Toyota Land Cruiser FJ40...



 

TOYOTA LAND CRUISER FJ40:
ВНЕДОРОЖНОЕ БЕЗУМИЕ


Каждый автомобиль уникален по-своему: один подкупает своей практичностью, другой завораживает скоростью, третий восхищает неординарными техническими новшествами. Однако в потоке техники иногда появляются абсолютно уникальные инженерные решения, которые впоследствии становятся легендарными и обеспечивают тот уровень, которым восторгаются и пытаются повторить. Именно такой легендой является Toyota FJ40, обладающая особым шармом, который уже не один десяток лет будоражит умы и сердца автомобильных энтузиастов.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Cruiser проверен временем
и незаменим на бездорожье

ДА БУДЕТ ДЖИП!

Toyota FJ40 – это третье поколение популярного Land Cruiser. И хотя этот автомобиль не был первенцем среди внедорожников, именно он получил статус легендарного и внес имя Land Cruiser в мировую автоисторию. А путь Toyota к славе в среде Off Road был долгим...

Появление флагмана японских внедорожников напрямую связано со Второй мировой войной. В 1941 г. армия Японской империи захватила Филиппины.

В ходе военных действий японские солдаты столкнулась с не виданным ими до того времени транспортным средством – это был Bantam Mk II. Несколько таких машин были захвачены и сразу же отправлены в Японию.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Bantam MK II

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
AK 10

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Toyota Jeep BJ

Японское правительство, ознакомившись с трофеями, поручило фирме Toyota разработать подобный легкий автомобиль с приводом на все колеса для японской армии. Поскольку шла война, сроки на разработку были отведены минимальные. Так, спустя всего несколько месяцев Toyota представила свой прототип Toyota AK, или Yon-Shiki Kogata Kamotsu-Sha, что в переводе с японского означает "4-я модель легкого грузового автомобиля". После одобрения правительством прототип пошел в серию под названием AK10. Фактически это была копия знаменитого джипа от Bantam в исполнении Toyota. На внедорожник установили двигатель объемом 2,2 л и 3-ступенчатую коробку передач с "раздаткой". На самом деле АК10 не имеет ничего общего с послевоенными внедорожниками Toyota, однако именно он положил начало истории всех последующих японских джипов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Toyota FJ40

К выпуску внедорожников Toyota вернулась в 1950-х гг. Послевоенный хаос сказался на всех отраслях общественной и политической жизни японцев. Проблемы были и у Toyota: в тот период компания производила всего несколько сотен автомобилей в месяц. В 1951 г. появились "Национальные полицейские резервные силы" – первый орган правопорядка в послевоенной Японии. Эта организация обратилась к Toyota с просьбой создать альтернативу американскому Willys. Так появился прототип Toyota Jeep BJ, который оказался немного больше и мощнее своего американского аналога. В июле 1951 г. тест-пилот Toyota Ичиро Таира (Ichiro Taira) поднялся на Toyota Jeep BJ до шестого уровня горы Фудзи (около 2500 м) – это был первый автомобиль, покоривший подобную высоту. Потрясенные таким достижением, полицейские сразу же заказали 289 этих автомобилей и стали использовать их для патрулирования.

В 1953 г. Toyota Jeep BJ стали выпускать серийно, а в 1954 г. Toyota впервые применила название Land Cruiser, придуманное техническим директором Toyota Хандзи Умехарой (Hanji Umehara).

В интервью он говорил: "В Англии у нас есть конкурент – Land Rover. Название нашей машины должно звучать не менее величественно, чем названия наших конкурентов, именно поэтому я решил назвать автомобиль Land Cruiser".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Toyota FJ40

В 1955 г. появилось второе поколение внедорожников Toyota. Серия FJ20 отличалась от предшественника более гражданским дизайном и лучшей управляемостью. Toyota решила приспособить свои внедорожные автомобили для гражданских целей и, что самое главное, наладить их экспорт. Инженеры Toyota изменили конструкцию подвески, установив более длинные рессоры. Кроме того, это поколение Land Cruiser оснастили новым 6-цилиндровым двигателем объемом 3,9 л и мощностью 105 л.с. Этот двигатель во многом был похож на мотор Chevrolet 225. Многие запчасти автомобиля были взаимозаменяемы, и в дальнейшем, в процессе его продвижения на рынке США, этот факт сыграл на руку японскому производителю. Интерьер автомобиля стал более комфортным благодаря смещению двигателя на 120 мм вперед. В 1958 г. Toyota FJ25 в кузове пикап начали производить в Бразилии, и это был первый автомобиль Toyota, выпускаемый за пределами Японии. В 1959 г. Land Cruiser начали поставлять в Австралию, где он особенно хорошо зарекомендовал себя в карьерах и пустынной местности, поскольку отличался высокой проходимостью и феноменальной надежностью.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Для развития успеха Toyota решила продолжить взятый курс и выпустить еще более мощный, надежный и проходимый автомобиль. Так появилась серия FJ20, которая создала репутацию Land Cruiser как очень надежных автомобилей, особенно за пределами Японии.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Препятствие?
Нет такого слова!

К началу 1960-х гг. экономика Японии начала стремительно набирать обороты. Продажи Toyota росли, и теперь компания могла себе позволить самое лучшее и дорогое оборудование для сборки автомобилей, что означало еще более высокое качество машин.

В 1960 г. увидело свет третье поколение Land Cruiser – легендарная "сороковая" серия.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Эти двое
вполне уверены в себе

Автомобили серии FJ40 существенно отличались от своих предшественников. Если ранние модели Land Cruiser были скопированы с Willys, то FJ40 имел собственный дизайн. К тому же это был первый Land Cruiser с понижающим рядом передач. Благодаря новому оборудованию на заводах Toyota качество материалов и сборки увеличилось в несколько раз, что обеспечило еще большую надежность авто.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
FJ40 весьма популярен
среди автоспортсменов



Toyota FJ40 произвела настоящий бум на рынке США. Эффектный внешний вид пришелся по душе жителям солнечной Калифорнии, съемные двери и крыша делали эту машину идеальной для воскресных поездок на пляж. В то же время неприхотливость и высокая проходимость машины привлекли владельцев ранчо в Техасе. Однако главной особенностью новой модели была взаимозаменяемость запчастей между автомобилями марки Toyota и General Motors. Невероятно, но на FJ40 устанавливали такие же колесные диски, как и на внедорожники GM (GMC C10, Chevrolet Suburban), а коробки передач от двигателей Chevrolet 307, 327 и даже 350 могли без проблем заменить "родные тойотовские". Благодаря этому к 1965 г. Land Cruiser стал самой продаваемой машиной марки Toyota в США.

Вначале модельный ряд Land Cruiser третьего поколения состоял из одной модификации – FJ40. Это был двухдверный автомобиль с мягкой либо жесткой крышей. Именно эта версия Land Cruiser была и остается самой популярной машиной из семейства "сороковок". Однако Toyota очень ответственно подходила к выпуску своего внедорожника: маркетинговый отдел компании постоянно проводил исследования и обо всех замечаниях владельцев Land Cruiser тут же докладывал начальству. Так вскоре в модельном ряду появились еще две версии: FJ43 и FJ45 с колесной базой 2430 и 2650 мм соответственно. Кроме того, покупателям была доступна длиннобазная модель FJ45V – грузопассажирский фургон, позволяющий перевозить большое количество людей и груза. В 1967 г. вместо FJ45V была выпущена модель FJ55V с колесной базой 2700 мм. На протяжении всех лет выпуска FJ40, кроме традиционных 2- и 4-дверных кузовов, на рынке был доступен кузов пикап.

Еще до официального выхода в свет серии FJ40, в 1959 г. Toyota выпустила автомобиль с названием Bandeirante, что в переводе с португальского озна- чает "первопроходец". Фактически это был FJ40, но с квадратной формой фар и дизельным двигателем Mercedes. Toyota Bandeirante производилась исключительно в Бразилии вплоть до 2001 г. Конструкция этого автомобиля кардинально не менялась на протяжении 42 лет, что, безусловно, свиде-тельствует о непревзойденной концепции FJ40.

FJ40 – это автомобиль, созданный для функциональности. Любой компонент этой машины отличался высокой надежностью и служил исключительно для работы автомобиля в целом. Боковые панели машины были ровными, что обеспечивало дополнительный простор в салоне, сидение водителя – максимально смещено влево, чтобы можно было установить пассажирский "диван", позволяющий перевозить двух пассажиров спереди. Высокая крыша FJ40 обеспечивала идеальную обзорность. Для того чтобы уменьшить массу авто, в конструкции крыши вместо стали были использованы твердые пластиковые материалы. Следует отметить, что интерьер FJ40 практически не менялся на протяжении всех 24 лет производства этой модели. В 1979 г. на Land Cruiser начали устанавливать кондиционер и гидроусилитель руля.

С 1960 до 1975 гг. Land Cruiser оснащали рядным 6-цилиндровым двигателем объемом 3,9 л типа F (обозначение типа двигателя включено в название модели) мощностью 125 л.с. и крутящим моментом 283 Нм. В 1975 г. на FJ40 стали устанавливать двигатель 2F. Его конструкция мало чем отличалась от предшественника, однако инженеры Toyota увеличили его объем до 4,2 л, благодаря чему мощность достигла 135 л.с., а крутящий момент – 290 Нм. К тому же новый двигатель отличался лучшей системой смазки.

В 1973 г., когда объем продаж Land Cruiser перевалил за цифру 300 тыс., впервые появилась дизельная версия популярного внедорожника. Двигатель типа H начали устанавливать на экспортные модели с длинной базой. Это был 6-цилиндровый двигатель объемом 3,6 л и мощностью 90 л.с. В 1980 г. его заменили двигателем 2H объемом 4 л. Покупателям пришелся по душе дизельный двигатель, поэтому в 1974 г. Toyota представила общественности Land Cruiser BJ40. Буква B в названии модели означала новый дизельный двигатель объемом 3 л. Появление серии BJ в Японии восприняли на "ура", поскольку авто с бензиновым двигателем объемом 3,9 л тяжело было содержать людям со средним достатком. По японскому законодательству тех лет FJ40 рассматривался как большой и дорогой автомобиль, и за него приходилось платить немалые налоги. С появлением BJ40 эта проблема была решена: теперь любой желающий мог позволить себе Land Cruiser, не опасаясь за расходы на его содержание. Появление серии BJ существенно повысило спрос на Land Cruiser в Японии. В США BJ40 никогда не поставлялись через официальную дилерскую сеть.



ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Несмотря на свой возраст,
эти машины обладают завидными качествами

Производство FJ40 прекратилось в 1984 г. – на смену этой машине пришло новое, более современное поколение Land Cruiser – J70. Несмотря на новый дизайн кузова, двигатель, изменения в подвеске – концепция машины осталась той же, что и у легендарной FJ40 – надежность и функциональность. Об успехе этой формулы свидетельствует тот факт, что серия J70 до сих пор выпускается и продается по всему миру.

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Несмотря на то, что FJ40 не выпускается уже более 20 лет, дух этой машины все еще жив, и многочисленные клубы и реставраторы поддерживают его. FJ40 был не только чрезвычайно надежной и универсальной рабочей машиной, но и обладал собственной неповторимой харизмой, которая до сих пор объединяет поклонников этой марки. Так, в 1976 г. в Калифорнии была основана "Ассоциация Toyota Land Cruiser" (The Toyota Land Cruiser Association, www.tlca.org), которая действует и по сей день. Члены Ассоциации регулярно устраивают встречи и туры для владельцев и поклонников легендарного японского внедорожника. Кроме того, эта организация выпускает для своих участников собственный журнал Toyota Trails.



Дальше всех в своей любви к FJ40 пошла компания TLC Inc. Мастера этой компании осуществили реинкарнацию легенды – TLC Icon. Рецепт простой: они усилили оригинальную раму от FJ40, установили мосты Dana, амортизаторы Emu и дифференциалы ARB. На эту основу «одели» изготовленный вручную по чертежам оригинального FJ40 кузов. Под капот поместили двигатель V8 от General Motors объемом 5,7 л. Подобный автомобиль может заказать себе любой желающий. Стоимость базовой комплектации составляет 96 тыс. долларов.


Не оставили без внимания старичка FJ40 и автоспортсмены. Этот автомобиль часто используют для триала и трофи-рейдов. Профессионалы считают одной из самых благодатных баз для постройки настоящего спортивного авто. Причем универсальность этой машины позволяет строить на ее платформе любые проекты, все ограничивается лишь фантазией и финансовыми возможностями ее владельца. Сегодня многие фирмы предлагают всевозможное оборудование и запчасти для тюнинга Toyota FJ40. Но владельцы этого автомобиля часто идут еще дальше, превращая свой авто- мобиль в настоящего монстра бездорожья, устанавливая под капот FJ40 американские "small block’и".


Характеристики двигателей Land Cruiser

Бензиновые


Тип
Объем (л)
Мощность (л.с.)
Крутящий момент (нм)
Годы производства
F
3,9
125
283
1960-1975
2F
4,2
135
290
1975-1984

Дизельные


Тип
Объем (л)
Мощность (л.с.)
Крутящий момент (нм)
Годы производства
B
3,0
85
191
1974-1979
2B
3,2
93
216
1979-1981
3B
3,4
98
226
1979-1984
H
3,6
90
205
1973-1980
2H
4,0
115
240
1980-1984


Для тех же, кто прежде всего ценит оригинальность Land Cruiser, всегда открыты двери частных реставраторов и крупных компаний, среди которых Restored FJ40 (www.restoredfj40.com), Vintage Off Road (www.vintageoffroad.com) и, конечно же, калифорнийская TLC Inc (www.tlc4x4.com).


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Toyota FJ Cruiser

НОВЫЙ ФАВОРИТ – FJ CRUISER

Настоящим доказательством легендарности FJ40 стало появление на рынке в 2006 г. нового внедорожника от Toyota – FJ Cruiser. Выражением уважения к FJ40 стало не только название автомобиля, весь его дизайн основан на концепции классического Land Cruiser, естественно, с учетом современных тенденций. FJ Cruiser, изначально являющийся полноценным внедорожником, серьезно конкурирует на американском рынке с излюбленным там Jeep Wrangler, превосходя его своими традиционными качествами – выносливость, простота в содержании и неприхотливость в обслуживании. Разработчики новой "эфджейки" наделили автомобиль достойными характеристиками: практичный, функциональный, стильный.

***

Появление в 1960 г. автомобиля FJ40 навсегда изменило японский автопром. Для Toyota эта машина стала подтверждением собственных возможностей, а для конкурентов – новой планкой, превзойти которую оказалось очень непростой задачей. Несмотря на то что технологии и жизнь ушли далеко вперед, Toyota FJ40 и сегодня остается прекрасным автомобилем, который доставляет своему владельцу и окружающим особую радость. Ведь в век информационных технологий этот автомобиль привносит в нашу жизнь частичку солнечных шестидесятых.


Технические характеристики моделей FJ40, FJ43, FJ45


Параметры
FJ40
FJ43
FJ45
Колесная база (мм)
2285
2430
2650
Длина (мм)
3840
4230
4630
Ширина (мм)
1665
1665
1720
Высота (мм)
1950
1970
1770
Масса (кг)
1480
1590
(1775 – BJ43) 1850

Подвеска: Длинные полуэлиптические рессоры с односторонними амортизаторами

Привод тормозов: гидравлический на все колеса

Тип рамы: Решетчатая


Дальше всех в своей любви к FJ40 пошла компания TLC Inc. Мастера этой компании осуществили реинкарнацию легенды – TLC Icon. Рецепт простой: они усилили оригинальную раму от FJ40, установили мосты Dana, амортизаторы Emu и дифференциалы ARB. На эту основу "одели" изготовленный вручную по чертежам оригинального FJ40 кузов. Под капот поместили двигатель V8 от General Motors объемом 5,7 л. Подобный автомобиль может заказать себе любой желающий. Стоимость базовой комплектации составляет 96 тыс. долларов.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra