Zundapp



 

Zundapp: взлеты и падения


Один из наиболее крупных производителей в немецкой истории немало повидал на своем веку. Несколько раз завод Zundapp восставал из пепла и добивался еще больших успехов. Кто бы мог подумать, что, пережив две мировые войны и на протяжении всей своей истории, конкурируя с монстрами мотостроения, в мирное время Zundapp буквально за пару лет просто исчезнет с немецкой земли...


Zundapp - начало

В военное время все производство может быть подчинено только одной цели - обеспечению страны военной техникой. Именно с таким расчетом во время Первой мировой, в 1917 г. в немецком Нюремберге был создан завод под названием Zunder und Apparatebau G.m.b.H. ("Взрыватели и приборостроение"). Основная задача завода - выпуск взрывателей для артиллерийских снарядов. Созданный тремя крупными компаниями, завод развивался и приносил прибыль. Во время войны на нем работало около двух тысяч сотрудников. Когда продукция завода стала никому не нужна, пришло время выбирать путь дальнейшего развития. К тому времени единственным хозяином фабрики стал Фриц Ноймейер, который на свой страх и риск решил выпускать мотоциклы. Длинное название сократилось до аббревиатуры ZundApp и всего за несколько лет принесло Неймейеру всемирную славу.

Первый мотоцикл выехал из ворот фабрики в 1921 г. Компания позиционировала первенца как "мотоцикл для всех", дав ему аналогичное название - Motorrad fur Jedermann. Модель Z22 действительно была рассчитана на "среднего" покупателя. Расход топлива составлял 0,75 л на 100 км. К тому же и скорость он мог развивать на то время достаточно серьезную - до 65 км/ч. Z22 был оборудован двухтактным двигателем объемом 211 см3, который Zundapp тогда не производил самостоятельно, а закупал у британцев - известной компании Levis. Уже к концу 1922 г. было продано больше тысячи таких мотоциклов.

К 1924 г. Zundapp уже самостоятельно выпускал двигатели и запустил собственную сборочную линию. Так, за год с конвейера завода сошло 10 тыс. мотоциклов.

Популярность Zundapp, как снежный ком, катилась по всей Германии. Всего за 7 лет своего существования Zundapp из маленькой компании стал лидером немецкого мотопроизвод-ства. В 1929 г. компания установила серьезный рекорд: за месяц с конвейера сошло 4200 мотоциклов. К тому времени в ассортименте компании было уже несколько моделей мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями, в том числе и модель 1928 г. - Zundapp Z300 с объемом двигателя 297 см3 и мощностью 9 л. с. В то время и первый грузоподъемный трайк Zundapp EM250.

Великая депрессия.

Но настало время Великой Депрессии. Покупать мотоциклы стало фактически некому. Тотальная бедность и безработица обанкротили многие компании. Но Неймейеру удалось сохранить Zundapp. Более того, уже в 1933 г. у компании начался новый виток популярности. Они выпустили несколько новых моделей, наибольшей гордостью из которых был "тяжеловес" Zundapp K800. "Монстр" весом 212 кг развивал скорость до 110 км/ч. Появилась и еще одна новинка - мотоцикл с ножной педалью переключения передач - Zundapp K600, который был способен развивать скорость до 120 км/ч. Мотоциклы К600 и К800 были оборудованы мощными горизонтальными 4-тактными 4-цилиндровыми двигателями. Отличие было в мощности: объем двигателя К600 - 597см3, мощность 28 л. с., у К800 - 804 см3, 22 л. с. С самого начала новые модели были представлены как "нетрадиционные", но, несмотря на это, спрос на них был сумасшедший.


Вторая мировая

К 1940 г. все предприятия Германии перешли на создание военного оборудования. Но к взрывателям Неймейер решил уже не возвращаться. Популярность и репутация компании сыграли свою роль, и правительством было поручено разработать специальный военный мотоцикл. Так появился на свет легендарный Zundapp KS750.

Созданный по армейскому спецзаказу, этот "монстр" был продуман до мелочей: оппозитный двухцилиндровый верхнеклапанный 750-кубовый двигатель мощностью 26 л. с., привод на колесо коляски, питание электрооборудования от отдельного генератора.

В коробке передач произошло замечательное изменение - появилась задняя передача. Теперь можно было не тратить время на выталкивание мотоцикла в критических ситуациях. Эта машина была рассчитана на сложнейшие бездорожья, и даже в непроходимой, казалось бы, грязи оставалась маневренной и быстрой. Кроме всего прочего, эта модель была оборудована специальной воздухозаборной системой карбюратора, что позволяло преодолевать довольно глубокие броды. Во время войны было выпущено более 18 тыс. экземпляров KS750.

Разруха

Как и всем, после Второй мировой войны, Zundapp пришлось не сладко. После сильных бомбежек завод был наполовину разрушен, а из нескольких тысяч сотрудников, осталось меньше двух сотен. В первые послевоенные годы завод выпускал все, что только мог, лишь бы удержаться на плаву, даже мукомольное оборудование.

Постепенно производство вновь становилось на ноги. Из оставшихся запчастей рабочие понемногу начали изготавливать мотоциклы. И уже через несколько лет к Zundapp вернулись былое процветание и успех.


Новая эра и конец Zundapp

Уже к началу 1950-х гг. дела шли так хорошо, что было принято решение перевести все производство в Мюнхен. К тому времени выпуск тяжелых мотоциклов был сокращен, а основное внимание было направлено на производство мотороллеров. Самой популярной моделью стал мотороллер Bella R-150. Легкий и простой в управлении, он стал символом возрождающейся Европы. Спрос на маленькие и удобные мотороллеры рос, и Zundapp начал выпускать гибрид велосипеда и мотоцикла - мофы. С 1953 г. началось производство велосипедных 48-кубовых моторчиков мощностью 1,2 л.с., а позднее - и мопедов Cobinette, которые были оборудованы этими моторами. Если раньше мотоциклы от модели к модели становились все мощнее, то иногда наблюдалась прямо противоположная тенденция - они становились все меньше и легче.

С 1973 г. компания стала выпускать крошечные односкоростные мофы.

К концу 1970-х гг. на мировой рынок стремительно ворвались японцы, конкурировать с которыми было очень непросто. Еще несколько лет Zundapp предпринимал попытки удержаться на рынке, но к середине 1980-х гг. это стало просто невозможно.

В 1984 г. все оборудование завода было продано в Китай.

Интересные факты

Zundapp и спорт

Владелец Zundapp, Фриц Ноймейер, был талантливым менеджером. Даже в те годы он прекрасно понимал, что для компании в первую очередь важен ее престиж. А что может быть престижнее звания победителя? Именно поэтому мотоциклы Zundapp, начиная с самой первой модели, принимали участие в соревнованиях. Во все времена компания старалась участвовать во всех гонках. Много лет подряд Zundapp был лидером на международных шестидневных гонках. Успех компании способствовал развитию и совершенствованию выпускаемых моделей, а это означало почти безусловное первенство и в однодневных состязаниях, и в многодневных гонках. В 1965 г. на заводе Zundapp был разработан и построен специальный мотоцикл-рекордсмен, который был отправлен на автодром Монца бить рекорды. Малютка KS50 весом всего 82 кг побил 6 рекордов скорости.

В последний год своего существования Zundapp удостоился почетного звания чемпиона мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 80 см3. Тогда Стефан Дорфлингер завоевал этот титул на гоночном мотоцикле Zundapp RSM, который развивал скорость до 219 км/ч.


Интересно знать...

  • Управлять Zundapp KS750 было непросто: для этого солдаты проходили специальную подготовку.


  • На оборудовании, вывезенном с завода Zundapp после Второй мировой войны, в Советском Союзе стали выпускать мотоциклы "Днепр" и "Урал".


  • Конкуренты

    В начале XX века на мировом рынке мотоциклов конкурентов было достаточно. В Германии между собой боролись две компании - BMW и Zundapp. В основном они конкурировали в области производства тяжелых мотоциклов. Такое соперничество позволило этим двум компаниям намного опередить остальных конкурентов. Чтобы перещеголять друг друга, им постоянно приходилось усовершенствовать модели своих мотоциклов, искать новые решения. Но истинная борьба началась в начале войны. Тогда немецкой армии понадобился мотоцикл, который соответствовал бы всем требованиям боевых действий. Идеальная машина должна была обладать мощным двигателем, большой грузоподъемностью и отличаться чрезвычайной проходимостью. Создать такой агрегат, естественно, было предложено лидерам рынка - компаниям Zundapp и BMW. Получившиеся модели решили опробовать, и только после этого выбрать наиболее подходящую для армии. Можно только предполагать, насколько важным для обеих компаний было создание "идеального" военного мотоцикла.

    И вот после множества тестов и специально проведенных соревнований на военном полигоне абсолютное предпочтение было отдано Zundapp. Руководству BMW было приказано свернуть свое производство и выпускать модель, созданную соперниками. На такое унижение они пойти не могли, поэтому "выбили" себе право создать такой же аппарат, но собственного производства. На это у них ушел целый год, но он не прошел зря. Так появился двойник модели Zundapp KS750 - BMW R75, который полностью отвечал всем требованиям Вермахта, основным из которых было полное соответствие и взаимозаменяемость запчастей.



  • Автопроба

    В начале 1930-х гг. популярность мотоциклов резко упала. Дабы не остаться не у дел Zundapp решила заняться производством автомобилей. В

    1932 г. совместно с Фердинандом Порше были созданы чертежи первого автомобиля, который должен был сойти с конвейера Zundapp. Его решено было выпускать под тем же девизом, что и первый мотоцикл: "Автомобиль для всех". Это должен был быть "народный автомобиль" - "volks wagen". Обтекаемый рамный кузов, двигатель с водяным охлаждением и радиально расположенными пятью цилиндрами - недорогая и качественная модель массового автомобиля. Несколько прототипов уже были готовы к испытаниям, но вдруг Неймейер объявил Порше, что у компании не хватает денег для проведения испытаний и выпуска этого автомобиля. Через некоторое время средства появились, но Zundapp решил больше не заниматься автомобилями, и остался верен только мотоциклам, вплоть до финала своей непростой истории.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra