Telefunken uber alles


Алексей Виноградов

илл.

Telefunken uber alles


- Какую музыку слушал Штирлиц в автомобиле?
- Шелест автопокрышек да мурлычущий двигатель добротного немецкого лимузина.


Вряд ли мыслительный процесс советского разведчика прерывался прослушиванием радиоэфира в поисках модных шлягеров шансонье - необходимо было комбинировать варианты сложной игры на довольно высоком уровне без права на ошибку, а немногие мгновения отдыха уделялись сну. Тем более Штирлиц так переживал за возможно установленный в его машине службой Мюллера диктофон (что из разряда научной фантастики, даже учитывая большие успехи немецких радиоинженеров). Дело в том, что диктофон в то время - штука сложная и довольно громоздкая, а незаметный "съем" информации был весьма затруднен техническими сложностями далекой от совершенства и дорогостоящей аппаратурой магнито-звукозаписи. Так выглядел автомобильный диктофон в 40-е годы. При столь внушительных габаритах возможности его скрытой установки весьма ограничены Полюбившийся многим герой телесериала "Семнадцать мгновений весны", собирательный образ шпиона, работающего на советскую разведку - вымысел писателя Юлиана Семенова. Но настолько симпатичен этот образ и так убедительно показан, что многие с интересом который год следят за сюжетом, экранизированным еще в начале 70-х годов. В сериале исполнитель главной роли советского разведчика - Вячеслав Тихонов - разъезжает в скромном "двести тридцатом" седане "Мерседес". Но по рангу ему полагался более породистый автомобиль. Реально существовавшие исторические персоны третьего рейха высоких ступеней иерархической лестницы конечно предпочитали, как правило, лимузины "Мерседес", не гнушались "Хорьхов" и могли себе позволить дооборудовать автомобиль радиоприемником. Номинально такая возможность предоставлялась каждому, кто в состоянии был выложить дополнительно сверх цены автомобиля еще от 300 рейхсмарок и выше! Учитывая, что в Германии середины 30-х - начала 40-х годов процветал тоталитарный режим и армия третьего рейха вела войну на нескольких фронтах, основное население обслуживало все возрастающие первостепенные нужды и потребности Вермахта. Высшие чины были заняты куда более важными проблемами. На такую роскошь, как установка дополнительного оборудования, коим являлся автомобильный радиоприемник, решались немногие.

Германия, 30-е годы: соотношение заработной платы и стоимости автомобильных радиоприемников


В рекламных проспектах немецкой радиоиндустрии 1938 -1940 годов предлагалось несколько базовых моделей автомобильных радиоприемников известнейших радиофирм Korting, Telefunken, Blaupunkt, Radione и голландского Philips.

илл.


Blaupunkt, и ныне здравствующий, в 1938 году предлагал основную модель "7А78" - семиламповый, семиконтурный, двухдиапазонный (длинные и короткие волны) супергетеродин, конструктивно располагавшийся в одном блоке с динамиком, помещенный в стальной ящик, который устанавливался на трех анкерных болтах под торпедо по центру. Пульт управления приемником с круглой шкалой крепился на рулевой колонке. Цена 330 RM. Отдельно оплачивался комплект радиоламп - 65,90 RM. Стальной ящик приемника, покрытый черной краской "муар", с красивым латунным фирменным знаком весил порядка 14 килограммов. Выходная мощность 2 W.

илл.


Под Лейпцигской торговой маркой Korting предлагался трехдиапазонный семиламповый супергетеродин "AS-7340". Блок управления с прямоугольной шкалой настройки и ручками управления инсталлировался в щиток приборов автомобиля. Динамик находился в отдельном круглом корпусе. Стоимость - 348 RM + комплект радиоламп 65,95 RM.

илл.


Дочернее предприятие Siemens - концерн Telefunken - представлял модель автосупера "3877" - семиламповая модификация модели 1937 года стоимостью 338 RM и комплект ламп по цене 57,68 RM - без "ресторанной" наценки.
Энергопотребление каждого авторадиопремника составляло в среднем 25W.

илл.


Австрийская фирма Radione удивляла оригинальной конструкцией малогабаритного двухдиапазонного переносного радиоприемника с универсальным питанием, позволяющим пользоваться им как в доме от сети переменного тока, так и от автомобильной бортовой сети 6/12 V в поездке. Цена - 288 RM.
Голландский Philips, достаточно сильно стоявший на ногах (масса запатентованных за фирмой изобретений, филиалы во многих странах, дерзкие попытки покорить американский потребительский рынок в конце 30-х годов), предлагал с десяток красиво оформленных автомобильных радиоприемников.
Во вторую мировую войну были втянуты практически все страны. Производители радиотехники загружались выполнением военных заказов по изготовлению связной и специальной техники. Производство мирной продукции сворачивалось и стало возобновляться лишь с окончанием войны. И потому экземпляры автомобильных радиоприемников 30 - 40-х годов, являющиеся олицетворением тогдашних достижений радиоинженерной мысли, составляют сейчас исключительную редкость.
"Штирлиц, не отрывая взгляда от дороги, в который раз настроился на французскую радиоволну, доносившую хит навечно охрипшей Эдит Пиаф..."

При подготовке использовались материалы:
ing. Heinz Lange "Empfanger-schaltungen der radio-Industrie" Leipzig 1957; "Popular Science" 1955; Фирменные рекламные материалы, зарубежные и советские периодические издания 30 - 40-х годов; Сидоров "Фашизм и городские средние слои Германии"; Бубнов М А "Экономика фашистской Германии в период подготовки и во время II мировой войны".

Фото автора и В.А. Киреева




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra