Российский автомобиль - это хорошая "рабочая лошадка". Недорогая, очень простая в обслуживании машина, неплохо приспособленная к неблагоприятным условиям эксплуатации. Даже в тех семьях, которые могут себе позволить "иностранку", скромные "Жигули" или "Лада" нередко содержатся как машины для повседневных нужд. Российский автомобиль - отличная учебная машина. Для подавляющего большинства наших читательниц это первое в жизни механическое транспортное средство, которым довелось управлять. Воспоминания о таком автомобиле, как о школьной любви, не тускнеют. Лишенная технологических новшеств, отечественная машина более требовательна к водителю, а значит, лучше учит. Учебу можно понимать и в более широком смысле, как дальнейшее совершенствование водительского мастерства. Первые шаги в автоспорте тоже рациональнее делать на российском автомобиле, потому что он легко поддается переделкам, а безжалостная эксплуатация на спортивных трассах обходится сравнительно недорого. Для тех, кому важен престиж, есть не теряющая своей популярности в нашей стране "Волга". А кому требуется время от времени съезжать с асфальта, чтобы добраться до заповедных уголков, лучше "Нивы" и посоветовать ничего нельзя: иностранные джипы в большинстве своем пасуют перед этой скромной на вид машиной. Человеку, выбравшему российский автомобиль, придется мириться только с тремя вещами: отсутствием современного комфорта, невысокой надежностью и недостаточным уровнем безопасности. А еще наши машины, как и наши люди, быстро стареют: продолжительность их жизни невелика.
ТОТАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Увы, тотальное недоверие - главный методологический принцип при выборе российского автомобиля. Если машина покрашена, это вовсе не означает, что краска нанесена на грунтовку. Если грунт есть, совсем не факт, что он покрывает обезжиренную поверхность. И так далее. Все проверить невозможно, да и смысла в этом нет - безупречный автомобиль найти не удастся ("отверточные" производства в Калининграде или во Всеволжске не в счет). Ваша задача - отсеять самых бесперспективных, не обращая внимания на мелкие недостатки тех, в ком удалось обнаружить здоровое начало. Запаситесь на весь день веселым скепсисом - он не единожды вам понадобится.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Неискушенный покупатель теряется при виде полусотни новеньких автомобилей, отличающихся только цветом. И, как правило, начинает отбор по этому признаку. Мы не рекомендуем поступать подобным образом, хотя понимаем, что женщине цвет автомобиля представляется исключительно важным. Ну что ж, пусть первым критерием будет цвет. Однако следующим шагом обычно бывает выбор обивки салона, а вот это уже грубая ошибка. Так можно покупать только иномарку. Оценивая качество покраски, не придирайтесь к отсутствию зеркального блеска: "шагрень", то есть бугристая поверхность лакокрасочного покрытия, - отличительная черта российского автомобиля. Если вы достаточно уверенно чувствуете себя за рулем, позвольте себе краску типа "металлик". Она содержит металлическую пудру и выглядит очень привлекательно. Кроме того, за счет дополнительного слоя лака такая краска лучше защищает от коррозии. Однако следы ремонта после мелких повреждений на "металлике" хорошо заметны.
ПЕСНЯ МОТОРА
Определившись с цветом кузова, попросите запустить двигатель. На самом деле это первое, с чего следует начинать выбор. Даже неспециалист, послушав два-три мотора, поймет, для чего это нужно. Конечно, лучше приезжать в магазин со знающим человеком, в идеале - со знакомым работником автосервиса. Но женщине нетрудно найти помощь на месте, среди других покупателей. Любой мужчина в нашей стране разбирается в несложных отечественных моторах и редко кто откажется выступить в роли эксперта. Конечно, лучший автомобиль добровольный помощник возьмет себе, однако вам достанется вторая по качеству машина, что тоже неплохо. Походив с опытным проводником от одной машины к другой, вы увидите, что российский автомобиль уникален, как свитер ручной вязки, - двух одинаковых нет. У одного что-то стучит слева (не отрегулированы клапана?). У другого - справа (шток топливного насоса?). У третьего из выхлопной трубы валит черный дым. У четвертого рукоятка коробки скоростей при включенном двигателе совершает подозрительные колебательные движения. У пятого, шестого и седьмого провалы при наборе оборотов... Не успокаивайтесь до тех пор, пока не найдете машину, про которую любой независимый эксперт скажет, что на слух она работает нормально. Ремонт или даже просто регулировка двигателя, основных агрегатов - слишком дорогое удовольствие. Это вопрос долголетия автомобиля. После того как выбран мотор, работающий достаточно ровно, без посторонних шумов, и вы на деле убедились в исправности сцепления и коробки передач, можно заняться кузовом.
...ЗАМКУ ЦЕНА - КОПЕЙКА
Бич отечественных машин - дверные замки и стеклоподъемники. Проверьте все без исключения. Наверняка одно из стекол при попытке его поднять перекосится, а какую-то из дверей вы сможете закрыть только с разбега. Помните, однако, что такие недостатки не носят фатального характера. Их легко поправить, хотя невозможно ликвидировать. Поэтому, если машина в целом вам нравится, воспользуйтесь ситуацией просто для того, чтобы довести до нужной психологической кондиции работников автосалона. Сейчас вполне реально добиться снижения цены или каких-то бонусов, например, бесплатной магнитолы. Между прочим, недавно появились в продаже замки на вазовские машины (комплект на четыре двери стоит всего 600 руб.), которые делают процесс закрывания автомобиля приятным. Не поверите: при захлопывании двери издают породистый чмокающий звук, точь-в-точь как в "Мерседесе".
"НЕ ВЕРЬ МУЖЧИНАМ И ТОРМОЗАМ"
Автору не раз приходилось выбирать российские машины для себя и для знакомых. Перечень обнаруженных неисправностей чудовищен. Самое неприятное из встреченных недоделок - отсутствие шплинтовой шайбы на валу педали тормоза новой "восьмерки", что едва не привело к катастрофе. Поэтому принцип недоверия по отношению к системам, ответственным за безопасность (тормозам и рулевому управлению), необходимо проводить в жизнь с железной последовательностью. Если уловите пренебрежительное хмыканье, предложите излишне уверенным в своей технике работникам автосалона проверить тормоза новой машины перед бетонной стеной. Они не хуже вас знают, что продают "кота в мешке", поэтому перспективы такого рода моментально настроят на серьезный лад. Еще одна особенность отечественного сервиса - дурная привычка переставлять недоброкачественные детали с одних машин, где они были выявлены бдительными автолюбителями, на другие в надежде, что попадется менее искушенный покупатель, например, женщина. Чтобы обойти эту ловушку, проверяйте автомобиль последовательно, как при техосмотре в ГИБДД: дальний-ближний свет фар, указатели поворотов, звуковой сигнал, работа стеклоочистителей и т. д. Наверняка обнаружится перегоревшая лампочка или отказавшее реле. Системно вести проверку поможет и перечень вещей, входящих в комплектацию автомобиля: запасное колесо, домкрат, насос, инструменты и прочее. Затребуйте этот список и убедитесь, что все в наличии. Такое прекрасное дело, как расширение модельного ряда отечественных машин, появление большого количества модификаций, умудренный российский автолюбитель воспринимает как неизбежную напасть. Ведь ясно же, что жиклеры, предназначенные для одного типа карбюраторов, вкручиваются во все другие типы, электронные спидометры поступают на сборочный конвейер одновременно с теми коробками передач, для которых предназначены совсем другие механические приводы и так далее и тому подобное. Увы, большинство таких вещей, неизбежных при действующих системах контроля качества, проявят себя только в процессе эксплуатации.
В ЧЕМ МАТЬ РОДИЛА
Российские автозаводы отправляют своих питомцев в жизнь без дополнительного оснащения. Между тем перечень его невелик. При покупке желательно сразу обработать кузов антикоррозийным составом (это нужно делать на новой чистой машине), установить пластиковые подкрылки, сигнализацию, противоугонное устройство и магнитолу, приобрести резиновые коврики под ноги. В некоторых автосалонах предлагают машины, имеющие почти весь этот нехитрый набор. В Америке сказали бы: "Какой хороший сервис!" В России речь скорее всего идет об автомобиле, от которого по каким-то причинам отказался покупатель. Бывает, в качестве дополнительного оснащения предлагают необязательные вещи, в большинстве своем посредственного качества. Например, какие-нибудь ужасные чехлы на сиденья, цена которых тем не менее завышена втрое, или покрышки малоизвестного производителя, которые вам представят как новый Bridgestone. С этим приходится сталкиваться в тех магазинах, которые в рекламе указывают низкие цены, а на деле продают автомобили довольно дорого. На законный вопрос "почему?" вам ответят, что "все дешевые уже разобрали, остались машины в "люксовой" комплектации". Уловка рассчитана на не слишком сведущих людей, и женщинам ее следует опасаться.
НАНИМАЕМ ОХРАНУ
Сила российского автомобиля в его слабостях, коим несть числа. Одна из главнейших - примитивность электрической сети. Для тех, кто не понимает в электрооборудовании, - это громадное преимущество, позволяющее даже профану в таком важном вопросе обходиться без посторонней помощи и годами объезжать стороной сервисные центры. Но при монтаже охранной сигнализации простота оказывается хуже воровства, потому что установщикам негде прятать хитрые противоугонные блокираторы. Отсюда очень утешительный вывод: для российского автомобиля не нужно покупать дорогую сигнализацию. Это то же самое, что е стеклянную дверь дачной веранды врезать сверхсекретный сейфовый замок Требования к аларм-системе: защищать от дураков и вандалов, не более того, и быть достаточно надежной, то есть не доставлять неудобств соседям и самому автовладельцу (слишком дешевые "пищалки" таким качеством не отличаются). Не покупайте сигнализацию, которая самостоятельно, без вашей команды встает на охрану. Если, конечно, вы не любительница гулять с беспрерывно тявкающими глупыми собачками. Основное удовольствие, которое доставляет система сигнализации и в котором не следует себе отказывать, - управляемый от брелока центральный дверной замок. Но советуем ставить его только на передние двери. Пусть задние при движении остаются закрытыми - этим вы снизите риск попытки без спроса вломиться в ваш автомобиль во время короткой остановки.
ЛЕКАРСТВА ОТ УГОНА
Куда лучше защищают наши машины механические противоугонные приспособления: замки из прочной стали на рулевую колонку или на рычаг коробки передач. Первые надежнее, зато вторые хорошо заметны в салоне автомобиля и всем своим видом приглашают злоумышленников поискать более доступные жертвы. Самый нелюбимый угонщиками замок - так называемый "бульдог", металлический диск, надеваемый на колесо. Благодаря такому устройству легко отдыхается на юге, пока безгаражная машина дожидается вас из отпуска. Но "бульдог" - тяжелый и громоздкий предмет, его сложно устанавливать, поэтому лучше, когда такая полезная вещь есть у ваших знакомых, с которыми в отпуска вы уходите в разное время. Блокираторы, одеваемые на рулевое колесо, ввиду их бесполезности, кажется, уже вышли из употребления (злоумышленник просто перепилит "баранку", что займет несколько секунд). По той же причине все реже применяются замки на педали (опытный водитель может вести машину, не пользуясь сцеплением и рабочим тормозом). Помните, что нет абсолютно надежных охранных систем. Степень защиты измеряется временем их преодоления: от трех-четырех секунд до (чего почти никогда не бывает) нескольких часов. При приобретении нового автомобиля не стоит уповать только на технические средства безопасности. Ни для кого не секрет, что угон автомобилей поставлен на поток. Наивно думать, что информация о месте прописки новой машины не может стать достоянием лиц, интересующихся этим вопросом. Такими любознательными людьми калькулируется даже восторженная увлеченность автовладельца своим приобретением: хозяину благосклонно отпускают пару месяцев на приобретение дорогой "музыки", красивых колесных дисков, импортной резины и прочих аксессуаров. Поэтому в стоимость новой машины еще до покупки включите плату за хорошо охраняемую стоянку на протяжении по меньшей мере трех месяцев.
ГРОМЧЕ, МУЗЫКА!
Основное назначение магнитолы в отечественном автомобиле - глушить звуки, наполняющие салон при движении. Особенно удобны магнитолы с джойстиком - выведенным в легкодоступное место регулятором, которым вы подстраиваете громкость звучания под скорость движения машины. Можем утешить: названная проблема касается не только российских автомобилей. В особо продвинутых иномарках акустические системы подстраивают громкость на ходу автоматически. Правда, там речь идет всего об одном-двух децибелах, у нас - о десятке. Антенну лучше приобрести внутрисалонную (меньше соблазнов уличным варварам), причем рекомендуем поискать такую, приемные "усы" которой не наклеиваются на ветровое стекло. Иначе встречный камешек значительно увеличит расходы, связанные с заменой стекла, - антенну придется заново покупать и устанавливать.
ДА ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК!
Несмотря на массу "подводных камней", приобретение нового отечественного автомобиля остается волнующим и праздничным событием. Тем более что в основной своей массе российский автомобиль - верный товарищ и хороший помощник. После ликвидации, к сожалению, неизбежных родовых болезней вам гарантированы по меньшей мере два года относительно беспроблемной езды. Так что заранее поздравляем тех, кто решился на такое приобретение!