Джеймс Бонд...



 

илл.

Истоки легенды.
Aston Martin DB5


"Машина была из гаража Секретной службы. Ему предложили на выбор эту или "ягуар". Он предпочёл DB III. В принципе, любая из этих машин отвечала его легенде и соответствовала избранному им образу достаточно обеспеченного молодого человека, несколько авантюрного склада, любящего красиво пожить. Но у DB III были определённые преимущества: выигрышный серо-стальной цвет и кое-какие дополнительные устройства, которые могли пригодиться. Например, тумблеры, меняющие тип и цвет задних и передних фар на случай, если ему придётся кого-нибудь преследовать в ночи или кто-нибудь будет преследовать его; усиленные стальные бамперы, задний и передний; длинноствольный "кольт" сорок пятого калибра под водительским сиденьем; замаскированный под радиоприёмник специальный аппарат для слежения, именуемый "Гомером", и множество тайников, которые вряд ли обнаружили бы даже самые дотошные таможенники".


илл.

Так в романе "Голдфингер" описывает Ян Флеминг автомобиль Aston Martin легендарного Джеймса Бонда, агента 007 Секретной службы Ее Величества. К моменту создания одноимённого фильма в 1964 г. модель DB III безнадёжно устарела - ведь она появилась ещеё в 1951 г. А потому исполнивший главную роль в фильме Шон Коннери получил новейший DB5. Кроме того авторы фильма, сочтя, что описанных в романе "особенностей" машины маловато будет для демонстрации эффектных трюков, пошли гораздо дальше Флеминга. И вот подготовленный для съёмок автомобиль оборудуется катапультируемым сиденьем и люком в крыше, парой скрытых за подфарниками пулемётов, вращающимися барабанами с целым набором номерных знаков, выдвигающимся из багажника бронещитком, резаками в ступицах задних колес, дымовыми шашками и ёмкостью для сбрасываемого на дорогу - под колёса преследователей - масла. По ходу фильма все эти "примочки" сослужили Бонду неплохую службу, помогая ему преодолеть множество препятствий и не раз и не два сохранив ему жизнь.

Флеминг далеко не случайно посадил своего героя за руль Aston Martin. Автомобили именно этой марки как никакие другие сочетали в себе традиционный британский консерватизм (иногда на грани анахронизма) со всеми преимуществами лишь немногим доступной роскошной скоростной машины класса Гран Туризм.

История автомобиля берёт своё начало в послевоенные годы. Вялотекущее по причине очередного финансового кризиса существование компании Aston Martin было нарушено с переходом её к новому владельцу - Дэвиду Брауну, сколотившему состояние на производстве станков и тракторов.

Энергично взявшись за дело, Дэвид изменил саму философию выпускаемых компанией автомобилей, заодно прибавив свои инициалы DB к их названию. Спроектированный ещё до войны прототип Atom был кардинально изменён и под обозначением DB1 стал первой послевоенной моделью фирмы. Мощность его четырехцилиндрового 2 л двигателя была явно недостаточной. Проблему решили, использовав в следующей модели шестицилиндровый мотор Lagonda фирмы, владельцем которой также стал Браун. Новый DB весьма неплохо показал себя в соревнованиях и вскоре преобразился в спортивно-гоночный DBIIIS (DB3S), дважды - в 1955 и 1956 г. занимавший вторые места в Ле Мане.


илл.

Следующая разработка компании - появившийся в 1958 г. DB4. Этот автомобиль стал родоначальником второго поколения послевоенных Aston Martin и непосредственным предшественником самого знаменитого из них - бондовского DB5. Работа над новой моделью началась в 1954 г. Тогда на фирму пришел поляк Тадек Марек, занявшийся новым двигателем с алюминиевыми блоком и головкой. В конструкции мотора был воплощён полученный в соревнованиях опыт. Ответственным же за шасси был главный инженер Гарольд Бич.

Но новых двигателя и шасси было недостаточно. Очень важным моментом стало радикальное изменение облика автомобиля. Проектирование кузова поручили миланскому ателье Touring. Результатом творческих поисков итальянских маэстро стал необыкновенно привлекательный, современный, но в то же время легко узнаваемый благодаря сохранённому фирменному "духу" Aston Martin кузов.Он был спроектирован с использованием запатентованноого Touring "сверхлёгкого" метода постройки, заключавшегося в монтаже алюминиевых кузовных панелей на лёгкую пространственную ферму, являвшуюся своего рода скелетом будущего кузова.

Чтобы обеспечить возможность изготовления таких кузовов - Aston Martin строил их по итальянской лицензии - инженеры Touring потребовали изменить традиционную конструкцию шасси на более современную, представлявшую собой стальную платформу. Гарольду Бичу пришлось удвоить свои усилия летом 1957 г., чтобы вовремя подготовить новое шасси.

Оснащённый современным 3,7 л 240-сильным рядным шестицилиндровым двигателем с двумя верхними распредвалами, DB4 дебютировал на лондонском Мотор-шоу в октябре 1958 г. Скоростной, престижный автомобиль класса Гран Туризм с кузовом купе 2+2 был принят с энтузиазмом. Его перспективы стали ещё лучше благодаря спортивным успехам марки - модель DBR1, финишировавшая второй в Ле Мане в 1958 г., наконец принесла фирме долгожданную победу в знаменитой гонке год спустя, обеспечив Aston Martin лавры чемпиона мира среди спортивных автомобилей.


илл.

Компания купалась в лучах славы. DB4 был лишь началом одной из лучших в её истории серий автомобилей. На протяжении пяти лет модель неоднократно модернизировалась. Всего год спустя после премьеры появилась модификация DB4GT с облегчённым двухместным кузовом на шасси с укороченной на 127 мм колёсной базой. Двигатель получил новую головку с двумя свечами на цилиндр и три карбюратора Weber, a его мощность возросла до 270 л. с. На разгон до 100 миль/час (161 км/час) автомобилю требовалось 14,2 сек, максимальная же скорость достигала 241 км/час, что было очень неплохо для 1959 года. За рулём такого автомобиля Стерлинг Мосс выиграл в Силверстоуне первую в истории гонку для машин класса GT.

За четыре года на свет появилось лишь 75 экземпляров DB4GT.

Но ещё большей редкостью стала модель DB4GT с привлекательным кузовом миланского ателье Zagato. Этих автомобилей построено всего 19. Причём большинство имели те или иные незначительные внешние отличия, что сделало практически все машины уникальными. Снижение веса на 45 кг по сравнению с DB4GT, "лишние" 10 лошадей под капотом - и скорость поднялась до 245,1 км/час. Баснословная цена автомобиля в 5 470 ф. ст. - на восемь сотен дороже DB4GT - оказалась по силам немногим покупателям. Это во многом и определило более чем скромное количество выпущенных DB4GT Zagato.

В 1963 г. состоялась премьера новой модели DB5. Именно этот автомобиль стал благодаря фильмам о Джеймсе Бонде самым знаменитым из всех Aston Martin. Новый автомобиль получил увеличенный до 4 л двигатель, развивавший с тремя карбюраторами мощность 282 л. с. и разгонявший машину до 230 км/час. На разгон с места до 96 км/час требовалось 6,1 сек. Четырёхступенчатую коробку сменили опционные пятиступенчатая механическая или трёхско-ростной автомат. Мощному динамичному автомобилю потребовались надежные дисковые тормоза с сервоусилителем. Традиционно высокое качество изготовления деталей и сборки делало машину практически бесшумной - звук работающего двигателя отчётливо ощущался в салоне лишь начиная со скорости 125 км/час.


илл.

Внешний облик DB5 претерпел незначительные изменения по сравнению с предшественником - выступавшие до того вперёд фары теперь оказались утопленными в крылья и прикрытыми прозрачными обтекателями. Подчёркнутую элегантность и приверженность традициям придавали автомобилю спицованные колёса с центральной гайкой, поставлявшиеся - на выбор - хромированными или окрашенными.


илл.

Обитый кожей интерьер в сочетании с большими, легко читаемыми приборами, превращал поездку в удовольствие, хотя рулевое управление и тормоза некоторые считали тяжеловатыми.

Наряду с базовой моделью купе, получившей название Vantage, предлагался кабриолет Volanle со съёмными мягким или жёстким верхом. Наиболее редким вариантом DB5 стала дюжина построенных кузовным ателье Гарольда Рэдфорда универсалов - Shooting Brake, как их принято называть в Англии. Эти машины по праву считались самыми быстроходными в мире универсалами.


илл.

За два с небольшим года серийного производства был выпущен 1021 экземпляр DB5, почти столько же, сколько за пятилетней период его предшественников - DB4. При этом спрос на машину так и не был полностью удовлетворен - лучшее доказательство её успеха на рынке. Под впечатлением бесспорных достоинств нового автомобиля английский журнал Motor писал: "Aston занимает сильную позицию по отношению к, скажем, 99 процентам серийных автомобилей. Смысл её заключается в следующем: всё, что можете сделать вы, я могу сделать лучше".

Фото в заголовке: Кабриолет DB4 Volante, Provence Moulage, Франция




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra