Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 8 » Железные силачи Великой Отечественной

Железные силачи Великой Отечественной




 



ЖЕЛЕЗНЫЕ СИЛАЧИ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ


(автор статьи - Мамчиц Олег)

До начала 30-х годов военное руководство СССР не предпринимало серьезных попыток перевести артиллерию Красной армии с конной тяги на механическую. Для буксировки тяжелых орудий тогда использовали лишь небольшое количество гражданских тракторов. Считалось, что лошадям под силу выполнение большинства задач, связанных с транспортировкой артиллерии. После 1934 г. началось производство целой плеяды советских гусеничных армейских тягачей, которые затем принимали участие в Великой Отечественной войне.

"ПИОНЕР" И "КОМСОМОЛЕЦ"

Первой, не очень удачной, попыткой создать военный тягач была машина под названием "Пионер". Разработанная в 1935 г. Научным Автотракторным Институтом и внедренная в производство в 1936 г., она содержала ряд недостатков, которые оказались неприемлемы для армии. "Пионер" не обладал достаточной мощностью и устойчивостью на поворотах. Кроме того, в нем не хватало места для личного состава артрасчета. Одним из крупнейших недостатков было отсутствие броневой защиты - как водителя, так и жизненно важных узлов самого трактора. При сборке этих тягачей использовались многие узлы (двигатель, трансмиссия, дифференциал) от легкого плавающего танка Т-37.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
"Пионер"

В конструкции тягача "Комсомолец" Т-20 (1936 г. выпуска) уже были учтены "детские болезни", присущие "Пионеру". Кабина, в которой размещались водитель и стрелок (тягач получил и вооружение - пулемет ДТ), была защищена клепано-сварной броней, защищавшей от пуль и осколков. Двигатель ГАЗ-А размещался за кабиной, а 4-ступенчатая коробка в совокупности с демультипликатором от трехосного грузовика ГАЗ-ААА, который оптимизировал распределение мощности, при необходимости позволяла тягачу двигаться с крайне малой скоростью - около 2 км/ч, буксируя при этом прицеп массой 3 т. Для удобства производства в конструкции "Комсомольца" использовали узлы от серийного танка, в данном случае - от Т-38. Места размещения артрасчета в случае необходимости накрывались брезентовым тентом. Рычаги и педали управления в кабине были продублированы со стороны размещения стрелка. На различных заводах в небольших количествах выпускались модификации "Комсомольца". Так московский завод № 37 имени Орджоникидзе выпускал небронированный вариант этого тягача с двигателями ГАЗ-11 и ГАЗ-М (1939 г.), а Горьковский автозавод, кроме вышеперечисленных, устанавливал на "Комсомолец" также двигатели ГАЗ-22. Перед началом войны в советской армии насчитывалось около 6700 шт. этих тягачей. Небольшое количество "Комсомольцев" (100 шт.) использовались во время войны в качестве шасси для 57-мм противотанковых орудий. Всего же за годы производства (1936-1941 гг.) было выпущено 7780 "Комсомольцев".


СТЗ-5

Более крупный, чем "Комсомолец", тягач СТЗ-5 был пущен в производство на Сталинградском тракторном заводе в 1937 г. Его карбюраторный 4-цилиндровый двигатель 1МА мог работать на различных видах топлива, таких как бензин, керосин, лигроин (более тяжелый, чем бензин продукт нефтепереработки). При разработке тягача перед конструкторами была поставлена задача максимально унифицировать его узлы и агрегаты с сельскохозяйственным пахотным трактором СТЗ-3, который создавался одновременно с СТЗ-5. В связи с этим армейский тягач не обладал характеристиками, соответствующими его назначению. Проходимость СТЗ-5 была невысокой, дорожный просвет мал, узкая колея больше подходила для буксировки сельскохозяйственных механизмов, небольшая ширина гусениц создавала высокое удельное давление на грунт, соотношение мощности двигателя и массы машины (удельная мощность) было также недостаточным. В отличие от "Комсомольца" СТЗ-5 имел аналогичный с грузовыми автомобилями кузов, что позволяло использовать его не только в качестве тягача, но и для транспортировки крупных грузов или людей. Эта машина производилась как в довоенный период, так и во время войны. Всего было выпущено 9944 ед. На СТЗ-5 устанавливали реактивные установки залпового огня БМ-13, создавались легкобронированные танки НИ ("на испуг") с пулеметным вооружением, легкие танки с 45-мм орудием.

"КОММУНАР"

С 1924 по 1931 гг. выпускался трактор "Коммунар", который был обычной сельскохозяйственной машиной, однако широко использовался Красной армией во время ВОВ. Производством этого трактора занимались на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Выпускалась машина с двигателями для работы на керосине (мощность 50 л.с.) и на бензине (мощность 75 и 90 л.с.). "Коммунар" не вполне соответствовал требованиям армейского тягача, поскольку не мог перевозить артрасчет и обладал низкой скоростью передвижения, но хорошо справлялся с задачами буксировки тяжелых орудий или эвакуации поврежденных танков. Всего было произведено около 2000 шт. этих тракторов, на его базе было выпущено небольшое количество экспериментальных самоходных установок СУ-2, СУ-5, танков Д-10, Д-14, химического танка Д-15.

СЕРИЯ "СТАЛИНЕЦ"

Наряду с "Коммунаром" для буксировки тяжелой и средней артиллерии и танков использовались такие гражданские трактора как "Сталинец" С-60 и С-65. На С-60 (годы выпуска 1933-1937) устанавливался карбюраторный двигатель (мощность 60 л.с.), который работал на лигроине. Была выпущена также партия этих тракторов с газогенераторными двигателями. В 1937 г. С-60 был заменен на первый советский дизельный трактор С-65 (годы выпуска 1937-1941). Его двигатель (мощность 65 л.с.) мог работать как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином.


В 1937 г. этот трактор удостоился премии Гран-При на парижской выставке. Также выпускалась с 1938 г. газогенераторная модификация СГ-65. Всего было изготовлено 37182 единиц С-65 и 7365 СГ-65.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Коминтерн
СТЗ-5
Коммунар
Сталинец С-60

В сентябре 1940 г. началось производство разработанного специально для армии тягача "Сталинец" С-2. Со сдвинутыми вперед кабиной и двигателем машина была похожа на СТЗ-5. На трактор устанавливался хорошо зарекомендовавший себя дизельный четырехцилиндровый четырехтактный двигатель МТ-17. Он, как и двигатель трактора С-65, также мог работать на дизельном топливе и на смеси автола с керосином. Пуск двигателя в холодную погоду облегчался специальным пусковым бензиновым двигателем небольшой мощности (20 л.с.). Как и многие армейские тягачи, С-2 оснащался расположенной под платформой лебедкой. Поскольку тягач разрабатывали в спешке, он содержал ряд недостатков, одним из которых была неудачная коробка передач, перегружавшая двигатель на некоторых скоростных режимах, особенно при буксировке груза. Другим существенным недостатком была конструкция ходовой части, отбиравшая мощность двигателя на передвижение самого тягача. За годы выпуска (1940-1942) было собрано 1275 единиц С-2.

"КОМИНТЕРН"

Артиллерийский тягач "Коминтерн", заслуживший славу надежного и удобного в эксплуатации, начали выпускать на Харьковском паровозостроительном заводе в 1935 г. По компоновке этот трактор больше напоминал капотный грузовой автомобиль - двигатель располагался впереди, кабина ближе к центру (устанавливалась переделанная от грузовика ЗИС-5), за ней - грузовая платформа. Двигатель тягача КИН мог работать на любых сортах бензина и на его смеси с лигроином и керосином. Он отличался выносливостью и надежным запуском при низкой температуре, но недостатком был большой расход топлива. Благодаря удачной пятиступенчатой коробке передач, "Коминтерн" мог передвигаться в диапазоне скоростей от 2,6 км/ч до 30,5 км/ч (по шоссе) и сохранял на всех передачах хороший запас тяговых усилий. "Коминтерну" была под силу буксировка всех видов артиллерии. Объем выпуска - 1798 единиц.

"ВОРОШИЛОВЕЦ"

Самый мощный тягач довоенного и военного периодов - "Ворошиловец" - был выпущен в 1939 г. Харьковским паровозостроительным заводом. Его оборудовали танковым 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем В-2В (мощность 375 л.с.). Силовой агрегат мог работать на дизельном топливе, легком газойле (добавке к дизельному топливу), смеси моторного масла с керосином. Двигатель имел две системы запуска - от двух электростартеров и от баллона со сжатым воздухом. В военный период из-за недостаточного количества двигателей В-2В, которые уходили на оснастку танков, на "Ворошиловец" устанавливали танковые бензиновые двигатели М-17Т от БТ-7 (мощность 400 л.с.) и экспериментальный В-4 (мощность 300 л.с.).


"Ворошиловец" мог буксировать самую тяжелую артиллерию, и даже тяжелые танки. В кузове он мог перевозить как людей (до 16 человек), так и груз (до 3 т). Тягач отличался плавностью хода, хорошим распределением нагрузок по гусеницам и довольно высокой скоростью, которая могла достигать до 42 км/ч, с полной нагрузкой по шоссе - до 20 км/ч, по грунтовой дороге - до 16 км/ч. Всего до сентября 1941 г. выпущено 1123 единиц тягачей "Ворошиловец".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Ворошиловец
Я-12
Комсомолец Т-20
Сталинец С-2

Я-12

С началом войны все тракторные заводы, кроме Сталинградского, прекратили выпуск артиллерийских тягачей и перешли на танковую продукцию. СТЗ продолжал выпускать тягачи до того момента, пока немцы не начали наступление на сам завод. В связи с вынужденным прекращением производства на СТЗ и общей нехваткой тягачей в армии Ярославский автомобильный завод получил разработанную в НАТИ конструкторскую документацию на армейский тягач с заводским индексом Я-11. На трактор планировали устанавливать два автомобильных двигателя ГАЗ-ММ, но их производство было прекращено после налетов немецкой авиации на Горьковский автозавод. В связи с этим было принято решение использовать поставляемые по ленд-лизу американские дизельные двухтактные двигатели GMC-4-71 (мощность 110 л.с.). В 1943 г. эти машины пошли в серию под индексом Я-12. Позже завод выпускал модификации Я-13 с карбюраторным двигателем ЗИС-5М, Я-13Ф с форсированным карбюраторным двигателем ЗИС-МФ. Всего было выпушено 1666 тягачей этой серии.


К сожалению, за все годы войны промышленность так и не смогла обеспечить армию достаточным количеством транспортных и артиллерийских тягачей. Особенно болезненно это ощущалось в начале войны, когда тысячи орудий оставались на полях сражений из-за нехватки механизированной тяги. Частично этот недостаток покрывали отечественные колесные и полугусеничные грузовики, гражданские трактора, трофейные машины, а также автомобили, поставляемые по ленд-лизу. Однако этот дефицит все равно ощущался до самого окончания войны. В предвоенный и военный периоды конструкторским бюро и заводам не оставляли времени на доработку конструкций, и машины выпускались с множественными недостатками, капризные в эксплуатации и неудобные в обслуживании. И кто знает, возможно, ход Великой Отечественной сложился бы иначе, осознай вовремя высшее и военное руководство страны необходимость механизации артиллерии и обеспечения армии необходимым количеством тягачей различной спецификации.



В марте 2009 года на XIII Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина (г. Москва, Россия) состоялся интересный дебют: сразу по окончании реставрации в выставочный зал прибыл "Сталинец" С-65.


Этот трактор в годы войны использовался в качестве артиллерийского тягача, но во время отступления Красной Армии осенью 1941 г. увязшую в болоте машину бросили. Трактор пролежал на Псковщине на семиметровой глубине до наших дней. В 60-е годы, правда, были попытки поднять его на поверхность, но они не увенчались успехом. И только в конце 2008 года энтузиасты "Мастерской Евгения Шаманского" извлекли "Сталинец" из болота, и он сразу же был направлен на восстановление.


Пролежавший в благоприятной для сохранения болотной среде, трактор был в относительно хорошем состоянии. Работы по восстановлению этого памятника славной героической эпохи заключались в переборке всех узлов и деталей, после которой: трактор завелся и поехал!

На своем первом публичном показе машина привлекала всеобщее внимание. Весь период выставки видеомонитор на стенде "Мастерской Евгения Шаманского" показывал съемку процесса вытягивания трактора и ускоренную ленту процесса реставрации.



Технические характеристики


Данные
"Cталинец"
C-60, C-65
Я-12
"Ворошиловец"
"CТ3-5"
"Cталинец" C-2
"Комсомолец" Т-20
"Коминтерн"
Масса, кг
11200
6550
15500
5840
11940
3460
10640
Грузоподъемность
платформы, кг
1500
2000
3000
1500
1500
500
2000
Масса буксируемого
прицепа, т
10
8
18
4,5
10
2
12
Мест в кабине
2
3
3
2
2
2
2
Длина, мм
4086
4890
6218
4150
4674
3450
5765
Ширина, мм
2416
2440
2350
1855
2440
1859
2208
Высота, мм
2803
2213
2736
2360
2756
1580
2538
База опорных
катков, мм
2025
2710
3500
1795
2025
1775
3278
Колея по серединам
гусениц, мм
1823
2100
1860
1435
1823
1480
1530
Ширина гусениц,
мм
500
300
428
310
420
200
360
Дорожный просвет,
мм
405
305
410
288
462,5
300
400
Мощность двигателя,
л.с.
65
375
375
56
115
52
131
Скорость по шоссе,
км/ч
до 7
до 38,3
до 36,2
до 22
до 26,5
до 50
до 30,5




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra