Вне времени




 

ВНЕ ВРЕМЕНИ


ПЯТНИЦА 22 АВГУСТА 1902 Г. МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ ТЫСЯЧ ДРУГИХ ДНЕЙ В ИСТОРИИ ДЕТРОЙТА. ТО БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПАНИИ РОЖДАЛИСЬ И ИСЧЕЗАЛИ БЕЗ СЛЕДА, И МАЛО КТО ИЗ СОВРЕМЕННИКОВ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ЕЩЕ ОДНУ ФИРМУ, ПОЯВИВШУЮСЯ ИМЕННО В ЭТОТ ДЕНЬ


ЛЕОНИД КРУГЛОВ


Историков начала XX века даже не удивило витиеватое название компании -от имени французского офицера Антуана де ля Мот Кадиллака, основавшего в 1701 г. городок Вилль Детройт. На эмблему фирмы перекочевали родовой герб и фамилия именитого француза - ля Мот Кадиллак, а в мировую автомобильную историю компания вошла под именем Cadillac.
Первый легковой автомобиль новой марки (модель А) вышел из ворот фирмы, созданной Уильямом X. Мерфи в сентябре 1902 г. Он был оснащен двигателем, разработанным Генри Мартином Лиландом (Henry Martin Leland). Это была своего рода "проба пера" - небольшой двухместный открытый автомобиль, оснащенный одноцилиндровым 10-сильным двигателем. Годом позже появилась четырехместная версия А Runabout, сразу же определившая положение компании на рынке. Марка Cadillac навсегда стала синонимом высочайшего автомобильного стиля. Недаром же основатель компании избрал своим девизом слова: "Рабочий - только исполнитель, точность - закон". С 1909 г. Cadillac становится частью гигантской автомобильной империи General Motors.
Конец двадцатых - середина тридцатых годов отмечен появлением новой профессии в мировом автомобилестроении. С проектирования и постановки на конвейер модели Lasalje в 1927 г. свою работу в фирме начинает Харли Эрл (Harley Earl) - первый официальный автомобильный дизайнер. Автомобили Cadillac, всегда изобилующие огромным количеством нововведений под капотом и в салоне, приобретают те аристократизм и изысканность во внешнем виде и отделке интерьера, которые делают их неподвластными времени.

ЛЕТЯЩАЯ ЭМИЛИ - СЕСТРА КРЫЛАТОЙ НИКИ

Годы между двумя мировыми войнами называют "золотым веком автомобиля". В конструкции и дизайне тон задавали ведущие европейские компании, в первую очередь французские, английские и немецкие. Вознесшийся на крыльях богини Ники авторитет Rolls-Royce как изготовителя самых изысканных и комфортабельных автомобилей не давал покоя конкурентам.
Роскошные машины, стоившие баснословных денег, появлялись на салонах и выставках чуть ли не ежемесячно. Не отставали от своих европейских конкурентов и американские автомобилестроители. Pierce-Arrow, Perlees, Marmon, Packard старались удивить мир автомобилями один оригинальнее другого. Но лидировал все же Cadillac. Его автомобили по-прежнему оставались эталоном роскоши и совершенства. В самом начале тридцатых Харли Эрл явил миру новое семейство машин с V-образными двигателями с углом развала 45 градусов.
В те годы существовало мнение, что от количества цилиндров напрямую зависит стабильность работы двигателя. Другими словами, чем больше цилиндров, тем лучше уравновешен силовой агрегат, тем меньше вибраций и, соответственно, выше уровень комфорта. Сложился некий заколдованный круг - чем больше цилиндров, тем крупнее автомобиль, и чем крупнее автомобиль, тем более мощный двигатель ему необходим. Рядными восьми- и двенадцатицилиндровыми двигателями трудно было удивить, а вот V-образные конструкции можно было буквально пересчитать по пальцам.
X. Эрл создает три унифицированных двигателя с V-образным расположением восьми, двенадцати и шестнадцати цилиндров.
Кузовные ателье Fisher и FleetWood разрабатывают под них серии открытых и закрытых кузовов, отличающихся базами. В линейку вошла 31 модель с базами 3555, 3630 и 3870 мм. Компания возлагает на новое семейство столь большие надежды, что специально для него разрабатываются даже новые эмблемы. Дворянский герб Кадиллаков уступает место взметенным вверх крыльям в виде буквы V. Заявляя свои новые автомобили как прямых конкурентов Rolls-Royce, X. Эрл подчеркивает это, украшая пробку радиатора женской фигуркой с распростертыми как крылья руками. И раз у крылатой богини Rolls-Royce есть имя, то и у заокеанской соперницы оно тоже должно быть. Фигурку нарекают "Летящая Эмили". До ее появления все машины серии V на стадии разработки называли "Автомобили Х-моделей".
Начав в 1931 г. выпуск всей серии, компания постепенно расставляет приоритеты в их серийном производстве. "Восьмерки" оказываются неоправданно дорогими за счет роскошных кузовов и относительно (только относительно!) слабых двигателей. V-16 по карману далеко не всем представителям высшего общества и деятелям кино -поистине национальным кумирам. А вот V-12 попадает в точку. Разумное сочетание технических характеристик двигателя, комфорта и цены "выстреливает" в "десятку". Стоимость автомобиля серии 370-А в зависимости от типа кузова колебалась от $3790 до 4900.
Несмотря на вполне приличные технические характеристики (мощность 135 л.с. при 3400 об/мин), двигатели оказались не самыми удачными. Нижнеклапанный механизм газораспределения с длинными толкателями и сложной кинематикой работал шумно и с довольно заметной вибрацией. К тому же возникали проблемы с охлаждением двигателя. Крупный силовой агрегат занимал почти весь моторный отсек, оставляя совсем немного места для оттока горячего воздуха от вентилятора. Так на боковинах появились "форточки" по количеству цилиндров, которые быстро превратились из конструктивно необходимого узла в элемент внешнего стиля.
Как бы то ни было, а "триста семидесятые" быстро завоевали рынок комфортабельных и престижных автомобилей, отодвинув конкурентов далеко-далеко. Они и сейчас продолжают оставаться предметом мечтаний многих музеев и коллекционеров, а сходки членов многочисленных клубов поклонников V-12 собирают по несколько десятков раритетов.

CADILLAC ДЛЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА

Буквально накануне Пирл-Харбора (1941 г.) Cadillac показывает модель Sixty Special с кузовами седан и лимузин, которые на многие годы определят стиль официального автомобиля для представителей высшего эшелона власти и бизнеса. Кстати, именно эти автомобили впервые получили полностью автоматическую трансмиссию. Выпуск этой серии, но в обновленном виде возобновляется после окончания Второй мировой войны. Семейство Sixty с кузовами седан, лимузин, купе, кабриолет, фаэтон выпускалось до 1953 г., когда ему на смену пришла модель Eldorado и чуть позже - Eldorado Brougham: первые автомобили, серийно оснащенные кондиционерами. Этим эталонам автомобильного изыска суждено было сыграть немаловажную роль в политике, и не только. В 1959 г. эти автомобили стали экспонатами первой американской выставки в СССР. Тысячи москвичей и гостей города выстаивали очередь, чтобы притронуться к символу заокеанской мечты и пресловутого "американского образа жизни". Шесть метров хрома и никеля, 345 л.с. под капотом, автоматическая трансмиссия, "акульи плавники" взбудоражили умы многих будущих автомобильных инженеров и конструкторов Страны Советов.
Шестидесятые годы... Автомобильный мир делает выбор в пользу переднего привода. В противовес микроскопическим "японцам" и авангардным "французам" в 1967 г. Cadillac со свойственным ему размахом "выкатил" гиганта FleetWood Eldorado. В то время другого такого переднеприводного автомобиля с 7-литровым (!) двигателем мощностью 340 л.с. в мире не было. Три года спустя на него устанавливают еще более мощный 400-сильный 8-литровый мотор - самый большой силовой агрегат для легкового автомобиля.
Продолжает раскручиваться спираль автомобильной истории, и на каждом витке Cadillac оставляет свою веху. Вот лишь некоторые из них. В 1972 г. обязательным атрибутом всех автомобилей, выпускаемых компанией, становятся ремни безопасности. В 1974 г. появляются первые подушки безопасности, в 1975-м первым среди американских производителей Cadillac предлагает электронно-управляемые системы впрыска, а в 1978-м в систему управления автомобилем вводится маршрутный компьютер.
Этот список можно было бы продолжать еще долго, однако любой конструкторской новинке требуется соответствующее внешнее оформление. И здесь Cadillac широко сотрудничает с ведущими кузовными ателье. Например, в 1983 г. выходит в свет четырехдверный седан Seville Elegante, характерной особенностью которого было... отсутствие багажника. Как ни странно, "куцый" кузов с годами совершенно не потерял привлекательности. В 1989 г. на Туринском салоне выставляется конвертейбл Allante, разработанный компанией Pininfarina, а к своему столетию фирма демонстрирует концепт Cien.
История "юбиляра" была бы неполной без рассказа о тех, кто из всех мировых марок предпочитает именно эту. Сами американцы шутят: "Если хотите узнать, кто ездит на Cadillac, перечитайте Who's who ("Справочник о самых выдающихся людях Америки". - Прим. авт.)".

CADILLAC И ПРЕЗИДЕНТЫ США

Первым американским президентом, избравшим Cadillac для официальных выездов, стал Вудро Вильсон, 28-й президент, использовавший его в период с 1913 по 1921 г.
В 1938 г. фирма построила два огромных автомобиля, получивших названия по двум океанским лайнерам - Queen Mary и Queen Elisabeth. За 28 лет их исправной службы в Белом доме ими последовательно пользовались Франклин Рузвельт, Гарри Трумэн и Дуайт Эйзенхауэр. При нем произошла "смена поколений", и в Вашингтоне появились два новых автомобиля Queen Mary II и Queen Elizabeth II с кузовами "конвертейбл", служившие официальными автомобилями самому Эйзенхауэру, Джону Кеннеди и Линдо-ну Джонсону в период с 1956 по 1968 г. В 1984 г. Рональд Рейган выбирает в качестве второго официального авто лимузин DeVille, а в 1993 г. свой выбор в пользу лимузина FleetWood Brougham делает Билл Клинтон. 20 января 2001 г. Джордж Буш вернул Cadillac на службу в президентскую администрацию, пересев в суперлимузин на базе модели DeVille. Подготовленный для президентской службы специальной группой компании GM (Special Group GM) автомобиль заметно длиннее и шире базовой версии.
За 100 лет существования Cadillac выпустил 11 млн. автомобилей. На выпуск первого миллиона ушло 47 лет, второго - 9, остальные 9 млн. были выпущены за 44 года. Сейчас машины этой марки выпускаются на трех заводах в городах Детройт, Лансинг (штат Мичиган) и Арлингтон (штат Техас). И каждый собранный автомобиль по праву принадлежит к мировой автомобильной элите.

CADILLAC И МИР КИНО

Одним из первых достоинства лимузина оценил Аль-Капоне, сделав автомобиль подлинной кинозвездой. В 1929 г. он приобрел первый из двух служивших ему автомобилей этой фирмы и не расставался с ним до последних дней. Именно на нем он и отправился в свою роковую поездку в Чикаго, стоившую ему жизни. Интересно, что спустя много лет эту машину выкупила кинокомпания Paramount и использовала ее, в частности, на съемках фильма "Крестный отец". Таким образом, Cadillac 452 дважды оказался в руках мафии - сначала в жизни, потом на экране. Марлен Дитрих также 16-цилиндровую модель 452 избрала для своих европейских турне в период с 1930 по 1940 г. Следуя ее примеру, аристократов автомобильного мира избрали в качестве личных автомобилей Гари Купер, Одри Хепберн, Памела Андерсон, Софи Лорен, Джон Траволта, Мэрилин Монро, Ким Новак, Джоан Кроуфорд.
Сами автомобили именитой марки стали героями 23 кинофильмов, выпущенных с 1931 по 1999 г.

CADILLAC И МИР МУЗЫКИ

Самый яркий поклонник марки - король рок-н-ролла Элвис Пресли. Он был влюблен в эти машины. С 1955 по 1977 год Пресли в общей сложности являлся владельцем более ста автомобилей Cadillac! Хоронили Элвиса на белоснежном катафалке Cadillac с кузовом компании Miller-Meteor в сопровождении 16 "соплеменников" из его личного гаража.
ВЕХИ ИСТОРИИ CADILLAC
  • 1906 Самый компактный автомобиль (длиной 2,8 м)
  • 1912 Электрическое зажигание
  • 1929 Безопасные автомобильные стекла
  • 1935 Самый тяжелый легковой автомобиль - модель 60 452D весивший 2,8 т
  • 1941 Автоматическая трансмиссия
  • 1954 Усилитель руля как стандартное оснащение
  • 1957 Пневматическая подвеска автомобилей класса "люкс"
  • 1968 Самый длинный автомобиль - модель 75 (6230 мм)
  • 1974 Подушки безопасности как стандартное оборудование
  • 2002 Самый мощный двигатель для легкового автомобиля - Northstar LMP2 V-образный восьмицилиндровый объемом 4,0 л свыше 600 л.с.


Без автомобилей Cadillac не представляли своей жизни короли джаза и прославленные теноры, звезды рока и исполнители классической музыки. Среди них Дюк Эллингтон, Фрэнк Синатра, Чак Берри, Джонни Кэш, Бинг Кросби, Пласидо Доминго, Фэтс Домино, Джимми Хендрикс, Вадди Холл и, Жан-Мишель Жарр, Мирей Матье... Мировая музыкальная история знает более пятидесяти вокальных и инструментальных произведений, воспевших легендарные лимузины.

CADILLAC И АВТОМОБИЛЬНЫЕ KNOW HOW

В 1958 г. американский журнал Popular Mechanics опубликовал данные опроса ведущих экспертов в области истории мирового автомобилестроения, назвавших основные фундаментальные изобретения и открытия, сыгравшие ключевые роли в развитии автомобилестроения. Четыре из них приходились на долю Cadillac. К ним отнесли разработку системы взаимозаменяемых запчастей (1908 г.), появление электрического стартера (1912 г.), массовое производство V-образных двигателей (1914 г.) и появление полностью синхронизированных коробок передач (1929 г.)

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.
 





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra