Увидеть настоящую "Победу"



 
  


Увидеть настоящую "Победу"


ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК: "Если кто-то хочет настоящую Победу увидеть, то она есть у меня..."

1954 год: Америка. Выходит в свет первый номер журнала Playboy. Европа. Сборная ФРГ впервые становится чемпионом мира по футболу. Москва. Вступает в эксплуатацию участок метрополитена "ЦПКиО" - "Белорусская". Горький. Прекращается выпуск автомобилей М20 "Победа" второй серии. Приморье. В семье кадрового офицера Ярмольника рождается сын Леонид.
А потом были долгие и не всегда простые пятьдесят лет. Были и прошли. Полвека. Полстолетия. "Полтинник". Прошло пятьдесят лет. И они встретились. С лёгкой руки супруги Оксаны, подарившей Леониду Ярмольнику на юбилей "Победу".
Это, должно быть, приятно -получить то, о чём втайне мечтал, но сам, наверное, так бы и не решился... Это, наверное, символично - подарить кумиру, триумфатору, победителю - "Победу"... Это, без всякого сомнения, свидетельство изысканного вкуса - предпочесть современному автомобилю олд-таймер.
Старый конь.
Коньяк дубовой выдержки.
Ровесник, который всё всегда поймёт.
Ибо дышал тем же воздухом, ходил теми же дорогами, сигналил тем же девушкам.
И его шрамы - это твои шрамы.

Это первая подобная игрушка?
Если мы говорим об игрушках, которые мы воссоздаем или создаем, тогда да, первая. До этого у меня игрушки были маленькие. Я был маленький, и игрушки у меня были Жигули. Это были 70-е годы. Машину я купил по талончику Ветерана Великой Отечественной войны моего концертмейстера Наума Львовича Раснера. Он аккомпанировал на уроках танца в Щукинском училище и, как ветеран, получил эту открытку, льготную в смысле очереди. В те времена машину купить было невозможно. То, что у меня денег не было, это уже - второй вопрос... И вот я все лето работал и заработал 800 рублей, остальные деньги взял взаймы и купил Жигули. Первая машина, первый опыт вождения, была пара аварий. Я в ней даже кувыркался, поэтому, когда нужно было её восстанавливать, на что денег уже точно не было, всё делалось вручную. Жигули я тогда мог собрать и разобрать до винтика.
Зато позже вы стали коллекционером солидных иномарок?
Ну, нет. Меня нельзя путать с Леонидом Брежневым, это он коллекционировал машины. Я себе этого позволить не могу, да мне это и не надо. Я ужасно люблю пользоваться тем, что у меня есть. А не просто кичиться тем, что они, автомобили, у меня есть. Меня это никак не греет, никак не забавляет. Я просто (много лет, особенно последние годы) люблю Мерседесы. И я, наверное, в этом не оригинален. Потому что говорят, на свете есть две марки автомобилей: это "Мерседес" и остальные. Это дорогая машина, и у меня было много разных моделей, и никогда у меня к этим машинам претензий не было. Я получаю от них удовольствие.
Как получилось так, что после череды Мерседесов оказалась советская Победа? О ней мечтали?
Я могу сказать, что когда-то мечтал купить Мерседес 54 года выпуска (Mercedes-Benz 300SL Fluegeltuerer - прим.ред.). И даже бывал в Германии, пытался прицениться к нему. Но, во-первых, он очень дорогой. Тогда были ещё немецкие марки, и он стоил в районе 500 тысяч марок. Там двери открывались наверх, как крылья. Поскольку я тоже 1954 года рождения хотелось, хотелось, хотелось... Но потихоньку я периодически об этом вспоминал, думал, деньги были нереальные. И мне в какой-то момент этот нереальный проект показался глупостью. Если бы кто-то подарил, я, конечно, не отказался бы, ха-ха! Но кто?! За Победу, в прямом и широком смысле, я должен быть благодарен моей жене. Она у меня во всех отношениях художник. И по профессии, и по изобретательности. Когда приближалось 50-летие, я понимал, что, скорее всего ничего неординарного мне не подарят, что мне можно подарить? Ничем не удивишь. У меня всё есть. И вот когда накануне дня рождения, ночью, я приехал и не смог въехать в свой гараж, место моё занято, и кем?
"Победой"? И какова была реакция?
Первое, что я подумал: у меня есть сумасшедшие друзья, которые любят дарить крупные ненужные вещи, и это всегда очень смешно, это их проделка. Потом выяснилось, что это придумала Ксюха. Во-первых, ей хотелось машину 54 года, во-вторых, ей очень нравится название машины "Победа", а я вроде как по жизни...
Победитель?
- Победитель, да. И ещё есть невероятное совпадение! Первая машина, в которой я сидел за рулём, это была Победа. Когда наша семья жила во Львове, у дяди Давида, у него была Победа. Это была единственная машина среди всех родственников в те, 60-ые годы. У дяди Давида тоже был сын, и тоже Леня, т. е. мой двоюродный брат, только старше меня на 7 лет, мне тогда было 10-11. Вот мы иногда тайком из гаража эту Победу выгоняли, и Лёня давал мне порулить. Поэтому здесь целый ряд невероятных совпадений. Может быть, в те далекие годы я проникся любовью к этой машине. Я страстно люблю автомобили. Сейчас достаток измеряется тем, что у человека не только хороший автомобиль, но еще и водитель есть. У меня водителя нет, и не будет.
Но разве наличие старинного автомобиля не признак буржуазности?
- Нет. В данном случае нет. Я сейчас объясню, во что вся эта затея для меня поворачивается. Так вот, у меня нет водителя потому, что ревниво отношусь. Если хороший автомобиль, то я хочу рулить, получаю удовольствие оттого, что он ведом мною. Что касается Победы, то это не признак буржуазности, и я рад, что могу заниматься восстановлением автомобиля. Что нашел таких же сумасшедших людей, как и я, в "Олд-таймер-Сервисе" на Мичуринском проспекте. И что мне невероятно льстит - что делают они это, не потому, что не устроились в жизни, или это форма зарабатывания денег. Они это очень любят, и у них это тоже страсть. Что называется, мы друг друга нашли. И я почти уверен, что помогу сделать это надежно и качественно. И я действительно буду просить тот же завод ЗИЛ, тот же завод ГАЗ, которые будут делать всё возможное для того, чтобы восстановить этот автомобиль. Речь идет о кабриолете-Победе, их было выпущено в 50-ые годы, по-моему, около 14 300 штук, совсем мало. Автомобиль уникальный. Достаточно сказать, что из всех советских автомобилей Победа самая красивая. И я уже, когда постарше стал, мне дико грустно стало, что автомобиль Польше продали.
Да, об этом многие жалели, мои родители, например, тоже нелестно о продаже отзывались.
- Конечно, конечно. Он действительно самый красивый со всех точек зрения: кузова, деталей, форм. Я буду делать двухцветный автомобиль: кофе с молоком. И теперь переходим к самому основному: я хочу сделать не просто видимость хорошего автомобиля, сфотографироваться возле него, или выехать один раз на ту или иную тусовку. Я хочу воссоздать автомобиль до предела точно таким, каким он был.
Зачем?
- Потому что я хочу, чтобы, когда меня не будет, лет ещё через 50, когда речь зайдет о том, что: "ну, что там? вообще таких автомобилей не осталось?" кто-нибудь ответит: "Нет, вот есть только один автомобиль, который в 2004 году почему-то купил ненормальный Ярмольник, вот этот автомобиль сделан абсолютно так же, как он выходил на заводе, вплоть до заклепок, до резины".
То есть Вы хотите воссоздать автомобиль в полном оригинале?
- Конечно, есть такие детали, которые мы никогда не восстановим. Нет таких лампочек или проводов, но это не принципиально, возможно те провода были не настолько надежны. Но заклепки, обивка, приёмник, колеса, мотор, он у меня будет 50-сильный... То есть, я хочу максимально, до мелочей, до всего что возможно, сделать её такой, как она выходила с завода.
Выступаете в роли реставратора?
- Да, я считаю, что мы сейчас находимся в том периоде истории, когда можно попытаться восстановить Победу, а лет через 5-7, может быть, это сделать будет уже нельзя. Поэтому хочу, чтобы ещё лет 50, 70, а, может быть, и 100, этот автомобиль существовал. Думаю, что к осени он уже будет готов.
Как отреагировали друзья, когда увидели Победу в гараже?
- У одного была реакция, у Георгия Заболоцкого, старого моего близкого друга, президента Росбанка. Он, когда увидел, долго стоял, стоял, молчал, а потом спросил: "А 21-ю Волгу тоже можно сделать?" Он загорелся, причём, искренне. Правда, он сразу одну глупость сказал: "А можно сделать, чтобы была 21-ая Волга с кондиционером?" - что это и это ...ну, вы понимаете. Я ему сразу сказал: "Так, при мне глупости не говори".
Ну, да, например, поставить современный мотор...
- Это уже делали: 21-ю Волгу с мотором БМВ. Я считаю, что как затея, это имеет право на существование, но мне это не интересно. Потому что, если я хочу машину с современными показателями, то я лучше куплю современную. Не знаю, как я буду решать этот вопрос, но в принципе я мечтал, чтобы Победа на 66 бензине ходила. Наверное, надо будет договариваться с ЛУКОЙЛом, чтобы специально была заправка имени Ярмольника с 66-м бензином. Я еще раз повторяю, я не хочу форму наполнять неверным содержанием. Взявшись за восстановление и реставрацию кабриолета, я хочу сделать всё абсолютно... вот такое ощущение, что она с конвейера вышла, вот моя мечта. И чтобы все знали, что если кто-то хочет настоящую Победу посмотреть без обмана, не видимость, а настоящую, то она есть у меня.
В булочную на "Победе" не поедете?
Я буду выезжать на ней летом, но эксплуатировать её с точки зрения быта, я не собираюсь. Моё уважение к этому существу выше того, чтобы ездить на ней за картошкой.
Вы сказали - "к существу". Машина для Вас - живой организм?
Ну, у меня все мои машины не то чтобы живые существа, а как бы какое-то продолжение меня.
Интервью взяла Оксана Семёнова. Фото И.Скобелева и В.Добровинского




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra