Железные солдаты...


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"

ЖЕЛЕЗНЫЕ СОЛДАТЫ
БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


"Третий месяц в окопах... Если выживу, обязательно женюсь на Кэт... Ганса жалко – веселый был парень... Не высунулся бы из окопа – сейчас еще шутил бы... Без него совсем тошно..." – сознание немецкого рядового Мейера еще не проснулось, в голове была "каша" из обрывков бессвязных мыслей... С самого начала боевых действий на реке Сомма ему удалось закрепиться на позиции, выжить после семисуточной артподготовки, когда над речушкой бушевал непрекращающийся огневой ураган, уцелеть в контратаке после наступления отборных добровольческих английских частей... "С каждым днем гибнет все больше товарищей, но и англичан, черт их побери, не становится больше... Как долго мы сможем удерживать линию фронта?... Когда это все кончится?!"...


ТАНКОВЫЙ УЖАС ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

В то утро, 15 сентября 1916 г., немецкие солдаты занимали свои позиции, когда в предрассветном тумане прямо перед собой они увидели огромные "рыла" стальных чудищ, которые с леденящим кровь ревом наваливались на окопы, рвали колючую проволоку и обрушивали блиндажи. Железные монстры, со скрежетом покачиваясь и вздымаясь на дыбы, медленно ползли вперед, неся смятение и ужас. Немцев охватила паника. Солдаты бросились бежать, спотыкались, падали, зарывались в воронки... "Огромные чудовища приближались к нам, – рассказывал очевидец, – гремя, прихрамывая и качаясь. Кто-то в первой линии окопов крикнул, что явился дьявол, и это слово молниеносно разнеслось по окопам".

... Так началось первое в истории сражение с участием танков. Кайзеровские солдаты, признавая, что танки наводили на них панический страх, называли то время периодом "танкового ужаса".

Первая мировая война принесла страдания бесчисленному множеству семей во всем мире, гибло огромное количество людей "по обе стороны баррикад". Страны, вовлеченные в военные действия, судорожно искали средства для прорыва фронта и сокращения человеческих потерь. Британским инженерам первым удалось найти решение: сражение на Сомме показало всему миру, что в Великобритании родилось новое грозное оружие войны.

РОЖДЕНИЕ "БОЛЬШОГО ВИЛЛИ"

В октябре 1914 г. секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Эрнест Суинтон (Ernest Swinton) высказал мысль о необходимости создания боевой гусеничной машины, способной передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения. Его неоднократные обращения в военное министерство оставались без внимания, пока этим вопросом не заинтересовался первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль. Уже в феврале 1915 г. под эгидой морского ведомства был создан так называемый Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д’Энкур. Он одобрил проект Суинтона, но полковник к тому времени уже "достучался" до командующего британскими войсками во Франции, генерала Дж. Френча. Командующий был обеспокоен большими потерями англичан, поэтому его офицеры довольно быстро сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна была быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета. Предложения были направлены в военное министерство, которое, наконец-то, отреагировало... Суинтон и д’Энкур приступили к созданию боевой машины.





К работе была привлечена машиностроительная фирма У. Фостера, в стенах которой под руководством инженеров У. Триттона, майора В. Вильсона и Г. Рикардо за 40 дней на базе американского трактора "Холт" была создана боевая машина. Кто-то усмотрел некоторое внешнее сходство танка с одним из его создателей – Вильсоном и, вероятно, в шутку прозвал его "Маленьким Вилли". Ходовые испытания "Маленького Вилли" прошли удовлетворительно, но Суинтон был не доволен результатом, и машина подверглась доработкам: чтобы преодолевать 4-метровые окопы потребовалось увеличить опорную поверхность гусеницы за счет придания ее обводу формы параллелограмма, а для высоты зацепа и преодолеваемого вертикального препятствия ее верхнюю ветвь пустили поверх корпуса. В ноябре 1915 г. фирма приступила к изготовлению новой машины и уже 30 января 1916 г. представила ее на испытания.

Для придания машине солидности перед повторными испытаниями ее решили переименовать в "Большого Вилли". Под этим именем эта боевая машина и вошла в историю. Некоторые называли машину "стоножкой", а поскольку это был первый образец – прародитель танка, за ним закрепилось еще одно прозвище – "Мать" (Mother). Однако, как и полагается, на вооружение танк приняли под официальным обозначением Mk I (марка первая).


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
MK IV

Боевая масса – 28,5 т "самца" и 27,4 т "самки"

Экипаж – 8 человек

Длина корпуса – 7,9 м

Ширина корпуса – 3,9 м ("самец") и 3,3 м ("самка")

Высота корпуса – 2,6 м


Согласно принятой в то время классификации это был тяжелый танк (машины весом около 30 т). Основным его назначением было разрушение проволочных заграждений и подавление вражеских пулеметов. Годом позже англичане сконструировали и даже успели выпустить "в поля" Первой мировой средние танки – Mk A, знаменитые "борзые" (Whippet), которые нельзя назвать вершиной военного технического прогресса, поскольку они имели не меньше недостатков, чем "Большой Вилли". Однако именно "борзые" положили начало следующей серии военных машин – средних танков Британии (о них мы расскажем в ближайших номерах Retro & Exotica).





Упомянем о классификации танков по типам вооружения: танки с пулеметным вооружением называли "самками" (female), а со смешанным пушечно-пулеметным – "самцы" (male). Конструкторы рассчитывали, что "самцы" будут действовать главным образом против пулеметных гнезд, "самки" – против живой силы противника. Однако "самки" не оправдали возлагаемых на них надежд, и часть выпущенных танков перевооружили, сделав один пулеметный спонсон пушечным, так что получился гибрид "самки" и "самца" – композитный танк, или, как некоторые его называют, "гермафродит".

"БОЛЬШОЙ ВИЛЛИ" В ДЕТАЛЯХ

Поскольку гусеницы танка Mk I охватывали корпус, вооружение пришлось разместить по бортам, а чтобы орудия и пулеметы могли стрелять по курсу, в сторону и назад, их установили в спонсонах, которые перед транспортировкой по железной дороге снимали.

Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепили бронелисты. Ходовая часть, состоявшая из 26 опорных роликов малого диаметра, также была закрыта броней. Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали.

Танки не имели глушителей на выхлопной трубе, поэтому изрядно шумели, что вначале морально воздействовало на противника, но при этом скрытное сосредоточение техники было невозможным, и англичанам приходилось заглушать рев танковых моторов артиллерийской стрельбой.

Внутри танк напоминал машинное отделение небольшого боевого корабля, по которому можно было ходить не пригибаясь. Большую часть помещения занимали бензиновый двигатель, коробка передач и трансмиссия. На первых машинах внутрь устанавливали еще и топливные баки, из которых самотеком в двигатель поступал бензин (из-за чего при попытке взобраться на высоту танки иногда беспомощно глохли по причине прекращения подачи топлива в двигатель), а поскольку вентиляции в машине не было, на ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары. Естественно, экипаж не мог долго оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева (температура внутри была слишком высокой для человека). Иной раз танкисты во время боя выскакивали из машин прямо под пули, чтобы сделать глоток воздуха. Один немецкий офицер записал в дневнике: "... Мы обнаружили английский танк, стоявший на обочине. Мотор его работал, но танк не подавал признаков жизни. Мы осторожно приблизились и заглянули внутрь – сквозь сизый дым мы увидели лежащие тела в черных кожаных куртках. Это были английские танкисты...". В первых английских танках такая нелепая смерть могла настигнуть любого танкиста.

Еще одним недостатком 27-тонного танка были слишком узкие гусеницы, вязнувшие в мягкой почве. Тяжелые машины садились на грунт, при этом стальное днище прогибалось, что вело к поломкам карданного вала. Для наблюдения предусмотрели смотровые щели в бортах, которые не только не обеспечивали обзора, но и были причиной многочисленных ранений глаз танкистов брызгами расплавленного свинца от пуль. Специальные очки – стальные пластины с множеством отверстий – не решали этой проблемы. Не было в танке ни радиосвязи, ни внутренних переговорных устройств.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
MK V

В отличие от французских танкистов, которые уже в конце 1916 г. разъезжали на Saint Chamond с подрессоренным шасси, англичане чувствовали себя в своих танках куда менее комфортно: во время движения их отчаянно трясло – опорные катки, из которых состояла ходовая часть, не были подрессорены. Однако этот недостаток не спешили устранять и в последующих модификациях танка.

Толщина бортовой брони "Большого Вилли" составляла 5-10 мм. Она защищала от винтовочных пуль, шрапнели, легких осколков от снарядов, но не от бронебойных пуль.

Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного редуктора и дифференциала, выходные валы которого соединялись с двумя дополнительными бортовыми коробками передач. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся при помощи цепной передачи, но ее выполнили открытой, поэтому она постоянно забивалась грязью. Как уже было сказано, на танке установили три коробки передач. Одна из них, главная (предназначенная для изменения скорости), размещалась возле водителя, две другие (для поворота машины) – сзади, по бортам танка. Кроме того, маневренность машины обеспечивало специальное хвостовое устройство, состоявшее из пары укрепленных на шарнире сзади корпуса колес, прижимаемых к земле сильными пружинами, которое позволяло корректировать курс и плавно поворачивать танк радиусом 50 м и больше.

Чтобы управлять этой сложной системой, требовалось четыре человека: водитель, два помощника (трансмиссионщика) и командир танка. Управление требовало больших физических усилий и постоянного внимания, а на фоне действия выхлопных газов, паров, порохового дыма, непрекращающихся шума и тряски, члены экипажа часто теряли сознание.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
MK V

Масса – 29 т, длина – 7,95 м, высота – 2,65 м, ширина – 3,15 м, скорость – 7,5 км/ч, двигатель – Риккардо 150 л.с., броня – 8-16 мм, экипаж – 8 человек.

"Самец" имел 2 пушки и 4 пулемета, "самка" – 6 пулеметов. Всего было выпущено 400 танков – поровну "самцов" и "самок".


Итак, первые две передачи в основной коробке включал водитель, третью и четвертую в бортовых коробках по его команде (на пальцах) – помощники.

Для поворота машины с большим радиусом необходимо было при помощи накрученного на барабан троса поворачивать "тележку" с хвостовыми колесами, что требовало больших физических усилий. Для поворотов с малым радиусом переключали передачи в бортовых коробках, так чтобы гусеницы начинали вращаться с разными скоростями. При этом танк поворачивался, а с остановленной гусеницей он разворачивался почти на месте.

При применении дифференциала на ходу, особенно по скользкой грязи, машину постоянно уводило в сторону, и ее постоянно надо было выравнивать. Это входило в обязанности командира танка, который посредством педалей воздействовал на тормоза полуосей дифференциала и притормаживал соответствующую гусеницу.

Скорость танка была очень низкой: на хороших дорогах скорость могла достигать 6 км/ч, а по бездорожью, где собственно танк и должен был вступать в работу, снижалась до 1-3 км/ч.

Всего выпустили 150 "Больших Вилли" – поровну "самок" и "самцов".

ЛИХОЙ В ПОЛЕ НЕ ВОИН

С этим "букетом" недостатков первые танки пошли в свой первый бой – один из самых кровопролитных в Первой мировой войне – сражение на Сомме. Тогда англичане имели 49 машин – ничтожно малое количество для прорыва немецкой обороны, но у командования не было выбора – немцы удерживали линию фронта уже два с половиной месяца, человеческие потери каждой стороны исчислялись сотнями тысяч, и было ясно, что силами одной пехоты фронт прорвать не удастся. Необходимой для этой цели тысячи машин просто не было...

За сутки до атаки, ночью, танки начали выводить на исходные позиции. Из-за сильных затяжных дождей дороги раскисли, танки увязали в грязи. В результате до исходных позиций добрались только 32 машины, остальные завязли или остановились из-за поломок. Из этих 32 машин только 18 приняли участие в бою и вернулись на исходные позиции (5 танков застряло, 9 – вышло из строя).

В этом бою за 5 часов продвижение англичан составило по 5 км по фронту и вглубь, человеческие потери были большими, но существенно меньшими по сравнению с предыдущими боями. Но фронт не был прорван, а танки не стали панацеей. Неправильное использование и мизерное количество танков не позволили получить ожидаемых результатов. На деле Mk I показал себя вовсе не вездеходной машиной, как предполагали создатели: ему были "противопоказаны" болота, грязь и рвы вблизи Соммы, кроме того, отрываясь от пехоты, этот "тихоход" становился легкой добычей для немецкой артиллерии.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ НА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

С 1916 г. в Великобритании выпускали тяжелые танки Mk I и его модификации, вплоть до Mk V, а также MkVII, Mk VIII. В единственном экземпляре был изготовлен танк модификации Mk VI, с ним поэкспериментировали в части размещения орудий и попытались отказаться от спонсонов. В серию он не вышел.

В начале 1917 г. появились Mk II и Mk III (по 50 единиц). Они уже не имели хвостовых колес и противогранатных сеток, которыми в их предшественнике был защищен экипаж (на крыше танка натягивали сетку – заброшенные противником ручные гранаты скатывались по ней и взрывались на земле). В конструкцию люков и смотровых щелей внесли изменения, на Mk III местами сделали толще броню и расширили каждый шестой трак.

Еще в сентябре 1916 г., сразу после сражения на Сомме, поступил заказ на танки Mk IV. В устройство танка были внесены изменения. Толщину брони лобовой части увеличили с 12 до 16 мм, по бортам – с 6 до 12 мм, на крыше – до 8 мм. Теперь экипаж был более защищен при обстреле бронебойными пулями. Спонсоны задвигались внутрь корпуса по салазкам (аппарелям), поэтому при транспортировке танка отпала необходимость в их демонтаже. Но такое новшество иногда влекло за собой проблемы: при большом крене танка не выдерживали фиксаторы спонсонов, и те сползали в танк, калеча членов экипажа.

Для предотвращения зарывания гусениц через каждые два трака устанавливали "шпоры", но более надежным и проверенным способом вытаскивания танка было специальное окованное железом бревно квадратного сечения: закрепленными на концах бревна цепями его цепляли за траки и давали ход, бревно затягивалось под машину, и танк выбирался.

На Mk IV впервые установили легкие пулеметы "Льюис", что потребовало увеличения амбразур. В целом, это было не самое лучшее новшество. На более поздних моделях пулеметы заменили специальными танковыми пулеметами "Гочкис" и установили пушки с укороченным с 40 до 23 калибров стволом. В результате при крене машины пушки не утыкались в землю и не задевали окружающие предметы.

Топливные баки разместили вне корпуса – между задними ветвями гусениц, горючее подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель, прикрыли цепную передачу к ведущим колесам, гусеницы сделали шире, смотровую щель закрыли броневой перфорированной плитой.

Первые Mk IV прибыли на фронт в апреле 1917 г. Однако с началом производства усовершенствованной модели Mk V в декабре 1917 г. их выпуск прекратили.

При разработке Mk V конструкторы значительно улучшили условия для экипажа. Теперь машиной управлял только один водитель. На ней, отказавшись от бортовых коробок передач, установили одну планетарную четырехскоростную систему Вильсона и танковый мотор Рикардо. На бортах появились воздухозаборники системы охлаждения, радиатор сблокировали с мотором. Командир размещался в просторной рубке, а в корме поместился еще один пулемет. В войска эти танки попали только в мае 1918 г. До окончания войны было изготовлено 400 танков Mk V – поровну "самцов" и "самок".

Mk IV и Mk V были основными английскими танками во время Первой мировой войны, хорошо проявив себя в боях. При этом трофейные Mk IV использовались в армии Германии, а Mk V служили в белогвардейских войсках России. Красноармейцы, заполучив эти танки, назвали их "Рикардо" (по типу двигателя) и эксплуатировали до 1930 г.

Еще некоторое время после окончания войны эти танки состояли на вооружении британской армии. По несколько машин имели латвийские, польские, японские и эстонские армии. Удивительно, но эти танки повоевали и во Второй мировой войне – при обороне Таллинна в 1941 г. защитники города пошли в бой именно на Mk V.

Во время Гражданской войны в России Британия поставляла танки и другое оружие войскам Деникина. Часть танков (как английских, так и французских) в качестве трофеев досталась красногвардейцам, на основе которых в 1920 г. был сформирован первый автотанковый отряд, положивший начало новому, танковому роду войск РККА. Сегодня два композитных танка Mk V можно увидеть в экспозиции мемориального комплекса "Памятник борцам революции" в Луганске.

На базе танка Mk V изготавливали своеобразный "танко-лимузин" со встроенной в корпус двухметровой секцией. От этого продольная жесткость танка не ухудшилась, ему стали "по плечу" более широкие рвы, улучшилось сцепление гусениц с грунтом, увеличилось внутреннее пространство, достаточное для размещения 25 пехотинцев или дополнительных припасов. Однако с вентиляцией дела по-прежнему обстояли плохо. Таких танков изготовили (точнее, переделали) 579 и к обозначению Mk V добавили "звездочку" – Mk V*.



МК VII

Боевая масса – 37 т, вооружение – две 57 мм пушки и 5 пулеметов.

МК VIII

Масса – 37,6 т, скорость – до 9 км/ч, экипаж – 8 человек, вооружение – две 57 мм пушки в спонсонах и 7-10 пулеметов "Гочкис", сектор обстрела орудия – около 100o, лобовое бронирование – не больше 16 мм, бортовое – 10 мм, крыши и днища – по 6 мм.


До конца войны в единичных экземплярах выпустили Mk VII и Mk VIII. От Mk V модель Mk VII отличало наличие системы охлаждения, гидравлической трансмиссии и электростартера. Этот танк был легкоуправляемым и маневренным и, как следствие, стоил больших денег.

Англо-американский танк, соединивший британский опыт и промышленный потенциал Америки, – Mk VIII – начали проектировать летом 1917 г. Работа велась с американским размахом: для ежемесячного производства 300 танков планировалось построить завод во Франции. Американцы взялись за поставку двигателей, агрегатов трансмиссии, электрооборудования и механизмов управления. За англичанами были броня, траки, катки и вооружение. Стоимость одного серийного танка составляла 5 тыс. фунтов. Но поскольку начало массового производства затягивалось, ни одна из сторон не спешила выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме, поэтому когда воюющие стороны в ноябре 1918 г. пришли к перемирию, были выпущены считанные единицы таких танков. Однако англичане все же успели изготовить 100 полных комплектов деталей, из которых в Англии сделали 12 танков.

Серия танков Mk VIII, в том числе американской сборки, – это тема для отдельной статьи с подробными комментариями квалифицированных специалистов, которую вы сможете прочитать в одном из следующих номеров журнала. Отметим только, что создание усовершенствованного Mk VIII The International, который превосходил своих собратьев по размерам, массе, а также мощности и рациональности вооружения, стало кульминационным моментом в истории английских тяжелых ромбовидных танков.

*****

В этой статье мы привели общую информацию о тяжелых британских танках Первой мировой войны без попытки собрать воедино информацию из всех специальных энциклопедий, но достаточную для того, чтобы осознать, какая великая история предшествовала появлению современных образцов военной техники. Впрочем, об этом весь наш журнал...





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra