Вечное искусство


ВЕЧНОЕ ИСКУССТВО.
Текст: Кристина Куницына
Фото: Влад Лифановский

"Vi garanterar att tatueringen haller till tva veckor efter att doden intratt" (перев.: "Гарантируем, что татуировка продержится еще две недели после смерти")


Несомненно, мотоцикл - один из наиболее явных, ярких и краеугольных символов жизни и философии субкультуры байкеров. Но насыщенность этой культуры невозможно прочувствовать в полной мере, умолчав о музыке и искусстве татуировки. Органично дополняющие друг друга, они являются выражением свободолюбивого духа, индивидуальности и творческой реализации людей, покорённых одной любовью - любовью к Дороге.

Можно лишь позавидовать людям, сумевшим объединить в своей жизни оба этих увлечения на радость себе и окружающим. Таким человеком и является Павел Климанов, которого большинство знает как "Паштета" - тату-мастера с заслуженной репутацией и соло-гитариста московской группы "Мафия".

И, конечно, первый же вопрос, который хотелось задать :

B.F.: Как же все это появилось в твоей жизни ?

П.К.: Всё началось c музыки. И, естественно, привлекали татуировки, поскольку тату-культура является неотъемлемой частью жизни в стиле "рок-н-ролл". Опять же, насмотревшись на зарубежных исполнителей, хотелось того же, что и у них... Да, многие пытались в юношестве делать себе татуировки кустарным способом: заводные машинки из бритвы, шприц с моторчиком от плейера, просто иголкой... Так, собственно всё и начиналось.

B.F.: И как давно занимаешься музыкой ?

П.К.: Лет с пятнадцати.

B.F.: " Мафия" ведь не первая группа с которой тебе привелось работать ? Где ты играл до этого ?

П.К.: Ну теперь это уже малоизвестные коллективы: "Империя", "О-Кей"... Успешные во времена расцвета тяжёлой музыки в России.

B.F.: В каком стиле играет "Мафия"?

П.К.: Скорее альтернатива. Определённая востребованность есть, люди приходят на концерты. Немного, но ходят. Просто мы редко даем концерты. Это связано с тем, что музыка для нас не основной заработок. Все занимаются кто чем, поэтому нет времени на то, чтобы вплотную заниматься музыкой. Музыка уже скорее на уровне хобби.

B.F.: Давно ли существует "Мафия" ?

П.К.: Где-то с конца 80-ых... начали в общей струе. Я пришёл в группу уже позднее... Ну, а потом с музыкой у меня пошел спад, подустал чего-то. Бывает такое состояние, когда не хочется играть...

B.F.: Как ты из музыканта трансформировался в тату-мастера?

П.К.: Рисовать всегда было интересно, рисовал буквально с детства. И тут случилось так, что друг мой начинал заниматься татуировкой. Он меня и пригласил. Сказал: "Попробуй, может у тебя получится..." Ну попробовал, получилось.
Тогда только начинал зарождаться "Тату-центр", даже названия этого еще не было. Располагались в "Зеленом театре" (Зеленый театр ЦПКиО им. Горького, где находились студия Стаса Намина и первый клабхаус "Ночных Волков"). За кулисами была комнатушка. Собственно, оттуда, из этой комнатушки, "Тату-центр" и пошел. Это был 1995 год...

B.F.: Тогда в Москве еще не существовало профессиональных тату-салонов ?

П.К.: Практически - нет. На дому сами кололи - да. В этот период только-только начинали организовываться первые официальные тату-салоны: "Тату-фан-клаб","Три кита" и мы. Так я с тех пор в "Тату-центре" и работал, только год назад открыл своё дело. Так вот все спонтанно и началось...

B.F.: Как ты думаешь, что изменилось с того времени ? Люди, делающие тату сейчас, просто следуют моде или сформировалось некое новое отношение ?

П.К.: Мне кажется, что основной пик моды уже прошёл, он был несколько лет назад. Само собой, мода остается, но в большинстве случаев люди уже имеют другой подход к этому.
Стала появляться культура нанесения тату. Если раньше лепили одну на другую, совершенно не в тему, то сейчас люди приходят и подбирают себе определённую тематику одного объёма, например - на всю руку. Думают, чтобы всё было гармонично. Конечно, для кого-то все его татуировки - это история жизни. Одну он сделал тогда-то, другую затем-то, третью в память о том-то. Поэтому некоторых это устраивает, а некоторые предпочитают их забить или исправить.

B.F.: Иными словами, тату от декоративного украшения постепенно переходит в ранг искусства?

П.К.: Конечно! Люди стали более разборчивы в стилях, даже называют названия какие-то! (смеётся).

B.F.: В каком стиле тебе самому больше нравится работать?

П.К.: Практически в любом нравится, только, честно говоря, уже надоели узоры. Очень много их приходилось делать. Больше нравится делать какие-то сложные работы.

B.F.: Татуировки, на твой взгляд, являются частью какой-то определенной неформальной культуры или любой человек может решиться на такой шаг ?

П.К.: В первую очередь, конечно, субкультуры. Про уголовные мы говорить не будем. Например, мотодвижение. В общем, это всё можно связать с понятием "рок-н-ролл". Образ жизни. Мотоциклы, рок-музыка... Ну и, конечно, молодежь. Бывает, приходят люди, по которым совсем не скажешь, что им это нужно. Явно не принадлежащие ни к одной "тусовке". Просто человек, которому почему-то захотелось сделать татуировку.

B.F.: Так что ими движет?

П.К.: Не знаю. Наверное, это некий экстрим. Раньше, конечно, это было более экстремально, но всё равно. Человек проходит через некие болезненные ощущения, тату остается на всю жизнь... Есть, наверное, в этом что-то сакральное.

B.F.: Занимаешься ли ты пирсингом и как ты к нему относишься?

П.К.: Конечно занимаюсь и отношусь вполне положительно! В общем-то, это тоже своего рода самовыражение для людей.

B.F.: Часто можно услышать мнение, что модификация тела для некоторых - это что-то сродни наркотику.

П.К.: Татуировка, да, несомненно ! Пирсинг - не знаю, ничего не могу сказать, А татуировки почему-то хочется еще, больше, больше...

B.F.: На твой взгляд, хотя и пирсинг и тату относятся к группе, если можно так сказать, боди-модификации, тату - это особый вид искусства? Более класcичный, более ортодоксальный?

П.К.: Возможно, это так... В чем-то все это - одна культура, конечно. Но татуировка - это татуировка. В плане творчества, например. Ну какое творчество в пирсинге? Может только искусство ювелира. Шрамирование тоже довольно примитивно.

B.F.: Существует ли для мастера определенная этика?

П.К.: Конечно, существует. Например, если приходит неразумный подросток и просит истыкать ему все лицо, то прежде с ним беседа проводится: "а надо ли?..". Гениталии мы тоже не колем (смеётся).

B.F.: Для тебя, все же, работа в тату-салоне - этот творчество или бизнес?

П.К.: Естественно, творчество! Как наверное естественная форма моего существования. Бизнес - вряд ли, капитал на этом не сколотишь. Если заниматься бизнесом, то надо заниматься другими вещами.

B.F.: На твой взгляд, насколько сильна сейчас конкуренция ? И существует ли она ?

П.К.: Да, конкуренция большая. Причем не в плане мастерства, а в плане количества мастеров. И вредит это, в первую очередь, клиенту. Многие люди, не имея информации, идут в первый попавшийся салон и делают там. А потом, конечно, увидев более качественную работу, начинают хвататься за голову, начинают понимать, что может быть стоило сначала поспрашивать, поискать. Надо сначала увидеть работы разных художников, а потом решить, где и что делать.

B.F.: Какие твои работы были самыми памятными ?

П.К.: Самая памятная - это самая первая. Я наколол "анархию"! Но это, конечно, баловство. А первая настоящая работа, которую я сделал на профессиональном оборудовании, фирменными красками, была немаленькая. Пришёл человек. Я сказал: что ты выберешь, то мы и сделаем. Он и выбрал дракона от плеча до локтя. Её, пожалуй, и следует считать первой. "Анархия" была первым прикосновением иглы.

B.F.: А самая забавная или странная ? То, что удивило тебя самого...

П.К.: Это произошло, когда я работал в Хельсинки у моего друга Рости (HAMC) в салоне. В тот момент, когда пришёл этот клиент, я был занят, и мы договорились, что он зайдет позже, а пока оставит эскиз. Оставил рисуночек: сердечко такое корявое, со стрелой кривенькой, хвостик повис... Я решил, что надо его как-то облагородить. Сделал красивое объемное сердце, пламена объемные внутри, стрелу нормальную нарисовал. Возвращается этот человек. Я думал, что он обрадуется, а он: "Нет, нет, нет! Это не совсем то, что мне хотелось!". "А-а-а, чего тут еще более, товарищ?.." (смеётся). "Я сейчас все объясню..." - берет карандаш в руки, вычерчивает снова свое корявое сердце, стрелу эту опять рисует с упавшим хвостиком. Я говорю: "Хвостик-то должен быть ровным?" "Нет-нет-нет! Я хочу чтобы было именно так!" "Ну ладно. Хорошо..." Сделал я ему это сердце, тупо закрасил красной краской. Человек подошел к зеркалу, посмотрел... "Отлично!"

B.F.: Ты работал за границей?

П.К.: Да, в Хельсинки периодически. Неоднократно участвовал в их тату-конвенциях.

B.F.: Отличается ли клиент на западе от нашего?

П.К.: Да, конечно. Они как-то проще подходят к этому. Либо человек приходит, зная что ему нужно, либо он хочет, скажем, чего-нибудь небольшое, он долго голову не ломает, "флэши" полистал, пальцем тыкнул: "Во! Я хочу вот это и вот так". Есть, конечно, и такие, кто серьёзно заморачивается.

B.F.: Значит, с теми же финнами работать легче?

П.К.: В плане маленьких татуировок - да, они как-то быстрей определяются. А если большая, то одинаково. Всё равно много времени уходит, чтобы прийти к общему знаменателю: чего ему всё-таки надо и т.д.

B.F.: С кем из известных людей в России тебе приходилось работать?

П.К.: Артур Беркутов из группы "Ария", гитарист Сергей Маврин и барабанщик Саша Манякин из группы Кипелова, телеведущий Дима Широков. Толик Крупнов, покойный... В основном, музыканты.

B.F.: Ты ощущаешь себя больше тату-мастером или музыкантом ? И не мешает ли одно другому ?

П.К.: Сейчас я скорее татуировщик, чем музыкант... Но одно другому абсолютно не мешает. Это вполне гармоничные для меня вещи. Форма самореализации в одном и в другом, реализации некоего творческого потенциала.

B.F.: На твой взгляд, должен ли татуировщик должен быть художником?

П.К.: Желательно. Есть люди, которые неплохо копируют, не умея рисовать. Я считаю, чем больше у татуировщика художественных способностей, тем индивидуальней будет работа.

B.F.: Как ты думаешь, есть ли в России будущее у тату-культуры ?

П.К.: Несомненно, культура тату близка нашему менталитету, это и способ самовыражения и отголосок истории всего человечества. Долгие годы это зажималось и преподносилось исключительно как часть "блатной" атрибутики, откладывая негативный отпечаток на восприятие.
И только сейчас люди стали смотреть на тату шире и глубже... Пропала искусственная окостенелость, и общество начинает воспринимать мир во всем его многообразии и полноте. Будем надеяться, что процесс этот продолжится и дальше...

Каждая история хороша тем, что кроме прошлого имеет и продолжение. Сейчас Павел готовится к записи нового материала с группой "Мафия", чего, несомненно, давно ожидают ее давние поклонники. В качестве же тату-мастера - продолжает свою работу в новом салоне "Art Work Tattoo" на станции метро "Авиамоторная". К тому же, как один из представителей российской школы тату принимал участие в съёмках очередной серии National Geographic, посвящённой исскуству татуировки по всему миру.
А значит, впереди успехи в творчестве, новые работы и новая музыка. Именно этого и хотелось бы пожелать Павлу "Паштету" с благодарностью за то, что счёл возможным поделиться своими мыслями и планами.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra