Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 8 » Volvo: по-шведски добротно

Volvo: по-шведски добротно



 



VOLVO:
ПО-ШВЕДСКИ ДОБРОТНО


(автор статьи - Мамчиц Олег)

4 млн 200 тыс. км - что это? Расстояние между далекими космическими объектами? Как такие грандиозные цифры могут быть связаны с судьбой скромного автомобиля, владелец которого американец, бывший школьный учитель из Лонг-Айленда? В это трудно поверить, но таков общий пробег, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса, одного из легковых автомобилей компании Volvo модели P1800 1966 года выпуска. У этой машины за все время ее существования был лишь один хозяин. Двигатель, трансмиссия и шасси до сих пор оригинальные. Кто еще из современных корифеев мирового автопрома может похвастаться такими сногсшибательными результатами? Мы поинтересовались - оригинальные запчасти на эту модель-рекордсмен, как, впрочем, и на другие начиная с 1944 г., компания Volvo предлагает и сегодня. По всему миру автомобили Volvo известны, прежде всего, как образец надежности, качества и безопасности.

СОЮЗ ЭКОНОМИСТА И ИНЖЕНЕРА

Volvo появилась на свет и начала свое развитие благодаря тандему двух талантливых шведов - Ассара Габриелссона и Густафа Ларсона. Каждый из них был специалистом в своей области. Габриелссон родился 13 августа 1891 г., окончил Высшую Латинскую Школу Норра в г. Стокгольме в 1909 году и в 1911 году получил степень бакалавра экономических наук и бизнеса в стокгольмской Школе Экономистов. После этого он успел поработать чиновником в шведском парламенте, а затем торговым менеджером в компании SKF, которая занималась выпуском подшипников. Ларсон (родился 8 июля 1887 г.) двигался по пути технического образования. Он закончил Техническую Начальную Школу в 1911 г., затем - Королевский Технологический Институт в 1917 г., где получил диплом инженера.

Ассар Габриелссон и Густаф Ларсон

В 1913-1916 гг. Ларсон работал инженером в Англии, после чего в 1917 г. устроился в ту же самую SKF на должность менеджера и главного инженера отдела трансмиссий. В этой компании он проработал также три года, после чего перешел в компанию Nya AB Gaico, где выполнял обязанности технического директора и исполнительного вице-президента.

Создать национальную конкурентоспособную марку автомобиля - с таким предложением обратился Ассар Габриелссон к Густафу Ларсону во время одной из частных бесед. Разговор состоялся в июне 1924 г. Через несколько месяцев во время случайной встречи с Ларсоном, Габриелссон снова вернулся к этому вопросу. Ларсон дал свое окончательное согласие, и вскоре они подписали договор о сотрудничестве. Габриелссон взял на себя экономические вопросы, а на плечи Ларсона легла ответственность за разработку нового автомобиля и всего производства.

В те годы основу шведского парка легковых автомобилей составляли импортируемые машины. Шведские фирмы, которые пытались наладить сборку автомобилей собственного производства, очень скоро прекращали свое существование. Ларсон и Габриелссон осознавали, что одна из причин краха этих компаний лежит в отсутствии должного внимания к качеству комплектующих и самой сборки. Поэтому изначально одним из твердых принципов новой компании стала сфокусированность на качестве, даже если это требовало больших финансовых затрат.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ QV4

Первая пробная партия автомобилей была построена летом 1925 г. Эту сборку Габриелссон и Ларсон профинансировали из собственных средств. И в выпуске первой серийной партии автомобилей под маркой QV4 (14 апреля 1927 г.), как и в дальнейшем развитии марки Volvo приняла участие своим капиталом и компания SKF, в которой раньше работали партнеры. Модель QV4 часто называют прозвищем Jacob. Но даже официальные источники расходятся во мнении, какой именно модели принадлежит это прозвище. Например, на официальном сайте компании Volvo QV4 упоминается в сочетании с прозвищем Jacob. В книге "История Volvo Car Corporation 1927-2007", выпущенной на русском языке к юбилею компании в 2007 г., говорится, что QV4 не носили этого прозвища, а так назывался один из ранних прототипов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo QV4

Модель QV4 выпускалась с 1927 по 1929 гг. Общее количество выпущенных автомобилей этой модели - 275, большинство из которых имели открытый кузов, а еще часть - это модификация QV4 TV (пикап) и шасси. Все автомобили окрашивались в синий цвет с черными крыльями. 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 28 л.с. при 2000 об/мин и обеспечивал максимальную скорость 90 км/ч. Кузов был обшит листовой сталью и крепился к раме, изготовленной из ясеня и бука. Передняя панель в салоне была отделана деревом, сиденья и дверные панели обтянуты кожей. На решетке радиатора красовалась фирменная стрелка - символ Марса и железа. Само же название Volvo в переводе с латинского обозначает "я качусь".

ПЕРВЫЕ ГРУЗОВИКИ VOLVO

Сначала продажи никому не известных автомобилей шли не так хорошо, как планировали Габриелссон и Ларсон. Поэтому возникла идея заняться также производ-ством грузовых автомобилей Volvo, спрос на которые в связи с экономическим ростом страны прогнозировался более оживленным. Так 20 февраля 1928 г. появилась первая грузовая модель Volvo Truck Series 1 с 4-цилиндровым двигателем мощностью 28 л.с. и грузоподъемностью 1,5 т. Партия этих грузовиков в 500 шт. была продана за удивительно короткое время, что подтвердило расчеты Габриелссона и Ларсона.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo Truck Series 1

В том же году вышла партия Volvo Truck Series 2 (500 шт.), которые отличались более широким шасси (1460 мм), по сравнению с шасси первой серии (1300 мм). Такое изменение было связано с одной интересной особенностью шведских дорог. На тех дорогах, где колея была глубоко накатана конными повозками, у Volvo Truck Series 1 начинались проблемы с управлением, поскольку ширина колеи таких повозок обычно составляла около 1500 мм. Поэтому 2-я серия была сделана шире.

Со временем стало ясно, что мощности 4-цилиндрового двигателя недостаточно, и было принято решение выпустить грузовики 3-й и 4-й серии с 6-цилиндровыми рядным двигателями, которые позволили бы увеличить грузоподъемность до 2 т. Весной 1929 г. вышла первая партия третьей серии. Несмотря на хороший спрос, конструкции грузовиков Volvo первых поколений отставали от своих конкурентов. Колеса продолжали оставаться деревянными, что не совсем соответствовало спецификации этих машин. Не могли обеспечить должный уровень безопасности и тормоза, устанавливаемые только на заднюю ось. За три года было выпущено около 3000 этих грузовиков. На их шасси также собирались автобусы.

В связи с плохим состоянием шведских дорог был принят закон об ограничении нагрузки на ось для грузовых автомобилей. Это ограничение вынудило Volvo выпустить свой первый трехосный грузовик марки LV 64 LF.

РЯД ЛЕГКОВЫХ МОДЕЛЕЙ

В 1928 г. был начат выпуск закрытой легковой модели под индексом PV4 (объем выпуска 694 шт.). Двигатель на этот автомобиль устанавливался тот же, что и на QV4. Но эта закрытая модель пользовалась большей популярностью. В качестве опции предлагалась установка на нее передних тормозов, но за это нужно было заплатить 200 крон.

В 1929 г. Volvo представила легковую модель марки PV651 с 6-цилиндровым двигателем. Эта модель была крупнее и прочнее своих предшественников. Она уже оборудовалась тормозами для всех колес в стандартной комплектации. Эту модель охотно приняли таксисты. Часть машин ушла на экспорт. В это же время начал издаваться журнал для владельцев автомобилей Volvo под названием Ratten ("Руль"), который существует и по сей день.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo PV4

Развивая линию автомобилей-такси, в 1930 г. Volvo выпустила новые модели, вмещавшие по семь пассажиров - TR671-679. В их основу была положена модель PV651.

ДОВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В 1930-х гг. произошли серьезные изменения в линейке грузовиков Volvo. "Допотопные" модели, не соответствующие требованиям времени, были заменены более современными разработками.

Деревянные колеса остались в прошлом, грузовики начали оборудовать эффективными гидравлическими тормозами. С целью экономии топлива на некоторые модели стали устанавливать двигатели Хессельмана, способные работать на различных видах горючего, например, на бензине, дизельном топливе, спирте, отходах нефтепереработки и маслах. Компания Volvo, не ограничиваясь легкими и средними, пробовала свои силы и в производстве тяжелых грузовиков.

В 1931 г. были выпущены модели LV66 и LV68, сразу ставшие популярными. Серии LV71 и LV73 были настолько востребованы за границей, что превратили Volvo в крупного экспортера грузовиков. В 1933 г. на автосалоне в Амстердаме была представлена первая грузовая модель с компоновкой "кабина над двигателем" - LV75.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo LV74

На долгие годы (вплоть до 50-х годов) эта модель оставалась единственной с такой компоновкой среди грузовых моделей Volvo. В середине 30-х появились грузовики LV8, LV9, LV18, LV19, LV29, которые задали "шведский стандарт" грузовых автомобилей. С целью оптимального распределения нагрузок на оси двигатели в этих моделях были смещенными вперед, и это была их общая характерная особенность, как и удлиненный капот. К середине 30-х годов объем годового производства грузовиков Volvo приблизился к 5000 шт.

А в конце этого десятилетия выпускались несколько моделей легких грузовиков, таких как LV101, LV102, LV103. На них устанавливались бензиновые двигатели мощностью 75-86 л.с. или (в период Второй мировой войны) газогенераторные установки мощностью 50 л.с. Эти модели заслужили у потребителей прозвище "sharpnose" ("острый нос") из-за специфического внешнего вида, а также признание.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo PV651

В 1930-х годах расширилась линейка автомобилей-такси - появились модели TR701-704 с двигателями увеличенной мощности (более 80 л.с.), а также первые люксовые модели Volvo, такие как PV654, PV36, PV56. В гамме двигателей для легковых авто преобладали 6-цилиндровые моторы.

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Несмотря на то, что Швеция придерживалась политики нейтралитета во Второй мировой войне, ее автопромышленность ощутила на себе влияние военного конфликта. Прежде всего, возник дефицит бензина, и возросла потребность в альтернативных видах топлива для автомобилей.

В связи с этим Volvo разработала несколько серий газогенераторных установок. Выпуск гражданской продукции Volvo не прекращался полностью, хотя и наблюдалось падение спроса. Наряду с этим компания производила военную технику для шведской армии. До войны у Volvo уже был опыт сотрудничества с военными: в 1931 г. была выпущена партия бронеавтомобилей, в армию поставлялись легковые и грузовые Volvo, а также собранные на базе Volvo санитарные машины. Во время Второй мировой компания наладила выпуск полноприводного трехосного грузовика повышенной проходимости TVB (1940 г.), бронеавтомобиля Lynx (1941 г.), полноприводного артиллерийского тягача бескапотной компоновки со сдвоенной кабиной TVC (1942 г.), полугусеничного тягача HBT (1944 г.), штабного автобуса TRM8 (1945 г.) и других машин. После войны и до наших дней компания продолжает выпускать военную технику.

VOLVO И СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

С 1944 г. компания начала собственные разработки систем безопасности. Первые из них -каркас безопасности и многослойное переднее стекло - были реализованы на модели PV444 (1946 г.). В 1959 г. появилась еще одна важная разработ-ка - трехточечный ремень безопасности.

В 1960-х годах Volvo был разработан целый ряд новинок в области автомобильной безопасности, таких как безопасные детские сиденья, двухконтурная система тормозов, энергопоглощающие зоны деформации кузова, задние ремни безопасности, подголовники передних сидений. Среди прочих важных разработок, применяющихся и сегодня, - складывающаяся рулевая колонка, энергопоглощающие бамперы, антиблокировочная система тормозов, передние и боковые подушки безопасности, надувной занавес боковой защиты.

В 2000 г. был открыт Центр Безопасности Volvo в г. Гетеборге. К изобретениям последнего десятилетия относятся системы предотвращения опрокидывания RSC, интеллектуальная система информирования водителя IDIS, система информирования о наличии автомобиля в "мертвой зоне", активные биксеноновые фары с функцией поворота, система предупреждения столкновения, системы поддержки торможения, системы защиты от плетевых травм.

РАЗВИТИЕ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
В послевоенные годы компания пережила несколько крупных забастовок на своих предприятиях, которые, впрочем, не помешали продолжению разработок. В 1946 г. появилась первая модель Volvo (PV444) с несущим кузовом. Эта машина была оборудована 4-цилиндровым двигателем с верхним расположением распредвала, что также было новинкой для Volvo, 3-ступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами на всех колесах, а также первыми системами безопасности - каркасом безопасности и многослойным ветровым стеклом.

В этом же году в два раза вырос объем производства грузовиков Volvo. В основном покупателям предлагались еще довоенные модели. Но были и новые разработки, такие как первые дизельные грузовики LV15. Автомобили с работающими на разных видах топлива двигателями системы Хессельмана еще продолжали выпускать до 1947 г. К этому времени продукция Volvo продавалась в таких странах как Дания, Норвегия, Голландия, Испания, Португалия, Чили, Бразилия, Египет, Финляндия, Аргентина и в Южной Африке. Отвечая на потребность Швеции в развитии сети автомобильных дорог, а также на потребность сельского хозяйства в мощном, приспособленном к условиям суровых шведских зим грузовике, Volvo выпустила трехосный дизельный L29 с характерным удлиненным капотом.

В 1948 г. наряду с успехом продаж PV444 увеличилось и производство PV60 - легковой модели Volvo с 6-цилиндровым двигателем и боковым расположением клапанов, характерным для многих ранних автомобилей этой марки. PV60 концептуально относилась, скорее, к довоенным моделям. В то же время продолжали выпускать для использования в качестве такси довоенную модель серии PV800.

В начале 1950-х произошло обновление уже ставшей популярной PV444. Модель получила новые бамперы, обновленный салон и замок зажигания с ключом вместо кнопки пуска.

В 1951 г. оборот компании составил 310 млн крон. На заводах Volvo вводились новые сборочные линии, расширялись цеха. А в следующем году Густаф Ларсон ушел на пенсию, но он все еще продолжал консультировать сотрудников компании.

Представленный в 1954 г. 2-местный спортивный Volvo P1900 вызвал определенный интерес, поскольку выходил за рамки модельной концепции Volvo. До этого компания не выпускала спортивные машины. Производство Р1900 было начато в 1957 г. Основу этой модели составляли агрегаты PV444, но благодаря двум карбюраторам и увеличенной степени сжатия, мощность двигателя была увеличена до 70 л.с.

Первая модель Volvo с кузовом понтонного типа - P120 Amazon - была представлена в 1956 г. Это был вместительный 4-дверный семейный автомобиль с двигателем мощностью 60 л.с., внешний дизайн которого напоминал итальянские автомобили.



Volvo P1800 - не только "самый привлекательный", но и "звездный" автомобиль


В 1958 г. начался выпуск PV544 - обновленной версии PV444 с кузовом большего размера и улучшенным интерьером.

VOLVO ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
В 50-е годы произошли изменения в модельном ряду грузовых автомобилей Volvo. Предкамерные дизельные двигатели были заменены двигателями с прямым впрыском, появились моторы с турбонаддувом, спальные кабины и гидроусилители руля. Основные грузовые модели 50-х - это серия Viking (L340, L385, L485), серия Tita (первый в мире грузовик с турбонаддувом L395, L495), военные TL11-12, TL22, TL31, а также серии легких грузовиков (Laplander и Trygge).

60-е годы начались с презентации новой спортивной модели Р1800, в разработке которой участвовали итальянские дизайнеры, а первые авто собирались в Англии. В 1961 г. P1800 получила в Калифорнии приз, как самый привлекательный автомобиль. А после съемок в популярном сериале "Святой" (The Saint) модель стала поистине культовой. С некоторыми обновлениями модель выпускали до 1972 г.

В период 1966-1968 гг. Volvo представила принципиально новое поколение - модели 144, 142S и 164. Volvo 144 (и ее двухдверная версия 142S) отличались высоким уровнем безопасности. В кузове были предусмотрены энергопоглощающие зоны, модель была оборудована двухконтурной тормозной системой, складной рулевой колонкой, ремнями безопасности. 164-я модель позиционировалась как престижная и обладала высоким уровнем комфорта. Ее оборудовали мощным двигателем 135-175 л.с., механической или автоматической коробкой передач.

Что касается грузовиков, то в 60-е годы внимание конструкторов было сосредоточено на повышении уровня комфорта и безопасности водителя. В модельном ряду преобладали грузовики с расположенными над двигателями кабинами улучшенного обзора. Остались только две модели капотной компоновки с семи- и десятилитровыми двигателями - N86 и N88.

Появившаяся в 1971 г. модель Р1800ES стала продолжением серии P1800. Это был мощный (124-135 л.с.) двухдверный двухместный универсал с характерной полностью стеклянной крышкой багажника.

В это время Соединенные Штаты Америки стали для Volvo наибольшим рынком сбыта после самой Швеции. В 1973 г. производство достигает своего пика.

В 1976 г. американская Национальная администрация безопасности движения тщательно изучила модель Volvo 240 1974 г. с целью установления на ее базе стандартов безопасности, обязательных для всех новых авто, продаваемых в США. Высоким уровнем безопасности обладала и Volvo 260 того же года выпуска. Эти две модели на многие годы вперед определили фирменный внешний вид легковых Volvo. В том же году появился хэтчбек Volvo 343, выпуск которого продолжался до 1990 г.

В 1975 г. началось производство моделей 265 и 66. 265 представляла собой комфортный универсал, 66 - компактный автомобильчик, оборудованный автоматической коробкой вариатором. Разработанные совместно с компанией Renault двигатели появились в 1979 г. Они устанавливались в дальнейшем на 340/60 и 440/60 модели.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo P1900 стал первым спортивным
автомобилем марки Volvo

Грузовые модели 70-х годов, такие как F89, G89, N7, N10, N12, F10, F12 и серия Globetrotter стали стандартными грузовиками для европейских дальних перевозок благодаря своей мощности, комфорту и безопасности.

1980 годы прошли под знаком уменьшения расхода бензина и увеличения мощности для двигателей легковых Volvo.

В 1980 г. для покупателей, предпочитающих спортивный характер автомобиля, появилась турбированная версия 240-й модели.

За 1982-1988 гг. Volvo выпустила целую обойму моделей, которые впоследствии стали популярными во всем мире. Это Volvo 760, 740, 780, 440, 480.

При разработке двигателей грузовиков Volvo 80-х годов большое внимание уделялось их экологической чистоте.

С целью более эффективного продвижения своей продукции на американский рынок в 1988 г. Volvo приобрела американского производителя грузовиков White Motor Corporation. Компания продолжала линейку капотных и бескапотных грузовиков большой мощности.

В 1990 г. 760-ю модель сменили 960 и 940. В 1991 г. появилась Volvo 850GLT, отличавшаяся поперечным 5-цилиндровым двигателем и новыми системами безопасности. После выпуска в 1995 г. моделей S40 и V40, боковые подушки безопасности стали устанавливаться на все модели. В конце 1996 г. был выпущен С70, разработанный на базе купе С70.

В течение 8 лет разрабатывалась грузовая серия FM12 и FH12. Она вышла в 1994 г., и сразу же модель FH12 получила звание "Грузовик года". Эти модели содержали ряд инноваций, таких как полуавтоматическая 12-ступенчатая коробка передач, 6-ступенчатая автоматическая коробка, навигационная система Dynafleet и бортовые компьютеры.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Volvo FH12

В 1999 г. Volvo вошла в корпорацию Ford. В 2001 г. Renault Trucks и ее американское подразделение Mack Trucks стали подконтрольными Volvo, в результате чего сформировалась новая структура - Volvo Global Trucks.

VOLVO СЕГОДНЯ

На сегодняшний день Volvo является крупнейшим производителем грузовиков в Европе и располагает шестнадцатью заводами по всему миру. Продукция компании продается более чем в 130 странах мира. Volvo производит легковые автомобили, джипы, грузовики, автобусы, дорожные машины, двигатели для катеров, строительное оборудование, запчасти и двигатели для самолетов, предлагает финансовые услуги и логистику.

На международных аукционах лоты с антикварными Volvo выставляются довольно часто. Так, например, Volvo 444 A (1947 г.) в отличном состоянии выставлялась с начальной ценой $12500, Volvo 544 Sports Coupe (1962 г.) - $4100, спортивное купе Volvo Р1800S (1967 г.) - $5100. Много лотов с моделями 80-х годов по цене от 100 до 4000 $.

У любителей антикварных авто в СНГ Volvo встречается нечасто. Предложений о продаже этих машин очень мало, и ценообразование не поддается логике. Для сравнения, за купе Volvo Р1800S, упомянутое выше, продавец из СНГ выставлял цену $25000, а модель Volvo 142 1973 г. продавалась за 1650 $.

В 2007 г. в рамках выставки "Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина" в Москве посетители могли ознакомиться с уникальной экспозицией, представленной музеем Volvo, на которой были выставлены раритетные автомобили этой марки, в числе которых и первая модель QV4.

Музей Volvo в г. Гетеборг (Швеция) освещает развитие компании от 1927 г. и до наших дней. В нем можно увидеть экспозиции с автобусами, легковыми и грузовыми авто, посвященные системам безопасности, сотрудничеству компании с авиастроительной отраслью, спортивным достижениям Volvo.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra