Wanderer



 

илл.

Wanderer
- очарованный странник

Александр НОВИКОВ

Когда я увидел его в Сокольниках на Всероссийском смотре авто-мотореставраторов, в голове мелькнула мысль: это "Молотов Гараж" так блестяще восстановил автомобиль. Потом закрались сомнения - Игорь Вейн человек серьёзный, он не станет размениваться на такие мелочи, он делает ЗИСы, "бьюики", "линкольны". Тогда кто же? "Эль - Моторс"? Но Ройтман, помнится, тоже о такой машине никогда не рассказывал. Возможно, кто-то из многочисленных реставраторов-одиночек наконец-то довёл до ума автомобиль, долгие годы стоявший в гараже? Каково же было моё разочарование, когда оказалось, что машину в России никто не восстанавливал. Этот великолепно восстановленный раритет был совсем недавно куплен в Германии и предлагается теперь к продаже за 60 тысяч долларов. И тем не менее, хотя к машине отечественные реставраторы рук не приложили, она не стала от этого менее привлекательной. Подобные "вандереры" в СССР всегда были большой редкостью, даже в начале шестидесятых годов прошлого века, когда в любом переулке, где-нибудь неподалёку от Шмитовского проезда, догнивали шестиоконные пульман-лимузины Wanderer W-250. А четырёхоконный W-40 у нас я видел только раз, да и то теперь уже в другой стране, в эстонском городе Тарту, двадцать пять лет назад. Немного осмотревшись, подумал про себя: "Ну а какой это собст венно уникум?". Обычный средний немецкий автомобиль для обычного бюргера. А наклепали их всех модификаций с 1933-го по 1938-й - аж почти тридцать тысяч, а если быть точным - 29111 штук. Вот у Вячеслава Никулина под Люберцами в гараже стоит действительно редкий родстер Wander W-25K (с компрессором) - настоящий немецкий классик, растиражированный всего в 258 экземплярах, да и стоивший дороже всех остальных автомобилей этой марки. Но удастся ли когда-нибудь написать о его машине, находящейся в процессе реставрации уже 28 лет. Поэтому остановимся на скромном W-40, находящемся в таком превосходном состоянии, в каком не находился ни один из "вандереров", попавших в качестве трофеев в СССР.


15 февраля 1885-го года немецкие механики Йохан Баптист Винклофер и Рихард Адольф Йеник открыли в саксонском городке Хемниц механическую мастерскую. Двухколёсные транспортные средства - велосипеды были тогда очень популярны, поэтому компаньоны решили организовать продажу и сервис английских машин, именуемых "пенни-фартинг". Это были велосипеды с огромным передним колесом - "пенни" и крохотным задним колесиком - "фартинг" (самая мелкая английская монета).


илл.

Когда продажа "английских монет" стала приносить владельцам мастерской звонкую немецкую монету, Йохан и Рихард разработали конструкцию и начали выпуск велосипедов собственного образца. С этого времени продукция "Вандерера" начала пользоваться большой популярностью у покупателей, и радостные партнёры расширили номенклатуру выпускаемых изделий. В 1890-м году - это металлорежущие станки. В 1902-м - мотоциклы. В 1905-м году начался выпуск пишущих машинок. Иными словами, "Вандерер" вошёл в автомобильный бизнес с солидным опытом изготовления механических изделий различной сложности.

С 1908-го по 1911-й годы инженеры фирмы корпели над проектом небольшого и недорогого легкового автомобиля. Прототип успешно прошёл испытания в различных дорожных условиях. Когда новый автомобиль, получивший прозвище "пюппхен" (куколка), появился в продаже, современники пришли в восторг от его надёжности и безопасности. В 1912-м году "пюппхен" выиграл 2000-километровый автопробег по Германии и стал бестселлером. Его четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 1,1 литра развивал 15 л.с. и при соответственном весе машины в 650 кг, позволял ей свободно разгоняться до 75 километров в час. Цена "куколки" была вовсе не кукольной и составляла 3800 рейхсмарок, тогда как средний немецкий рабочий получал не более 1200 марок в год.


илл.

Машинка продержалась в производстве до конца Первой мировой войны. Помимо неё "Вандерер" успел к этому времени изготовить около 64 000 пишущих машинок "Континенталь": в канцелярско-педантичной Германии этот товар пользовался бОльшим спросом, нежели автомобили.

Годы послевоенного экономического кризиса "Вандерер" переживал очень болезненно. Единственной удачей было приглашение к сотрудничеству молодого инженера Фердинанда Порше, сконструировавшего для его автомобилей шести- и восьмицилиндровые двигатели.


илл.

К октябрю 1931-го года экономическая ситуация в Германии ухудшилась ещё больше. Именно тогда четыре саксонские фирмы - "Хорьх", "Ауди", "Вандерер" и "ДКВ" - решили объединиться, чтобы вместе противостоять "Опелю", получившему могущественного заокеанского покровителя в лице "Дженерал Моторс", и, конечно же, конкуренту из Штутгарта - концерну "Даймлер-Бенц". Соглашение об объединении было спешно разработано, и 29 июля 1932-го года союз между четырьмя ранее самостоятельными немецкими производителями был заключён.


илл.

В автомобильном союзе "Ауто-Уншн" каждая фирма стала обслуживать наиболее близкий ей контингент покупателей. Возглавлявший объединение "Хорьх" продолжил выпуск престижных и дорогих машин. "ДКВ", напротив, продолжила строить лёгкие дешёвые машинки с деревянными рамами и мотоциклетными движками. "Ауди" и "Вандерер" расположились по середине, поставляя покупателям машины средней стоимости, но традиционно высокого качества.


илл.

В 1933-м году публике была представлена новая шестицилиндровая модель "Wanderer W-21". Она базировалась на агрегатах, сконструированных всё тем же Фердинандом Порше. Двигатель модели W-21 рабочим объёмом 1690 см3 развивал 35 л.с. при 3500 об/мин. Машина выпускалась только с двумя типами кузовов: четырёхдверный лимузин и шестиместный кабриолет. Она продержалась в производстве два года, зато послужила базисом для целого семейства легковых "вандереров", в том числе и Wanderer W-22, так же выпускавшегося два года и в 1935-м году получившего обозначение W-40 (вторая серия, более мощный двигатель в 40 л.с.).

Силовой агрегат Wanderer W-40 имеет верхние клапана, вертикально установленные в головке блока и снабжённые двумя концентрическими винтовыми пружинами, каждый их привод осуществляется от нижнего распределительного вала через толкающие штанги и коромысла, распредвал приводится во вращение от задней коренной шейки коленчатого вала посредством двух цилиндрических косозубых шестерён. Из прочих необычных для того времени особенностей (двигателя модели W-40) следует отметить алюминиевый блок цилиндров, отлитый заодно с верхней частью картера и гильзы "мокрого" типа из легированного чугуна, алюминиевые поршни "Нельсон-Боналайт", комбинированную систему смазки с параллельно включённым фильтром тонкой очистки. В системе охлаждения применён термостат, система принудительная с помощью центробежного насоса, установленного в верхней части водяной рубашки блока, насос приводится в действие клиновидным ремнём от коленчатого вала совместно с генератором.


илл.

Карбюратор "Солекс-30" BFRV имеет дозирующее устройство с пневматическим торможением топлива. При возрастании разрежения в диффузоре происходит понижение уровня топлива в трубке распылителя, благодаря чему воздух проходит через отверстия в колпачке распылителя и далее в эмульсионную трубку, при этом ослабляется разрежение около отверстия основного жиклёра. Шести-вольтовое электрооборудование "Бош", характерной особенностью которого является отсутствие амперметра. Его функции исполняет специальная контрольная лампа.


илл.

На автомобиле установлено однодисковое сухое сцепление фирмы "Комет-Мекано" с пружинным дампфером в ступице ведомого диска. Рама состоит из двух лонжеронов коробчатого сечения. Для снижения центра тяжести лонжероны значительно выгнуты в средней и задней части. В средней части рамы, сбоку каждого лонжерона, приварены кронштейны для установки под них телескопического винтового домкрата типа "Вигот".


илл.

Автомобиль модели W-40 имеет независимую подвеску передних колёс и подвеску заднего моста по одной полуэллиптической высокорасположенной рессоре. Реакции тяговых усилий, крутящего и тормозного моментов воспринимаются реактивными штангами и передаются через шарниры и кронштейны на раму.


илл.

Четырёхдверный лимузин Wanderer W-40 весит 1335 килограммов, его колёсная база составляет три метра, а габариты - 4600 х 1670 х 1640 мм, колея передних и задних колёс одинакова - 1350 мм. Автомобиль обходился покупателю 5750 рейхсмарок, правда, последняя его модификация Wanderer W-40, строившаяся с 1936-го по 1938-й годы подешевела до 4800 рейхсмарок. Машина свободно разгоняется до скорости в 100 км/час и расходует 13 литров бензина на сто километров.


илл.

Два раздельных передних сиденья обеспечивают комфорт, как для водителя, так и для его спутника. Кресла обтянуты добротной тканью и имеют удобные, эргономичные формы. Каждое сиденье снабжено индивидуальной регулировкой. Для удобства посадки на задние сидения, спинки передних могут откидываться вперёд. Сзади установлен широкий диван с боковыми подлокотниками, в которые вмонтированы выдвигающиеся круглые пепельницы. На передних и задних дверях имеются вместительные карманы для дорожных карт. Сами двери навешиваются на центральную стойку кузова, благодаря чему передние створки открываются против хода машины. По сегодняшним меркам это кажется небезопасным: ведь если замок изношен, дверь может на большой скорости распахнуться и сбить подвернувшегося на пути полисмена или, того хуже, поцарапать какой-нибудь "Хорьх" стоимостью в несколько десятков тысяч рейхсмарок. Но это - теоретически. Практика таких казусов не знала - замки работали исправно.


илл.

Крышка наружного багажника, умело интегрированная в общее стилистическое решение кузова, могла открываться, как обычно, вверх, но по особому заказу можно было иметь крышку, открывающуюся наподобие садовой калитки. И конечно, как и любой другой немецкий автомобиль, W-40, если это оговаривалось в заказе, мог иметь сдвигающийся люк над передним сиденьем. Помимо приватных надобностей, Wanderer W-40 использовались как такси, развозной фургончик, санитарная машина. Не обошёл его вниманием и Вермахт. По его заказу была построена большая серия кюбельвагенов на базе Wanderer W-40.


илл.

Но, пожалуй, самым выдающимся достижением этой машины стало участие в ралли по территории Восточной Пруссии: команда "Вандерера" завоевала в этих соревнованиях на таких машинах четыре золотые медали. Они финишировали в апреле 1935-го года в Кенигсберге.


илл.

После войны головной завод "Вандерера" в Саксонии был демонтирован, и 28 тысяч единиц станочного парка были вывезены в СССР. Общая стоимость трофея составила 55 миллионов марок. Заводы "Хорьха" также оказались в советской оккупационной зоне и стали базисом для создания автомобильной промышленности ГДР. В Западной Германии на основе остатков заводов "Ауди" и "ДКВ" была возрождена новая "Ауто-Унион ГмБХ". Места для "хорьха" и "вандерера" в ней уже не было...

Разворот с фотографиями




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra