Среди тысяч машин, мчащихся по дорогам, встречаются и такие, с которыми следует быть особенно внимательными. Почему? Просто они по размерам в несколько раз больше любого легкового автомобиля. И во много раз тяжелее. Как показал опыт, при столкновениях с грузовиками легковушкам приходится тяжело.
Многие женщины панически боятся грузовиков. Согласен, что сам по себе вид большегрузной фуры внушает опасение. Но шарахаться от летящей на спуске или пытаться обогнать по встречной на узкой дороге ползущую на подъем фуру все же не стоит. А что же стоит?
Вот об этом сейчас и поговорим. Начнем с самого начала. Грузовики бывают разные - одни совсем большие и в города почти не заезжают, разве что на окраины. Другие, поменьше, ездят по городским улицам.
Они в городе
В городскую черту чаще всего заезжают грузовики-среднетоннажники - это "бычки", "газоны" или машины иностранного производства, развозящие напитки, еду, товары в магазины. Когда грузовик идет в потоке, он никаких неудобств никому не доставляет. Исключение - выхлопная труба, порой приходящаяся как раз на уровень вашего правого окна, например, при остановке на светофоре. И тогда при попытке грузовика тронуться с места салон легковушки наполняется выхлопными газами. Поэтому правило первое - следите затем, кто стоит справа от вас, и закрывайте окно.
Правило второе: надо всегда помнить, что в грузовике есть так называемые "слепые зоны". Поэтому, если вы едете за грузовиком, соблюдайте дистанцию. В противном случае капот машины подныривает под раму грузовика, и дело заканчивается либо рихтовкой, либо более тяжелыми последствиями.
Еще одна опасность - перекрестки. Попытка проскочить под носом у грузовика часто заканчивается плачевно.
Что же делать? Лучше всего, как бы вы ни спешили, - потерять минуту или две, но пропустить большегрузную машину. Тем самым вы поможете не только себе, но и тем, кто встретится с этим грузовиком дальше. Ведь нагрузка на нервную систему водителя грузовика или автобуса в городском потоке сопоставима с нагрузкой авиадиспетчера или летчика во время выполнения фигур высшего пилотажа. Но летчик крутит свои фигуры несколько минут, а водителю за рулем приходится сидеть целый день. И потому не добавляйте ему седых волос!
Такой длинный...
Ну а кто ездит не только по городу, но и по трассе, встречается с грузовиками гораздо чаще. Для начала небольшая справка: есть два основных вида длинномерных (более 6 м) транспортных средств - это автобусы и автопоезда. Иногда встречаются негабаритные грузы, но о них - разговор особый.
Отличить сзади тягач с прицепом от обычного грузовика бывает иногда нелегко. Согласно Правилам дорожного движения на немаршрутных длинномерных транспортных средствах длиной от 12 до 22 м на задней стенке прицепа должны быть закреплены две прямоугольные пластины из светоотражающего материала. Цвет пластин - желтый, с красной каймой. В ночное время узнать автобус или автопоезд проще всего по огням. На автобусах они белые (головные) и красные (хвостовые). Расположены на крыше и по сути являются габаритными огнями. Также автобусы оснащаются бортовыми повторителями указателей поворота и дополнительными светоотражателями. Кроме того, в автобусе ночью иногда бывают освещены окна. Так что особенных неожиданностей встреча с ним не сулит. Знак автопоезда - три оранжево-желтых огня в ряд над кабиной. Кроме того, вдоль прицепа обычно светится несколько маленьких лампочек. Но учтите: три огня над кабиной - типично наш вариант. Иностранные автопоезда такими огнями не оснащены.
Держите дистанцию
Без нужды приближаться к автопоезду не рекомендуется. Причин тому несколько.
Во-первых, если на подъеме он вдруг забуксует или покатится назад, а вы плотно "висите" сзади под прицепом, вас просто сомнет. Под прицеп вы не попадете, для этого предусмотрены специальные противоподкатные брусья. Но все равно приятного мало. И запоздалые вопли вроде... "Он же видел, я шла у него за спиной!!!" - будет слушать дежурный. В лучшем случае - инспектор ДПС, в худшем - дежурный хирург ближайшей больницы, а в самом скверном - дежурный апостол. Согласитесь, все варианты - не очень...
Во-вторых, у прицепа иногда возникает странное желание "вильнуть хвостом". Чаще всего это происходит при повороте или при торможении в гололед, да и в обычном режиме тормозной путь многотонной громадины до 30 метров. И, несмотря на наличие антиблокировочной системы торможения на прицепе и тягаче, автопоезд может просто сложить, особенно зимой. Чем чревато попадание под такой мах прицепа, думаю, нет необходимости объяснять.
Поэтому - держите дистанцию! Особенно на подъемах, там, где обгон запрещен, и на поворотах.
Идем на обгон
А если обогнать автопоезд необходимо? В том случае, если дорога двухрядная, обгон будет выглядеть так. Нужно аккуратно примерно на треть корпуса выглянуть из-за спины прицепа и помигать левым указателем поворота. Если дорога впереди свободна, дальнобойщик мигнет правым указателем поворота - это значит, что он вас увидел и впереди - чисто. Обогнав, мигните аварийкой - это означает "спасибо". Если же автопоезд обгоняет вас, алгоритм немножко иной. Примите по возможности вправо и, когда задняя стенка прицепа уйдет достаточно далеко вперед, мигните дальним светом - дескать, можно уходить в свой ряд. Как правило, дальнобойщики, обгоняя друг друга, поступают именно так. И тогда вы сможете увидеть, как вам благодарно мигнут аварийкой или по очереди двумя указателями поворотов - левым и правым.
Не забудьте еще об одной опасной особенности: при обгонах и разъездах со встречными длинномерами на узкой дороге возникает так называемый аэродинамический эффект. Это значит, что каждый автопоезд или автобус, идущий на большой скорости, толкает перед собой своеобразную воздушную подушку и лупит ею всех встречных и попутных. Если обгоняют вас, будьте готовы к тому, что вас толкнет в сторону - это действует воздушный вал, толкаемый "лбом" тягача. Затем вас может ощутимо потянуть под прицеп или борт автобуса. При разъезде на высокой скорости сила воздушного толчка может быть такова, что вырвет руль из рук. Поэтому - крепче держитесь за баранку.
Поворотись-ка...
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, автопоезда очень маневренны. И при необходимости водитель-дальнобойщик сможет развернуться даже на очень ограниченном участке. Запомните несколько вещей. Во-первых, если автопоезду необходимо совершить правый поворот, он должен принять немного влево - прицеп при повороте описывает дугу меньшего радиуса. И поэтому, увидев, что у идущего перед вами тягача включен правый поворотник, а тягач уходит влево, не волнуйтесь - с водителем все в порядке. Просто такова техника прохождения поворота.
По этой же причине, как бы вы ни спешили, не лезьте под маневрирующий тягач с прицепом на улице или на трассе - сомнет. То же самое касается и случаев, когда автопоезд выезжает с пересекающей дороги. Просто у больших машин есть свои особенности прохождения поворотов. Если увидите, что такой длинномер стоит несколько поперек дороги, это значит, что он поворачивает А если возле него стоят сотрудники ГИБДД, "скорая" и легковушка с битой "мордой" - значит кто-то не увидел, что он поворачивает. А дорога невнимательности не прощает...
Негабарит
Согласно Правилам дорожного движения к негабаритным относятся грузы, превышающие 2,55 м по ширине и 4 м по высоте. То же, что принято у нас называть негабаритами, чаще всего - специальное оборудование, гусеничные экскаваторы, некоторые строительные конструкции. Обозначение для них такое: сигнальные щитки или флажки размером 400?400 мм с чередующимися красными и белыми полосами. Знаки эти размещаются на крайних внешних частях груза. Особо крупные негабариты чаще всего сопровождают патрульные машины ДПС. Поскольку негабариты возят по дорогам страны не так часто, то и встречи с ними происходят не каждый день. Где их можно встретить? Скорее всего "там, где идет строительство или подвешен груз". В этих местах будьте особенно внимательны. Вас могут не увидеть.
Да будет свет!
Как правило, в условиях плохой погоды, недостаточной видимости, с наступлением сумерек все дальнобойщики включают габаритные огни и ближний свет.
Не экономьте электричество и вы - в серые дни включайте ближний свет. Кстати, во многих странах езда с постоянно включенным ближним светом - требование правил дорожного движения.