Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 3 » В катакомбах Хельсинки

В катакомбах Хельсинки



 

В катакомбах Хельсинки


НАЙТИ ЭТОТ МУЗЕЙ В СТОЛИЦЕ ФИНЛЯНДИИ НЕСЛОЖНО. НА КАРТЕ. НО ПОПАСТЬ В НЕГО КУДА ТРУДНЕЕ. ТОЛЬКО ВНИМАТЕЛЬНО ПРИСМОТРЕВШИСЬ К ДВЕРИ В СТАРОМ КОРПУСЕ ВЕРФИ WARTSILA, ВЫ СМОЖЕТЕ УВИДЕТЬ НА НЕЙ СИЛУЭТ ШОФЕРА В КРАСНОЙ ФОРМЕННОЙ КУРТКЕ И ТАКОМ ЖЕ КАРТУЗЕ


ЛЕОНИД КРУГЛОВ


Открыв дверь, сразу же оказываешься на довольно крутой лестнице, ведущей вниз. Один из самых интересных автомобильных музеев страны Суоми находится глубоко под землей. В администрации музея говорят, что, во-первых, в таких условиях автомобили лучше сохраняются и, во-вторых, на аренду такого же помещения на "нормальных" этажах не хватило бы никаких денег.
Как и в большинстве финских музеев, его экспозиция наполовину состоит из собственных, принадлежащих музею автомобилей, а половина сдана в аренду владельцами. К чести финских коллекционеров и реставраторов, надо сказать, что сдают они свои автомобили практически бесплатно, зато очень высоко ценится наличие дипломов и документов, подтверждающих, что их автомобили составляют часть музейной экспозиции. Популярность и признание высоких музейных стандартов для них намного дороже и важнее денег.
Небольшой путеводитель по музею обещает посетителям одну из самых больших коллекций автомобилей марки Mercedes-Benz. Их под сводами подземелья собралось ровно три тысячи - начиная с первого авто 1886 г. и до классического родстера MB 230 SL 1964 г. И если знаменитый родстер - настоящий автомобиль, то остальные 2997 - модели размером от нескольких миллиметров до полуметра. А еще два? Детские педальные машинки: одна - тридцатых годов, вторая - наша современница.
Экспозицию раритетов открывает редчайший американский автомобиль Flint Sport Touring 1926 г. Но даже если бы таких машин было выпущено несколько тысяч, этот все равно уникален - на его крыльях установлены штандарты верховного главнокомандующего Финляндии маршала Маннергейма. А сам восковой Маннергейм в сопровождении своего адъютанта замерли около темно-коричневого авто. Музейная табличка подтверждает, что на обоих манекенах подлинная униформа их прототипов.
Раскроем небольшой секрет музея -несколько автомобилей представлены в коллекции вместе с восковыми двойниками исторических фигур.
Так уж распорядилась судьба, что у президента Финляндской республики Кийости Каллио никак не складывались нормальные отношения с его официальным автомобилем Buick Super Eight 1938 г. Этот лимузин несколько раз ломался под именитым седоком, попадал в аварии. Закончилось все тем, что президент окончил свой земной путь в салоне лимузина по дороге от дома до президентского дворца. И вот уже полвека стоит его восковой двойник в нескольких шагах от черного дредноута, так и не решаясь приблизиться к нему. В десяти метрах от него последний посол ГДР в Финляндии с умилением взирает на Trabant, покрытый подлинным флагом со здания посольства. А чуть в стороне молодая финская чета собирается сесть в Ford Cortina, увенчанный букетом белых роз в виде сердечка с надписью, не нуждающейся в переводе: Just Marriaged.
"Автомузей г. Хельсинки", как официально называется это собрание автомобилей, - традиционный для страны Суоми тип музея, где можно найти все, что угодно, но при этом обязательно будет доминировать какая-либо одна марка. В нашем случае это Ford. Их в подземелье собрано около двух десятков. Здесь и "Жестянка Лиззи" 1926 г., и несколько грузовичков Ford-A в простейшей комплектации еще с односкатными задними мостами, и легковые Ford-A с различными кузовами, и Ford V8, и автомобили шестидесятых годов, необычайно популярные в Финляндии.
Столь же традиционно для Финляндии обязательное наличие в музейной коллекции советских автомобилей. Естественно, что в столице, где было сосредоточено много представительств советских торговых и финансовых компаний, использовалось много "Чаек" - представительских авто для руководящего сословия. Одна из них со временем перекочевала в подвалы "Вяртсиля". Компанию ей составляют еще несколько лимузинов, но подлинным украшением коллекции считается роскошный черно-коричневый Bentley 1960 г. Кстати, именно антикварным лимузинам досталась нелегкая работа добывать средства для поддержания экспозиции в идеальном состоянии. Каждый год летом с помощью специального подъемника их извлекают из зала и отправляют на городские улицы, где они "подрабатывают" на свадьбах, фото- и киносъемках, а иногда даже возят официальные делегации. Эти заработки вкупе с отчислениями от оплаты входных билетов (5 евро за взрослый билет и 2 - за детский) и продажи открыток и сувениров и составляют основу бюджета небольшого штата музея.
Есть и еще одна особенность подземной экспозиции, отражающая своеобразие автомобильной жизни Финляндии, где люди привыкли ездить на всем, что движется. Рядом со сверкающими лаком представительскими автомобилями примостилось несколько микроавтомобилей, в том числе Lloyd Alexander с 600-кубовым двигателем и двухместный трехколесный Messerschmitt KR-200, при постройке которых использовались части фюзеляжа и кабины немецких истребителей.
Если кому-либо из наших читателей доведется побывать в этом музее, обратите внимание на то, что все автомобили стоят с номерными знаками. Объясняется это просто: по финскому закону каждый автомобиль получает номер при оформлении продажи и сохраняет его на всю жизнь, даже если он становится музейным экспонатом.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra