Главная » Журналы » Журнал "Мото" » Статьи » SDK сто лет назад

SDK сто лет назад


SKD сто лет назад

Считается, что до революции московское акционерное общество «Дукс», которое возглавлял Юлий Александрович Меллер, было ведущим производителем мотоциклов в России. Но вот производителем ли?


Сохранилось два образца мототехники завода «Дукс»: один – в собрании политехнического музея в Москве, другой – в Прибалтике. Наличие педального привода заднего колеса и слабосильный моторчик (хоть и о двух цилиндрах) позволяют назвать их мотовелосипедами.  
Ранний «Мото-Ревъ Дуксъ» образца 1910 года.
 
Ранний «Мото-Ревъ Дуксъ» образца 1910 года. Ведущая звездочка также имеет надпись BSA, тормоз переднего колеса отсутствует напрочь. Передняя вилка велосипедного типа, но колесо уже слегка подпружинено. Рабочий объем двухцилиндрового V-образного двигателя – всего 256 см³. По всем признакам – велосипед с моторчиком. Снять бензобак и двигатель с ременной передачей – и вот вам «чистый» велосипед. С другой стороны, в любую подходящую велосипедную раму можно было установить такой двигатель, под верхнюю трубу подвесить бензобак,закрепить на спицах приводной обод да слегка модернизировать переднюю вилку – и вот обратное превращение. А кто сказал, что тогда не продавались именно комплекты для модернизации велосипедов? Двигатели обоих образцов – швейцарской фирмы Моtо-Rеvе, ее же имя стоит на бензобаках (а они дошли до нашего времени практически в оригинальном состоянии) и упоминается в рекламных проспектах того времени (мало того, мотоциклы так и называются – «Мото-Ревъ Дуксъ»), да и вообще московские аппараты похожи на машины швейцарского предприятия как родные братья.
 
«Мото-Ревъ Дуксъ»

 Больше того, в швейцарских и российских рекламных проспектах 1914 года модели даже именовались одинаково: двухцилиндровая модель – I, одноцилиндровая – М. Создается впечатление, что большую часть комплектующих завозили из Швейцарии,а в России делали лишь то, что позволяли возможности производства. 

 

«Мото-Ревъ Дуксъ»

На машине отсутствует коробка передач, роль сцепления исполняет механизм натяжения ремня привода заднего колеса. Клещевый механизм заднего тормоза действует непосредственно на обод колеса. Привод выпускных клапанов – механический, от кулачкового вала в верхней части картера двигателя. Между клапанами – механизм декомпрессора. Впускные клапаны – по терминологии того времени, «автоматические», то есть срабатывали от разрежения во впускном коллекторе. После сборки на рулевую колонку крепилась эмблема с надписью «Дуксъ» или «Duх», после чего продукция, как сейчас сказали бы, крупноузловой сборки отправлялась покупателям. Но как бы то ни было, мототехника акционерного общества «Дукс» является заметной страницей мотоциклетной истории нашей страны: всего с 1909 по 1915 годы в Москве было выпущено около 500 мотоциклов.
свечи зажигания с надписью «Моtо-Rеvе»
Сохранились даже оригинальные свечи зажигания с надписью «Моtо-Rеvе». В центре головки цилиндра – краник для облегчения пуска двигателя в холодную погоду, через него можно было заливать порцию топлива непосредственно в цилиндр.
Страница рекламного проспекта акционерного общества «Дукс» за 1912 год

Страница рекламного проспекта акционерного общества «Дукс» за 1912 год. Бензобак изменил форму с круглого на угловатый, педальный привод заднего колеса еще сохраняется. На ведущей звездочке можно разглядеть буквы BSA, детали привода явно покупные.
Страница рекламного каталога образца 1914 года.

Страница рекламного каталога образца 1914 года. Перед нами двухцилиндровая 435-кубовая модель I – уже полноценный мотоцикл: имеются двухступенчатая коробка передач и механизм кикстартера, педальный привод заднего колеса отсутствует. Передняя вилка – настоящая мотоциклетная, с боковыми пружинами типа Druid.
«Гитара» привода ГРМ и магнето системы зажигания

«Гитара» привода ГРМ и магнето системы зажигания. Обратите внимание на эксцентриковые шестерни справа: считалось, что такой привод «усиливает» искрообразование, хотя на самом деле подобная конструкция позволяет лишь не перепутать шестеренки, одновременно усложняя сборку механизма.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя Моtо-Rеvе

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Моtо-Rеvе. Поршневой палец фиксировался не стопорными кольцами или заглушками, а солидными винтами.
«Мото-Ревъ Дуксъ»

«Мото-Ревъ Дуксъ» из собрания Политехнического музея на праздновании 100-летия мотоцикла в Риге, 1985 год.
«Мото-Ревъ Дуксъ» модель М

В 1914 году программу «Мото-Ревъ Дуксъ» дополнила модель М с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 305 см³

значок акционерного общества «Дукс»
 
Оригинальный памятный значок акционерного общества «Дукс», изготовленный из серебра. Крепление винтовое, на гайке маленькая квадратная эмблема ювелирного дома «Фаберже».
советский мотоцикл «Союз»


После национализации в 1918 году завод был переименован в «Государственный авиационный завод №1» (ГАЗ №1). В 1924 году группа инженеров построила на нем первый советский мотоцикл «Союз». В отличие от довоенной продукции все детали, кроме карбюратора и магнето, были изготовлены своими силами. Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 503 см³ был оснащен системой газораспределения «клапан над клапаном» (IOE). Оригинальная ходовая часть имела мягкую подвеску обоих колес. Мотоцикл принял участие во Втором испытательном автомотопробеге в 1925 году, но в серию так и не пошел.

Журнал «МОТО» – ноябрь 2013
Источник: http://moto-magazine.ru/technics/history/skd_sto_let_nazad/

Опубликовано: 23 апреля 2014 года




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra