Z

Ретрошильдик

Z

Инженер И. Дворачек
Фото из архива автора

Z


Впервые статья была опубликована
в 70-80 гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Эта автомобильная фирма, пожалуй, носит самое короткое название в мире. Оно обозначается всего одной буквой - большим Z, которое на эмблеме размещается в круге, образованном четырьмя концентрическими спиралями. Эту эмблему придумал примерно в 1925 году один из работников АО "Чехословацкая оружейная фабрика в Брно", которая рассматривала выпуск автомобилей как дополнительную производственную программу в помощь основной - выпуску оружия. Эмблема напоминает стилизованную мишень и по замыслу владельцев должна была подчеркивать основную производственную программу предприятия. "Чехословацкая оружейная фабрика" [по-чешски звучит как "зброёвка" ("zbrojovka") - меня всегда умилял их способ сокращать названия - прим. переводчика] возникла на базе "Чехословацких оружейных заводов", созданных в Брно сразу же после получения Чехословакией независимости. К выпуску автомобилей фирма приступила в 1923 году. Перед конструкторами поставили задачу разработать недорогой автомобиль, который был бы популярен в самых широких слоях населения. Такое решение было вызвано тем, что после первой мировой войны во всем мире интерес к авто-мото средствам передвижения сильно упал. Первый автомобиль, который представили в феврале 1924 года Земской управе г. Брно для испытаний, назывался DISK. [ Эти испытания представляли собой что-то типа госкомиссии, позднее, в социалистической Чехословакии эта обязательная процедура называлась "Одобрение автомобилей для эксплуатации" (Schvaleni vozidla do provozu). У нас тоже нечто подобное было. Представляли новые автомобили руководителям партии и правительства, и без этого "одобрямса" было нельзя запустить машину в серию. (Прим. переводчика)]

Название DISK отражало особенность конструкции привода автомобиля, в частности - конструкцию сцепления, очень похожую на современное сцепление с дисковыми фрикционными накладками. [ Надо заметить, в то время в большинстве случаев функции сцепления осуществлялись кожаным конусом, как, например, на нашем АМО-Ф15 тех же лет. Прим. переводчика]. Испытания прошли успешно и "зброёвские" конструкторы получили разрешение на серийное производство. К сожалению фрикционный привод из-за несовершенства конструкции показал слабые эксплуатационные качества и не нашел понимания у заказчиков. Поэтому, изготовив 150 автомобилей этой модели, ее выпуск прекратили. В конце 1926 года начался серийный выпуск автомобиля Z-18, который стал первым успешным автомобилем, выпущенным в Брно. Автомобиль оснащался двухтактным двухцилиндровым двигателем с всасывающим поршнем с золотниковым механизмом распределения топлива и классической трехступенчатой коробкой передач:


Фирма отдавала предпочтение двухтактным моторам из-за их простоты и оставалась верной этому типу двигателя до самого окончания выпуска автомобилей. Выпускался и гоночный автомобиль на базе Z-18, который был первым чехословацким автомобилем, оснащенным турбонаддувом. Техническим раритетом был двухтактный шестицилиндровый двигатель. Он имел два коленчатых вала, двенадцать оппозитно расположенных поршней и тоже выпускался с турбонаддувом. Такой двигатель стоял на гоночном автомобиле Z-2. Двухтактный цикл работы двигателя был использован фирмой и при изготовлении авиационного мотора. Это был звездообразный девятицилиндровый агрегат, первоначально работавший на бензине, а потом и на солярке или керосине. Авиационный мотор ZOD-260 простотой конструкции и надежностью заслужил всеобщее признание. После проведения летных испытаний для министерства обороны было выпущено более 60 этих моторов. Вернемся к автомобилям. Автомобиль Z-18 выпускался с открытыми и закрытыми кузовами:
Очень полюбился автомобиль и в качестве маленького развозного грузовичка. Модель "Z-18" сменила модель "Z-9", а в 1933 году появилась и самая успешная в истории фирмы (как чехи говорят) "зетка" ("Zetka Z-4"). За свою мощность она получила прозвище "сильная четверка" ("silna ctyrka"). Это был первый чехословацкий автомобиль с передним приводом. Можно представить недоверие тогдашней автомобильной публики к такой непривычной конструкции. Конец всем сомнениям положили спортивные успехи этой модели. Все страсти окончательно улеглись после победы "Z-4" в самой протяженной чехословацкой гонке "1000 миль Чехословакии", когда команда из трех машин фирмы "Z" заняла три первых места. С этого момента на фирму обрушилось всенародное признание. В 1934 году фирма заняла 4-е место по выпуску автомобилей в Чехословакии после "Праги", "Татры" и "Шкоды". На смену успешной "Z-4" в 1935 году пришла модель "Z-6", прозванная в народе "Hurvinek" [маленький герой народных сказок типа Пиноккио, Буратино, Петрушки, короче - с длинным носом - прим. переводчика]. Автомобиль также имел передний привод и удачный аэродинамический кузов. Несмотря на то, что автомобиль относился к одним из самых недорогих на рынке Чехословакии, он не смог добиться той же популярности, что и "Z-4". Причиной тому стал надвигающийся промышленный кризис, который больно ударил по автомобильной промышленности. Для фирмы "Z" высшим достижением десятилетия выпуска автомобилей стал выпущенный в 1936 "Z-5", названный руководством "Экспресс", причиной была его максимальная скорость 120 км/ч. Для автомобиля с двигателем 1500 см3 прекрасный показатель для того времени. "Z-5" имел четырехцилиндровый двигатель и, естественно, передний привод. В год его премьеры международная ситуация потребовала скорректировать производственную программу фирмы в сторону увеличения выпуска оружия. Осенью 1936 года фирма окончательно прекратила выпуск автомобилей. Было изготовлено несколько прототипов военных вездеходов с двухтактным мотором объемом 2000 см3, но уже после этого в Брно с выпуском автомобилей было покончено. Однако буква Z продолжает свою жизнь на радиаторных решетках уже не автомобилей, а знаменитых тракторов "Zetor" . Их выпуск начали в Брно в 1946 году.




Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra