Triumph


Triumph
Самый британский мотоцикл
Текст: Андрей "Котофей" Кочетов

По иронии судьбы, "самый британский" мотоцикл был создан не англичанином. 20-летний немецкий эмигрант Зигфрид Бетманн (Siegfried Bettmann) приезжает в Ковентри в 1883 году и на протяжении нескольких лет занимается продажей разнообразных товаров, в том числе велосипедов под собственным именем, пытаясь найти себя в бизнесе. В 1887 году к нему, как младший партнёр, присоединяется его земляк инженер Мориц Иоганн Шульт (Mauritz Johann Schulte), который убеждает его заняться собственным производством. Своё предприятие они называют "Triumph Cycle Co. LTD", начальный капитал которого составил 1150 фунтов.
Мысли о производстве мотоциклов уже давно бродила в голове Шульта, но первый экземпляр он создал лишь в 1902 году, установив на него бельгийский двигатель "Minerva" ( 1,75 л.с.). А уже в следующем году компания основала филиал в Германии, названный "TWN" (Triumph Werke Nuremberg). Всего было продано порядка 500 мотоциклов этой модели.
Новая модель, выпущенная в 1905 году стала не только полностью "Триумфом", но и первым полностью британским мотоциклом, собранным из деталей, выпущенных только в Англии. На нём использовался 300-кубовый двигатель мощностью 3 л.с. и максимальной скоростью 40-50 км/ч. Мотоциклы производятся по пять штук в неделю (250 штук в год) и продаётся по 45 фунтов. Через два года компания удваивает количество производимой техники, да к тому же может позволить себе переехать в большее помещение на Priory str. Это время также отмечено первыми крупными спортивными победами: Джек Маршалл (Jack Marshall) и Фредди Халберт (Freddie Hulbert) на "Триумфах" занимают второе и третье место в впервые проводимой гонке "ТТ" на острове Мэн (первым пришёл мотоцикл Matchless), а уже через год Маршалл занимает первое место. С тех пор "Триумф" прочно закрепился на почётных местах многих спортивных состязаний.
Предвоенное время отмечено также выпуском нескольких удачных моделей, среди которых 500-кубовая модель "Tourist Trophy" (3,5 л.с.) и 550-кубовый родстер "Type A" (4 л.с.), а так же рекордными пробегами Альберта Кэтта (Albert Catt), проехавшего 2.557 миль за 6 дней, и шотландца Джона О'Гротса (John O'Groats), показавшего среднюю скорость 30 миль/час на 886-мильной гонке "Land's End".
К началу первой мировой войны "Триумф" представил новую 550-кубовую модель "Н", разработанную Шултом. Внешне она напоминала "Type A", но из-за массы технических новшеств, таких, как цепной привод, трехступенчатая КПП и т.п., многие специалисты рассматривают её, как первый "современный" мотоцикл. Модель "Н" быстро становится популярной из-за своей надёжности и простоты в обслуживании, за что заслужила прозвище "Trusty" ("Верный").
К Бэтманну обращается полковник Клод В. Холбрук (Claude V. Holbrook) по вопросу приобретения партии мотоциклов для министерства обороны, а вскоре практически все мощности компании были заняты военным заказом. За три последующие года "Триумф" поставил в армии Антанты примерно 30.000 моделей "Н", из которых две трети использовались в британских вооружённых силах.
В 1919 году, после ссоры с Бэтманном, Мориц Шулт оставляет компанию. Разногласия были вызваны желанием Шулта переориентировать основную часть производства на выпуск автомобилей; Правда, пришедший на его место полковник Холбрук всё-таки начинает производство автомобилей. Несмотря на эти коллизии, мотонаправление "Триумфа" продолжает развиваться. В 1921 году компания представила новаторскую модель "R" с четырьмя клапанами в головке цилиндра. Мотоцикл получил прозвище "Riccy" по имени своего проектировщика Гарри Рикардо (Harry Ricardo). Именно этот двигатель будет перепроектирован и использован "Хондой" через сорок лет. Модель "R" обладала мощностью 20-21 л.с., развивала максимальную скорость 80 миль/час (135 км/час) и стоила 120 фунтов. Английский журнал "The Motor Cycle", после сравнительных испытаний верхнеклапанной и нижнеклапанной моделей, высказался в духе недавно закончившейся войны: "…Отличается, как зенитка от окопной мортиры". Массовость производства этой модели (до 1000 единиц в неделю!) несколько подорвало репутацию "Триумфа" недостатками в проекте, но появившаяся в конце 1925 года улучшенная модель "Mark II" исправила ситуацию.
Производственные площади компании на тот момент занимают 500.000 кв. футов, 3000 служащих выпускают 25.000-30.000 мотоциклов в год. Даже боковые коляски выпускаются самим "Триумфом", а экспортные каталоги переведены на 10 языков (включая японский).
После обвала на Уолл Стрит и начала "Великой Депрессии", немецкое отделение TWN обретает независимость. Оно продолжает выпускать свои мотоциклы до 1957 года, используя немного видоизменённый товарный знак "Triumph".
Начало 30-х годов было ознаменовано выходом нескольких моделей (таких как 175-кубовая "Х", 250-кубовая "WO", 343-кубовая "NM"), а также приходом в компанию известного проектировщика Вэла Пейджа (Val Page). Сорокалетний Пейдж прославился работами для производившей двигатели фирмы JAP (именно он разработал моторы, устанавливаемые на Brough Superior "SS 100" и "SS 80") и, позднее, для Ariel. В 1933 году он создаёт 150-кубовый 2-тактный двигатель для модели "Silent Scout", а также помня, насколько удачным получился 2-цилиндровый экспериментальный двигатель Ariel, проектирует 650-кубовый 25-сильный агрегат с параллельным расположением цилиндров. Увы, вопреки ожиданиям, модель "6/1" не пользуется популярностью.
В середине 30-х, автомобильная линия "Триумфа" обещает большие перспективы, и руководство компании решает продать мотопроизводство фирме Ariel, чтобы сосредоточиться на автомобилях. Владелец Ariel Джон "Джек" Сэнгстер (John "Jack" Sangster) изменяет название своего приобретения на "Triumph Enginiring Co." и назначает 35-летнего Эдварда Тёрнера (Edward Turner) на должность Генерального Директора и Генерального Проектировщика. Тёрнер обновляет линию 250, 359 (3Н) и 500-кубовых одноцилиндровых моделей, дав им звучные имена ("Tiger-100", "-80", "-90") и улучшив внешний дизайн. Это приносит плоды. Также он получает задание спроектировать новый мотоцикл и с блеском его исполняет. Не устрашась неудачи своего предшественника, Тёрнер использует схему двух параллельных цилиндров, но не тяжёлый колясочный вариант, а лёгкий компактный динамичный силовой агрегат. Новая 500-кубовая модель дебютирует в 1937 году под именем "Speed Twin", имея мощность 26 л.с. и легко развивая скорость 145 км/час. Через год появляется ещё более форсированный вариант, названный "Tiger-100", с мощностью 33 л.с. и максимальной скоростью 160 км/час. Именно эта модель в 1938 году поступила на службу в лондонскую полицию. После окончания войны двигатель, созданный Эдвардом Тёрнером, станет образцом компановки для практически всех крупнейших мотопроизводителей Великобритании.
В 1939 году начинается вторая мировая война. В течение 6 недель около 1400 мотоциклов "Триумф" было реквизировано с фабрики для использования в армии, а с мая 1940 года всё производство компании нацелено на военные нужды. Вскоре всё производство приходится перенести вглубь страны из-за постоянных налётов немецких бомбардировщиков, под бомбами которых погибла опытная партия специально разработанной армейской модели "3TW". Новая фабрика в Мериден начинает выпуск 350-кубовой модели "3HW", основанной на довоенной "3Н" ("Tiger-80"). За всё время войны союзники получили порядка 40.000 таких мотоциклов.
В первые послевоенные годы "Триумф" производит свои довоенные модели. Изменения коснулись лишь передней вилки - теперь на всех моделях устанавливаются телескопические системы. "Т-100" успешно участвует в соревнованиях, несмотря на отрицательное отношение Тёрнера к гонкам.
1948 год. 500-кубовый "Trophy TR5" - первый внедорожный мотоцикл "Триумфа" - представлен после победы в "Международных 6-дневных Испытаниях" (ISDT).
Одной из самых знаменитых в истории "Триумфа" стала 650-кубовая модель "6T Thunderbird" ("Буревестник"), разработанная Тёрнером совместно с Джеком Виксом (Jack Wickes). Созданный на основе "Speed Twin" и предназначенный главным образом на экспорт (в первую очередь - на американский рынок), он быстро приобрёл широкую популярность. Его, наверное, можно назвать первым в мире "супербайком". Именно на такой машине ездит Джонни (герой Марлона Брандо) в фильме "Дикарь". Кстати говоря, это был первый фильм, где была крупно показана табличка на баке с названием мотоцикла.
1951 год отмечен большими изменениями в истории марки. Сэнгстер продаёт "Триумф" за 2,5 млн. фунтов BSA Group, а сам присоединяется к ней, как член правления. 24 сентября на 88-м году жизни умирает отец-основатель Зигфрид Бэтманн, оставив небольшое наследство в Ковентри.
Мощные и скоростные мотоциклы "Триумф" пользовались огромной популярностью на американском рынке. В первой половине 50-х годов экспорт в США достигает 3000 единиц. Напуганная засильем британских мотоциклов, компания Harley-Davidson жалуется государственной тарифной комиссии, требуя увеличить налоговые ставки до 40% на всю ввозимую технику. Комиссия отклоняет жалобу, а само слушание обеспечивает "Триумфу" дополнительную рекламу.
Джон Виккерс (John Viccars) - первый проектировщик, помещающий 500- и 600-кубовые двигатели в рамы от Norton "Manx", создавая тем самым такое явление, как "Triton".
А Эдвард Тёрнер конструирует новую модель с крохотным 150-кубовым двигателем, названную "T15 Terrier", на которой впервые была использована компановка КПП в одном блоке с двигателем.
В 1954 году "Триумф" представил ещё одну новую модель "Tiger 110" ("T110") - спортивную версию "Thunderbird" мощностью 42 л.с. (в сравнении с 34 л.с. на "T-Bird"). Это самый быстрый мотоцикл "Триумфа" на тот момент, прозванный в США "Tiger-Bird". Также представлен новый 200-кубовый "T20 TigerCub", который к 1957 году полностью вытеснит "Terrier" c конвейера. В этом же году к всеобщему облегчению свечная система амортизации, внедрённая в 1939 году, заменяется маятниковой.
Успеху марки способствуют рекордные заезды гонщика Джонни Аллена на соляном озере Бонневиль в США. Установив 650-кубовый двигатель "Триумф" со сдвоенными карбюраторами Amal в сигарообразный корпус, он показал рекордные скорости 193 мили/час (310 км/час) в 1955 году и 214,4 мили/час (345 км/час) в 1956-м. Однако международная мотоциклетная федерация FIM отказывается зарегистрировать эти рекорды, ссылаясь на некие технические нюансы.
Первой и главной ошибкой Тёрнера стала представленная в 1957 году 350-кубовая модель "3TA Twenty One", на которой задняя часть полностью закрыта кофрами, так называемыми "bathtub"(что-то вроде "ванна на заднице"). Мотоцикл стал полным коммерческим провалом, особенно в США, где мотоциклисты предпочитают "nacked bike" ("голый байк"). Именно на этой модели впервые был использован новый значок на баке, который станет основной эмблемой "Триумфа" и доживёт до наших дней. Из-за специфического дизайна поклонники марки любовно называют его "губной гармошкой", "садовыми воротами", "гриль" и т.п.
В конце 50-х BSA Group обратила свой взор на рынок скутеров, и вскоре было представлено несколько вариантов, в том числе 2-тактный 175-кубовый Triumph "Tigress" (двигатель от BSA "Bantam"), а также 250-кубовый верхнеклапанный вариант, продававшийся ещё и как BSA "Sunbeam". Единственное отличие было в цвете - скутеры Triumph были синие, BSA - зелёные.
Представленный в 1959 году 650-кубовый "T120 Bonneville" (46 л.с.) был практически близнецом модели "Tiger 110", но несколько улучшен (например, сдвоенные карбюраторы Amal). Модель имела немедленный и длительный успех, несмотря на сомнения Тёрнера, который в беседе с тест-менеджером Фрэнком Бекером сказал следующее: "Это, мой мальчик, приведёт нас прямо в сети банкротства". К счастью, он ошибся. Многочисленные поклонники модели ласково называют её "Bonnie". В начале 60-х она подвергается значительной модернизации, охватившей почти все основные узлы мотоцикла от двигателя до рамы.
60-е годы ознаменованы всё возрастающей конкуренцией со стороны Японии. К этому времени "Страна восходящего солнца" производит в несколько раз больше мотоциклов, чем вся британская мотопромышленность. Англичанам удавалось прочно удерживать лишь рынок тяжёлых мотоциклов с большой кубатурой (500 куб. см и выше), и следуя этой тенденции, проектировщики BSA Group работают над новым словом техники - 3-цилиндровым 750-кубовым двигателем.
К концу 60-х компания также берёт курс на унификацию своих моделей, вследствие чего в1968 году публика смогла лицезреть практически клонированные мотоциклы под именами Triumph "T150 Trident" ("Трезубец") и BSA "Rocket-3" ("Ракета"). Это был первый совместный проект Triumph/BSA после их слияния в 1951 году. 58-сильный "Trident" развивал скорость 125 миль/час (200 км/час). Из-за дополнительного цилиндра он получил прозвище "Tiger 100-and-a-half" ("Тигр 100-с-половинкой"). В это время "Триумф" выпускает порядка 900 машин в неделю, но качество заметно ухудшилось, в результате чего гарантийные затраты за последнее десятилетие сильно возросли. Но в спортивных состязаниях "Триумф" продолжает держать марку, завоёвывая призовые места на многих престижных гонках. А на рынке японцы уже жёстко наступают на пятки. Такой суперхит 1969 года, как Honda "CB-750" превышает по продажам 1.000.000 единиц за год (только в США - 30.000 шт.), а Yamaha представила 650-кубовую модель "XS-1", абсолютный двойник "Bonnie", только на "несколько лошадей мощнее и на несколько фунтов дешевле".
К началу 70-х годов дефицит компании составил 2,5 млн. фунтов, что отрицательно сказалось на новых разработках. "Триумфу" даже приходится на некоторое время отказаться от участия в гонках. В это же время Тёрнер уходит в отставку, правда оставаясь консультантом, а его кресло занимает Брайен Юстас (Brian Eustace). Новая "тройка" Крэйга Веттера (Craig Vetter), разработанная BSA, поступает в производство в июне 1972 года, но поскольку BSA пребывала в смертной агонии, значки на баке были заменены на "Triumph", а модель названа "X75 Hurricane" ("Ураган").
В конце 1972 года BSA Group, уже выпускавшая мотоциклы только под маркой "Triumph", было слито с мотоотделением концерна Norton-Villers. Новое руководство решает закрыть два из четырёх мотозаводов (в том числе и головное предприятие в Мериден), что вызвало серию забастовок рабочих. Конфликт продолжался несколько лет и в конце концов, при мощной финансовой поддержке правительства, был организован рабочий кооператив, который производил архаичный 750-кубовый "Boneville" до 1984 года, когда фабрика была полностью уничтожена, а на её месте построен городской квартал. Память о славном прошлом сохранилась лишь в названиях улиц городка Мэриден. Воскрешение легендарной марки связано с именем Джона Блура (John Bloor), купившего права на "Триумф" в 1983 году и вложившего немалые деньги в этот проект. Основной предпосылкой такого рискованного шага стала его мечта о возрождении британской мотопромышленности. На Кёльнском мото-шоу в 1990 году были представлены 6 абсолютно новых моделей "Триумфа" с трёх- и четырёхцилиндровыми двигателями водяного охлаждения, мощными и высокооборотистыми. Это были "Trident" 750 и 900, "Trophy" 900 и 1200, "Daytona" 750 и 1000. В том же году было продано 2.390 машин, 974 из которых остались в Великобритании. На протяжении 90-х появляются и другие модели, такие как эндуро "Tiger" (1992 г.), каферейсер "Speed Triple" (1994 г.), спортбайк "Bonneville" (1997 г.), классики "T-Bird" (1996 г.) и "TT Legend" (1999 г.).
В последние годы "Триумф" неуклонно развивается, по-английски неспешно и основательно завоёвывая новые рынки и новых почитателей. Прелесть этих машин в особом стиле, присущем именно британской школе мотостроения, в сочетании с новейшими достижениями технического прогресса. А своей изысканностью "Триумф", пожалуй, не уступит таким маркам как BMW или Ducati. А старые традиции хранят многочисленные клубы владельцев "Триумфов", разбросанные по всему миру; И, пожалуй, кастомайзеры, использующие для своих шедевров архаичные, но вместе с тем эстетичные и надёжные "британские двойки".
илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.
илл. илл. илл.
илл. илл. илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra