Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 2 » Второй "Ле-Ман" придумать невозможно

Второй "Ле-Ман" придумать невозможно



 
  


ВТОРОЙ "ЛЕ-МАН" ПРИДУМАТЬ НЕВОЗМОЖНО


БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ БУКВАЛЬНО ПРОПИТАНА РАЗЛИЧНЫМИ ГОНКАМИ, В КОТОРЫХ ПР0ИЗВ0ДИТЕЛИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНОЙ ТЕХНИКИ С НЕПРЕОДОЛИМЫМ УПОРСТВОМ ПЫТАЛИСЬ ДОКАЗАТЬ СВОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД СОПЕРНИКАМИ. ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ В МИРЕ ПОЯВИЛИСЬ КОЛЬЦЕВЫЕ АВТОГОНКИ, ПРИТЯГИВАЮЩИЕ МИЛЛИОНЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ НАТРИБУ-1 НЫ АВТОДРОМОВ. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗ НИХ - "ФОРМУЛА-1", "НАСКАР", "ИНДИКАР"...


ДМИТРИЙ МИТИН


В борьбе за рекорды
Всю историю гонок в Ле-Мане можно разбить на эпохи, названные по маркам машин-фаворитов. После короткого периода становления Ле-Мана, когда власть постоянно переходила из рук в руки, в 1927 году на троне довольно прочно утвердилась Bentley. Ее эпоха длилась до 1930 года - четыре победы подряд (а всего пять). В 1931 году англичан сменила Alfa Romeo. Итальянцы продержались на троне четыре года (1931-1934). Подобное англо-итальянское противостояние повторялось не раз. Так, Jaguar выиграл Ле-Ман в 1951 и 1953 годах, но в 1954 году был смещен с первого места Ferrari, но это не выбило английскую фирму из колеи - уже в следующем, 1955, году Jaguar победил вновь.
Но и Ferrari своих позиций без боя не отдавала никогда! С I960 года - шесть побед подряд. По ле-мановской титуло-ванности эти фирмы примерно равны: Jaguar выигрывал Ле-Ман в общей сложности семь раз, a Ferrari - девять раз. В 1966 году эпоха Ferrari сменилась 4-летней эпохой Ford. Но и Ford после четырех победных лет слетел с пьедестала.
С 1970 года в Ле-Мане наступила эпоха автомобилей Porsche. Такой стабильности больше не показывал никто: 14 побед, причем семь из них - с 1981 по 1987 год подряд. Восхождение немцев на ле-мановский трон стало возможным благодаря знаменитому автомобилю Porsche-917-Ю - эта машина, победившая в Ле-Мане в 1970 и 1971 годах, до сих пор считается одной из лучших гоночных моделей фирмы. При весе 800 кг, с 12-цилиндровым двигателем (5374 куб. см) мощностью 1100 л.с. и турбо-наддувом, она развивала скорость до 385 км/ч на прямых участках. Стартуя с места, она набирала 160 км/ч за 3,9 секунды - не хуже, чем современные болиды Formula-1. Одним из оригинальных элементов ее конструкции была легкая рама в виде пространственной фермы, сваренной из алюминиевых труб. Правда, за легкость приходилось расплачиваться: такая рама была очень хрупкой. Гонщик имел строжайшую инструкцию немедленно останавливаться при появлении малейших трещин в трубах. О повреждениях ему сигнализировал манометр на приборной доске - если падало давление специального газа, закачанного в раму. Всего было сделано 43 экземпляра Porsche-917-Ю, чтобы у FIA (Federation Internationale de L'Automobile - Международная автомобильная федерация) не возникло сомнений в правомерности участия этой якобы серийной машины в гонках (пропуском в Ле-Ман была серия не менее 25 автомобилей в год).
Вообще марке Porsche принадлежит довольно много рекордов трассы в Ле-Мане, в частности, в скоростных и "про-беговых" номинациях. Например, в 1971 году гонщики Гийс ван Леннеп и Хель-мут Марко на 917-й за 24 часа накрутили 5335,31 км - больше пока не смог проехать никто. Тогда же был установлен рекорд средней скорости на трассе - 222,304 км/ч. Что касается скорости на круге, то здесь опять же марка Porsche в рекордсменах, однако по иронии судьбы результат, показанный на публику, ниже тренировочного. В гонке 1971 года Йо-хен Масс на Porsche-907 прошел круг со скоростью 244,397 км/ч. А на тренировке Ханс Штук на Porsche-962 умудрился сделать это со скоростью 251,815 км/ч. Рекорда же максимальной скорости на прямом участке в Ле-Мане достигли не пилоты Porsche. Здесь быстрейшим признан Роже Дорши - в 1988 году на машине WM Peugeot P88 он сумел разогнаться до 405 км/ч.
ТРАГИЧЕСКИЙ РЕКОРД
К глубокому сожалению, гонки в Ле-Мане известны в мире не только как одно из самых захватывающих автозрелищ, где лучшие технические решения сотен инженеров проходят проверку боем. Есть у него и печальная слава. Именно в Ле-Мане произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории автоспорта. Случилось это в 1955 году.
В тот роковой день основная борьба на трассе завязалась между тремя гонщиками: Левегом на Mercedes-Benz 300SLR, Маклином на Austin-Healey и Хауторном на Jaguar D. Левег, выехавший из бокса после дозаправки с 200 литрами бензина в баке, бросился догонять Маклина и Хауторна, которые в это время выясняли отношения между собой. На 42-м круге гонки Хауторну, висевшему на хвосте Маклина (машины шли со скоростью около 210 км/ч), понадобилось срочно заехать в бокс, но перед этим он решил обойти соперника. Обошел. Теперь Маклин оказался за спиной Хауторна - и именно в этот момент Хауторн собрался сворачивать на боковую дорожку. Он дал по тормозам, и Маклин, увидев, что у машины соперника зажглись стоп-сигналы, тоже притормозил и ушел в сторону - действия обоих были вполне логичными, ситуацию тот и другой контролировали, и ничего бы не случилось, если бы... Если бы сзади никого не было. Но сзади на скорости 240 км/ч мчался Левег...
Получилось так, что Маклин вильнул прямо под колеса Левега. И покатая корма Austin-Healey Маклина послужила Левегу трамплином. Последним трамплином. Mercedes Левега вспрыгнул передним колесом на машину соперника, винтом перелетел через невысокий барьер и с чудовищной силой врезался прямо в толпу зрителей. Пролетев сквозь плотную массу людей, машина взорвалась теми самыми двумя сотнями литров высокооктанового топлива... Погибли 83 человека. Ранены больше сотни. Такого на автогонках еще не было нигде и никогда. Гонку в тот день не остановили лишь из опасений, что обезумевшая публика устроит давку и жертв будет еще больше.
Кстати, главным судьей тогда был 82-летний Шарль Фару, основатель "Ле-Мана". Невозможно себе даже представить, что чувствовал этот человек, когда на закате его жизни (1873-1957 гг.) на гонках, рожденных им, случилась такая трагедия.
Победил в той гонке Хауторн на Jaguar D. Команда Mercedes-Benz сразу после катастрофы отказалась от участия и выбыла из борьбы. И потом еще много лет эта фирма не считала для себя возможным присутствовать на гонках, и не только в Ле-Мане...
После детального разбора катастрофы FIA ввела жесточайшие нормы безопасности на гонках и потребовала реконструкции трассы в Ле-Мане. Теперь там не допускают публику непосредственно к трассе. И машины теперь влетают не в обыкновенные "деревенские" заборчики, за которыми стоят зрители, а в бетонные отбойники и в песчаные уловители.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra