Союзники...



 

илл.

Союзники.
Том 3. "Утка"


Сергей Егоров


Соединённые Штаты вступили в войну 7 декабря 1941 года, когда японцы напали на Перл-Харбор - главную базу тихоокеанского флота США. Вся огромная акватория Тихого океана в одночасье превратилась для Америки в зону боевых действий. Кроме того, американцы поспешили на помощь европейскому союзнику - Великобритании и планировали принять участие в боевых действиях в Северной Африке.


илл.

И на Тихом океане и на Средиземноморье снабжение войск на островах и проведение десантных операций целиком зависело от флота. Но помимо кораблей нужны были еще и специализированные транспортные средства для доставки с корабля на берег грузов и личного состава, зачастую в сложных условиях, при наличии отмелей и коралловых рифов. Для этих целей наилучшим образом подходили колесные и гусеничные десантные плавающие машины. Именно для этого и был создан еще один выдающийся автомобиль Второй мировой - GMC DUKW-353, более известный как Duck (утка).


илл.

История его создания началась в 1942 году. В это время в Штатах существовала организация с мало что значащим названием - Офис научных исследований и разработок. На самом же деле под этой вывеской скрывался Национальный комитет оборонных исследований, который объединял видных и талантливых конструкторов и предпринимателей. Главной целью существания комитета была координация усилий при разработке и изготовлении новых видов боевой и транспортной техники. Денег под эти разработки, понятно, не жалели. Получив задание на проектирование грузовой колесной амфибии, проектировщики занялись поиском подходящего шасси и остановили свой выбор на полноприводном автомобиле GMC CCKW-353 с колесной формулой 6x6. Удачный сам по себе он, к тому же, являлся и основным тактическим грузовиком класса 2 1 тонны, что решало все проблемы с обслуживанием и снабжением запчастями.


илл.

Водоизмещающий корпус поручили проектировать судостроительной фирме Sparkman and Stephens. Работы по изготовлению прототипа были начаты 30 апреля 1942 годы и завершены спустя 43 дня. С 12 по 26 июня прототип проходил испытания на побережье Атлантического океана, после чего последовал первый заказ на 2000 машин. Производство автомобиля поручили компании General Motors, а именно ее отделению- фирме Yellow Truck & Coach, строившей грузовики GMC CCKW-353. В соответствии с системой обозначения новая модель называлась DUKW-353 (D - год создания -1942, U -амфибийный корпус, К - ведущий передний мост, W-трехосный). Созвучно обозначению амфибия получила прозвище Duck (утка). Всего с 1942 по 1945 год было изготовлено 21.147 автомобилей.


илл.

Конструктивно автомобиль представлял собой комбинацию шасси грузовика и водоизмещающе-го корпуса понтонного типа, оснащенного открытой кабиной'и грузовой платформой. Для улучшения проходимости во время выхода на берег машина была оснащена односкатными шинами, имеющими больший, чем у сухопутного собрата диаметр. Но самым главным было то, что эта амфибия была первым в мире вездеходом, оснащенным системой регулирования давления в шинах.


илл.

Это позволяло за счет снижения давления в шинах увеличивать площадь опоры колес на грунт, что существенно повышало проходимость. Для улучшения чистоты обводов корпуса колесные арки закрывались съемными щитками. Движение по воде осуществлялось при помощи гребного винта, а управление - с помощью водяного руля, который был сблокирован с рулевым управлением автомобиля. В кормовой части корпуса располагалась лебедка с тяговым усилием 9 тонн.


илл.

В ходе серийного выпуска машина не имела модификаций, но в нее вносили кое-какие изменения. Так на первых 2005 автомобилях имелось вертикальное откидное лобовое стекло, а на всех последующих - наклонное с треугольными боковинами. На машинах раннего выпуска система подвода воздуха была внешней, а на последующих - внутренней, проходившей через ступицы колес. В войсках для защиты экипажа на часть машин перед лобовым стеклом ставили откидные бронещитки с амбразурой напротив места водителя.


илл.

Из дополнительного оборудования "Даки" могли оснащаться съемной крановой стрелой, монтируемой в кормовой части. Каждая четвертая машина традиционно оснащалась кольцевой пулеметной турелью М36 для 12,7-мм пулемета Browning M2, Одна из машин была оснащена пусковой установкой 4,5-дюймовых реактивных снарядов и принимала участие в высадке на остров Новая Британия в декабре 1943 года.


илл.

В начале 1943 года амфибии стали поступать во 2-ю бригаду Транспортного корпуса армии США, имевшей на своем вооружении различные плавучие высадочные средства - катера, баржи и т.п.

Вскоре бригаду отправили на Тихий океан, и в марте 1943 года она впервые применила "Даки" при высадке в Нумеа (о. Новая Каледония). После этого амфибии стали участниками всех десантных операций. 10 июля 1943 года, уже на Средиземном море, "Даки" участвовали в высадке на Сицилию, а б июня 1944 - в высадке в Нормандии.


илл.

Основной задачей амфибий была доставка на берег грузов (включая артиллерийские орудия) и личного состава с десантных кораблей. Иногда машины жестко соединяли по две и использовали в качестве самоходного парома при доставке на берег крупногабаритных грузов, например истребителей. Машины сводились в роты плавающих автомобилей, а те, в свою очередь, в батальоны или бригады, которые входили в состав Транспортного корпуса армии США. Последней боевой операцией в Европе с применением этих амфибий стало форсирование Рейна в марте 1945 года.


илл.

Как ни странно, но Корпус морской пехоты США (действующий в тот период только на Тихом океане), для которого главным видом боя был захват суши с моря, долго присматривался к этой амфибии. Первая рота плавающих автомобилей "Дак" была сформирована в декабре 1943 года, а впервые применили их в феврале 1944 года при штурме атолла Эниветок. В Корпусе морской пехоты числилось всего 87 амфибий, которые были сведены в 6 рот. Война на Тихом океане для "Даков" армии и морской пехоты закончилась 21 июня 1945 года с окончанием боев на Окинаве.


илл.

Помимо армии и морской пехоты США, GMC DUKW-353 состояли на вооружении Великобритании, Австралии и Канады. Небольшое количество было поставлено и в СССР. После войны "утки" попали во Францию и другие страны.

"Даки" армии США воевали в Корее в 1950-1953 годах и находились на вооружении до середины 1960-х годов. И это при том, что большинство моделей автомобилей, разработанных и выпущенных в годы Второй мировой, было снято с вооружения к середине 1950-х. Такое долголетие объяснялось тем, что этой очень удачной машине никак не могли найти достойную замену, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.


илл.

В 1953 году General Motors построила модель ХМ147 Super DUKW, которая должна была заменить своего знаменитого предка, но на вооружение ее не приняли. Не строились серийно и более крупные амфибии: ACF-Brill XM148 Gull (6x6) и GMC XM157 Drake (8x8). И только с появлением в 1962 году серийной 5-тонной машины LARC V (Lighter, Amphibious, Resupply, Cargo) заслуженного ветерана отправили, наконец, в отставку. Любопытный эксперимент с GMC DUKW-353 провела компания AVCO в 1955 году. "Дак" оснастили крыльями (правда, подводными), газовой турбиной Lycoming мощностью 880 л.с. и несколько изменили машине форму корпуса, вследствие чего скорость по воде достигала 56 км/ч. Итак, под конец своей карьеры "утка" еще и полетела, получив название Flying Duck (т.е. летящая утка).


илл.

В других странах DUKW-353 также долго стоял на вооружении: во Франции - до 1960-х годов, а в Великобритании - аж до 1974 года.

Как и всякий удачный автомобиль, "Дак" послужил образцом для подражания. В СССР он вдохновил конструктора вездеходов Виталия Грачева на создание аналогичной машины, которая в 1952 году пошла в серию под названием ЗиС-485 или БАВ (Большой Автомобиль Водоплавающий). Ее нельзя назвать копией, т.к. в отличие от американского прообраза советская машина имела более длинную грузовую платформу и откидной задний борт. Позднее появился еще один аналог - бразильская амфибия CAMANF, выпускавшаяся с 1978 года компанией BVEI для местной морской пехоты и внешне представлявшая собой практически точную копию американского прототипа.


илл.

В завершение добавим, что "демобилизованные" "Даки" еще долгие годы успешно использовались в пожарных, спасательных и полицейских подразделениях.


илл.

Показанная на цветных фотографиях машина GMC DUKW-353 имеет окраску и маркировку армии США. Машина окрашена в стандартный цвет "Olive Drab" (на машины морской пехоты иногда наносились пятна песочного цвета). Все плавающие автомобили армии США имели регистрационные надписи, начинавшиеся с числа "70". Канатные жгуты предохраняли корпуса машин от ударов о борта кораблей.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra