Танк-победитель



 



Танк-победитель


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Танк Т-34 в научно-исследовательской литературе, военных документах, мемуарах ветеранов часто упоминается, как лучший танк Второй мировой. Однако из двух основных модификаций этой боевой машины, Т-34-76 и Т-34-85, пожалуй, только вторая по-настоящему соответствует этой характеристике. Т-34-76, выпускавшийся с 1940 по 1944 год, во многом уступал аналогичным машинам по качеству сборки, условиям работы экипажа, безопасности, надежности.

Т-34 – помеха для немцев

В 1943 г. с увеличением в фашистской армии количества противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ), тяжелых танков, модернизированных старых и новых средних танков, а также более мощных противотанковых орудий, появилась острая необходимость в усилении Т-34, как основного массового танка Красной Армии.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
T-34-85 c пушкой Д-5Т.
Основной серийный вариант

Но появлению на полях сражений Т-34-85 предшествовал трехлетний опыт ведения войны советских танкистов на Т-34-76. Несмотря на перевес недостатков этой модификации по сравнению с достоинствами, она существенно повлияла на ход Великой Отечественной войны.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
T-34-85 выпуска 1944 года

Следуя своей, опробованной на странах Европы стратегии блицкрига, немцы рассчитывали одержать победу над СССР с тем парком вооружения, который они имели в 1941 г. Существенная техническая модернизация фашистской армии в этой кампании не предполагалась. Однако уже после первых столкновений с Т-34 стало ясно, что, например, самое массовое противотанковое орудие немцев PAK 35/36 (калибр 37 мм) почти бессильно в борьбе с этим танком, за что это ПТО и получило прозвище "колотушка". Самое мощное на начальный период ВОВ немецкое противотанковое орудие PAK 38 (50 мм) также крайне редко наносило существенные повреждения Т-34. Более успешно боролись с советскими Т-34 и КВ крупнокалиберные полевые орудия и скорострельные зенитные орудия калибра 88 мм. Но этих дорогих в изготовлении пушек не всегда было достаточно, особенно в случаях массового применения Т-34-76. Кроме того, довольно тяжелые и крупногабаритные орудия было трудно маскировать на поле боя. Команды артрасчета часто погибали рядом с пушками после нескольких неудачных выстрелов по советским танкам. Легкие немецкие танки также не представляли никакой угрозы для Т-34. Средний танк Pz-III, который к началу войны был основой танковых войск Германии, оснащенный 37- или 50-миллиметровыми орудиями, получал шанс на успех в борьбе с Т-34 только на очень близких расстояниях.

То же самое касалось и тяжелого по немецкой классификации, но соответствующего параметрам среднего танка по советской, Pz-IV. Основной задачей Pz-IV, вооруженного тогда еще короткоствольным 75-миллиметровым орудием, была поддержка Pz-III с дальних дистанций. Орудие же Т-34-76 пробивало лобовую броню любого немецкого танка того периода с больших расстояний. Такое превосходство Т-34, пусть даже не всегда реализуемое на поле боя из-за неопытности экипажей, плохого управления танковыми войсками и недостатков конструкции, абсолютно не устраивало немцев. "Тридцатьчетверка" заставила фашистов технически и концептуально модернизировать свои противотанковые средства и танковый парк. Производство новых видов вооружения неизбежно влекло за собой большие финансовые затраты, перестройку военной промышленности, и то, что на полях боев появлялись сырые разработки, несущие в себе конструкционные ошибки, не могло не сказаться на боеспособности немецкой армии. Так, например, для эффективной борьбы с Т-34 в 1942 г. противотанковые войска в срочном порядке были усилены 75-миллиметровыми орудиями PAK-40, производство которых требовало намного больше времени и финансовых затрат. Для выпуска подкалиберных снарядов с вольфрамовым наконечником, уверенно пробивающих броню "тридцатьчетверки", Германии приходилось закупать дорогостоящий вольфрам в странах Европы, Латинской Америки и США. На поля сражений были выпущены целые плеяды противотанковых САУ, бронированный монстр "тигр" с мощным орудием, а также дорогая в производстве, сложная в обслуживании и имеющая ряд недоработок "пантера".

Время для модернизации

Итоги Курской битвы показали, что в 1943 г. Т-34 полностью утратил свое превосходство в связи с появлением новых видов немецкого вооружения. Победа на Курской дуге, где около 70% советских танков составляли Т-34, была достигнута ценой огромных потерь и количественного превосходства. "Фердинанды", "пантеры" и "тигры" поражали наши танки с дистанций 1500–3000 м. "Тридцатьчетверки" же должны были подби-раться к вражеским танкам на расстояние 200–500 м.

Если бы не печальный опыт Курской битвы, развитие Т-34 продолжилось бы, скорее всего, в модификации Т-43. Этот танк, опытные образцы которого проходили испытания в марте 1943 г., во многом был унифицирован с Т-34-76. Однако у него существенно была усилена лобовая и кормовая броня корпуса – до 75 мм, броня башни – до 90 мм. Механик-водитель в Т-43 располагался справа, а курсовой пулемет и место стрелка-радиста отсутствовали, в башне же, наоборот, появилось еще одно место – для наводчика. По сравнению с Т-34-76 эта модификация была тяжелей, имела меньший запас хода, более низкую скорость и оснащалась все той же 76-миллиметровой пушкой. Но после Курской битвы стало ясно, что Т-34 должен нести более эффективное орудие. Возможности устанавливать пушку большей массы в и без того тяжелый Т-43 уже не было. От Т-43 отказались в пользу модификации с более тонкой броней, но с мощным 85-миллиметровым орудием.

Лучший танк Второй мировой

При опытном полигонном обстреле вражеского "тигра" советские специалисты выяснили, что эффективно его лобовую броню толщиной 100 мм с расстояния до 1000 м пробивает зенитное орудие 52К калибра 85 мм. Несколько конструкторских бюро представили свои варианты танковых 85-миллиметровых орудий, предназначенных для установки в башню Т-34. В итоге в январе 1944 г. завод "Красное Сормово" (г. Горький) начал выпуск Т-34 с пушкой Д-5Т, а в марте нижнетагильский завод – с пушкой ЗИС-С-53. Позже к производству подключился и омский завод №174. Горьковский вариант Т-34 с таким орудием производился недолго и в небольших количествах.

Установка новых орудий потребовала расширения диаметра погона башни и увеличения ее размера. Изменения башни позволили устранить один из главных недостатков Т-34-76 – совмещение командиром танка своих функций с функциями наводчика. Теперь наводкой орудия занимался отдельный член экипажа, размещение которого стало возможным в более просторной башне.


Pz-IV и Pz-III

Немцы планировали одержать победу над СССР с имеющимся парком вооружения,
существенная техническая модернизация армии в этой кампании не предполагалась.


Двигатель, трансмиссия и ходовая Т-34-85 остались без существенных изменений. Зато была усилена защита новой башни. Толщина лобовой брони увеличилась с 45 мм (на некоторых модификациях 52 мм) до 90 мм, броня бортов башни – с 45 до 75 мм, кормы башни – с 45 до 52 мм. Масса Т-34-85 возросла почти на 6 т. Нужно отметить, что попытки усилить броню Т-34 осуществлялись и раньше. В 1941–1942 гг. было выпущено некоторое количество этих танков (точное число неизвестно) с наваренными на лобовых листах бронеплитами толщиной 15 мм. В дальнейшем от таких мер отказались, очевидно, потому что такой способ не решал вопроса реального усиления защиты танка.


Орудие Т-34-85 получило боекомплект, состоящий из бронебойных, подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов (всего 55 снарядов). Однако новые виды немецкой бронетехники с усиленной броней и мощными орудиями заметно снизили превосходство "тридцатьчетверки" в дуэльных схватках. Теперь задача по уничтожению немецких танков в основном легла на новые советские истребители танков, такие как СУ-100, ИСУ-122. Т-34 же сохранил основные свои достоинства – ремонтопригодность, скорость, маневренность, проходимость, броню с рациональными углами наклона. Намного возросла и надежность узлов и агрегатов. Т-34-85 успешно эксплуатировались и после заявленных заводами-изготовителями гарантийных сроков. Часто эти сроки превышались в два раза.


В начале весны 1944 г. танки Т-34-85 стали в небольших количествах появляться в составах танковых бригад. Уже летом этого года они массово участвовали в боях за освобождение Белоруссии. На заключительном этапе Великой Отечественной войны Т-34-85 применялись во всех крупных операциях Красной Армии и практически полностью вытеснили Т-34-76, которые постепенно были переведены в тыловые и учебные части.

Машины на базе Т-34

Советские конструкторы, как и немецкие, при разработке самоходных артиллерийских установок в качестве базы, как правило, использовали уже существующие танки. Т-34 также послужил основой для ряда САУ и вспомогательных машин. Первой такой "самоходкой" стала СУ-122, поступившая на фронт в январе 1943 г. Вооруженная 122-миллиметровой гаубицей, она имела существенный недостаток – раздельное заряжание орудия, в результате чего катастрофически снижалась скорострельность – до 1–2 выстрелов в минуту.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк Т-34-85 и его сербский экипаж перед
выполнением боевой задачи. Босния, 1995 год.

СУ-122 в августе 1943 г. была заменена истребителем танков СУ-85. Его мощное 85-миллиметровое орудие, разработанное на основе зенитного, заряжалось уже унитарным снарядом, обладало скорострельностью 7–8 выстрелов в минуту и было способно пробить на расстоянии 500 м расположенную под прямым углом броню толщиной 143 мм.

В сентябре 1944 г. с конвейера начали сходить СУ-100, при разработке орудия которого за основу была также взята зенитная пушка, но уже калибра 100 мм.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танки Т-34-85 польского производства (слева) и Т-34
советского производства (справа).

На базе Т-34 производились в том числе и вспомогательные машины, такие как мостоукладчики, артиллерийские и танковые тягачи, краны, катковые тралы.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Су-100 (слева) и Су-85 (справа)

С 1941 по 1944 год с перерывами и в небольших количествах выпускались истребители танков – Т-34-57 с орудием ЗИС-4 (57 мм). Они участвовали в обороне Москвы, на Калининском и других фронтах. После разработки для Т-34 нового, более эффективного 85-миллиметрового орудия, производство Т-34-57 было прекращено.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
вьетнамские Т-34-85 во время боевых действий в
Лаосе. конец 1971 года.

Обе модификации, Т-34-76 и Т-34-85, послужили основой для создания огнеметных танков ОТ-34. Это были машины с гибридным вооружением, поскольку огнеметы монтировались в гнездо курсового пулемета, а в башне оставалось основное орудие. Огнемет АТО-42, устанавливаемый на ОТ-34-85, метал смесь мазута и керосина на расстояние 70 м, специальную смесь – на расстояние 100–130 м.

Уже после окончания Второй мировой Т-34 участвовал в других военных конфликтах: на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме, в Индо-Пакистанской войне, в гражданской войне в Китае, в арабо-израильских войнах, на Кубе, в Югославии, Афганистане, Анголе, Египте, а также на Кипре. Модернизированный вариант этого танка выпускали в Югославии, Польше, Чехословакии. Т-34 долгое время состоял на вооружении во многих странах мира, а в некоторых состоит на вооружении и до сих пор. В России он был снят с вооружения только в 1993 г.

Почему – лучший?

Всемирное признание Т-34 получил, прежде всего, за гармоничное, сбалансированное сочетание боевых и эксплуатационных качеств. Он нес достаточно мощное вооружение, но не превращался при этом в малоподвижную крепость на гусеницах. Эффективная броня с рациональными углами наклона давала возможность сэкономить на массе танка, позволяя ему обладать скоростью и маневренностью танка прорыва. Благодаря конструкции ходовой и широким гусеницам, Т-34 проходил там, где застревали многие немецкие машины. Дизельный двигатель, достигая максимальной мощности на более низких оборотах, чем карбюраторный, обладал при этом меньшей пожароопасностью. Простота конструкции позволяла экипажу без специального оборудования самостоятельно производить некоторые ремонтные работы.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Сормовский Т-34-85 на параде в Анголе. Луанда,
9 февраля 1976 года.

Проектируя основной танк советской армии, харьковские кон-структоры пошли по линии создания универсальной боевой машины, способной выполнять различные задачи. История показала, что они не ошиблись.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra