Впервые статья была опубликована
в семидесятых годах прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.
Перевод А. Семенова
"Виков" был самой маленькой автомобильной фирмой в Чехословацкой республике. Фирма выпускала автомобили менее 15 лет, а годовая продукция исчислялась скорее десятками, чем сотнями штук. Несмотря на это в 1931 году фирма приковала к себе внимание всей автомобильной мировой прессы. Интерес вызвал автомобиль с оригинальным и необычным аэродинамическим кузовом. Современники могли бы подтвердить, что в то время автомобили "Виков" имели репутацию успешных спортивных чехословацких автомобилей. Следует сказать, что документов об этой простейовской марке почти не сохранилось.
На первом и втором снимке изображен автомобиль "Виков", выставлявшийся на осеннем автосалоне в Праге в 1931 г. Это был первый чехословацкий автомобиль с аэродинамическим кузовом. Модель была изготовлена в единственном экземпляре и серийно не выпускалась.
Городок Простейов (Prostejov) расположен в центре плодородного края Hane, который в конце позапрошлого века был признанным центром производства сельскохозяйственной техники, которая продавалась не только в тогдашней Австро-Венгрии, но и на экспорт. В тесном соседстве здесь существовали две фирмы, основанные простейовскими гражданами Франтишеком Вихтерлом (Frantisek Wichterl) и Йозефом Ковариком (Josef Kovarik). Вскоре после Первой мировой войны и возникновения Чехословацкой республики обе фирмы объединились и перед рождеством 1918 года создали самую большую в Чехословакии фирму по производству сельскохозяйственной техники, которая стала называться "Простейовская машиностроительная фабрика Выхтерл и Коварик акционерное общество Простейов". Новое предприятие, на котором работали 1500 рабочих, сразу начало расширять свою производственную программу. Решение выпускать автомобили для конца двадцатых годов было правильным решением.
Главным инициатором этой идеи был доктор Ф. Коварик (Ing. Dr. F. Kovarik), старший брат основателя фирмы, который в одном из первых правительств Чехословацкой республики (CSR) выполнял функции министра общественных работ. В 1922 году в Вене фирмой был куплен итальянский автомобиль "Ансальдо", который и послужил простейовским конструкторам образцом. Спустя год был закончен первый прототип с четырехцилиндровым мотором сначала объемом 1000 см3, позднее 1250 см3 и 1350 см3. После серьезных испытаний аж десяти прототипов был начат серийный выпуск модели "7/28" с четырехцилиндровым 1500 кубовым мотором. Число в числителе означало количество так называемых налоговых лошадиных сил, а в знаменателе фактическое число лошадиных сил. Для выпуска автомобилей был выделен цех, в котором трудились 200 рабочих.
Марка автомобилей сложилась из первых букв основателей фирмы. Первые автомобили имели эмблему с названием, написанным печатными буквами и только в начале тридцатых годов эмблема изменилась - была дополнена фигуркой кузнеца с кувалдой.
Все автомобили Виков имели классическую конструкцию шасси с прямоугольной рамой с поперечными балками и зависимой подвеской всех колес, с неразрезными мостами, подвешенными на полуэллиптических рессорах. Примечательно то, что мотор был с приводом клапанов OHC, что в то время было необычно для дорожных автомобилей. Мотор был "длинноходным", шатуны были кованными из алюминиевого сплава. В алюминиевом блоке были запрессованы стальные гильзы с зеркалом обработанным цементированием. Распределительный вал был расположен в чугунной головке блока цилиндров и имел привод косозубыми шестернями. Клапаны были расположены под небольшим углом и приводились в действие короткими коромыслами. Простейовские конструкторы уделяли большое внимание надежности автомобилей и постоянно их модернизировали. Так, например, уже в 1930 году все модели имели гидравлический привод тормозов. Неустанное внимание уделялось фирмой кузовам автомобилей. Шасси предлагались в большом ассортименте, в том числе и удлиненные, поэтому было легко выпускать любые модификации автомобилей. Сиденья обивались настоящей кожей или качественным сукном. Колеса могли быть стальными или на спицах с центральной гайкой конструкции Rudge - Whitworth. Окраска автомобилей, материал сидений и обивка салона заказывались покупателем. Индивидуальным подходом к клиенту, высоким качеством работы Виков напоминал Роллс-Ройс. При небольших объемах выпуска и технологиях того времени цены простейовских автомобилей были высокими. Самыми высокими в Чехословакии для автомобилей этого класса. Учитывая все это, владельцы быстро поняли, что производство таких автомобилей для фирмы убыточно, и по этому в 1934 году было принято не менее правильное решение и выпуск нерентабельных автомобилей был прекращен. Какое то время фирма продолжала сборку автомобилей из заготовленных деталей и занималась продажей запчастей.
А тем временем подоспел заказ министерства обороны на производство полуторатонных грузовиков в специальном исполнении. Учитывая сложную международную ситуацию того времени, выпуск армейских автомобилей в Простейове продолжался вплоть до 1940 года. За 15 лет было выпущено более 1200 легковых, грузовых , специальных автомобилей и автобусов. После освобождения фирма Выхтерл и Коварик была включена в народное предприятие "Агрострой Простейов", позже преобразованное в концерн "Агрозет Простейов", выпускавший сельскохозяйственную технику и минитракторы.
На третьем снимке изображен гоночный автомобиль "Виков" модели 7/28 1932 года. Это первый чехословацкий гоночный автомобиль, прошедший квалификацию на автодроме имени первого чехословацкого президента Масарика.