Союзники...



 

илл.

Союзники.
Том 2. "Большой джип"



Сергей ЕГОРОВ


Помимо GMC CCKW-352/353, автопром США в годы Второй мировой войны создал еще один известный автомобиль - Dodge T214, который входил в семейство машин типа "Weapons Carrier" (носитель вооружений).


илл.

История создания машин этого типа также ведёт своё начало с конца 1930-х годов. В те годы в иерархии военных автомобилей США был класс автомобилей грузоподъёмностью 0,5 американских тонн (454 кг) и с колёсной формулой 4x4. Назначение их было весьма широко: они должны были выполнять командирские, штабные, санитарные и разведывательные функции, перевозить имущество, вооружение (пулемёты) и личный состав пехотных отделений, служить тягачами лёгкой полевой артиллерии. Соответственно, для всех этих целей базовое шасси оснащалась специализированными кузовами: фаэтон, пикап, универсал, панельный фургон и т.д.


илл.

Первой машиной этого типа стала модель Dodge 1202, появившаяся в 1940 году. Тут впору рассказать о системе обозначений военных автомобилей марки Dodge. Индекс с литерой "Т" и цифрами обозначал модель двигателя. Затем следовало обозначение модификации. Для примера: командирский вариант нёс обозначение Dodge T202-VC1 или, для краткости, Dodge VC1. Машины модели Т202 имели крылья и капот от коммерческой модели, а 6-цилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность 79 л.с. Имелось 6 модификаций этого автомобиля, от VC1 до VC6, которые оснащались различными типами кузовов: фаэтон (VC1, 2), пикап с закрытой кабиной (VC3, 4), пикап с открытой кабиной (VC5) и универсал (VC6).


илл.


илл.

С марта по август 1940 года изготовили 4640 таких машин. Некоторое количество VC1 даже поставлялось в Аргентину. Эта же машина в армии США заполняла нишу будущих "джипов" и даже одно время так называлась.


илл.


илл.

В том же 1940-м для Корпуса морской пехоты выпускались аналогичные автомобили Ford 01С/МН, представлявшие собой коммерческие полутонные "Форды", которые компания Marmon-Herrington переделывала в полноприводные машины.


илл.

В ноябре 1940 года с конвейера компании Chrysler начало сходить новое поколение автомобилей класса 0,5 тонн, которые уже входили в семейство "Weapons Carrier". В отличие от предшественника, модели Т202, новая модель Т207 (WC1-11) была более приспособлена для использования в военных целях, получив крылья и капот упрощённой формы. Мощность двигателя повысилась до 85 л.с. Весной 1941 года Dodge T207 сменила модель Т211 (WC12-20) с двигателем мощностью 85 л.с., а в октябре 1941 начали выпускать модель Т215 (WC21-27, WC40-43) с двигателем в 92 "лошади". На машины устанавливались различные кузова: фаэтон, пикап с открытой и закрытой кабиной, санитарный и панельный фургоны, универсалы. Некоторые модификации представляли собой шасси с закрытой кабиной и сдвоенными задними шинами для ремонтных машин и прокладчиков телефонных линий. Автомобили этих моделей с кузовами одного типа внешне были абсолютно идентичны. С ноября 1940 по май 1942 года было выпущено 78 229 единиц моделей Dodge T207, Т211 и Т215. Некоторые из них поставлялись в армии стран Британского Содружества. В 1941 году канадский филиал Chrysler выпустил 3002 единицы автомобиля Dodge T212 (он же- Dodge D8A), представлявшего собой канадский вариант "штатовской" модели Т207 с кузовом пикап, но с двигателем в 74 л.с.


илл.

Наконец, в январе 1942 года появился и герой нашего рассказа - Dodge T214. Внешне он значительно отличался от предшественников: стал более широким и приземистым, размер шин был увеличен с 7,50-16 до 9,00-16, а грузоподъёмность - до 0,75 тонны (680 кг). 6-цилиндровый двигатель объёмом 3772 куб.см развивал мощность 92 л.с. Автомобиль имел три варианта колёсной базы и несколько типов кузовов. Всего с января 1942 по август 1945 года было выпущено 254 014 единиц автомобилей этой модели. Эти машины применялись во всех видах вооруженных сил США, где получили прозвище "Бип" (сокращенно от "big jeep"), а также широко поставлялись на экспорт, в том числе и в СССР, где именовались "Додж три четверти". Автомобиль получился очень удачным и снискал всеобщее уважение шоферской братии всех союзных армий. Помимо серийной установки 37-мм противотанковой пушки, в войсках на машины этого типа монтировали всё, что только можно было поставить: и всевозможные пулемёты, и реактивные пусковые установки. Модификация Dodge T214-WC52 имела ещё и канадский вариант, который назывался Dodge T236 (или Dodge D3AAPT). Выпускался этот автомобиль в 1944-1945 годах и поставлялся, главным образом, на экспорт после войны. В послевоенный период "двести четырнадцатые" оказались в армиях десятков стран мира и принимали участие в локальных войнах и конфликтах вплоть до 1970-х годов.


илл.

В 1945 году в США на базе Dodge T214 создали новую модель двойного назначения грузоподъёмностью в 1 американскую тонну (907 кг), назвав ее Dodge T137 Power Wagon. Коммерческие варианты имели закрытую кабину с капотом и оперением старого образца, а с 1960-х годов - современного (по тем временам) вида. Военный вариант Power Wagon, M601, был похож на Dodge Т214-WC51 и выпускался в 1957-1970-х годах в неизменном виде для поставок иностранным армиям. Имелась и санитарная версия М615 (1964-1970), в свою очередь похожая на Dodge T214-WC54.


илл.

На снимках изображён автомобиль Dodge T214-WC52 армии США, окрашенный в стандартный цвет olive drab. По бокам капота нанесены регистрационные надписи, в которых первая цифра индекса обозначает тип транспортного средства и класс грузоподъёмности. "Двойка" наносилась на лёгкие грузовики класса 0,5 - 1 т.


илл.

Полный модельный ряд Dodge T214 выглядел следующим образом (цифры в разных источниках подчас "гуляют", указаны объёмы выпуска по 1944 год):


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.


илл.

Использованы фотоматериалы: www.autogallery.org.ru, Яна Шатана (Польша), Militaer Fordons Historiska Foereningen (Швеция) и наших собственных корреспондентов.

Разворот




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra