения. Интересный момент. Электрические схемы современного автомобиля настолько сложны, что любое вмешательство в них чревато непредсказуемыми последствиями: бортовой компьютер, это знаете ли, штука серьёзная. В то же время, производители автомобильных аксессуаров выбрасывают на рынок всё новые и новые товары, которые облегчают водителю жизнь внутри обожаемого четырёхколёсного. Если раньше нужно было сверлить кузов, тянуть провода и так далее, то новая система позволяет передавать сигнал посредством радиоволн. То есть, говоря проще, тянуть провода к задним колонкам, имея такую систему подсоединения, вовсе не надо: сигнал пойдёт сквозь салон, по радиоканалу, и они, колонки, запоют-заиграют, как миленькие, без всяких там проводов. Ну и ваша душа вместе с ними. Неизвестно, правда, что скажет при этом ваш мобильный телефон, а также знакомый онколог, однако мысль сама по себе любопытная. Вот интересно, а наступит ли когда-нибудь время, когда в автомобиле вообще не останется проводов?

А вот лампочка, которая горит ярким красным светом, причём без всяких там светофильтров (в Европе такая будет продаваться уже с начала 2002 года). При производстве использована технология интерференсного напыления двадцати слоев титана и оксида кремния. Говорят, все эти технологические ухищрения нужны для эстетики. На машинах будущего, мол, будет неизвестно, где габариты, а где стоп-сигналы, пока водитель не нажмёт на тормоза. Что ж, оно, конечно. С учётом увеличения времени, которое водитель проводит в пробках (а чем дальше в будущее, тем оно, видимо, будет только расти), новация сия весьма интересна. Так - сидишь в пробке и заняться за рулём решительно нечем. А тут - сидишь и думаешь, где ж это у него, ну у того, кто впереди, стоп-сигналы, а? Всё-таки заделье, уже не так скучно.

Но, конечно, было бы лучше, если бы кто-то изобрёл "лампочку Кнышева" (это он придумал принцип), она же "лампочка обратного света". Обычную лампочку включаешь - кругом темно, а там, где лампочка - светло. В "лампочке обратного света" всё должно быть наоборот: включил - и там, где лампочка - темно. А на улице белый день, машины ездят, прохожие шастают. Очень, очень полезное могло бы быть изобретение. Думаем, многие поставили бы себе такую в салон. И чтоб, понимаешь, с улицы - ни-ни, ни Боже мой не видать, причём без всяких там штор.


илл.

Кстати, о шторах.

Вот передвижная мастерская. Эдакий мини-завод на колёсах. В общем-то, "летучка" и "летучка", да только боковые стены у неё поднимаются, превращаясь в потолок, к нему крепятся прозрачные шторы до самой земли, и вот уж перед нами целый гараж в чистом поле: тут и шиномонтажное оборудование, и сварка, и слесарка, и рихтовка, и электрогенератор, и Бог его знает что ещё. Но интересно не это. Интересно, что в "передвижке" не предусмотрен... туалет. Ни типа "сортир", ни какой-либо другой. Вот и выходит, как работать - так в тепле и при всех условиях, а как "до ветру", так до ветру. И куда у них только профсоюз смотрит...

Впрочем, что это мы всё сплошь скептически, никаких положительных отзывов? То это не так, то то не эдак.

Сами посудите: как тут восторгаться? Ну вот, к примеру, взять дворники, простые оконные щётки. Казалось бы, что тут изобретёшь нового? Ан нет, изобрели! Изобрели, понимаешь, бесшумные дворники. Кроме поводка - ни единой железной детали. Ну скажите, зачем машине - бесшумные дворники? Чем старые плохи? А ведь люди старались, работали, изобретали, зарплаты получали, причём, вероятно, хорошие зарплаты, и ради чего? Изобрели бы лучше бесшумный пылесос, всё толку больше. А эти дворнички, между нами говоря, взяли один из "Гран-при" выставки, так-то! Нет, нам здесь их там никогда не понять. Как и нам там их там. Вместе с их проблемами и системой раздачи слонов. То есть, pardon, призов.

Чудо техники - "коммуникативный автомобиль". Едет, понимает голосовые команды и верным образом на них реагирует. Можно, например, попросить - ну-ка, заиграйте нам что-нибуть эдакое. Правда, придётся долго объяснять, на чём - магнитоле, CD или радиоприёмнике, какой трек или радиостанцию, с какого места и так далее. Нет бы просто - "Алёша, жги "Барыню"!". Можно управлять телефоном, адресной книгой, приёмом-пересылкой SMS-сообщений, навигационной системой ("- Штурман, место?") и даже диктовать письмо любимой мадмуазель, и всё это по принципу "руки на руле, глаза на дороге", а мысли, добавим мы уж от себя, - в облаках. Интересно, а в госпиталь Кающейся Магдалины машина после въезда в придорожный столб сама будет звонить, или ей надо будет об этом намекнуть?


илл.

Впрочем, у системы есть и перспективное направление: в будущем машина будет в состоянии от- вечать инженеру-механику на вопросы, где и что у ней не так, где течёт, где свистит, а где - износ выше допустимого, ну всё равно, как больной на приёме у врача. Видимо, в будущем имеется в виду перестать учить инженеров грамоте, и с экрана компьютерного дисплея читать будет некому. Ну правильно, экономика должна быть экономной, а специалист - знать не больше, чем требует его специальность. Не держать же, в самом деле, в автосервисе ещё и грамотея, который будет весь день в потолок плевать, лишь изредка, из одолжения, читая "шибко учёным инженерам", где, мол, и что, пущай машина сама отдувается!

Система торможения. Вот эта вещь действительно полезная. Если верить "инноваторам", за счёт внедрения новых шин с коэффициентом трения (непонятно, правда, - резины обо что именно), равным 1,36 против 1,1 у среднестатистической покрышки, электронно-гидравлической системы торможения и системы перераспределения нагрузки по осям за счёт подъёма или опускания кузова (увеличение-уменьшение аэродинамической нагрузки) тормозной путь при скорости 100 км/ч у машины будущего не превысит 30 метров. Цифра эта впечатляющая, сразу видно, что один из авторов то ли влетел, то ли чуть не влетел на скорости километров под 200 в многокилометровую аварию машин, о которых нет-нет, да и рассказывают нам с экранов телевизора.


илл.

Интересно, додумался ли кто-то применять для той же цели тормозной парашют, по аналогии с истребительной авиацией? Не знаем, как насчёт эффективности торможения, но по простоте, а следовательно, цене и надежности, парашютная система дала бы предлагаемой сто очков вперёд. В 2005 году на рынок выйдут твёрдые элементы-генераторы электротока нового типа, работающие на основе окисления моторного топлива. По желанию такие элементы могут выдавать постоянный ток напряжением в 14 или 42 вольта и переменный ток в 110 или 220 вольт. Ёмкость одной батареи - 5 киловатт, вес - менее 50 кг, ресурс - 10000 рабочих часов. Элемент интересен тем, что может работать при выключенном двигателе, имеет высокий КПД, практически не имеет вредных выбросов, а попутно вырабатываемый водород может быть использован для подмешивания к топливу при запуске холодного двигателя. Последнее, во-первых, облегчает сам запуск, а во-вторых, способствует лучшему сгоранию топлива, что весьма благотворно сказывается на экологии. Словом, не бьётся, не ломается, а только кувыркается. Остаётся сущий пустяк: дожить до 2005 года.

Ещё новость: скоро будет возможно управлять светом фар не просто в режиме - "ближний-дальний", а по плавной экспоненте. Без этого нововведения, как вы понимаете, жизнь в автомобиле не та...

Рычаг КПП в салоне, видимо, всё же останется, но усилие в коробку будет передаваться не рукой, а посредством 3 (!) сервомоторов. Надёжность системы при этом, как вы понимаете, резко возрастает. Просто диву даёшься. Такое впечатление, что некоторые разработки впрямую финансируются профсоюзом автослесарей. И хотя про-тивоугонку ставить, видимо, станет намного легче, особенно с учётом беспроводной системы передачи данных, о которой писалось выше, отдаёте ли вы себе отчёт, к чему приведёт отказ на автомобиле системы электропитания? Горы, обледеневший спуск, короткое замыкание и... Похороны, видимо, планируется оплачивать за счёт страховой компании.

Развивается система прямого впрыска топлива в двигатель. Если раньше "прыскали" в специальную камеру рядом с цилиндром, то теперь камеры во всю варганят прямо в поршнях. Цена поршня, видимо, от этого падает, цена автомобиля тоже. И ведь заметьте, если раньше двигатель мог подвергаться капитальному ремонту, то теперь его можно будет смело выбрасывать при первой же поломке. Вместе с прогрессивной системой впрыска топлива.


илл.

Ещё один "привет" от автомобильных пробок: "умная" система охлаждения двигателя, которая при отсутствии нагрузки позволяет временно поднимать температуру хладоагента до 110 и даже до 130 градусов Цельсия без ущерба для двигателя, а затем, при движении, вновь доводит ее до 90оС.


илл.

Последним жюри отметило беззаклёпочный диск сцепления, который за счёт сей инновации становится толще, а следовательно, долговечнее, а также каким-то образом работает как пружина.

Знаете, что на "Экипавто" было интересней всего? 25 минут на электричке до Gare du Nord, там на метро, до Barbes Rochechouart, остановочку до Anvers, две минуты до фуникулера, ещё две минуты вверх, ещё минуту до сквера у Sacre Coeur, там на скамеечку и всё, дальше ни на шаг. Сквозь крыши виден Город. Слева Notre Dame de Paris, справа - Tour Eiffel. Громада Galeries Lafayette, слава Богу, не видна за стволом каштана. Люди, проблемы, машины - всё там, далеко. Внизу - Париж. Закат, закат...




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra