Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 10 » Суперкары голубой крови

Суперкары голубой крови



 



Суперкары голубой крови


Если вам когда-нибудь повезет побродить по сборочным цехам фабрики Alpina в немецком городе Бухлое (Buchloe), не вздумайте произносить слово "тюнинг" – вам тут же укажут на дверь. И будут правы, потому что Alpina – это самостоятельный производитель, который уже более сорока лет в ограниченных количествах и практически вручную собирает свои уникальные "заряженные" автомобили на базе моделей марки BMW.

И делает это так, что и без того хорошие машины становятся безоговорочно лучшими.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
снимок с первой фабрики Alpina
в Кауфбойрене (1965–1970 гг.)

СЧАСТЛИВАЯ ПОЛОМКА

История Alpina началась с того, что в 1961 году юный студент экономического и машиностроительного факультетов Буркард Бовензипен приобрел для себя недорогой Fiat 1500 с форсированным фирмой Nardi мотором. Радость от его вождения, правда, оказалась недолгой – двигателя хватило всего на 50 километров пути. Но кто бы мог подумать, что эта поломка станет судьбоносной в жизни Бовензипена.

Взяв карбюратор Weber, распределительный вал с более пологим профилем кулачков и модифицировав выпускную систему, Буркард не только "оживил" мотор, но и увеличил его мощность с 67 до 75 л.с. Начинающему инженеру эксперимент показался удачным, поэтому Бовензипен принял решение не останавливаться на достигнутом и с головой окунулся в новый проект, который весьма кстати ему подкинул "родной" BMW.

В начале 60-х баварская фирма наконец-то стала возвращаться к жизни после жесточайшего финансового кризиса, едва не уничтожившего все, что создавалось десятилетиями. Чудесное спасение пришло благодаря миноритарным акционерам во главе с Гербертом Квандтом, который в свое время настоял на продолжении существования BMW как независимой компании и пересмотре маркетинговой политики, результатом которой стало появление осенью 1961 года нового седана BMW 1500 – первого послевоенного автомобиля из Мюнхена с 4-цилиндровым двигателем.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Тот самый "набор", с которого
в 1961 году началась история Alpina
– пара карбюраторов Weber, воздуховоды и фильтры.

Концепция новой модели оказалась удачной, хотя многие клиенты жаловались на то, что 1,5-литровый двигатель мощностью 75 л.с. был, мягко говоря, слабоват. В BMW учли критику и через два года выпустили версию с новым 1,8-литровым двигателем, мощность которого довели до 90 л.с.

Но что делать тем, кто уже купил модель с 1,5-литровым мотором? Вот здесь-то и пригодился талант Бовензипена, который смонтировал на баварский силовой агрегат два двухкамерных карбюратора Weber с полированным укороченным впускным коллектором. Комплект стоимостью 980 марок (10% от стоимости самого автомобиля) поднимал мощность двигателя до тех самых 90 л.с. Он пользовался огромной популярностью, хотя поначалу был воспринят специалистами и прессой скептически.

Закрывать глаза на работу Бовензипена в BMW не могли.

В 1964 году научно-исследовательский департамент мюнхенской фирмы протестировал доработанный им автомобиль и признал примененные решения грамотными и надежными. Более того, легендарный руководитель отдела продаж BMW Пол Ханеманн лично распорядился не отказывать в гарантийном обслуживании клиентам Бовензипена.

А тот вошел во вкус и принялся за доработку BMW 1800, которая получила не только новые карбюраторы и систему впуска, но и "спортивный" распредвал и иные поршни для увеличения степени сжатия.

Для Бовензипена становилось очевидным, что дальше работать в кустарных условиях на отцовской фабрике по производству офисной техники в Кауфбойрене нельзя. Поэтому 1 января 1965 года со стартовым капиталом 15 тысяч марок он зарегистрировал фирму ALPINA Burkard Bovensiepen KG, расширил помещение и нанял восемь сотрудников.

Название своей фирме Буркарду придумывать не пришлось. По совету матери он взял то же имя, которое носила фабрика отца – Alpina. Немного позже была разработана и эмблема новой фирмы – герб с двумя полями, на которых изображены впускные патрубки и коленчатый вал, хотя попадается информация о том, что в первые годы на эмблеме вместо коленчатого был изображен распределительный вал.

Но на новую ступень развития Alpina перешла с презентацией модели "2002" в 1966 году. Этот автомобиль был легче и динамичнее своих предшественников, поэтому тюнинг от Alpina был уже не бытовой необходимостью, а способом выявления и развития спортивных качеств продукции BMW. Бовензипен занялся глубокой доводкой двигателей. Его клиенты теперь получали автомобили с отбалансированными коленчатыми и новыми распределительными валами, специальными облегченными поршнями, шлифованными впускными и выпускными каналами. Кроме того, BMW от Alpina оснащались дисковыми тормозами на задних колесах и адаптированными к возросшим возможностям мотора коробками передач.

ГОНОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Чего стоит мощный автомобиль со спортивным характером без достижений в автоспорте? Такой же вопрос задал себе Бовензипен и ответил – ничего. Взяв самую мощную версию модели "2002" (1990 см3, 200 л.с. при 7100 об/мин), Буркард сформировал небольшую, но полноценную гоночную команду, которая дебютировала в Европейском туринговом первенстве (ETCC) уже в 1968 году.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Alpina 3,0 CSl во время
6-часовой гонки на Нюрбургринге 1973 года

В 1970 году купе BMW Alpina 2800CS выигрывает знаменитую 24-часовую гонку на бельгийской трассе Спа-Франкоршам, европейское первенство, а также немецкие чемпионаты по кольцевым, горным гонкам и ралли.

К тому времени штат сотрудников Alpina увеличился до 70 человек, а сама фирма переехала из Кауфбойрена в Бухлое, что в 60 километрах от Мюнхена. В BMW, увидев потенциал купе серии CS, решились создать его облегченную версию – 3,0 CSL, но поскольку заводская спортивная программа в то время была ориентирована исключительно на Формулу-2, работу поручили Бовензипену, обеспечив ему щедрое финансирование.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Буркард Бовензипен (в центре) со своими гонщиками
после очередной победы, 1973 г.

Понимая, что в одиночку потянуть такой проект будет непросто, Буркард нанял на работу Фрица Индру. Инженер по образованию и обладатель докторской степени, Индра взялся за два проекта одновременно – гоночный и экологический. Последний был немаловажен для Бовензипена, поскольку уже в начале 1970-х немецкие власти озаботились влиянием выхлопов на окружающую среду, и немец должен был быть уверен в том, что Alpina не попадет под удар из-за несоответствия экологическим требованиям.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Для чемпионата DTM 1987 года Бовензипен
не только строил быстрые автомобили,
но и участвовал в составлении регламента

В 1973 году гонщики Alpina – Ники Лауда, Дерек Белл, Ханс-Петер Йостен, Брайан Муир и Харальд Эртль продолжили победное шествие по гоночным трассам Европы, выиграв 6-часовую гонку на Нюрбургринге. Не обошлось, к сожалению, и без трагедии. Во время суточного марафона в Спа за рулем BMW Alpina 3,0 CSL погиб Ханс-Петер Йостен, но это была не единственная проблема для Бовензипена в то время. Свой первый удар по автомобильной промышленности нанес энергетический кризис, который сразу подкосил не одну фирму. Угрожал он и Alpina.

К счастью, талант Бовензипена позволил грамотно перераспределить силы в Бухлое и сосредоточиться на производстве экономичных, но мощных бензиновых двигателей. Буркард не уволил ни одного сотрудника из штата, составлявшего к тому времени 90 человек. Более того, к 1975 году Alpina начала формирование собственной дилерской сети в Германии и открыла представительства в Швейцарии и Великобритании.



С первых дней участия Alpina в автоспорте стало понятно, что автомобили, подготовленные Бовензипеном и его командой, будут грозным соперником.

А в автоспорте, тем временем, царствовала BMW Alpina 3,5 CSL, которая в 1977 году под управлением Дитера Квестера выиграла чемпионат Европы у заводской команды Jaguar. Еще в 1973 г. с 3,5 литров рабочего объема подготовленного в Бухлое автомобиля выжимали 360–370 л.с., а годом позже – 470 л.с., на большее потенциала 3,5 SCL уже не хватало. В конце 1977 года Бовензипен объявил о том, что Alpina уходит из автомобильного спорта.

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

Франкфуртский автосалон 1978 года ознаменовался презентацией новой концепции деятельности Alpina. От доработки отдельных узлов фирма перешла на комплексную переработку конструкции, представив автомобиль нового поколения – Alpina B6 2,8 на базе BMW 3-й серии с 6-цилиндровым двигателем (218 л.с.), в то время как базовая модель предлагалась исключительно с 4-цилиндровым агрегатом.

Кроме B6 во Франкфурте были показаны еще две модели – B7 Turbo и B7 Turbo Coupe. Обе также оснащались 6-цилиндровыми моторами, но с турбонагнетателем KKK и мощностью 300 л.с. B7 Turbo при этом стал самым быстрым седаном в мире, который до 100 км/час разгонялся за 6,5 секунды и развивал максимальную скорость 256 км/час. Все двигатели, устанавливаемые на автомобили Alpina нового поколения, серийно оснащались полностью электронной системой зажигания, что стало абсолютным новшеством в автомобилестроении.

Alpina приятно удивляла своих клиентов скоростью и динамикой автомобилей, но еще большее удивление вызвало появление в 1979 году компании Бовензипена по импорту дорогих вин. Немец считал, что таким образом сможет привлечь внимание к своим автомобилям ценителей этого элитного напитка – людей, в большинстве своем, обеспеченных. Да и дополнительный доход еще никому не мешал.

Трудно судить о том, какие результаты принесло "винное дело" Бовензипена, зато инженерный и технический потенциал Alpina был с блеском продемонстрирован в 1981 году в конкурсе на самый экономичный автомобиль, организованном немецким журналом Auto Motor und Sport совместно с Shell. BMW 318i Alpina, построенная на базе модели E21, выиграла своеобразный экомарафон на трассе Нюрбургринг. Для экономии в ней применялись "отключаемые" цилиндры и привод лишь на одно колесо. Результат – 2,672 л бензина на 100 км. А "пятерка" BMW (E28), подготовленная в Бухлое, заняла в своем классе второе место (2,92 л/100 км), уступив только дизельному Mercedes-Benz (2,87 л/100 км).

НОВАЯ ИПОСТАСЬ

В 1983 году Федеральное транспортное агентство Германии присвоило Alpina статус автопроизводителя, а вместе с ним и право присваивать автомобилям собственные VIN-номера.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
В 1989 году "пятерка" BMW Alpina B10 Bi-Turbo (Е34)
считалась самым быстрым серийным седаном в мире

В соответствии со стандартами агентства, из всех немецких компаний по доработке серийных машин таким правом пользуются только Brabus и Ruf (тюнер Porsche). С этих пор Бовензипен настаивает, что его фирма продает готовые автомобили, а не отдельные компоненты, и очень обижается, когда его по-прежнему называют "настройщиком".

Несмотря на то, что Alpina ушла из автоспорта еще в 1977 году, Буркард поддерживал тесные связи с BMW Motorsport, которой в начале 1980-х позарез понадобилась более мощная версия двигателя к модели 635CSi. В Мюнхене опять оказались заняты глобальным проектом, на этот раз уже для Формулы-1, поэтому за дело взялись специалисты Alpina. В Бухлое пересмотрели диаметры цилиндров и клапанов, увеличили степень сжатия, а также перепрограммировали системы впрыска и зажигания. В результате, к сезону 1983 г. гоночное купе 6-й серии получило двигатель объемом 3473 см3, развивающий 285 л.с. при 6000 об/мин.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Экспериментальный BMW 318i Alpina,
победивший в экомарафоне на Нюрбургринге (1981 г.)

Через два года Alpina оснастила весь свой модельный ряд каталитическими нейтрализаторами, изготовленными с применением исключительно металлических компонентов (без керамики). В 1987 году таким нейтрализатором оснастили и гоночную BMW Alpina M3. Да-да, Бовензипен решил вернуться в большой автоспорт. Более того, он сам активно участвовал в составлении регламента немецкого кузовного чемпионата DTM, а его гонщики Эллен Лор, Фабьен Жиро, Петер Оберндорфер, Кристиан Даннер и собственный сын Андреас за два года добыли множество побед в группе "А". Каталитические нейтрализаторы стали стандартом в DTM, однако Бовензипен снова принял решение свернуть спортивную программу в угоду расширению производства дорожных автомобилей.

Очередная новинка от Alpina – B10 Bi-Turbo на базе BMW E34 произвела настоящий фурор. Авторитетный журналист и автогонщик Поль Фрер на страницах журнала Road & Track назвал этот автомобиль лучшим седаном в мире, и есть за что. Доработанный 6-цилиндровый двигатель объемом 3430 см3, оснащенный двумя турбонагнетателями Garrett T25, выдает 360 л.с. при 6000 об/мин, позволяя разогнать "Альпину" до 100 км/ч всего за 5,6 секунды. Резвее оказалась только модель B12 5,7 Coupe с электронной системой управления сцеплением Shift-Tronic, увидевшая свет в 1992 году.

Бовензипен со своими сотрудниками, которых насчитывалось уже больше сотни, за несколько лет внедрил не одну техническую инновацию. Например, в 1993 г. автомобили Alpina с автоматической КПП стали оснащаться системой последовательного переключения передач Switch-Tronic, кнопки управления которой вынесены на руль, а с 1995 г. начали серийно внедрять технологию Superkat – каталитический нейтрализатор с электроподогревом, впервые установленный на модели BMW Alpina B12 5,7 E-KAT.

В начале 1995 года в Бухлое начали производство, пожалуй, одной из самых известных своих моделей за всю историю – B8 4,6 на базе BMW E36. Кузова для этой модели Alpina получала с завода BMW в Регенсбурге, где по заказу Бовензипена в их конструкцию вносились некоторые изменения.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
В подвалах Alpina Wine хранятся
огромные запасы элитных вин

В очередной раз раскрыв новые горизонты своих возможностей, Alpina представила на Женевском автосалоне 1999 года модель D10 Bi-Turbo с дизельным двигателем. Специалисты в один голос признали этот автомобиль самым мощным дизельным седаном в мире (245 л.с., 254 км/ч), а Бовензипен тем временем уже был занят подготовкой нового шедевра для тех, кого привлекает роскошное и комфортабельное вождение "на открытом воздухе". Так в 2002 году появился родстер от Alpina на базе BMW Z8, который был произведен в количестве 555 штук и вывел фирму Бовензипена на американский рынок.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Alpina Roadster V8

Родстер оснащали 8-цилиндровым бензиновым двигателем, как всегда умело форсированным в Бухлое, но наибольший интерес с технической точки зрения представляет установленный в 2003 году на модели B7 500-сильный мотор с приводным нагнетателем, совмещающий наддув с клапанной системой Valvetronic. Alpina полностью перепрограммировала управление клапанным механизмом и сделала компрессор отключаемым, снабдив его перепускной заслонкой. Пока педаль акселератора нажата менее чем наполовину, компрессор работает вхолостую, но стоит нажать ее как следует, и заслонка открывается. При этом цилиндры получают дополнительный заряд топливовоздушной смеси под давлением 0,8 атмосфер.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Alpina B6 Cabrio

Эта технология, кстати, неплохо справилась с экономией топлива и вредными выбросами в атмосферу, чему был невероятно рад не только Буркард Бовензипен, но и его сын Андреас, который сменил отца на должности руководителя Alpina. Рады были и в BMW, которая за сорок с лишним лет ни разу не разочаровалась в специалистах из Бухлое, без каких-либо ограничений покупая разработки Alpina для внедрения в собственное серийное производство.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Alpina B7 Bi-Turbo

В Бухлое чтут традиции. Alpina снова участвует в гонках собственной командой. Ее автомобили, как и прежде, неизменно оснащаются эксклюзивными 20-спицевыми колесными дисками "с секретом" (воздушный вентиль располагается не на ободе, а в центре, под запираемой на ключ крышкой), а Буркард Бовензипен, как и Андреас, по-прежнему влюблен в автомобили и дико злится, когда его компанию называют "тюнинговым ателье".





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra