Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 26 » Звёздные годы Александра Пельтцера

Звёздные годы Александра Пельтцера



 

илл.

Звёздные годы
Александра Пельтцера



Лев Шугуров


Иссушающий душу рев стоял над Минским шоссе. Он напоминал надрывный коклюшный кашель, только усиленный во сто крат. Так работал двухтактный двигатель с нагнетателем гоночного автомобиля "Звезда". Конструктор Александр Иванович Пельтцер с 1946 по 1958 годы применял на своих гоночных автомобилях такие моторы.



илл.

Его первая машина "Звезда-1" была задумана в апреле 1946 года. Проектирование шло у Пельтцера на квартире, на улице Хмелева. Изготовление деталей вел Московский мотоциклетный завод с июля 1946 года, а в октябре автомобиль уже вышел на испытания. Это был первый отечественный гоночный автомобиль, разработанный с самого начала как таковой. Он не являлся переделкой легковой модели, а с чистого листа был сконструирован с единственной целью - ставить рекорды скорости. Пельтцер придал кузову "Звезды" форму рассеченной капли. Над его поверхностью выступали лишь обтекаемые колпаки над колесами. Силовой агрегат размещался в хвосте. Форме хорошо обтекаемого кузова подчинялась вся компоновка машин. Колея задних колес была намного уже, чем передних, из узкого проема в кузове выступали лишь голова и плечи гонщика.


илл.

Вся конструкция машины представлялась в те годы нетрадиционной: независимая подвеска всех колес, двухтактный мотор, дюралюминиевый кузов. Коэффициент лобового сопротивления был очень небольшим - 0,13.

Первые испытания Пельтцер провел сам, и 6 ноября 1946 года установил новый всесоюзный рекорд скорости в классе до 350 куб. см. Он прошел 1 километр со стартом с хода, показав среднюю скорость 139 км/ч. В тот день дул холодный ветер, 42-й километр Минского шоссе покрылся ледяной коркой. Александр Иванович сильно простыл и в результате осложнений после болезни у него отнялись ноги. В дальнейшем на машинах "Звезда" выступали приглашенные гонщики: А. Понизовкин, П. Баранов, Ю. Кароль, А. Подкутов, А. Амбросенков. Ими на гоночных автомобилях, сконструированных А. И. Пельтцером, установлено 30 Всесоюзных рекордов скорости в классах 250,350 и 500 куб. см. Десять из них превышали международные. Что это были за машины?


илл.

"Звезда-1" (1946 г.) Двигатель и четырехступенчатая коробка передач взяты от немецкого гоночного мотоцикла DKW-WL 350. Особенность конструкции мотора - водяное охлаждение и П-образные цилиндры с общей камерой сгорания. Поскольку благодаря специфике конструкции выхлопные окна закрывались раньше впускных, стало возможным применить наддув. Нагнетатель был поршневого типа.

На раме, сваренной из 73-мм труб, крепилась независимая пружинная подвеска передних колес, заимствованная, как и рулевой механизм, от "Москвича-400". Независимая подвеска задних - на поперечной рессоре. Главную передачу Пельтцер заимствовал от "Mercedes-Benz-170V". Колеса - 19-дюймовые. Поскольку под рукой не оказалось подходящих гоночных шин, Пельтцер обул колеса в серийные мотоциклетные шины и проточил их протектор на токарном станке, чтобы облегчить и сделать хорошо сбалансированными.

При колесной базе в 2000 мм "Звезда-1" получилась довольно длинной - 4200 мм. Машина весила много - 609 килограмм.


илл.

"Звезда-2" (1947 г.). На первой модели радиатор системы охлаждения находился непосредственно за плечами гонщика. К нему вела от двигателя водоприемная труба, которая выступала над поверхностью кузова. Это ухудшало аэродинамику машины. А Пельтцер ставил перед собой задачу перекрыть международный рекорд скорости, установленный в 1939 году итальянцем Чеккини. Тот на машине Moscerino показал скорость 146,9 км/ч. Очевидно, что машине Пельтцера требовался более сильный мотор.

На смену прежнему пришел более мощный двигатель DKW-WS 350. Он развивал мощность 43 л.с. при 6000 об/мин. Новый мотор имел уже коловратный нагнетатель.

На "Звезде-2" не стало радиатора вообще. Его заменил большой бак с водой. Поскольку заезд на 1 километр занимал около полуминуты, запас воды позволял "не спалить" мотор.

Позади головы гонщика был установлен обтекатель, а над его головой - обтекаемый колпак.

Все новшества сразу дали о себе знать. В октябре 1948 года А. Н. Понизовкин на "Звезде-2" перекрыл результат итальянца и установил новый всесоюзный рекорд на дистанцию 1 километр по стартом с хода -159,6 км/ч.

На следующий год мощность двигателя удалось поднять до 47 л.с. при 6500 об/мин. Но частые прогары выпускного поршня - типичный дефект высокофорсированных двухтактных моторов этого типа, не позволили добиться новых рекордов.


илл.

"Звезда-3" (1949 г.). К началу 1949 года у Пельтцера была готова новая модель. Для нее на основе концепции двигателя DKW-US 350 он разработал собственный двигатель модели "ЗП". Его мощность - 47 л.с. при 7000 об/мин. Чтобы улучшить охлаждение, в носовой части автомобиля был установлен радиатор. Циркуляция воды поддерживалась не благодаря разности температур (принцип термосифона), а с помощью насоса. В систему охлаждения был включен термостат.

Сам мотор на "Звезде-3" разместился не вне базы, а непосредственно за сиденьем гонщика. И стоял он не поперек рамы, а вдоль нее. В результате колесную базу пришлось немного удлинить - до 2150 мм. Но поскольку размер шин стал теперь меньше (5,00-16), обтекатели колес не пришлось переделывать. Внешне кузов остался прежним. Изменилась на "Звезде-3" и подвеска задних колес - она стала пружинной. Новый автомобиль стал легче - 540 кг. Его максимальная скорость достигла 172,8 км/ч - новый всесоюзный рекорд А. Понизовкина.

"Звезда-ЗМ" (1950 г.). Зимой 1949 - 1950 г.г. машина подверглась модернизации. Она получила новый, более совершенный нагнетатель, независимую свечную подвеску передних колес (вместо "москвичовской") с фрикционными амортизаторами. Поскольку Пельтцер решил попытаться побить рекорды на длинные дистанции, он установил на "Звезду-ЗМ" два больших бензобака на 100 л. В результате П. Баранов показал на дистанции 50 км среднюю скорость 128,8 км/ч - новый всесоюзный рекорд.

О потенциале автомобиля можно было судить по скорости, которую показал в заезде на 1 километр (в одну сторону) Ю. Ф. Кароль -215 км/ч. Но для установления рекорда по правилам необходимо пройти "километровку" туда и обратно. Обратный заезд Кароля был прерван из-за прогара поршня.


илл.

"Звезда-М-НАМИ" (1952 г.). В 1951 году Пельтцер перешел работать в головное НИИ отрасли - НАМИ. Там он возглавил бюро скоростных автомобилей, и его гонщиком стал испытатель института Алексей Прокофьевич Амбросенков.

Автомобиль в 1952 году подвергся дальнейшей модернизации и стал называться "Звезда-М-НАМИ" Его сухая масса уменьшилась до 448 кг. Коробка передач стала 4-ступенчатой, вместо прежней, 3-сту-пенчатой. Мощность мотора поднялась до 63 л.с. при 7000 об/мин.

Осенью 1952 года А. Амбросенков прошел километровку со стартом с хода с результатом 215,2 км/ч - новый всесоюзный рекорд.

Для "Звезды-М-НАМИ" Пелтцер сконструировал новый двигатель класса 250 куб. см. Он развивал мощность 48 л.с. при 7000 об/мин. Амбросенков с этим мотором достиг скорости 189,7 км/ч.

В 1952 году начал "охоту за рекордами" известный харьковский гонщик и конструктор Э. 0. Лорент. Его машина "Харьков-Л1" имела лучшую аэродинамику, чем "Звезда", а моторы классов 250 и 350 куб. см по мощности не уступали двигателям Пельтцера.

"Звезда-5" (1954 г.). Это был ответ на вызов Лорента. Новая машина была очень компактной (колесная база 1900 мм) и легкой (350 кг). Ее полностью новый кузов был отформован из пресс-шпона. Все агрегаты и узлы взяты от "Звезды-М-НАМИ", хотя реечный рулевой механизм, дифференциал и трехступенчатая коробка передач были новой конструкции.


илл.

Для "Звезды-5" предназначались три взаимозаменяемых мотора: "2П" (245 куб. см, 48 л.с.), "ЗП" (345 куб. см, 63 л.с.) и "5П" (480 куб. см, 97 л.с.). В классе 250 куб. см удалось в 1956 году достичь максимальной скорости 200,6 км/ч. Однако все три двигателя из-за высокой тепловой напряженности оказались очень ненадежными.

"Звезда-6" (1958 г.). Конкурент А. Пельтцера Э. Лорент в 1955 году начал выступать на новом автомобиле "Харьков-Л2" собственной конструкции. По аэродинамике он превосходил "Звезду-5". Новой "Звезде" предстояло взять реванш. Надежду вселял узкий (1000 мм) и длинный (4500 мм) кузов с очень малой лобовой площадью (0,43 кв. м). Колесная база машины - 2500 мм. Гонщик управлял машиной в положении полулежа. "Звезда-6" весила 354 килограмм и, как "Звезда-5", имела 12-дюймовые колеса.

На "Звезде-6" удалось установить несколько рекордов СССР на различные дистанции в классе 250 куб. см. Но надежность двигателей оставалась очень низкой, и максимальная скорость автомобиля составила только 182 км/ч.


илл.

Дальнейшие работы над гоночными машинами с двухтакными двигателями Пельтцер прекратил и в конце 50-х годов занялся конструированием автомобилей с четырехтак-ными двигателями для кольцевых гонок. Так завершилась 12-летняя история "звезд". Их был 6 моделей, но шести машин не было никогда. Каждая последующая модель воспринимала от предшественницы основные узлы и детали. Такая преемственность приводила к разукомплектованию прежнего образца в пользу нового.

Фото в заголовке: Пельтцер 6.11.1946 г. устанавливает первый рекорд на "Звезде-1".





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra