Главная » Журналы » Журнал "Мото" » Статьи » Maico. И в подводу и под воеводу

Maico. И в подводу и под воеводу


Maico. И в подводу и под воеводу


Maico

Один и тот же двигатель и сейчас может использоваться на мотоциклах разных классов. Но чтобы и на скутере, и на чемпионском «кроссаче»? Такое было возможно лишь в прежние героические времена.
 
фото Ульрих Поль и мотоцикл Maico
Ульрих Поль (справа) - Главный конструктор Maico в 50-е годы

История марки Maico — это сказание о том, как маленькая, но совершенно независимая семейная компания выживала в мире огромных империалистических акул. А началось все с того, что Отто и Вильгельм Майши, сыновья владельца небольшой машиностроительной компании в Полтрингене, что близ Штуттгарта, в 1931 году захотели добавить к нехитрому ассортименту заводика еще и велосипеды. Марку для них взяли из сокращения MAIsch+CO. Поскольку в те годы были на пике популярности мотовелосипеды, то в 1934 году братья приставили к своей ходовой части 100-кубовый моторчик Sachs. А перед самой войной дело дошло и до полноценных мотоциклов, с опять-таки покупными моторами рабочим объемом 125 и 150 см.

Семейное предприятие Майшев было слишком мелким, чтобы поставлять мотоциклы в Вермахт. Поэтому в годы Второй мировой войны оно делало детали для самолетов. А после войны братья захотели вернуться к мотоциклетному бизнесу - но не тут-то было. Их город оказался во французской зоне оккупации, — а французы были настроены к немцам предельно жестко. Какой бизнес? Ах, вы, герр Вильгельм Майш, еще и в нацистской партии изволили состоять? Нет, полная ликвидация, станки и оборудование — во Францию, в счет репараций.

Пришлось братьям провернуть целую операцию по спасению своего имущества — так сказать, план «Нахтвюрф» («Ночной бросок»). Под покровом ночи самое ценное оборудование они вывезли в соседний городок Херренбург, находившийся в американской зоне. Американцы были куда лояльнее — по их-то земле немецкий сапог не прошелся. К тому же практичные янки исповедовали философию «Хочешь накормить голодного — дай ему не рыбу, а удочку», и бизнес в своей зоне всячески поощряли.
Поначалу братья делали газогенераторы и... игрушки, но уже в 1948 году представили свой первый послевоенный мотоцикл — модель М125. Они хотели использовать силовые агрегаты от известной моторостроительной компании Ilo, но этих моторов на всех не хватало. Поэтому они сами стали делать двигатели — фактически чуть улучшенные копии 125-кубового Ilo.
Таких крохотных компаний, выпускавших легкие мотоциклы, в послевоенной Западной Германии было пруд пруди. Maico ничем не выделялась и сгинула бы вместе с ними в конце 50-х, когда немцы массово пересаживались на автомобили, если бы в нее не пришли два талантливых молодых инженера — Ульрих Поль и Вилли Тецлафф.

Maico V175 Fanal
Maico V175 Fanal 1955 года — первый мотоцикл, получивший новый Rundmotor.

Maicomobil — «двухколесный автомобиль»
Maicomobil — «двухколесный автомобиль».

Maico Blizzard
Maico Blizzard продержался в серийном производстве 15 лет!


 
Как только в их распоряжении оказались какие-никакие ресурсы (а Западная Германия после денежной реформы 1948 года переживала стремительное возрождение), они начали «чудить».
Их первым «чудом» стал представленный в 1950 году Maicomobil — по рекламным заверениям компании, не более и не менее как «автомобиль на двух колесах». Фактически же он представлял собой закапотированный по самое не хочу мотоцикл на 14-дюймовых колесах, в недрах которого скрывался снабженный вентилятором для обдува 150-кубовый моторчик мощностью всего 6,5 л.с. Затем молодые конструкторы спроектировали целое семейство дорожных мотоциклов от одноцилиндрового M150 до 550-кубового двухцилиндрового Taifun. Но лучшим их творением стал двигатель, за округлые формы картера прозванный Rundmotor («Круглый мотор»).
 
В отличие от Maicomobil и Taifun, новый силовой агрегат в техническом отношении был почти зауряден: один чугунный цилиндр с двухканальной возвратно-петлевой продувкой, вращающийся в шарикоподшипниках коленвал, цепная передача на расположенную в едином блоке четырехступенчатую коробку передач. Но конструкторам удалось найти отличный баланс между тягой на «низах» и веселой раскруткой на «верхах». К тому же мотор был неплохо сделан, отличался надежностью и великолепным потенциалом для форсировки — он стал основой всех спортивных двигателей Maico вплоть до начала 80-х годов!

Но здесь я забежал вперед, а в 1953 году новый мотор дебютировал в шасси легких мотоциклов в двух модификациях: 175-кубовый M175 Fanal (61,0х595 мм, 9,2 л.с.) и 200-кубовый М200 (65,0х59,5 мм, 11л.с.). Вскоре 200-кубовую модификацию установили и в шасси Maicomobil — согласитесь, что 11 л.с. более пристали туристическому аппарату, чем 6,5 л.с.

Спорт всегда был лучшей рекламой, и братья Майш дали свое благословение на разработку спортивной модификации. Поскольку участие в шоссейно-кольцевых гонках их семейная фирма не потянула бы, они сделали ставку на менее популярный в те годы мотокросс. Для этих состязаний был подготовлен 250-кубовый (67,0х70,0 мм) вариант двигателя, и в 1954 году Курт Вустенхаген на мотоцикле Maico стал чемпионом Германии.

Уже в январе 1955 года 250-кубовый двигатель появился и в шасси «цивильных» аппаратов. Одним из них был мотоцикл М2505 Blizzard, вторым — мотороллер Maicoletta. И если первый представлял собой просто еще один хороший немецкий дорожный снаряд, то Maicoletta стала прорывом! На фоне мотороллеров 50-х она выделялась выдающимися ходовыми качествами благодаря жесткой раме, передней телескопической вилке, 14-дюймовым колесам и мощному (14л.с.1) мотору. В общем, TMAX послевоенной эпохи. Интересной технической особенностью мотороллерной модификации мотора стал разработанный концерном Bosch маятниковый стартер: специальные катушки раскачивали коленвал, а напряжение на свечу подавалось, лишь когда коленвал вращался в правильном направлении. После нескольких холостых вспышек мотор заводился — на такие жертвы пришлось идти из-за слабенького б-вольтового аккумулятора.
конструция Rundmotor
Простая и консервативная конструция Rundmotor


В том же году руководство национальной федерации мотоспорта ФРГ решило выставить на международную «Шестидневку» ФИМ команду не на тяжелых BMW, на которые делалась ставка ранее, а на легких DKW и Maico. Это в наши времена «Шестидневка» оказалась чуть ли не на обочине большого спорта, а в те годы престиж ее был высок — иначе как Мотоолимпиадой ее не называли. Тем более что по существовавшим тогда правилам национальные команды могли выступать лишь на мотоциклах отечественного производства. Выступление стало триумфальным для команды ФРГ: она не получила ни одного штрафного очка и впервые с 1935 года взяла главный приз — Международный трофей.
 
Серийный Maico GS250 1959 года
Серийный Maico GS250 1959 года

Свой успех немецкая команда повторила и в 1957 году, и вновь на легких мотоциклах Maico и Zundapp. Чтобы выставить свои аппараты и в 350-кубовом классе, конструкторы Maico разработали 277-кубовый двигатель, увеличив диаметр цилиндра до 71 мм. Интересно, что на дорожных мотоциклах 277-кубовая модификация не применялась, а вот на Maicoletta его ставили — для экспортных рынков.

В 1957 году состоялся первый чемпионат Европы по мотокроссу в классе 250 см. Компания Maico доказала, что она делает лучшие в мире легкие внедорожные мотоциклы: заводской гонщик Фриц Бетцельбахер стал чемпионом, его коллега Вилли Эстерле занял второе место.

афиша Maico MC 250/400/450

Увы, спортивные успехи не всегда приводят к процветанию. Вторая половина 50-х в ФРГ — время, когда бюргеры меняли два колеса на четыре. Компания Maico тоже попыталась вскочить в этот поезд и даже приобрела в 1955 году крохотную фирму Champion, выпускавшую мини-кары с 400-кубовым мотором. Но маркетологи Maico ошиблись: немецкая автомобилизация слишком быстро проскочила этап микроавтомобилей, и через три года производство пришлось свернуть, выпустив всего 6000 автомобильчиков.

Maicoletta
Maicoletta — первый скутер, своими дорожными качествами не уступавший мотоциклам.


Тогда компания решилась наконец делать то, что у нее получалось лучше всего, и запустить в серию спортивные внедорожные мотоциклы. В 1959 году началось производство эндуро GS175 и GS250, в следующем году — кроссовой серии MC175/250/277. Вскоре появились модификации и для более экзотических видов спорта: триала и мотобола (пожалуй, лишь Maico и наш Завод имени Дегтярева выпускали серийные мотобольные мотоциклы).

Армейский Maico M250
Армейский Maico M250B - смесь из Blizzard и GS250B

 

Спортивные успехи обратили на себя внимание армейских чинов, и в 1959 году компания получила спасительный контракт на поставку 10000 мотоциклов для Бундесвера. Армейский Maico М250В был сделан на основе модели Blizzard и отличался от нее упрощенной отделкой с защитной окраской, усиленной ходовой частью, поднятым вверх глушителем и багажными сумками.
 
спортивные мотоциклы Maico
Новый облик спортивных мотоциклов Maico, 1968 год

В 60-е годы конструкции дорожных и спортивных мотоциклов Maico разошлись радикальным образом. Хотя производство Blizzard и Maicoletta продолжалось до конца десятилетия, основную ставку компания сделала на легкие мотоциклы с моторами совершенно другой конструкции, с дисковым золотником на впуске. А для спортивных продолжала использовать старый добрый Rundmotor, постоянно его совершенствуя. Так, в 1962 году конструкторы компании вместо чугунного цилиндра опробовали алюминиевый, с покрытием пористым хромом вместо гильзы (потом они все-таки отдали предпочтение стальной гильзе). Чтобы трансмиссия переварила увеличенный крутящий момент, вместо однорядной цепи моторной передачи поставили двухрядную, а впоследствии — и трехрядную. Примитивную «сеточку» заменили полноценным воздушным фильтром с бумажным фильтрующим элементом. А в 1964 году спортивные мотоциклы Maico получили совершенно новую ходовую часть, с дуплексной рамой из хром-молибденовой стали и подвесками с увеличенными ходами. Поскольку в 500-кубовом классе минимальный рабочий объем ограничили величиной 351 см, то в том же году началось производство 352-кубового мотора (размерность 78,0х76,0 мм).

Мотоцикл Maico для мотобола
Мотоцикл Maico для мотобола

В те годы Maico, Husqvarna и CZ были главными поставщиками серийных мотоциклов для внедорожных соревнований. В отличие от шведских и чешских мотоциклов немецкие так и не сделали своих гонщиков чемпионами мира — возможно, потому, что маленькая фирма не могла раскошелиться для создания уникальных заводских машин, намного превосходящих своими параметрами (и ценой) серийную продукцию. Но гонщики-любители от Австралии до Калифорнии знали: хочешь побеждать на своем уровне — покупай Maico.
 
Интересным экспериментом стал выпуск в 1964 году двух моделей дорожных мотоциклов — SS250 и SS360 — максимально унифицированных с внедорожными: форсированные моторы с алюминиевыми цилиндрами, легкие дуплексные рамы. 360-кубовая 28-сильная модификация разгонялась до 152 км/ч — при том что стандартный Blizzard мог выдать лишь 115 км/ч. Увы, намного выше была и цена, так что через два года эти машины сошли со сцены. Облик немецких мотоциклов радикально изменился в 1968 году: на смену каплевидным бензобакам пришли граненые, ставшие характерным признаком марки на следующее десятилетие. Конструкторы значительно увеличили площадь ребер охлаждения, так что цилиндр внешне стал квадратным.
А в 1975 году на спортивных мотоциклах они применили запатентованное компанией веерное расположение ребер охлаждения — причем этот «веер» начинался почти от самого картера. В 1971 году к компании пришел первый большой спортивный успех с 50-х годов: Эйк Джонссон и Адольф Вайль заняли второе и третье места в чемпионате мира по мотокроссу в классе 500 см. Урожай серебряных медалей пополнился в 1973 году: Вилли Бауэр стал вице-чемпионом мира в классе 500 см, а Вайль — в 250-кубовой категории. Вайль добыл бронзовую медаль в «пятисотках» и в следующем году.

Rundmotor
И в 70-е годы спортивные моторы Maico сохранял простую конструкцию Rundmotor



Спортивные мотоциклы Maico к сезону 1975 года получили совершенно новые картеры, которые вместили пятиступенчатые коробки передач. Формально это был финал для Rundmotor. Фактически же лишь в 1983 году мотоциклы компании получили двигатель «с нуля», с шестеренной моторной передачей, лепестковым клапаном на впуске и прочей современной техникой.
Maico SS250 — скоростной родстер
Maico SS250 — скоростной родстер

Кроссовый Maico MCЗ60
Кроссовый Maico MCЗ60 1964 года с новой дуплексной рамой.

Maico GS250
"Ребра "веером" Maico GS250 1973 года

Отчасти этим можно объяснить бесславный закат марки: техническую революцию она проспала и уже не смогла за ней угнаться.
В 1987 году компания обанкротилась, и семья Майш продала ее предпринимателю Лоренсу Меркле. Затем Maico еще раз сменила хозяина и в конце концов под этой маркой стали продавать тайваньские скутеры. Но будем снисходительны к маленькой семейной фирме: оставаться столько лет на плаву в море, кишащем империалистическими акулами — это тоже подвиг.

Развитие моделей с мотором Maico Rundmotor

Источник: Журнал "МОТО", июнь 2014 года

Опубликовано: 03 ноября 2014 года




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra