Ситроен 22

Ретрошильдик

СИТРОЕН 22
1934 ГОДА


Впервые статья была опубликована
в семидесятых годах прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Фото 1. "Ситроен 22" с кузовом кабриолет на парижском автосалоне 1934 года. Там эта модель в первый и последний раз была представлена публике.


Интересным и занимательным фактом истории французской автомобильной фирмы "Ситроен" является эпизод появления и быстрого ухода со сцены нескольких прототипов "Ситроен 22" с передним приводом и V-образным восьмицилиндровым мотором объемом почти 4000 см3. Несколько архивных снимков, несколько статей и объявлений того времени напоминают о том, что на парижском автосалоне в октябре 1934 года фирма "Ситроен" представила не только четырехцилиндровые автомобили с передним приводом (недорогая версия - "Ситроен 7" с мотором 1303 см3, который за осень 1934 года подрос до 1529 см3, версия подороже "Ситроен 11" с мотором 1911 см3 дебютировала в сентябре того же года), но и три экземпляра новой восьмицилиндровой модели "Ситроен 22". Самым заметным среди этих моделей был красный кабриолет. Вместе с ним общественности были представлены пятиместный седан и девятиместный "Фамилиале" (Familiale) [типа универсала повышенной вместимости - прим. переводчика] с шестью боковыми окнами. Завершал экспозицию новых автомобилей разрезной двигатель V8 от модели "22". Он располагался на специальной подставке рядом с эффектным кабриолетом. После закрытия автосалона в парижской печати появились статьи, прославляющие новые восьмицилиндровые автомобили с набережной Жавель (Javel) как "самые быстрые и безопасные серийные автомобили в мире". Они обращали внимание на то, что модель "22" без проблем может развивать скорость 140 км/ч (для 1934 года это было немало) и при этом расходовать 16 литров бензина на 100 км. Двум последним определениям (быстрый и безопасный) можно спокойно верить. Действительно, шасси модели "22" с независимой подвеской всех колес (спереди на продольных, а сзади - на поперечных торсионах) на самом деле отличалось незаурядной активной безопасностью. Единственное, с чем нельзя согласится, так это с определением "серийный". Французские источники подтверждают, что в течение лета и осени 1934 года было изготовлено 7 или 8 прототипов модели Ситроен 22, несколько из них были безвозвратно утеряны во время ходовых испытаний. Некоторые авторы утверждали, что первые прототипы проходили испытания с "фордовскими" V- образными восьмерками, однако это пусть останется на их совести, доказательств этому нет - первые прототипы безвозвратно утеряны. Завесой тайны покрыта судьба серии из 20 автомобилей, выпуск которой планировался осенью 1934 года. Правда, некоторые экземпляры модели "22", все-таки появились на дорогах, в том числе и с восьмицилиндровыми моторами. Был и еще один нюанс: несколько автомобилей с кузовами "22"-й модели (решетка радиатора с цифрой восемь, сдвоенные передние и задние бамперы, с фарами, вмонтированными в передние крылья), комплектовались четырехцилиндровыми двигателями объемом 1911 см3 от модели "11". Такие гибриды поступали и к заказчикам. Точно известно, что один из таких экземпляров верой и правдой служил одному британскому врачу. Из трех выставочных образцов известна судьба только кабриолета - он доживает свой век в одной частной коллекции в Калифорнии.

Фото 2. "Ситроен 22" с пятиместным кузовом седан. Восьмицилиндровый Ситроен имел сдвоенные бамперы, фары в передних крыльях, характерную черту - восьмерку на решетке радиатора. В треугольных зарешеченных отверстиях под фарами скрывались звуковые сигналы.


"Ситроен 22" имел много общего с успешной и популярной моделью "11". Так, его V-образный восьмицилиндровый мотор был ни чем иным, как объединенными двумя четырехцилиндровыми блоками от 11-й модели. Диаметр цилиндра 78 мм и ход поршня 100 мм оставался как и на модели 11. Получился удвоенный объем 3822 см3 против 1911 см3. В рекламе 1934 года производители заявляли мощность этого мотора равной 100 л.с. (74 kw) , тогда как половинка (модель "11") развивала 34 kw (48.5л.с). Заявленные 100 "лошадей" были, скорее всего, рекламным ходом (несколько округлили действительную мощность в большую сторону). Кузов модели "22" отличался от соответствующих кузовов модели "11" облицовкой радиатора, внутренней отделкой, сдвоенными бамперами спереди и сзади, фарами, утопленными в передние крылья [на модели "11" фары крепились по бокам капота отдельно от крыльев - прим. переводчика]. Кабриолет и седан имели базу 3.1 м при общей длине 4.5 м, а девятиместная модель "Фамилиале" имела базу 3.3 м при длине кузова более 5 метров. Вес "Ситроенов 22" с учетом их особенностей находился в пределах 1000 - 1200 кг, вес модели "11" составлял около 1000 кг., о скорости 140 км/ч мы уже говорили выше. Технически более совершенный и перспективный "Ситроен 22" был сконструирован в неудачное время. Фирма "Ситроен" в тот период испытывала серьезные финансовые трудности и перед рождеством 1934 года была вынуждена объявить себя банкротом. В конце концов контроль над Ситроеном оказался в руках семейного бизнеса шинной фирмы Мишлен (Michelin). Их деньги вместе с коммерческим успехом моделей "7" и "11", которые к этому времени избавились от детских болезней, свойственных новым моделям, помогли автомобилям с двойным шевроном на эмблеме воскреснуть. В эти суровые для фирмы времена восьмицилиндровый "Ситроен 22" не имел шансов на серийный выпуск и так и остался в истории как интересный, но несчастный проект. Желание выпускать мощные автомобили пришлось отложить вплоть до осени 1938 года, когда общественности был представлен автомобиль "Ситроен 15 Six". Его переднюю ось приводил в движение шестицилиндровый рядный двигатель объемом 2867 см3 с традиционным диаметром цилиндра 78 мм и ходом поршня 100 мм. Но это уже была другая история.

Фото 3. Самый большой из прототипов "Ситроен 22", девятиместная модель Фамилиале с базой 3.3 м и почти пятиметровым кузовом. Автомобиль весил 1200 кг с мотором V8 объемом 3822 см3 и трехступенчатой коробкой передач, разгонялся до 140 км/ч.


От переводчика. Насколько мне известно, фирма Ситроен так больше никогда и не вернулась к производству восьмицилиндровых V-образных моторов.




Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra