Союзники



 

илл.

Союзники.
Том 4. "Блитц"

Сергей Егоров


Во Второй мировой войне кроме США и Великобритании нашими союзниками были и другие страны, которые также выпускали военную технику. Одной из них была Канада, внесшая большой вклад как в дело спасения метрополии, так и в дело общей победы. Канада имела мощную промышленность и развитое сельское хозяйство, являясь "кузницей" и "житницей" Британской империи. Местная автомобильная промышленность, представленная, главным образом, филиалами американских компаний, дала союзным армиям 838.307 автомобилей, бронеавтомобилей и гусеничных бронетранспортеров. В их числе было и 390.273 автомобилей семейства СМР, ставших, наверное, самыми знаменитыми военными автомобилями стран Британского содружества.


илл.

История автомобилей этого типа берет свое начало с середины 1930-х годов. В этот период Великобритания начала рассматривать промышленность своего заокеанского доминиона как дополнительный арсенал на случай войны с Германией. Одним из видов военной продукции должны были стать и военные автомобили различного назначения. Эти машины должны были отвечать требованиям британского военного ведомства, но иметь узлы и агрегаты североамериканского производства.


илл.

В 1938 году Ford of Canada и General Motors of Canada на основании этих требований построили военные грузовики класса 15 английских центнеров (762 кг) типа 4x2 под марками соответственно Ford и Chevrolet. В итоге, к 1940 году образовалось семейство армейских автомобилей DND (Department of National Defence -Департамент национальной обороны), имевших высокую степень унификации по двигателю, ходовой части и кабине. В конце 1941 года семейство автомобилей DND получило новую аббревиатуру - СМР (Canadian Military Pattern - канадский военный образец), под которой и стало известным.


илл.

В своем полном виде семейство СМР включало в себя модели грузоподъемностью 8, 15, 30 английских центнеров (по 50,8 кг) с колесными формулами 4x2 и 4x4, 3-тонные автомобили с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, а также полноприводные двухосные тягачи для полевой артиллерии (см. таблицу).


илл.

Все эти машины выпускались под марками Chevrolet и Ford. Правда, было и исключение: 3-тонная модель С60Х типа 6x6 компании General Motors of Canada носила марку GM. Модели семейства СМР имели два обозначения. Первое являлось заводским, а второе - армейским. В военном обозначении первая буква означает марку (F - Ford, С - Chevrolet), а цифры -грузоподъемность в английских центнерах (cwt, 1 английский центнер = 50,8 кг). Последующие буквы - конструктивные особенности (тип привода, вариант колесной базы и т.д.


илл.

Из канадских узлов и агрегатов автомобили этого семейства собирались также в Австралии, где машины Ford собирало местное отделение Ford, а машины Chevrolet - компания GM-Holden, являющаяся филиалом General Motors. Как правило, кабины и кузова были местного производства. По крайней мере одну модель - Chevrolet C8AX -собирали в Новой Зеландии.


илл.

Внешне машины СМР разных марок и одного класса были очень похожи. Главным общим элементом всего семейства была кабина. За годы производства сменилось три вида кабин, которые имели следующие особенности:

Кабина N 11 (1940) - крытая полукапотная без боковых окон, вместо которых использовались брезентовые вставки. Фары крепятся снаружи.
Кабина N 41 - кабина N 11 без крыши. Могла оснащаться тентом.
Кабина N 12 (1941)-то же, что N 11, но с некоторыми изменениями.
Кабина N 42 - кабина N 12 без крыши. Могла оснащаться тентом.

По своему внешнему виду кабины этих моделей были практически идентичны и имели типичный британский "военный" дизайн. По некоторым данным кабины N 11 и N 12 одно время выпускались параллельно.


илл.

Кабина N 13 (конец 1941-1945 гг.) - полукапотная кабина, существенно отличавшаяся от двух предыдущих. Имела значительно увеличенный внутренний объем и широкий капот, куда были вмонтированы фары. Ветровое стекло получило отрицательный угол наклона для уменьшения ослепления водителя солнцем в условиях африканской пустыни.
Кабина N 43 - кабина N 13 без крыши. Могла оснащаться тентом.
Кабина N 438 - кабина N 13 без крыши и дверей с четырьмя сидениями, расположенными в ряд (сидение водителя было вторым слева). Устанавливалась на автомобиле Ford F60B, вооруженном 40-мм зенитной пушкой Bofors.


илл.

Основные технические характеристики автомобиля Chevrolet C8A (Chevrolet 8445):

Двигатель

Марка и модель - GMC 216
Тип - карб., вод.
Число цилиндров и объем, куб. см - 6-3548
Мощность, л.с. при об/мин - 85 / 3400

Размеры

База, мм: - 2565
Длина, мм - 4140
Ширина, мм - 2007
Высота, мм - 2286
Размер шин / количество: 9.25-16 / 4

Весовые характеристики

Вес полный, кг - 3369
Вес снаряженный, кг - 2874



илл.

Кроме того, кабины машин разных марок, производившиеся в Канаде и Австралии, имели незначительные отличия, касавшиеся типа решетки радиатора, конфигурации различных лючков и т.п. Что касается внутреннего устройства автомобилей, то на машинах обеих марок двигатели были собственного производства. На всех моделях марки Chevrolet стоял 6-цилинровый карбюраторный двигатель GMC 216 объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. Исключением являлась модель GM C60X, имевшая двигатель GMC 270 мощностью 100 л.с. (такой же стоял и на знаменитых "Джимми"). Все модели Ford имели карбюраторный двигатель типа V8 объемом 3,9 литра и мощностью 95 л.с. В то же время ряд узлов и агрегатов были общими. Так, мосты и коробки передач производства General Motors использовались на ранних машинах марки Ford.

Автомобили СМР поступали в армии Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии, Южноафриканского Союза. Особенно много этих автомобилей было в частях, сражавшихся в Северной Африке, где машины всех марок и моделей канадского производства составляли 80% автопарка сил Содружества. Некоторые машины в качестве трофея попали в ряды немецкого Африканского корпуса и обзавелись опознавательными знаками Вермахта - крестами. Небольшое количество автомобилей СМР воевало в составе армии США на Филиппинах. Эти машины отправили в канадские части, дислоцированные в Гонконге, но попасть туда они уже не успели - 25 декабря 1941 года английская колония сдалась японцам. В СССР в небольших количествах поставлялись трехосные GM C60X.


илл.

О поставках к нам других моделей точной информации нет. После войны в армиях Канады, Австралии и Новой Зеландии машины типа СМР (в основном 3-тонные модели и арттягачи) состояли на вооружении до середины 1950-х годов и успели принять участие в корейской войне 1950-53 годов, в которой, кроме новейших образцов, применялась практически вся военная техника завершающего этапа Второй мировой. Кроме того, некоторые модели в послевоенный период в качестве военной помощи поставляли в армии европейских стран: Бельгию, Данию, Нидерланды, Норвегию и др., а также в страны "третьего" мира, например, Аргентину.


илл.

На снимках показан автомобиль Chevrolet C8A, он же Chevrolet 8445 класса 8 английских центнеров (406 кг) с колесной формулой 4x4. Эти машины выпускались в 1942-45 годах и имели универсальные кузова различного назначения, объединенные с кабиной N 13. Они применялись как транспортеры личного состава, санитарные машины, мастерские, радиостанции и т.д. - всего имелось 10 вариантов. Данный экземпляр является штабной машиной. Компания Ford аналогичную модель не выпускала. Существовала также модификация Chevrolet С8АХ, представлявшая собой шасси с той же кабиной. Небольшое количество этих машин собирались в Новой Зеландии в 1942 году. Они оснащались бортовой платформой (использовались как санитарные машины и артиллерийские тягачи) и кузовами-фургонами различного назначения.


илл.

Регистрационные номера канадских автомобилей были аналогичны английским, но имели дополнительную литеру "С" (Canada). Буква "Z" наносилась на автомобили с грузоподъемностью до 1 тонны. Машина, вероятно, окрашена в цвет Khaki Green - один из стандартных цветов канадской армии. Автомобили семейства СМР носили разнообразную окраску в зависимости от года выпуска и театра военных действий.


илл.

В армиях разных стран машинам семейства СМР давали различные прозвища, иногда даже шутливые, но самое известное из всех - Blitz они получили в Австралии.

Автомобили семейства СМР




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra