Смотр мастеров...



 

илл.

Смотр мастеров - глазами инженера


Владимир КОЛОТОВКИН



илл.

Если сравнивать нынешний Смотр мастеров автомотореставрации с прошлым, нельзя не признать, что за год он заметно "подрос". Увеличилась площадь экспозиции, появилось много новых участников. Неизменной осталась основная идея смотра -показать не только отреставрированные или сохранённые автомобили и мотоциклы, но также и технику в процессе восстановления, дать возможность представить свою продукцию и услуги компаниям-смежникам, без которых работа реставраторов невозможна, показать возможности применения технологий "большой" промышленности для нужд таких специфических потребителей, каковыми являются реставраторы. Экспозиция этого года оказалась весьма разноплановой - полезной и для потенциальных заказчиков "готовой продукции" от известных реставрационных мастерских, и для мастеров, самостоятельно поднимающих из руин авто-моторазвалины.


илл.

Ну что ж, попробуем прейти по выставке вместе со своей птотетачески реставрируемой техников. Будем считать, что процесс разборки и дефектовки она уже прошла - мы точно знаем, что безвозвратно утеряно, а что не подлежит восстановлению.


илл.

Около самого входа в павильон было расположено несколько столов, на которых коллекционеры и реставраторы продавали и обменивали детали и агрегаты от старинной техники, и хотя фактов заключения огромных сделок отмечено не было, торговля шла достаточно бойко. До выставки многие не верили в возможность проведения базара, поэтому хочется особо поблагодарить тех, кто не поленился привезти на продажу свои излишки железа. Итак, начало положено. О том, как проходят авто-мотобазары в Европе мы писали неоднократно, а вот теперь и в России, кажется, появилось такое регулярно проводящееся мероприятие.


илл.

Если не все недостающие коммектшщие нашлись сразу, расстраиваться не будем, а попробуем обратиться в представленную на выставке компанию V.I.P.Service. Ни для кого не секрет, что на Западе производство и продажа деталей на наиболее распространенные модели - давно налаженная и хорошо развитая индустрия, этим занимаются десятки серьёзных компаний, дело поставлено на широкую ногу. Поэтому там не проблема купить почти любую "железку", были бы деньги. Но ради нескольких деталей за границу не поедешь, доставить их в Россию в кратчайшие сроки - задача компаний, подобных V.I.P.Service, а нам остаётся лишь указать в заказе определенные позиции из каталогов и терпеливо ждать. Если у нас, скажем, Виллис или что-то из немецкой классики, проблем не возникнет. Но при восстановлении менее распространенной техники нужной детали в каталоге может и не оказаться.


илл.

Тогда идём дальше по выставке и смотрим, что предлагают производители новоделов. Их в этот раз несколько. Мастерские Братьев-Пилотов представили образцы своей продукции. Это наиболее часто утрачиваемые в процессе эксплуатации фрагменты мотоцикла HD WLA-42 - багажники, глушители, отливки рамы; карбюраторы и фильтры мотоцикла BMW R-17. Анонсированы и ремкомплекты для рам мотоциклов NSLJ.


илл.

Все узлы и детали изготовлены в полном соответствии с оригиналами. К слову сказать, некоторые не очень порядочные торговцы раритетами решают извечный вопрос реставраторов "что лучше - хороший новодел или плохой оригинал?" по-своему, выдавая изделия Братьев за экземпляры "хорошего сохрана". Это, конечно, является своеобразным подтверждением высокого качества деталей-реплик, но уж слишком "своеобразным", по мнению дорожащих своей репутацией Пилотов, которые с подобным мошенничеством активно борются.


илл.

В мастерской Ломаковского атомотомузея освоена технология копирования деталей методом гальванопластики. С успехом клонируются элементы декора, автомобильная геральдика, фонарики, ободки фар и т.п. Единственный минус этой технологии в том, что необходим хороший прототип для копирования. А если такового нет - заменять агрегат современным? Но изготовление хот-родов - тема для другого журнала, наша задача "сделать, как было".


илл.

И в этом может помочь Центр быстрого прототипирования ФГУП НАМИ. Процесс изготовления детали - точного аналога утраченной, можно разбить на несколько этапов: на основе чертежей проектируется компьютерная 3D модель изделия (CAD-модель), затем создается физическая модель изделия путем выращивания, например из полимера, на основе 3D модели, этот процесс длится от 3 часов до 3 суток.


илл.

На ее основе производятся выплавляемые или выжигаемые модели, литьевые формы и в конечном итоге - готовые детали. Технология литья по выплавляемым моделям вообще-то не нова, она давно и успешно применяется в различных областях промышленности. Отрадно, что наконец нашлась фирма, способная производить мелкие серии и даже единичные экземпляры.


илл.

Если процесс комплектования нашей гипотетической техники окончен, пора приступать к процессе реставрации. Здесь пути расходятся. Можно попробовать пойти по наиболее простому - доверить весь комплекс или какой-то отдельный вид работ специализированной реставрационной мастерской и по истечении некоторого времени получить уже готовую "игрушку".


илл.

Таких мастерских в этот раз тоже было представлено несколько. Некоторые, например "Лара" из Серпухова, выполняют только один вид работ: в данном случае полная переборка любого двигателя классического автомобиля с сохранением стопроцентного внешнего вида.


илл.

Сразу несколько мастерских готовы взяться за изготовление салонов автомобилей и сидений мотоциклов. Это и дебютант Смотра "Юкола-инжиниринг" из Белоруссии, и хорошо известный московский "ЗиС-М", мастера которого занимаются салонами еще с 60-х годов. "Техноклассика" Владимира Кваши на этот раз удивила всех необычностью своего стенда - мастерская, более известная своими работами по восстановлению двигателей, видимо решила попробовать себя ещё в одном деле, и вместе с педантично отреставрированным Mercedes-Benz 230 выставляла ещё и безупречно пошитые кресла и фрагменты салона.


илл.

Как производство одного вида работ (пескоструйка, гальваника, покраска, изготовление деталей на заказ), так и полную реставрацию автомобиля или мотоцикла "под ключ" предлагают "Мастерская Егоров и К", "LEX", и мастерские при Ломаковском музее. Все они показали на выставке образцы как своей готовой продукции, так и фрагменты, находящиеся в процессе реставрации, поделились планами на будущее, ознакомили с технологическими новинками, подготовили неплохие проспекты для своих потенциальных клиентов. Ну а нам надо только выбрать, кому доверить вдохнуть новую жизнь в нашего железного любимца.


илл.

Другой возможный путь более долог н тернист - восстановить технику самостоятельно. Конечно самостоятельность несколько условная, так как, например, расточку двигателя или шлифовку коленвала все равно придётся делать в заводских условиях. Посмотрим, чем могут помочь в нашем нелегком деле компании, представившие на выставке не готовые образцы своей продукции, а новые технологии.


илл.

Итак, наш аппарат продефектован, укомплектован, ну что ж, приступаем к работе! Перво-наперво неплохо было бы избавиться от ржавчины, старых гальванических покрытий на кузовных деталях. Пускай наши старые друзья - железная щетка и пескоструйная камера пока отдохнут. Попробуем воспользоваться удалителем ржавчины "Ломаковский коктейль".


илл.

Как заявляет в своем проспекте производитель, удалитель снимает ржавчину и старый хром любой толщины, годен для многократного применения, по истощении пригоден для очистки меди от оксидов и омеднения стальных деталей. На выставке были представлены для обозрения несколько безнадежно проржавевших деталей до и после обработки "Коктейлем" - результаты впечатляющие. К преимуществам такого метода очистки перед пескоструйным относятся почти полное отсутствие расхода песка, электроэнергии или топлива для ДВС на привод компрессора и трудозатрат: погрузил деталь в ванну с жидкостью, выждал время (производителем заявлено, что для удаления ржавчины толщиной 2 мм до белого металла достаточно 10-15 минут), вынул.


илл.

Есть, конечно, и свои минусы - как любое агрессивное вещество "Коктейль" требует соблюдения мер предосторожности во время работы, последующей тщательной промывки очищенной детали, а алюминиевые и цинковые сплавы он просто растворяет. После очистки "белый металл" необходимо как можно скорее защитить от атмосферного воздействия, например, загрунтовать или фосфатировать, применив еще одну технологию, представленную мастерскими Ломаковского музея. Она заключается в нанесении на металл защитного покрытия путем длительного нагрева его в специальном растворе. Фосфатное покрытие - это и высококачественный грунт под окраску, и самостоятельное защитно-декоративное покрытие, по цвету похожее на воронение. Структура фосфатного покрытия, нанесённого на металл - пластинчатые и игольчатые кристаллы, перпендикулярные, в основном, поверхности металла.


илл.

В данном случае мы имеем дело не с простой адгезией - кристаллы химически связаны с металлом и составляют с ним единое целое. Поэтому эту технологию с успехом можно применить еще и для "чернения" болтов, гаек и других элементов крепежа, ведь именно такими они были в былые годы.


илл.

Обе технологии, впрочем, достаточно давно известны и слабо применялись в мелком производстве только по причине малодоступности ингредиентов для получения необходимых растворов. Ну а теперь такая очистка и фосфатирование доступны любому реставратору автомотостарины или человеку, самостоятельно ремонтирующему машину, или имеющему дело с ржавым металлом.


илл.

Итак, кузовное железо считаем почищенным, переходим к двигателю. Чугунный блок и стальные детали тоже прекрасно отмываются "Ломаковским коктейлем", а расправиться с нагаром и смолистыми отложениями на алюминиевых деталях нам поможет компания "АвтоСервисКомплект", представившая на выставке установки ультразвуковой очистки "УльтраДоктор", уже знакомые читателям под маркой "УЗУМИ" (см. N 14, 2002). Серия "УльтраДоктор" специально предназначена для применения в автосервисе. Она сохранила преимущества "УЗУМИ", но при этом отличается рядом конструктивно-технологических особенностей: по сравнению с предшественниками установки для автосервиса имеют увеличенные мощность и количество ультразвуковых излучателей. Напомним, что эти установки предназначены для очистки различных узлов, агрегатов и деталей, в первую очередь для тех, к которым неприменима или для которых затруднена механическая очистка.


илл.

Особенность ультразвуковой очистки заключается в очень бережном воздействии на очищаемую поверхность, исключающем ее повреждение в сочетании с радикальным удалением прочных загрязнений и отложений самого разного происхождения: от нагара до слоистых плёнок аморфной структуры. Ультразвуковые установки незаменимы при очистке недоступных механическому воздействию скрытых полостей и каналов, например, в карбюраторах, головках, элементах поршневой группы, фильтрах, бачках, радиаторах и помпах. Предлагаемый метод очистки основан на явлении ультразвуковой кавитации - микровзрывах жидкости, возникающих под воздействием ультразвуковых колебаний на очищаемой поверхности и приводящих к отслоению и разрыхлению любых, самых прочных отложений.


илл.

В любом автомобиле или мотоцикле присутствуют агрегаты, вырабатывающие электроток (генераторы), и потребляющие его (стартеры), а также другие электромоторы, например в приводах кабриолетной механики. Со временем все детали электрооборудования подвергаются естественному старению вследствие эксплуатации, коррозии и непредусмотренного воздействия "человеческого фактора". Хорошо помнятся несколько случаев, когда прекрасно укомплектованные и покрашенные олдтаймеры позорили своих хозяев во время презентаций запуском исключительно "с толкача" из-за дефектов в электрике.


илл.

В этот раз на выставке присутствовала компания "ЭКСИН", профессионально занимающаяся ремонтом стартеров и генераторов для иномарок. Если наш потенциально реставрируемый экземпляр конца 60-х начала 70-х и моложе - проблем не будет, запчасти и комплектующие на такую электрику производятся до сих пор, а ремонт займет по времени не больше рабочего дня. К более старым машинам и мотоциклам представители фирмы обещали найти индивидуальный подход, причем оживление старой техники предложено было провести или полной заменой "нутрянки" на современную, или реставрацией имеющихся старинных деталей. Попробую себя в роли первопроходца - на днях собираюсь отвезти в "ЭКСИН" полуживой генератор от мотоцикла NSU-501, по результатам восстановления обязательно опубликую отчёт.


илл.

Теперь, когда очистка и комплектация завершена, можно приступать к устранению дефектов. Попробуем рассмотреть самые распространенные: трещины, прогары и сколы алюминиевых деталей - головок двигателя и поршней, деформации постелей подшипников, течи в радиаторах. В автомагазинах можно приобрести массу различных замазок, клеев и заполнителей от различных производителей, способных если не полностью победить, то хотя бы на какое-то время нейтрализовать неисправность. Для серьезной работы они, конечно же, не подходят. А вот установки ДИМЕТ 402 или 403 от Обнинского центра порошкового напыления, предназначенные для ручного нанесения алюминиевых, цинковых, медных и никелевых покрытий будут очень кстати.


илл.

С ремонтом головки ДВС при помощи ДИМЕТа мы подробно знакомили читателей в N 12, 2002. Стоит лишь напомнить некоторые технологические особенности процесса напыления. Сжатый воздух подается к нагревателю напыли-теля, а нагревшись, подается в сверхзвуковое сопло. Порошок также подается в сопло, где он разгоняется до необходимой скорости. Воздушно-порошковая струя направляется на изделие, где ускоренные частицы порошка образуют покрытие, толщина которого может быть любой и обеспечивается режимом нанесения. На Смотре обнинцами были представлены несколько вариантов использования ДИМЕТа на примере кузова автомобиля Опель-Олимпия - это нанесение покрытий и формообразование. Вспомним наши гипотетические кузовные детали, отмытые от ржавчины в "Ломаковском коктейле", наверняка они во многих местах проедены насквозь, а отверстия под крепеж где-то порваны. С этим традиционно борются при помощи сварки и шпаклевки, их достоинства и недостатки хорошо известны.


илл.

А теперь посмотрим, как эти проблемы решаются с помощью установки ДИМЕТ - с ее помощью можно произвести формообразование поверхностей цинком, свинцом или алюминием. Другими словами, заполнить трудно исправляемые вмятины, следы коррозии и разрывы напылённым металлом с последующей механической обработкой до необходимых размеров и шероховатости. Производительность работы весьма высокая, а стоимость на фоне всего комплекса реставрационных работ невелика. Если же мы хотим, чтоб наш кузов был вечным или почти вечным, то есть как можно менее восприимчивым к коррозии, к нашим услугам еще одна функция ДИМЕТа - нанесение антикоррозионных покрытий толщиной в несколько микрон - цинкового или алюминиевого. Еще одна новинка от ДИМЕТ - возможность приспосабливать старые двигатели для работы на современном, более высокооктановом бензине путем изменения формы камер сгорания, то есть напылением определенной толщины на донышки поршней.


илл.

Вот мы и приблизились к одному из завершающих зтапов реставрации - к покраске кузовных деталей.

В соседнем павильоне было представлено практически всё необходимое для покраски современного автомобиля: от баллончиков до сушилок, но не будем забывать, что наша задача - сделать "как было". В таком случае необходимо подобрать именно тот оттенок и структуру лакокрасочного покрытия, какие были много лет назад. Ведь согласитесь, покрашенные современными металликами и перламутрами раритеты смотрятся весьма нелепо, и годны разве что для утех,"новых русских" из анекдотов.


илл.

Несколько компаний в ответ на наш вопрос согласились смешать состав и произвести покраску по предоставленному образцу, но честно заявили, что раньше такого специфического опыта не имели. Лиха беда начало, может быть на следующем Смотре кто-то уже сможет предложить свои качественные услуги и в этой области.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra