АВТОКОМПЛЕКС.



 

илл.

Бензин, Petrol, Gas


Василий ТАРАСОВ

"Автокомплекс - 2001", Москва, "Экспоцентр", 4-6 октября 2001 года.

В чём сходство между бензином и "кока-колой"? Ответ "и то, и другое пить нельзя" мы принять никак не можем. Вам, конечно, всё равно, а вот нам ссориться с потенциальным рекламодателем нельзя. Поэтому правильным ответом будет: "и то, и другое ещё каких-нибудь сто лет назад продавали... в аптеке".

Каких-нибудь 100 лет назад паровая машина казалась верхом совершенства. Конечно, уже появились двигатели внутреннего сгорания. Но будущее было не за этими коптящими небо агрегатами, а за чистым и бесшумным электричеством. XX век начинался как век пара и электричества. Закончился он как век электричества и бензина.

Ещё десять лет тому назад бензин в нашей стране было впору покупать в аптеке. Парадокс, но в богатейшей нефтью стране бензина на всех желающих не хватало. А там, где дефицит - там появляются разного рода короли и королевы. "Королева бензоколонки". Это выражение стало нарицательным, Королева была королевой во всём. Она могла покупателю нахамить, обсчитать, недолить бензин, разбавить его и т. п. А стоило только приступить к "качанию прав", как в окошке появлялась замызганная табличка с надписью: "Бензина нет", и тогда вся очередь готова была разорвать возмутителя спокойствия на мелкие кусочки.


илл.

Вежливая обслуга, заливающая бензин, протирающая стёкла, проверяющая уровень масла в двигателе, давление в шинах и при необходимости подкачивающая последние - и это приi том, что водитель скучает за рулём и из машины выходит разве что за тем, чтобы позвонить, купить пачку сигарет в киоске, выпить всё той же "кока-колы" или произвести процесс, обратный процессу "выпивания" - существовали только в красивых заграничных фильмах. И никто тогда не верил, что нечто подобное может быть и у нас. То, что в официальных документах горделиво именовалось "автозаправочной станцией" в народе называлось, да и на деле было самой что ни на есть обыкновенной бензоколонкой.

Выставка "Автокомплекс-2001" начиналась тогда же, примерно десять лет назад. И именовалась она также скромно: "Бензоколонка". Сегодня выставка, проходившая три погожих октябрьских дня в выставочном комплексе на Красной Пресне, заняла два павильона - павильон N 4 и громадный "Форум".

Вы знаете, чем нас больше всего радуют современные выставки? Тем, что всё, или практически всё, что демонстрируется на той или иной выставке, можно встретить в жизни. Вот и "Автокомплекс-2001" из той же серии. Практически каждый из экспонатов можно видеть на улицах Москвы, разве что нельзя увидеть всё в одном месте сразу, придётся по городу поколесить. Но все экспонаты - "живые", т. е. серийные образцы, которые не только можно посмотреть, но и купить прямо здесь, на выставке, причём со скидкой, а значит - дешевле. Чем многие, кстати, и воспользовались.

Конечно, нам как не специалистам в области топливораздаточной и сопутствующей техники трудно осветить это событие подобающим образом. Но мы всё же попробуем.

Во-первых, на "Автокомплексе" демонстрировались разного рода колонки: большие - маленькие, разноцветные - некрашеной "нержавейки", бензиновые - пропановые, на один "пистолет" - мультиствольные, с черными шлангами - с разноцветными шлангами и так далее. Любопытно, например, было посмотреть на "наконечник заправочный" в разрезе, а заодно спросить, как, мол, и почему он останавливает подачу жидкого топлива, когда бензобак полон. Особенно нас порадовало то, что на стендах от нас никто не отмахивался и табличек "бензина нет" в ответ на разные вопросы не выставлял. Напротив, наши, вероятно, не самые умные с точки зрения специалиста вопросы внимательнейшим образом выслушивали и весьма вежливо на них отвечали.


илл.

Затем шло сопутствующее оборудование, вроде автомоечных комплексов и промышленных пылесосов для обеспыливания салонов, судя по ценам, рассчитанных на использование где-нибудь в пустынной Аравии, стране, как известно, богатой нефтью и нефтяными шейхами.

Не были обойдены вниманием и вопросы учёта и контроля. Систем автоматизированного управления автозаправочным комплексом на базе персонального компьютера: мы насчитали штук 20 разных, после чего сбились со счёта и махнули рукой, сочтя, что упомянуть о том, что "АРМ АЗС" было на выставке представлено в объёме, способном удовлетворить самый взыскательный вкус, будет вполне достаточно.


То и дело из разных концов "Форума" тянуло чем-то вкусным. Пойдя в одну сторону, посетитель наталкивался на экспозицию наисовременнейшего торгового оборудования для точки общепита при автозаправочной станции, укомплектованного всем до мини-пекарни включительно. Сказать, что мы сроду таких пирогов не едали, было бы преувеличением, но и махнуть рукой - а, ерунда! - тоже значило бы погрешить против истины.

Направившись в другую сторону, посетитель попадал в уголок "всё для поп-корна" и "поп-корнистов". Здесь жареную кукурузу, неумеренное потребление которой, по мнению некоторых, негативно отразилось на мозговых извилинах представителей некой довольно большой нации, готовили с полным знанием дела и даже давали некоторым по целому стакану. Точнее сказать, по размерам "стакан" больше приближался к вместительному ведёрку, чем к стопке в 50 грамм. В общем, ёмкость была рассчитана, как минимум, на хороший двухсерийный боевик или на неспешное изучение экспонатов "Автокомплекса".

Здесь же, рядом с поп-корном, стоял муляж американской бензоколонки не то 30-х, не то 50-х годов с большим круглым плафоном белого стекла наверху и красной надписью "GAS".

Рассказывают, что немцы в 1944 году забросили в тыл союзников разведгруппу в форме армии США. Были учтены все самые мелкие детали: форма была трофейная, поношенная, заштопанная и многократно стиранная. Нижнее бельё имело все необходимые метки и штампы. Документы изготавливались лучшими специалистами абвера и СД, оружие было подлинное, американское, награды, пуговицы, ботинки, шнурки и всё до последней мелочи было сделано так, что ни один контрразведчик сроду не отличил бы переодетого Фрица из Гамбурга от какого-нибудь Фредди из Окленда. Особенно подчёркивалось, что члены разведгруппы в совершенстве владели английским языком.


илл.

Был учтён также досадный промах одной из предыдущих групп, которая также была выброшена под видом американцев и разоблачена только потому, что немецкие разведчики пришли в расположение союзников... пешком. "Настоящие американцы приехали бы на "джипах", - решили союзники, и группа была немедленно арестована. На это раз "американцы" прибыли на "джипах". Но и это не помогло. На первой же заправке они были арестованы.

Одного из солдат, обслуживающих заправку, насторожило, что капрал, подъехавший на "джипе", небрежно бросил ему: "Some petrol, please!" Вроде бы, фраза как фраза, "бензин, пожалуйста!", ничего особенного. Но во-первых, американец сказал "please" - "пожалуйста", что для американских вояк было совсем не характерно, а во-вторых, ни один уважающий себя американский солдат (а других в армии не держат) не скажет "petrol". Скорее застрелится, чем скажет. Настоящий американец скажет "gas" - сокращённое от "gasoline" (кстати, в тридцатых годах моторное топливо и у нас чаще называли американским словом "газолин", чем немецким "бензин"). "Gas" и только "gas"! Если бы прибывшие были одеты в форму армии Его Величества короля Великобритании, то и "petrol", и "please" были бы более чем уместны. Но американец, говорящий, как англичанин (это американец-то, у которого неприязнь к англичанам заложена на генетическом уровне ещё со времён войны за независимость!) - это более чем подозрительно. Американец (если только он настоящий американец, а не переодетый шпион) должен был гаркнуть: ;"Неу, doc, got gas?!" -"эй, умник, горючка есть?!"

Солдат доложил о своих подозрениях кому следует, и не успели "американцы" заправить свои американские "джипы", как разведгруппа была нейтрализована. Нейтрализована без единого выстрела.

Эту историю помимо прочего напомнил нам ещё и манекен, облачённый в форму американского солдата, стоявший {нет, пожалуй, лучше будет сказать, бежавший) неподалёку от бензоколонки. Заметим, кстати, что на циферблате, показывающем количество отпущенного бензина, на колонке было две стрелки. При ближайшем рассмотрении легко можно было убедиться, что это просто-напросто... часы! Ну что ж, довольно оригинально.


илл.

Не менее оригинально выглядели на том же стенде деревянные игрушечные грузовички конца 20-х - начала 30-х годов. Это были просто игрушки. Игрушки для маленьких. Но на "Автокомплексе" были и самые настоящие "игрушки для больших". Не подумайте, что речь идёт о стенде нашего журнала, хотя на выставке такой стенд, украшенный двумя старинными мотоциклами DKW и BMW, разумеется, был. Нет, мы говорим об игрушечных бензоколонках, под которые были отведены две большие витрины. Оказывается, есть и такие игрушки.

Другое, что нас поразило на выставке - клубы сизого табачного дыма. Было диковато смотреть на прилично одетых джентльменов, преспокойно покуривающих у колонок с надписью "бензин" и "пропан-бутан". Понятно, что настоящего бензина, не говоря уж о пропане, на "Автокомплексе" не было ни капли. И, видимо, именно этим объяснялось полное отсутствие в зале представителей нашей доблестной пожарной охраны. Впрочем, дыма меньше бы от этого не стало, ведь к каждому стенду пожарного не приставишь. Я хотел было написать, что вот, мол, образчик отечественного менталитета, наплевательски относящегося к правилам и законам. Но объективности ради следует заметить: западные "фирмачи" дымили ничуть не меньше наших. Вот только реакция на фотокамеру у них была более чуткая: заметив фотокорра, герры, месье, сэры, саны и т. п. тут же прятали "бычки" в рукав, понимающе улыбаясь, или просто, как бы случайно, отворачивались. Наши же дымили по-домашнему, безбоязненно, начхать им было на каких-то там репортёров с корреспондентами, в гробу они их видали.

В проходе между "Форумом" и павильоном N 4 силами журнала был организован мини-автофестиваль в количестве трёх машин: "паккарда", биг-фута "Чарли", являющего собой смесь ГАЗа-66 и "Волги" ГАЗ-31029, а также транспортной машиной (плавающей) ТМ-1П. Собственно, ТМ-1П это лишь индекс, однако у машины есть имя - "Пехра". Любой знаток военной техники скажет: может быть, это и ТМ-1П, и "Пехра", да только при рождении машина эта называлась БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина. Конечно, башни с пулемётом на ней уже нет, в бортах прорезаны дополнительные окна, да и предназначена она теперь если и для разведки - то разведки грибных мест, мест наилучшего клёва или охоты. Словом, конверсионный вариант для состоятельных приезжих с Севера или состоятельных же господ из Москвы, для которых 15000 долларов - не деньги, а у соседа такого нету, так что ж не купить...


илл.

Экспозиция в самом павильоне N 4 к бензоколонкам имела заметно меньшее отношение. Зато тут можно было увидеть слесарные инструменты, камеры для ультразвуковой очистки деталей и даже складское оборудование. И главное - здесь почти не курили!!

И напоследок - вот ещё что.

Собственно, эту информацию мы получили ещё на Московском автосалоне-2001 во время пресс-конференции концерна "Лукойл", однако решили приберечь её специально для рассказа об "Автокомплексе-2001", как более соответствующую профилю мероприятия.

Руководство "Лукойла" на той конференции много и интересно рассказывало о том, какое будущее ждёт отечественные бензины, но нам, как представителям журнала об истории автомобилей, было интересно спросить представителей уважаемой марки о "бензинах прошлого". Многие владельцы старинных машин сетуют, что сегодня невозможно достать бензин с октановым числом ниже 76. Меж тем как старинные машины рассчитаны на бензины марки А-72, А-66 и ниже, вплоть до 60-го. Наш вопрос отнюдь не повис в воздухе, как мы, признаться, того ждали. Напротив. Нам было с полной ответственностью заявлено, что концерн имеет технические возможности производства бензинов, соответствующих устаревшим ГОСТам, однако, поскольку оборудование рассчитано на промышленные, оптовые партии, объём заказа должен быть соответствующим.

Тут сразу вспоминается старый анекдот: один одессит во времена послереволюционной инфляции заходил в трамвай, и когда его просили оплатить проезд, предъявлял кондуктору купюру в 1 000 000 рублей. Разумеется, ни в одном одесском трамвае не было сдачи со столь большой "деньги". Хитрец катался по всей Одессе бесплатно, пока однажды все кондукторы города не скинулись и, наконец, не разменяли злосчастный банковский билет.


илл.

К чему это мы?

К тому, что сегодня вряд ли найдётся хоть один "старьёвщик", который был бы в состоянии закупить в одиночку промышленную партию бензина старой марки. А что, если пойти по пути одесских кондукторов? Давайте скинемся, и пусть наши машины ездят на "родном" для них низкооктановом бензине без дополнительных прокладок и прочих ухищрений, на которые приходится идти, чтобы заставить мотор "потреблять" топливо, на которое он не рассчитан.

Если эта идея Вам понравилась - присылайте в редакцию открытки с пометкой "Одесский трамвай", в которых укажите, какая именно марка бензина вас интересует. И если соберётся довольно большое количество народу - как знать, может быть, в один прекрасный день наши старинные автомобили будут не только аутентично выглядеть, но и ездить на старом добром бензине.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra