Главная » Журналы » Журнал Bike Freak » Архив » Выпуск N 3 » Виктор Введенский

Виктор Введенский


Гость номера.
 

Внешняя сторона кольцевой автодороги..., поворот направо, практически сразу после Ярославки, несколько метров по импровизированной дороге вдоль внутренней стороны щитов МКАДа. Неброская табличка "Мотосервис".
Позвонили и большие ворота отворились. Вот тут-то нашему взору и открываются заветные владения человека, на наш взгляд, очень интересного и неординарного. С этого момента началась наша экскурсия и беседа с профессиональным мотогонщиком, реставратором старинной мототехники, основателем клуба, а точнее сказать - мотокружка - для людей, любящих старенькие мотоциклы - Виктором Введенским.
"Дом, правда, пока не достроен, однако здесь всегда рады гостям", - с этих слов Виктора началась небольшая экскурсия. "В доме всё приспособлено для встреч с друзьями, здесь очень уютно. В конечном итоге должен получиться хороший дом с камином, скорее маленькая гостиница, для байкеров, с верандой, с балконом и т.п., чтобы можно было где отдохнуть, где посидеть, где отметить с друзьями.
Мастерские и гаражи - здесь все отдано мотоциклам, как отреставрированным, так и не очень. В каждой мастерской что-то своё. Haпример, вот здесь хранятся основные запчасти, а здесь уже наполовину собранные экспонаты, здесь коробка с хромированным запчастям от "Harley Davidson" 1930 года. Здесь же, совсем рядом - музей мототехники: все мотоциклы полностью восстановлены."
Подумать только, и каждый из них можно завести в любую минуту. Выкатываем пару мотоциклов на улицу. Почетное "дефиле" на любимом Indian по двору и обратно в гараж. Фото на память, и далее все мы переходим на кухню, Виктор угощает всех чаем и кофе. Беседа продолжается.
BF: Виктор, кто привил Вам любовь к мотоциклам и ко всем этим железкам?
Виктор. - Родился и вырос я в семье образованных и интеллигентных москвичей, которые, как все люди подобного класса, на мотоциклы смотрели с равнодушием. Но однажды, просматривая семейный фотоальбом, я наткнулся на фотографию отца. На ней отец сидел на мотоцикле, и я был крайне удивлен:
- Папа, ты что, умеешь ездить на мотоцикле?
- Конечно, сын!
Но этим дело не закончилось. В 1955 году я пошел в школу. И однажды мой одноклассник привёл меня в секцию текстильного института, что на Донской улице. С этого дня я, как и многие мальчишки, просто влюбился в мотоциклы.
Донская улица вскоре превратилась, если можно так сказать, в стихийно сформировавшийся мотоцентр, из которого выросло немало хороших гонщиков и просто приверженных байкеров, хотя мы себя тогда так не называли. Нас было много, мотоциклы были у всех разные, в основном "Ява", но было много и мотороллеров. К нам на Донскую, где я жил, приезжали ребята из других районов, мы были молоды, и жизнь была весёлой. Но в 1964 году мотосекцию Текстильного института закрыли, и для занятий спортом нам пришлось искать другое место. Этим местом оказалась мотокоманда института им. Губкина на Ленинском проспекте. Нас с моим другое взяли в эту команду, хотя мы и не являлись студентами института. Начиная с 1965 года, я начал принимать участие в мотокроссах в классе мотоциклов 125 - 175 см3 в юношеском разряде. По советским законам, нужно было иметь водительское удостоверение для участия в соревнованиях, и, значит, нужно было ждать до 16 лет, а начал я ездить на мотоцикле в 11 лет. В том же 1965 году в мотокоманду Института им. Губкина пришёл новый тренер, заслуженный мастер спорта Евгений Степанович Косматов, который впоследствии "пересадил" меня в класс мотоциклов с коляской. Вот с этого и начался взлет моей спортивной карьеры. В 1972 году я уже был в сборной СССР. Приходилось очень много работать, по 12-14 часов в день, т.к. на стандартном "Урале" ( а именно на этих мотоциклах нам приходилось ездить) показать хороший результат было невозможно. Мы делали практически заново весь двигатель и ходовую часть. Целью всего этого была только победа, победа гонщика над собой и своими соперниками. Правда, после гонок приходилось все переделывать заново, мотоцикл выдерживал только одну гонку. Тогда хорошенький кроссовый мотоцикл взять было негде. Я становился взрослее и выигрывал много гонок, был в сборной, но по своим идейным соображениям, которые никак не соответствовали тем советским временам, я вскоре был вынужден покинуть ее. И в 1979 году, будучи в отличной спортивной форме, я уехал в Америку и какое-то время жил в Нью-Йорке.
BF: Виктор, а что же произошло, почему преуспевающий спортсмен к тому времени, выигрывающий гонку за гонкой, вдруг взял, все бросил и уехал?
Виктор: Я был членом сборной Советского Союза по мотокроссу. И однажды наша сборная должна была уезжать в Европу на чемпионат. Советские чиновники решали, кому из нас ехать. Маршалу А.И.Покрышкину, трижды Герою Советского Союза, в то время занимавшему пост председателя ЦК ДОСААФ, меня представили как человека морально неустойчивого и идейно не подкованного. На том и порешили. За границу нужно направить два других экипажа, а меня оставить в запасных. Оставили мотоцикл и приказали усердно тренироваться, на случай непредвиденных обстоятельств с нашей командой, но после такого приговора на карьере в советском спорте можно было поставить крест и заниматься новой профессией. Терять мне теперь было абсолютно нечего, и после торжественной части , перед самым отъездом на чемпионат, набравшись наглости, я на глазах у всех попрсил свой паспорт, в котором, как и у всех членов сборной, уже стояла виза. Дескать, за свой счет поеду посмотреть на выступление наших ребят и поддержу, поболею за них. Результат не заставил себя долго ждать - в этот же день, после обеда, мне объявили, что я исключен из сборной Советского Союза и у меня отобрали мотоцикл.
Но паспорт я всё-таки смог получить. Я собрался и уехал из страны в поисках, как говорится, лучшей жизни - жини, посвященной мотоспорту.
BF: Как складывалась Ваша заграничная спортивная жизнь?
Виктор: В Америке несколько месяцев я не притрагивался к мотоциклу. В справочнике я раздобыл имя, фамилию и адрес президента мотоциклетной спортивной ассоциации Калифорнии, написал ему о том, что я профессиональный гонщик из СССР, хотел бы принять участие в соревнованиях. Как ни странно, через некоторое время мне пришёл ответ. Так, мол, и так, приезжайте. С этим письмом я обратился в благотворительный фонд, где регистрировались эмигранты.В Калифорнии меня встретил поджарый, с бородкой, американец средних лет, это был Норман Джеймисон, человек, который и прислал мне приглашение. Приняли меня радушно, и уже на первом собрании клуба мне предложили участвовать в гонках. Естественно, никто не ждал от меня серьёзных результатов. Перестроиться было сложно - мотоцикл, на котором я выступал в СССР, очень сильно отличался от мотоцикла, который мне был предоставлен здесь, это был английский "Norton". Всё в нём было по-другому: тормоз находился под левой ногой, а не под правой, переключатель скоростей под правой, а не под левой, то есть здесь было всё наоборот. Тем не менее уже во второй гонке я стал победителем. Это был чемпионат западной конференции, где и был сконцентрирован весь спорт США в классе мотоциклов с коляской. После соревнований Норман написал письмо в американскую мотоциклетную ассоциацию с просьбой выдать мне международную лицензию на основании того, что видел мои заслуги в соревнованиях и считает меня достаточно квалифицированным спортсменом. И уже через несколько по почте я получил международную лицензию и приглашение принять участие в международных соревнованиях. Друзья мне помогли собраться и с пожеланиями удачи я отправился в Голландию. Я очень благодарен людям, которые тогда меня окружали, они всегда были рады и готовы помочь.
Такое отношение казалось мне странным, ведь на Родине всех нас всегда воспитывали с мыслью о том, что за границей ВСЕ враги и интервенты. А на деле я увидел совершенно противоположное. Уже в Голландии мне совершенно бесплатно предоставили мотоцикл и наперебой предлагали рекламное сотрудничество: кто перчатки с фирменной символикой, кто цепи... Таким образом, я оказался тогда первым и единственным по сей день нееврпейским гонщиком, заехавшим в десятку чемпионата Европы. А уже на следующий год статус самого чемпионата изменился, и он стал чемпионатом мира, коим и остаётся до сих пор.
BF: Ваша спортивная жизнь продолжается, Вы по-прежнему выступаете в гонках?
Виктор: Да, участвовать в соревнованиях я продолжаю. Сейчас, правда, только в зимних видах гонок. В эту зиму участвовал в 5-ти гонках. Две из них я выиграл, в двух приехал вторым, и в одной - четвертым. Неплохие результаты для ветерана мотокросса, не правда ли?
BF: Да.
Виктор: Официально в мотоспорте я выступаю с 1964 года. Почти 40 лет. Но сейчас у меня появилось и множество общественных нагрузок. Меня приглашают комментировать мотогонки. В прошлом сентябре меня пригласили комментировать Гран При России по мотокроссу в классах 125, 250, 500 см3, которыйл проходил в подмосковной Яхроме. Открывал эти соревнования губернатор Московской области Б.В.Громов.
Впоследствии знакомство с ним оказалось для меня очень полезным. Также ежегодно звонят из администрации Парка Горького с просьбой принять участие в мероприятиях, посвященных Первому или Девятому мая. Мы делаем небольшие выставки, привозим американские и немецкие мотоциклы, участвовавшие в войне. Ведь это интересно и молодежи, и ветеранам. Смотришь иногда, как какой-нибудь дедушка с гордостью рассказывает: "Вот на этом мотоцикле, внучек, мы с дядей Егором всю войну прошли".
Ещё мы посещаем ежегодную выставку "Экзотика" в Тушино. Года два назад на "Экзотику" приехала колонна английского клуба "Bentley". С каким же восхищением и восторгом все на них смотрели. Вообще такие выставки необходимы. Ведь на сегодняшний день в России нет ни аукционов, ни специализированной прессы, нет индустрии, которая могла бы поддерживать любителей старинной классической мототехники. А напрасно, ведь всегда у одного есть что-то ненужное, что позарез нужно другому. Да и мотоциклу, в который вложено столько сил и времени, просто непозволительно стоять в каком-то бетонном гараже. Такие вещи хочется, да и нужно, показывать окружающим. Тем более, что люди делятся на любителей, которым нравится этим заниматься, и на тех, кому нравится просто посмотреть и позадавать вопросы.
BF: Говоря о старых мотоциклах, почему Вы все-таки выбрали Oldtimer`ы? Новенькие модели блестят ярчи и достаточно продвинуты в техническом плане.
Виктор: Нескольких людей, которые занимались коллекционированием антикварных мотоциклов, я знал еще в молодости. Но в молодости все гоняются за современностью, и я не был исключением. Это потом наступает такое время, когда понимаешь, что прогресс остановить невозможно, а угнаться за ним еще сложнее. То, что сейчас кажется верхом достижения, завтра окажется устарелым и малоэффективным. А старинные мотоциклы всегда виделись мне чем-то романтичным. Старый мотоцикл - это своего рода хранитель эпохи. Тот же самый экспонат, только не художественного, а инженерного таланта. И тогда я понял, что это игрушки, в которые можно играть до конца жизни. Мне нравится ощущать дух той эпохи. Несравненное удовольствие получаешь от управления таким мотоциклом, который принадлежит совершенно другому времени. Интересно их сравнивать. Только вот тяжеловато уже стало работать с железками.
BF: Хорошо. Каким моделям, ну или маркам мотоциклов Вы отдаете предпочтение?
Виктор: Самое главное - у мотоцикла должна быть своя история. Есть удачные модели мотоциклов, которые хорошо продаются, но с ними не связано никаких ассоциаций, у них нет ни истории, ни имиджа, ни обаяния. Ранее я показывал вам свой "Indian" - это мой любимый мотоцикл. "Indian" для меня много значит, странно, вряд ли я смогу объяснить, почему, это где-то на подсознательном уровне, на уровне эмоций. Этот мотоцикл считается раритетным, он настоящая история. "Indian" - это действительно великолепный мотоцикл, и на открытии сезона я именно на нем возглавлял колонну. Мой железный "индеец" многим может дать фору. Как говорится, "Old Indians never die. They just look that way."
BF: Виктор, как к Вам пришло желание приехать в уже новый, но все еще СССР?
Виктор: Сложилось так, что ездить по разным странам я начал рано и активно. А так как качество западных мотоциклов заметно перевешивало советские аналоги, мои русские друзья постоянно просили привезти из-за границы какие-то запчасти, технику. Единственным вариантом в то время был обмен. Я должен был не только привезти импортные запчасти, но и получить что-нибудь взамен. Так что мне начали со всей страны привозить старые мотоциклы, среди которы были "Harley Davidson" военных времен. Хранить все это громоздкое и текущее маслом хламье мне было негде. Приходилось арендовать какие-то гаражи, из которых меня постоянно выгоняли. И надо было все это снова куда-то перевозить. А новые, с позволения сказать, мотоциклы, мне продолжали привозить и привозить. В Россию я вернулся во время горбачевской оттепели и окончательно решил закрепиться, получить гражданство и построить свой собственный мотоклуб. И вот теперь эта мечта сбылась. У меня есть не только клуб, но и мастерская, где груды бесформенного железа превращаются в мотоциклы. Есть даже свой музей. И все мотоциклы в нем полностью на ходу. И все это благодаря моим друзьям и байкерам, мой дом всегда открыт для них.
BF: Делая вывод из нашего разговора, все это "текущее хламье" и навело Вас на мысль о клубе.
Виктор: Нет не совсем так, хотя и это сыграло свою роль. Вернувшись в Россию с грандиозной идеей строительства мотоклуба, я сразу начал искать подходящую для этого территорию. Близкое соседство с шумной автомагистралью было идеальным вариантом. И тут мне предложили этот самый бревенчатый домик 1932 года постройки. С его покупкой начались проблемы. Дома, как такового, не было - он сгорел. Земля, на которой он стоял, принадлежала государству. Купить землю в Советском Союзе было невозможно, тем более мне - репатрианту, имеющему в кармане лишь американский паспорт. Получался какой-то замкнутый круг. Чтобы оформить хоть какие-то документы на дом, пришлось его формально восстанавливать. В результате долгих скитаний по всевозможным инстанциям было выдано "Разрешение на восстановлвние дома после пожара". И это ещё не все. Это сейчас строительных фирм хоть пруд пруди - заплатил деньги, и тебе всё сделали под ключ. Тогда официально нанять какую-либо строительную технику было совершенно невозможно. Все было запрещено. Приходилось ловить грузовые машины прямо на дороге. Затем следовали длительные уговоры водителей. Денежная мотивация действовала слабо. Была единственная "валюта", способная пробудить интерес в их глазах, - это водка и сигареты. Приходилось держать нехилые запасы и того, и другого.
В это время в Москве начался путч. Было такое впечатление, что началась война. По дорогам ездили танки и бронетранспортёры. Почти все магистрали были перекрыты, а все мои машины со строительным материалом стояли парализованные в разных концах города. В это время мои друзья говорили мне: "Мы бы на твоём месте сейчас в Шереметьево-2 и первым же рейсом куда-нибудь на Запад". Но я остался и продолжал строить.
Через некоторое время выяснилось, что кольцевую дорогу будут расширять, а все постройки, находящиеся в ее непосредственной близости, будут снесены. Еле отстоял тогда свою неприкосновенность, свой клуб. Да, много было проблем. Очень долгое время здесь не было ни газа, ни отопления. Бесконечные хождения по всевозможным инстанциям ничего не давали.
Решил обратиться в областную администрацию. Звоню в приемную к Громову и объясняю свою незавидную ситуацию. И мир не без добрых людей. В этот же день позвонили из приемной Громова, и мне была назначена встреча. Далее все бюрократические проблемы как рукой сняло. Я получил разрешение на подключение помещения мотоклуба к центральной теплосети. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Бориса Всеволодовича Громова за оказанную поддержку. Теперь осталось только проложить 150 метров теплопроводных труб и смонтировать систему отопления в боксах, надеюсь найти на это средства в этом году.
BF: Разговаривать с Виктором Сергеевичем Введенским можно часами. Это гостеприимный хозяин и безумно интересный собеседник. Человек, живущий интересной и полной жизнью. В будущем даже собирается написать книгу.










































Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra