Сильвер Рейз


 

илл.

"Сильвер Рейз"
Роскошь в трудные годы.

Александр НОВИКОВ

РОЛЛС-РОЙС "СИЛЬВЕР РЕЙЗ" 1954, кузов: лимузин "Парк Уорд". Такой судьбы, как у этой машины, не было ни у одного другого английского "Бензинового Аристократа" и вряд ли когда-нибудь будет. Первоначально шасси под номером "Seria D DLW 13" с удлинённой колёсной базой было отправлено в кузовные мастерские старейшего британского кузовного специалиста по лимузинным кузовам "Парк-Уорд", который и сотворил на нём семиместный лимузин, повторявший своими очертаниями королевский выезд на шасси Фантома-IV и машину Генералиссимуса Франко. Чтобы подчеркнуть официальность и консервативность заказчика, на "Сильвер Рейзе" были установлены огромные фары "Лукас-300", не утопленные в передние крылья. Автомобиль предназначался для нового Чрезвычайного и Полномочного посла Сент-Джеймсского двора в СССР, сэра Матера Уильяма. Бесшумный, комфортабельный "роллс" дефилировал между эмками, "победами" и старыми немецкими трофейными "мерседесами", перемещая высокопоставленного пассажира по московским улицам, заезжая на пандус только что отстроенного высотного здания МИДа на Смоленской, паркуясь перед гостиницей "Советская" и другими местами тогдашних "тусовок" иностранного дипкорпуса в залечивающей свои раны послевоенной Москве. В 1957-м году срок аккредитации сэра Матера Уильяма истёк, его преемнику был доставлен новый Роллс-Ройс, уже Фантом-V, со сверхроскошным семиместным кузовом лимузин, сработанным всё тем же старым, добрым "Парк-Уордом". А "Сильвер Рейз" перегнали в Хельсинки, где его присмотрел некий перекупщик подержанных автомобилей из Нового Света, купил. И погрузил на пароход, доставивший машину через океан. Там она почти сорок лет кочевала по различным магазинам экзотических автомобилей, пока в 1998-м году не была приобретена компанией "Роллс-Ройс Москва". Так бывший автомобиль сэра Матера после его смерти снова оказался в стране его прежней аккредитации.


Не будет большим преувеличением предположить, что без авиадвигателей Роллс-Ройс "Мерлин" Великобритания потерпела бы поражение во Второй мировой войне. Эти двигатели изготавливались на нескольких заводах, один из которых Питс-Лейн в Крю был построен заново для производства именно авиамоторов "Мерлин". Война ещё не закончилась, менеджеры и рабочие упорно трудились на оборону семь дней в неделю, когда группа конструкторов во главе с Эрнестом Хивзом думала о создании будущего автомобильного отделения. Была унифицирована гамма четырёх-, шести- и восьмицилиндровых двигателей, и автомобильное производство было полностью перенесено в Крю.


илл.

Основой "Сильвер Рейза" стал предвоенный "Бентли Марк V", построенный всего в 14 экземплярах. В военное время эти машины проходили интенсивные испытания, в результате осенью 1944-го года "Роллс-Ройс" имел "на руках" несколько типов шасси для будущей мирной продукции. Но здесь возникли проблемы с кузовами: несмотря на то, что почти 60% независимых кузовостроителей сумели сохранить свои производственные мощности во время войны, они предлагали в основном устаревшие стили кузовов, совершенно не пригодные для новых автомобилей. Тогда на уровне высшего руководства было принято решение комплектовать часть шасси стандартным стальным кузовом типа "салун", поставлявшимися "Прессед Ситл Ком-пани" из Коули, которая могла поставлять кузова и для Бентли. Если же традиционный консервативный покупатель Роллс-Ройсов захочет получить индивидуальный кузов по своему вкусу, имелась новая послевоенная модель, шасси которой могло быть "одето" кузовом от независимого кузовостроителя, созданным по традиционным технологиям и традиционными методами. Это было шасси "Сильвер Рейза", сделавшего свой публичный дебют в апреле 1946-го года.

Новый автомобиль совсем непреднамеренно стал первым серийным Роллс-Ройсом, официально получившим слово "Сильвер" (Серебряный) в названии. Очень многие считали Роллс-Ройсы 1906 - 1925 годов "Сильвер Гоустами" (Серебряными призраками) несмотря на то, что эти автомобили официально именовались "Модель 40/50 л.с.", а название "Сильвер Гоуст" имел только первый экземпляр (получивший номерной знак "АХ 201") сегодня принадлежащий музею компании.


илл.

Согласно послевоенным планам "Сильвер Рейз" должен был заменить очень дорогой и роскошный предвоенный "Фантом-Ill", с двенадцатицилиндровым двигателем, найти покупателей на который в разорённом мире было практически невозможно. По сравнению с ним "Сильвер Рейз" имел более короткую колёсную базу (3225 мм против 3606 у Фантома), был меньше в длину, но несмотря на это пространства внутри типичного для Роллс-Ройса лимузинного кузова было предостаточно. Двигатель "Сильвер Рейза" имел ту же размеренность и объём, что и силовой агрегат модели "25/30 л.с.", выпускавшийся в 30-х годах. Больше он не имел с ним ничего общего, равно как и с двигателем "Сильвер Cloud" или "Бентли Марк-V". Роллс-Ройс никогда не сообщал "пик" отдачи своих моторов и когда автомобиль был передан на испытания и авторитетный английский журнал "Автокар" прокрутил силовой агрегат "Сильвер Рейза" на стенде, оказалось, что этот шестицилиндровый мотор развивает 137 л.с. Испытания, проведённые "Коммерческим Мотором" в 1950-м году, показали 126 л.с. при 3750 об/мин., но в этом случае двигатель испытывался не на стенде, а на автомобиле. В следующем году рабочий объём двигателя "Сильвер Рейза" увеличили расточкой цилиндров до 4566 см3, вследствие чего его мощность возросла до 160 л.с. В 1954-м году, в своём окончательном варианте, двигатель "Сильвер Рейз" получил объём 4887 см3 и два карбюратора "SU", что позволило повысить мощность до 180 л.с. Ранние модели "Сильвер Рейзов" имели четырёхскоростную, полностью синхронизированную коробку передач, впервые опробованную на "Бентли Марк V" в 1939-м году, в середине 1952-го года в качестве опции стали предлагать четырёхскоростной автомат производства "Дженерал Моторс".


илл.

Самое первое шасси "Сильвер Рейз" 13 февраля 1946-го отправили в мастерские кузовной фирмы "Хупер", второе послали Н. Дж. Маллинеру 20 мая 1946-го года, а полностью комплектный автомобиль был продан в июле того же года мистеру Дэвиду Хендер-сону из Шотландии. Если в 1939-м году Роллс-Ройс "Рейз" стоил 1600 фунтов стерлингов, то "Сильвер Рейз" 1947-го года - уже 3400, через восемь лет цена на автомобиль со стандартным кузовом "салун" увеличилась на 270 процентов. Изголодавшаяся за семилетний период публика из высшего английского света охотно покупала новую машину, в основном в виде шасси, на которые устанавливались спортивные салоны и лимузины фирмой "Парк Уорд", "седанки де виль" (городские автомобили) Н. Дж. Маллинером, а туристические открытые кузова строил "Хупер".

На ранних "Сильвер Рейзах" выделялись две большие передние фары "Лукас - R 300" на специальных кронштейнах, затем фары стали прятаться в передние крылья, но если покупатель был консервативен в своих вкусах, то отдельные большие фары были доступны для его автомобиля по добавочной стоимости. Постройка некоторых кузовов длилась очень долго: между поставкой шасси кузовостроителю и отгрузкой готового автомобиля проходило от пяти до шести месяцев.


илл.

Помимо машин со стандартной колёсной базой желающие исключительности могли иметь длиннобазное шасси. Первый длиннобазный автомобиль был собран в начале 1952-го года. Большинство таких машин оснащались автоматической коробкой передач. Особо экстравагантно смотрелись длинные и быстроходные спортивные салоны, построенные "Хепером" или "Фристоун-Уэббом". А абсолютное большинство, как и ожидалось, были огромными вместительными лимузинами, почти всегда с внутренней стеклянной перегородкой и откидными сиденьями - иногда обычного типа, смотрящими вперёд, а иногда установленными по боковым сторонам. Проявлялась заметная тенденция иметь в заднем пассажирском отделении больший персональный комфорт, чем предполагал изготовитель: радиоприёмники были уже банальным оборудованием, тогда как пишущие машинки, персонально управляемая система вентиляции и отопления, неизбежные бары и откидные столики встречались на многих машинах. Особенно серьёзный бизнесмен мог иметь телефонное сообщение с шофёром, лампы для чтения, позволявшие работать в дороге, диктофон и отрывные листки, на которых можно делать пометки. "Сильвер Рейз" оборудовался чем угодно, что только может родить воображение человека.


илл.

Хотя "Сильвер Рейзы" были ужасно дорогими, они расходились достаточно хорошо, если принимать во внимание тяжёлое экономическое положение послевоенной Великобритании (1444 автомобиля с обычной базой и 639 длиннобазных - всего построили 1783 "Сильвер-Рейза"). Они строились в Крю в течение двенадцати лет, что эквивалентно 150 машинам в год или по три машины в неделю. Для сравнения заметим, что между осенью 1938-го и началом войны в сентябре 1939-го построили 490 "Рейзов".

Сбыт "Сильвер Рейзов" с кузовом стандартный стальной салун резко снизился после появления в 1955-м году нового Роллс-Ройса "Сильвер Клауд": менее 200 автомобилей смогли построить за последние три года. Последнее шасси было отгружено "Маллинеру" 24 сентября 1958-го года, а полностью готовый автомобиль был доставлен 15 августа 1959-го года послу Ганы в Бонне. После этого "Сильвер-Рейз" стал рудиментом и был полностью заменён "Фантомом-V".


илл.

Тем не менее, "Сильвер Рейз" сделал выдающуюся карьеру и установил рекорд, который до сих пор не побит. "Сильвер Рейзов" с заказными кузовами построили намного больше, чем всех других послевоенных моделей этой фирмы. Ностальгия по старому доброму "Сильвер Рейзу" с новой силой проявилась в конце 70-х годов, когда вышел в свет "Сильвер-Рейз-Н" - несколько более длинная копия "Сильвер Шэдоу": "Бледной тени" шестидесятых, но этот автомобиль не выдерживал никакого сравнения с прежним "Сильвер Рейзом" и продержался на производстве всего четыре года (с 1977-го по 1980-й). И хотя один экземпляр такой машины был подарен Леониду Ильичу Брежневу, она не оставила заметного следа в памяти современников.


илл.

Автор выражает искреннюю благодарность Роману Комарову - главе компании "Роллс-Ройс Москва" и её менеджеру Александру Руденко за предоставленный для съёмок автомобиль.

Фото из архива автора и О. Федулова.

Разворот 1 с фотографиями

Разворот 2 с фотографиями
 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra