Toyota




 

илл.

В лучах восходящего солнца
Toyota.

Александр НОВИКОВ

Изоляция Японии от остального цивилизованного мира продолжалась до 1868-го года, когда постепенно западная культура начала просачиваться в эту самобытную азиатскую страну. Изобретение автомобиля в Европе также не осталось незамеченным, а первый автомобиль появился в 1900-м году, когда американец из Сан-Франциско подарил японскому императору небольшой "электромобиль", построенный фирмой "Коламбия". Первая попытка построить собственные машины была предпринята в 1908-м году, однако серийного производства в сколько-нибудь значительных масштабах эта затея не принесла.

илл.

Долгое время Страна Восходящего Солнца импортировала автомобили из США. Попытки многих японских фирм наладить автомобильное производство в тридцатых терпели крах. Но карина резко изменилась с началом войны в Корее в июне 1950-го года. Сразу же возникла потребность участия промышленности Японии в снабжении армии США. Американская политика военных поставок создала благоприятные условия для развития японской национальной автопромышленности, в итоге Соединённые Штаты пали жертвой своей же экономической помощи и поддержки. В середине пятидесятых японцы начали интервенцию на внутренний автомобильный рынок США, а в 1981-м году Страна Восходящего Солнца заняла первое место в мире, по количеству выпущенных автомобилей, потеснив США. На этом месте она остаётся и сегодня.
Именно с конца 50-х - начала 60-х обычно и начинают описывать развитие японского автомобилестроения. О более раннем его периоде вспоминать почему-то не принято. Между тем, компания NISSAN появилась в 1911-м, ISUDZU в 1916-м, а MITSUBISHI в 1917-м году. О неизвестных страницах становления и развития крупнейших японских автопроизводителей, об их первых шагах, взлётах и падениях расскажет читателю открываемая сегодня серия статей.


В прошлом году "Тойота" только на заводах, расположенных в Стране Восходящего Солнца, построила 4 728 979 автомобилей, заняв второе место среди мировых автопроизводителей, и пропустив вперёд лишь американскую корпорацию "Дженерал Моторс", основанную Уильямом Дюрантом в далёком 1908 году. Ещё к этому количеству следует прибавить автомобили, изготовленные на иностранных филиалах концерна. Цифра будет ошеломляющей. Уже более тридцати лет слово "тойота" понятно любому жителю земного шара: "Corolla", "Corona", "Carina", "Chasser", "Sprinter", роскошные "Lexus" и "Century" колесят по улицам и дорогам всех континентов, а "Ленд-Круйзеры" месят пески в пустынях и самую невообразимую грязь в тропиках. Так было не всегда. Ведь и "Тойота" должна была с чего-то начать. Поэтому перенесёмся на шестьдесят с лишним лет назад и посмотрим, с чего же всё-таки начинался этот колосс и как ему удалось занять лидирующее положение.


илл.

Сакити Тойода - дедушка, если не отец компании "Тойота" - приобрёл известность в деловых кругах Японии ещё в конце XIX века. Он появился на свет в семье столяра-краснодеревщика в 1867 году и рос в тот период, когда Япония сбрасывала с себя феодальные оковы и становилась на путь превращения в развитую промышленную державу. То были годы, когда способные, честолюбивые молодые люди, не обладавшие ни надлежащим социальным статусом, ни связями в деловых кругах, получили возможность основывать собственные фирмы и впоследствии стали видными фигурами в избранных ими сферах деятельности. Вся жизнь Сакити Тойоды проходила во времена, когда движущей силой экономики Японии был шёлк. В тысячах небольших рощиц тутовых деревьев выращивался шелкопряд, получаемая из его коконов пряжа обрабатывалась на ткацких станках, импортированных из Англии.


илл.


илл.

Тойода был ещё совсем молодым, когда понял необходимость создания и налаживания производства небольших станков, которые могли бы быть по карману мелким производителям шёлкового сырья. В 1897 году Тойода продал свой первый механический ткацкий станок, а через десять лет его продукция уже экспортировалась в Великобританию. Разбогатев на производстве ткацких станков, Сакити Тойода в 1929 году решил попробовать себя в автомобильном бизнесе. Но через год Господь призвал его к себе. Однако в завещании сыну, Сакити успел изложить своё волеизъявление: "Твой отец сослужил стране службу производством прядильных машин и ткацких станков, твой долг, Киичиро, послужить родине производством автомобилей".


илл.

Киичиро Тойоде было тогда 36 лет. Это был скромный, сдержанный человек, ещё в юные годы увлёкшийся автомобилями и обнаруживший исключительные управленческие таланты. Однако, начало едва ли было многообещающим: 1931 год ознаменовался фальстартом - небольшой седан потерпел неудачу на рынке. Тогда Киичиро и его инженеры стали изучать американские автомобили, используя их концепцию и конструкцию в качестве отправной базы для своих последующих экспериментов. Были предприняты попытки установить двигатель "Шевроле" на малогабаритный, но прочный легковой автомобиль.


илл.

Первый автомобиль Тойоды - четырёхдверный седан под индексом "А-1" появился в 1935 году. Он был больше и тяжелее других японских машин, а на его конструкцию сильно повлияли американские автомобили тех лет, особенно "неудачный" "Chrysler Airflow". Несмотря на это и создание специальной сбытовой компании для её продажи, модель "А-1" не вызвала интереса. Японская публика была ещё не готова покупать легковые автомобили. Тойода сумел реализовать только двадцать машин, компания понесла большие убытки, а перспективы на будущее оказались весьма мрачными.


илл.

Всё шло к тому, что предприятие могло быть вскоре ликвидировано, если бы не резкое изменение политической конъюнктуры. В 1931-м году Япония вторглась в Манчжурию, и группа экспансионистски настроенных молодых офицеров стала пользоваться всё большим влиянием в стране. В марте 1936-го года к власти пришёл генерал Сэндзюро Заяси, Япония встала на путь военных авантюр. Премьер-министром стал Коки Хирота, а его первый декрет был об организации производства грузовиков. В 1937-м году Япония построила 7 600 грузовых автомобилей, три тысячи из которых приходились на долю компании "Тойота". В этом же году произошло окончательное отделение автомобильного производства от концерна "Automatic Loom Works Ltd", строившего ткацкие станки.


илл.


илл.

Тогда же изменилась и транскрипция названия фирмы. Чем это было вызвано? Для написания иероглифами слова "Тойода" требовалось такое число движений кисточкой, которое считалось несчастливым и, кроме того, название выглядело несколько громоздким. Один из менеджеров написал руководству докладную, в которой изложил, что слово "Тойота" не только лучше звучит, чем "Тойода", но и предпочтительнее в рекламе по своему воздействию на психологию покупателей. Заказы военного ведомства принесли фирме "Тойота" значительные доходы. Однако поражение Японии во Второй мировой войне и американская оккупация вынудили свернуть выпуск автомобилей. Только указ американского генерала МакАртура об ограниченном производстве автомобилей в Японии, изданный в 1947-м году, вернул компании жизнеспособность, а начало войны в Корее способствовало наращиванию новых мощностей. По соглашению с правительством Соединённых Штатов "Тойота" выполняла многочисленные военные заказы. В то же время изучались рынки Центральной и Южной Америки для экспорта автомобилей и создания дочерних фирм. Были разработаны два легковых автомобиля: в 1943-м Тойота "ВА" с четырёхцилиндровым двигателем мощностью 48 л.с. и машина побольше - Тойота "СА", получившая собственное имя "Toyopet". Но с 1947-го года по май 1952-го было выпущено всего 215 автомобилей.


илл.


илл.

Первый послевоенный автомобиль, который действительно пошёл в серийное производство, появился в 1955-м году. Он назывался "Toyopet-Crown" и был оснащён четырёхцилиндровым верхнеклапанным двигателем с трёхскоростной коробкой передач. После выпуска этой модели производство легковых автомобилей стало возрастать с каждым годом: 700 машин в 1955-м году, 11 750 в 1958-м, а к 1964-му году - до 50 000 автомобилей.


илл.


илл.

В 1957-м году была организована "Toyota Motor Sales Incorporated USA", именно с этого момента началось японское вторжение на американский автомобильный рынок, В 50-х годах Детройт процветал, выпуская большие и мощные машины, прибыль от продажи которых, естественно, была больше, чем от торговли малолитражками. К концу 50-х - началу 60-х годов продажи импортных автомобилей в США начали падать, и только в 1962-м году в их сбыте отметилось оживление. Общее количество продаж достигло 3 99 000 штук, при этом на долю немецких фольксвагенов "Жук" приходилось 57% рынка.


илл.

На что же могли рассчитывать в таких условиях японцы? Только на небольшую часть рынка, и то при условии, что американский покупатель оценит их продукцию. Успех японских автомобилей, в том числе и фирмы "Тойота", на американском автомобильном рынке можно объяснить следующим: это были дешёвые, экономичные, добротно сделанные машины, обеспеченные эффективно организованным техническим обслуживанием. И хотя цены на большинство моделей "Тойоты" были выше, чем на немецкие "фольксвагены", амери канцы охотно платили эту разницу, потому что японские изделия больше соответствовали их вкусам и по интерьеру, и по конструктивным особенностям, и по дизайну. Первой моделью "Тойоты", успешно распродававшейся на американском рынке, стала "Toyota Corona", благодаря ей к 1965-му году "Тойота" вышла на первое место в Японии по экспорту легковых автомобилей.


илл.

А в начале семидесятых было предпринято наступление и на европейский рынок, которое также оказалось успешным. Объём продаж возрос с 2 000 машин в 1964-м году до 53 000 штук в 1970-м. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны других японских автомобилестроительных компаний в последующие годы, "Тойота", благодаря более гибкой коммерческой политике, способности быстро исправлять ошибки маркетинга и учиться на них, сумела сохранить свои доминирующие позиции практически во всех областях деятельности и сегодня является одной из ведущих промышленных компаний Японии. Ей принадлежит 11 заводов на родине и 37 зарубежных фирм. Торговые операции осуществляются в 140 странах через разветвлённую сеть оптовых фирм и мелких дилеров. Основная продукция "Тойоты" - легковые автомобили с двигателями рабочим объёмом от 1,0 литра до 5-литрового V-образного двенадцатицилиндрового мотора, которыми оснащаются 50 базовых моделей, включая полноприводные.


илл.


илл.

Кроме того "Тойота" строит микроавтобусы, фургоны и пикапы на базе легковых автомобилей, грузовики малой, средней и большой грузоподъёмности, городские автобусы. Успеху "Тойота Мотор" как на внутреннем, так и на внешнем рынках способствует и гамма предлагаемых моделей: от недорогой малолитражки Тойота "Yaris" с двигателем мощностью 68 л.с., рассчитанной на широкие круги автомобилистов, до роскошной Тойоты "Century" с мотором 280 л.с., предназначенной только для внутреннего рынка, и Тойоты "Selsior", нацеленной на экспорт в США. Под одним и тем же названием модели предлагается до десяти модификаций с различными типами кузовов, несколькими вариантами двигателей, и внутренней отделки.


илл.

Ещё одно преимущество - широкий спектр полноприводных автомобилей, с постоянным приводом на все колеса, и внедорожников, наиболее популярными из которых стали Тойота "RAV-4", Тойота "Land-Cruiser", Тойота "4-Runner" и новый минивэн 4x4 -Тойота "Highlander". Это комфортабельные автомобили с 3-х и 5-дверными кузовами и моторами мощностью 125, 150, 185 л.с., предлагаемыми на выбор.


илл.

Также не стоит забывать и спортивные машины: Тойота "Celica", Тойота "MR-2" с 16-ти клапанным 4-х цилиндровым двигателем мощностью 140 л.с. и Тойота "Supra" с трёхлитровым 24 - клапанным силовым агрегатом. Эта машина впервые появилась в 1985-м году и до сих пор пользуется успехом у любителей спортивных автомобилей. Для потребителей, страдающих ностальгией по старым добрым временам, "Тойота" предлагают машину "Ориджин", копирующую ранние "Тойопеты-Краун".


илл.

По-прежнему руководство "Тойоты" уделяет много внимания созданию производственных мощностей за рубежом, особенно в США и Канаде. Совместно с "Дженерал Моторс" было организовано предприятие по выпуску малогабаритных машин "Шевроле Нова" и "Тойота Королла" производительностью 350 000 малолитражек в год. А специально для американского рынка роскошных автомобилей в начале девяностых годов были сконструированы машины под маркой "Лексус" - сначала два роскошных седана ЛС-400 и ЛС-450, а позднее к ним прибавились и внедорожники.


илл.


илл.

"Тойота Мотор" является собственником не только иностранных дочерних компаний, но и юридически самостоятельных японских - "Хино Моторс" и "Дайхатсу Моторс". На обоюдовыгодной основе они также строят легковые автомобили, автобусы и тяжелые грузовики.


илл.


илл.

Специалисты "Тойоты" занимаются обширной научно-исследовательской деятельностью в трёх научных центрах в Японии и в двух в США. Ежегодно на экспериментальные разработки расходуется более 10 % от общего объёма продаж.

Фото автора и "Тойота мотор".


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra