Варшавский музей



 

илл.

Варшавский музей
моторизации и техники

Аx, какая здесь царит атмосфера! Вдохнув музейного воздуха, попадаешь в прошлое и начинаешь мыслить иными категориями, ощущая ушедшее время буквально физически. Среди старых добрых вещей успокаиваешься, оставляешь в стороне сиюминутные заботы и хлопоты. В уютном дворике под "пушкинскими" фонарями, сидя на белой скамейке с изящно изогнутыми ножками, оглядываешься вокруг и погружаешься в воспоминания - звуки, запахи, картинки детских впечатлений...

илл.

...вот такая огромная глазастая радиола стояла в комнате моего дяди-фронтовика...

илл.

...вот в такой, сплетённой из лозы, детской коляске, на зависть другим мамашам, моя бабушка возила моего маленького папу в кружевном белом чепчике по тёплому асфальту довоенного Сочи...

илл.

...когда папа подрос, он учился фотографировать точь-в-точь на таком премудром фотоаппарате...

илл.

...такую "вечную" ручную швейную машинку Singer бабушка возила за собой в эвакуацию в Сибирь, а потом, после войны - обратно в Москву и шила на ней тряпочные босоножки, чтобы не умереть с голоду...

илл.

...с одним из этих фибровых чемоданов моя мама девочкой ездила в пионерский лагерь, и там, на внутренней стороне крышки, обязательно должна быть написана её фамилия...

илл.

...жестяные паровозы, корабли, самолёты -игрушки соседских мальчишек из моего коммунального детства, "будущих космонавтов"...

илл.

...мягкие кожаные портфели седовласых профессоров...

илл.

...тяжёлые чугунные утюги...
...манекены в старинных платьях...

илл.

...телефоны "с барышней в трубке"...
...велосипеды, канистры, фонари...

илл.

...и, разумеется, автомобили, вернее "самоходы"...


илл.


илл.

Всего лишь скромно припаркованные под навесами. Обошедшиеся без шикарных подиумов и ярких подсветок. Выглядящие вполне просто и естественно. Составляющие логический стержень ностальгической композиции.


илл.


илл.

Ах, какая же здесь царит атмосфера...

Наверное, это оттого, что музей частный. Мало того, частный в изначальном и наивысшем проявлении "частнособственности" - он семейный. И это многое объясняет. Более тридцати лет бережно и трудолюбиво "по кирпичику" собирать коллекцию, исподволь мечтая о будущем музее, наконец, всем трудностям назло, открыть его, но на этом не успокоиться, а бесконечно благоустраивать, продолжать думать о расширении и, самое главное, ни на мгновение не забывать о пополнении коллекции... Залогом этой фанатичной безостановочной подвижнической деятельности может быть лишь уверенность в надёжности тех, кому предстоит принять эстафету. И у супружеской четы Микичук наверняка есть уверенность в завтрашнем дне музея - их дети, Изабелла и Патрик, с малых лет прониклись особой аурой старинных вещей, переняли трепетное отношение к истории, привыкли помогать родителям. Сын трудится в реставрационной мастерской, дочь - смотрительница и экскурсовод.


илл.


илл.

Гостеприимная юная пани Изабелла и рассказала нам, что музей открылся в 1992 году, в его коллекции сейчас около 300 самоходов и 60 мотоциклов, общее же количество хранящихся здесь предметов, так или иначе имеющих отношение к технике и моторизации, достигает 5 тысяч. В небольшом одноэтажном музейном комплексе всех экспонатов не выставишь, поэтому раз в полгода экспозиция обновляется. Обставляется это весьма торжественно - в живописном внутреннем дворике вокруг огромного мангала собираются приглашённые журналисты, общественные деятели, чиновники из Министерства Транспорта, старые и новые друзья музея. Под красивую музыку, вино и традиционного гриленого барана проводится презентация новой выставки. Чаще всего новая экспозиция посвящается какой-либо стране или отдельному периоду истории автомобилизации.


илл.


илл.

У входа в музей всегда припарковано несколько олдтаймеров. Сразу даже не поймёшь, где кончается улица и начинается музей. Разгадка проста - приехавший на старинной машине проходит в музей по детскому билету. Как говорится, пустячок, а приятно.


илл.


илл.

Коллекция музея постоянно пополняется. В основном, конечно, за счёт машин давным-давно попавших в Польшу. Хотя и приобрести интересный экземпляр за границей с некоторых пор не слишком большая проблема. Поощряя коллекционирование старинных самоходов, польские власти ввели для их ввоза в страну льготные таможенные тарифы. Чтобы воспользоваться ими, потенциальный покупатель должен показать польскому эксперту фотографию раритета, и, если авто будет признан культурной ценностью, ему будет выдан особый номерной знак жёлтого цвета с изображением силуэта старинной машинки, с которым можно не только ввезти новое приобретение в Польшу, но и в дальнейшем гордо и беспрепятственно пересекать границы европейских государств.


илл.

Музеи, в отличие от банков и рынков, "по определению" не приносят больших доходов. Поэтому для их достойного содержания владельцам приходится искать любую возможность заработать. Так, музейная мастерская оказывает платные консультации и охотно принимает заказы "со стороны" на ремонт и реставрацию олдтаймеров или изготовление репликаров. Экспонаты частенько сдаются в аренду киностудиям, участвуют в выставках и праздниках как в Польше, так и за границей, в рекламных съёмках, клубных вечеринках, разнообразных светских церемониях. Музей организует экскурсионные катания на старинных машинах "ро Warszawie i nie tylko". Микичуки особенно гордятся тем, что 95% их коллекции, что называется, "на ходу", в полностью исправном техническом состоянии. Многие самоходы стоят в залах музея, украшенные цветами и имеют номер с надписью "MLODA PARA". Это значит, что их в любой момент могут вызвать для участия в свадебных торжествах. Такая услуга пользуется огромной популярностью у романтичных поляков. Вопрос, какую машину выбрала бы для собственной брачной церемонии пани Изабелла, застал девушку врасплох. Наконец, поборов смущение, она ответила, что, видимо, одним-двумя самоходами дело никак не ограничится.


илл.


илл.

Интересно польское слово "самоход". В нём так много удивления и восхищения - да что же это за штука такая, которая ходит "сама", без лошади, без физических усилий какого-либо другого живого существа! В разговоре с поляком невозможно сдержать улыбку, когда слышишь это архаичное для нашего уха словечко в современном контексте, применённое к модным "навороченным" "мерседесам" или хитроприщуренным "тойотам", за затемненными стеклами которых даже не угадывается силуэт водителя. Старинным самоходам это слово куда более к лицу. ADLER 1919 года, PRAGA 1928-го, OPEL P4 1935-го и другие... Чудо да и только! Эти древние красавцы не только "сами ходили" по дорогам, но и возили своих респектабельных владельцев со всеми их чемоданами, саквояжами и шляпными коробками...


илл.


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra