Siberian Rider


SIBERIAN TOUR
Текст: Кристина Куницына
Фото: Лина Шеримова

По природе своей мужчина всегда Завоеватель. И не столь важно, поединок ли это с вооруженным клыками и когтями хищником, притаившимся в пещерном сумраке, тяжесть ли доспехов и шум турнирного поля или азарт в поиске сокровищ таинственной цивилизации, оставившей потомкам лишь письмена на изъеденном ветрами времён древнем камне. Мужчина всегда остаётся охотником, воином и первооткрывателем.
И даже сейчас, когда дальние страны доступны - лишь возьми в руки пульт телевизора, когда расстояния преодолеваются в комфортном салоне самолета, вода очищена фильтрами, а пища выращена в стерильных условиях, находятся те, кто слышит вечный зов приключений. Кто хочет сам вдохнуть воздух покорённой горной вершины, кто хочет победить в себе слабость и изнеженность городского жителя. Кто ищет встречи с тем, Изначальным, и находит в таком пути самого себя. И хотя большая часть планеты уже давно освоена, просчитана и промерена, но есть земли, где природа по прежнему не укрощена, где она ещё может открыть внимательному взгляду свои нетронутые циничной цивилизацией красоты. Джунгли, горы, пустыни... Все это далеко и экзотично и, конечно, захватывает воображение, но волшебная страна, край, застывший во времени, есть и у нас. Почти под боком, почти рядом, но всё ещё дикий и своенравный. Край, который даёт возможность проверить себя на прочность, выдержать экзамен на силу душевную и телесную.
Сибирь... Что приходит на ум, стоит только услышать о ней? Это не географическое понятие, не просто линии на карте. Это история, рождённая задолго до того, как человек пришел в неё и попытался покорить (хотя как можно покорить океан?), история, где слились прошлое, настоящее и будущее. Это леса, где по сию пору по сосновой игле мягко ступает тигриная лапа; чистейшие озера, где плещет серебряным боком рыбина; край, сравнить который можно только с ларцом, хранящим несметные сокровища древних гигантов. Это очарование легенд старателей и рудознатцев, сохранённых пером Бажова и звон кандальных цепей. Эти места помнят гул шаманского бубна и песни казацкого братства Ермака.
Издавна манили предприимчивых путешественников и купцов особые богатства этих земель: редкостные по качеству меха, дорогая кость (клыки моржей, бивни мамонтов), рыбий клей и прочие товары, которыми торговали в изобилии местные жители. В летописях тех времен так рассказывали о торговле с уральскими и зауральскими народами : "...и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа; и если кто даст им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха".
Ходили даже легенды об Александре Македонском, якобы запершем в Уральских горах "поганый" народ, который должен выйти оттуда перед концом света. Небылиц было множество и почти все они выглядели невероятными даже для тех лет. Достаточно припомнить рассказы об умирающих зимой и воскресающих весной людях, "человецех" волосатых, без головы с лицом на груди и т. п. Наибольшее собрание как фольклорных рассказов, так и вполне реальных исторических и этнографических данных можно найти в Сказании "О человецех незнаемых в восточней стране", написанном в конце XV - начале XVI в. неизвестным автором. Автор Сказания очень живо описывает характерную внешность и образ жизни аборигенов: "Сия же люди не велики возрастом, плосковиды, носы малы, но резвы велми и стрелцы горазди, а ездят на оленех и на собаках, а платье носят соболие и оленье, а товар их соболи".
Перспективы освоения новых мест, славящихся такими богатейшими ресурсами, лишили покоя многих. По сути можно было бы назвать Сибирский край "русским Эльдорадо", и потому соперничество за него было сильно. Хазарский каганат, с конца Х в. - Волжская Булгария, Великий Новгород и Владимиро-Суздальское княжество (позже ставшее великим княжеством Московским). Вот далеко не полный список великих имён, чей интерес к богатствам "стран полунощных" был очень силён. Описание всех походов и перипетий этой политической и экономической борьбы - дело скорее для многотомного исторического труда. Но, так как рассказ далее пойдет о местах вполне определённых, хотелось бы по аналогии вспомнить об одном весьма значительном в истории Сибири персонаже.
Ермак Тимофеевич... По одним рассказам: предводитель чуть ли не разбойничьей шайки, грабившей как проезжих купцов, так и местных жителей. Бунтарь, осмелившийся отбить торговый караван, направлявшийся, ни много ни мало, к самому царю Иоанну Грозному. Гуляка и смутьян.
По другим, когда о поступках судит время и история, отважный полководец, первооткрыватель и воин, чьи помыслы были прежде всего о благе земли родной и людях.
Есть различные версии о том, кто скрывался под этим прозвищем, ставшим именем. Согласно наиболее распространённой и традиционной точке зрения, это был Василий Тимофеевич Оленин, который разбойничал в пермских лесах с отцом и братом, но затем ушёл на Волгу, где вместе с другими вольными казаками доставил немало хлопот царским властям. Когда началась Ливонская война, он со своей "станицей" нанялся на службу к Ивану Грозному и даже воевал в составе русских войск под Могилёвом. Затем ушел со службы, вернулся на Волгу и занялся прежним делом - разбоем или, как называли этот "промысел" сами казаки, походами "за зипунами". Царь был вынужден послать против него войско, и тогда Ермак ушёл на реку Урал (Яик), где также существовало вольное казачье сообщество.
По соседству располагались предуральские владения богатых купцов Строгановых, получивших эти земли от Ивана Грозного в "вотчину" с правом варить соль, пахать, заводить промыслы, призывать народ и нанимать служилых и "охочих" людей для обороны от "воровских людей" Сибирского ханства. Кучум из рода Шейбанидов, самовольно провозгласивший себя сибирским ханом, пользовался тем, что у государства российского не было возможности должным образом оборонять свои северные границы и постоянно изводил набегами небольшие русские городки и деревни, торговые форпосты и сторожевые поселения. Отчаявшись получить помощь от властей и измученные выходками кучумцев, Строгановы решили нанять для охраны казацкую "станицу". Поначалу просто отражая вылазки, со временем Ермак созрел до мысли о дальнем походе вглубь Кучумского ханства и в 1582 году Кашлык (Искер или Сибирь - столица Кучумова ханства) был взят. И всё это при том, что в походе принимали участие всего лишь дружина Ермака (540 чел.) да "своей волей" пошло ещё 300 строгановских казаков. И кто после этого усомнится в силе духа воинского, в мужестве отчаянных сорви-голов? Принято считать, что именно с этого момента и началось освоение земли Сибирской...

Казалось бы, при чём здесь мотоциклы? Дело в том, что по тем местам, где одерживал победы славный атаман Ермак Тимофеевич и его казаки, уже в наше время прошел ещё один путешественник, пленённый рассказами о красотах этого сурового края.
И тем более приятно то, что гость этот из-за океана. Можно ли сравнить историю Сибири с временами, когда "золотая лихорадка" потрясла Америку, говорит ли здесь память предков или природная тяга к приключениям, судить сложно, но место для своеобразного испытания сил и духа было выбрано верно.
Дэвид Джованис родился и жил в Бостоне, но затем переехал в Биверли-Хиллз. Сперва мыслей о серьёзном увлечении мотоциклами не приходило, его любимой машиной был кабриолет Феррари. Но, после поездки в Таиланд, где Дэвиду довелось поколесить на мотоцикле по джунглям на границе с Бирмой, фаворитка была забыта. Когда человек привыкает к маневренности двухколёсного чуда, даже самые стильные автомобили, бессильно стоящие в пробке среди своих собратьев по несчастью, уже не так радуют своим комфортом и мощью. Впрочем, общение с мотоциклом наладилось не сразу, что хорошо знакомо всем, кто решится "оседлать" двухколёсное чудо. Ещё в Таиланде, когда Дэвид по примеру многих туристов брал мотоцикл на прокат, ему пришлось даже отшутиться, когда парень в конторе усомнился в его подготовке. Вот как рассказал об этом эпизоде сам Дэвид: "Молодой парень в конторе спросил меня: "А у тебя дома есть свой мотоцикл?" И я ответил: "Конечно!. Когда я сел на этот мотоцикл, я не смог проехать и несколько метров и сразу упал - я не понимал, где газ, где сцепление. Пришлось сказать, что тайская "Хонда" совсем другая и отличается от американской. Небольшой урок вождения и знакомство с "Хондой" понемногу наладилось".
Итогом поездки по тайским джунглям стало желание продолжить более плотное знакомство с миром мототехники, и по возвращению домой Дэвид покупает "Кавасаки Ниньзя". В 1991 году он приезжает в Россию и начинает путь, который так хорошо знаком большинству наших отечественных мотоциклистов. От малого к большому. Сперва в его руки попадает эталон чешского мотпрома мотоцикл "Ява", потому "Урал"... Надо сказать, что качество этих машин не внушало энтузиазма, что тоже вполне объяснимо и мнения на этот счёт практически однозначны.
Как-то по служебным делам Дэвиду пришлось столкнуться с ремонтом дома на улице Гашека в Москве, и там в сарае он случайно обнаружил "БМВ" с коляской, оставшийся ещё со времён Второй Мировой войны. Его хозяином оказался пенсионер, ветеран войны и за символическую цену в сто долларов покупка была совершена к общему удовольствию обеих сторон. Старик продал мотоцикл, который для него уже не представлял ценности, а Дэвид... Дэвид приобрел раритет, сразу показавший характер и доставивший немало хлопот его новому владельцу.
Бизнес снова потребовал смены места жительства, и вот уже в Англии в "коллекцию" Дэвида вошёл 750-кубовый "Дукати Монстр". Он же и вернулся с хозяином обратно в Россию, и на нём Дэвид совершил первое путешествие по нашей стране. "Год назад я решился на поездку, хотел посмотреть Россию своими глазами, не из салона автомобиля, и планировал проехать от Москвы до Чёрного моря и обратно. Сделал такой большой круг: Майкоп, Элиста, Тамань (где я попал на местное байк-шоу). Значительная получилась поездка. Всё очень понравилось.
Потом мой хороший друг дал мне "опробовать" свой "БМВ 1100RS", и это было настолько великолепно, что после этого я не смог уже кататься на "Дукати". Потому что после 1100 ездить на 750 - это уже совсем не то. И в этом сезоне я снова попросил у него этот мотоцикл на прокат. Он сказал: "может пора тебе покупать такой же?" Сомнений с выбором не было, я отправился в мотосалон "Автодом" и приобрёл новенький "БМВ 1200 RS" и решил на этот раз рискнуть и отправиться в Сибирь".
Работа не ждёт, её всегда много, но мечта провести отпуск в сибирской глуши взяла своё. Времени было слишком мало, и потому часть пути от Москвы до Барнаула мотоцикл проделал вместе с хозяином в самолёте. Посадка в Барнауле, БМВ снят и распакован. Можно двигаться в путь рассекая дорожную пыль.
Как говорит сам Дэвид: "Я сел на мотоцикл, посмотрел на карту и подумал: "О.К., теперь куда?". Хотелось посмотреть два места - Алтай и озеро Байкал. Недолгие сборы, и путешествие рискового американца по дорогам Сибири началось. И пожалуй, дальше будет лучше предоставить слово самому путешественнику:
"Сперва я решил отправиться на озеро Телецкое. Сами алтайцы называют его "Алтын-Коль", что переводится как "Золотое озеро". Там есть очень красивый остров, чем-то похожий на остров Комо в Северной Италии. Он очень длинный и покрыт высокими соснами, которые спускаются по берегам прямо к самой воде.
Между Горноалтайском и Телецким озером есть очень живописная дорога, по качеству не хуже чем Рублевское шоссе. Новый асфальт, серпантин и 250 км просто супер-трассы. Погода была очень жаркой и я не удержался, съехал с трассы и искупался в реке. Это было великолепно!
Из Горноалтайска я хотел поехать дальше в Хакасию, но проблема в том, что не существует прямой дороги между Алтайском и Хакасией. Тогда я решил вернуться обратно в Барнаул и нашёл новую трассу между Барнаулом и Кемерово. После Кемерово я захотел попасть в Иркутск. Дорога между Кемерово и Иркутском оказалась очень непростой, потому что там только 80% асфальта, а 20% - камень и песок. И было очень тяжело, потому что "RS" - это шоссейный мотоцикл, и на хорошей трассе я "ходил" с скоростью 240 км/час, но на гравии пришлось держать не больше 100 км/час. Гравий жёсткий, дорога настолько тяжёлая и требует такого напряжения, что я даже не заметил, как потерял один из кофров. Не до того было... Пришлось вернуться гдето на 140 километров назад и подобрать его.
Следующий город - Канск. Между ним и Кемерово есть Национальный парк - место, похожее на рай. Единственное, что отвлекало от этой красоты - отсутствие бензоколонки, потому что на протяжении 200 км пути это уже становится серьёзной проблемой.
Следующей остановкой стал Мариинск. О Транссибирской дороге я читал, что это основная трасса и готовился именно к этому. Но на ней, кроме лошадей и свиней, другой транспорт мне не встретился. Это было совсем не похоже на автобан! (смеётся). Глядя на карту, я думал что самая страшная дорога на карте - выделенная жёлтым цветом, а двигаться я старался по возможности по красным, основным автотрассам. Но тут красная оказалось ещё страшнее. Не надо доконца доверяться картам, тем более когда речь идёт о сибирском крае.
Коровы, свободно бродящие по бензоколонке... Люди, все как один подстриженные "под зеков"... В один из вечеров мне было по настоящему страшно, когда я услышал, как местные ребята планировали угнать мой мотоцикл. Я ночевал в небольшой гостинице и слышал этот разговор с второго этажа (окно в номере было открыто). Я решил повесить замок на мотоцикл, ведь тогда, чтобы его украсть, им пришлось бы весь его разобрать. И это помогло. На самом деле, это был чуть ли не единственный инцидент такого плана за время поездки, ведь в остальном всё было в полном порядке.
В этих краях живут удивительные люди: очень гостеприимные. В пути и общении не возникало никаких проблем, и я не чувствовал агрессии по отношению к себе, хотя встретить кого-то без наколок и трезвого очень трудно.
Довелось познакомиться с "ментами", пьяными до безобразия, которые работают в большой тюрьме в Тюмени. Они радушно пригласили выпить вместе с ними и предложили мне самогон, но у меня была хорошая причина отказаться - мотоцикл. Хотя всем на это было плевать. За это время я стал настоящим алкоголиком, только "подсел" не на алкоголь, а на "Балтику 0". Каждый день выпивал по шесть банок.
Потом я приехал на Красноярскую ГЭС - это место мне очень знакомо, и с руководством ГЭС я постоянно общался по телефону - бизнес. Представьте, приезжает на мотоцикле с московскими номерами такой персонаж: весь грязный, небритый, в чёрной коже и спрашивает, где можно найти директора? Естественно, они удивились, но пришлось объяснить, что я работаю в московском офисе компании и директор знает меня лично. В конце концов встреча с ним состоялась и все вопросы быстро разрешились. Мне устроили небольшую экскурсию. Но вы только предствьте эту картину, У директора ГЭС просто глаза на лоб вылезли, и это было забавно. ГЭС снабжает электроэнергией Красноярск и половину Сибири. У меня осталась классная фотография: панно Ленина, и я прямо перед ним на своём BMW. Занятно всё получилось.
После Иркутска я решил отправиться в Красноярск. Дорога на Байкал на протяжении ещё 300 км тоже оказалась нелегкой: половина с асфальтом, половина без него. Но хотелось увидеть что-то интересное и трудности только подстегнули это желание. Около Иркутска есть очень красивый остров, он называется Ольхон. Я не знал, что там совершенно нет асфальтированной дороги и добраться до него можно только по воде. На пароме я познакомился с очень смешными людьми, которые сказали: "Не надо тебе ехать на Ольхон, оставайся лучше с нами!". Местные пьяницы. Пришлось задержаться. Поселился в небольшом домике у местных жителей. У них была классная маленькая лодка, и они пригласили меня на настоящую рыбалку. Впечатлений осталось масса: и сильный шторм, и уха из свежего омуля прямо на берегу реки, десяток рыбин наловил я сам.
Вообще они приятные люди, но чувствуется, что всем там наплевать на деньги. Никто не хочет зарабатывать, все лучше будут пить, отдыхать и тусоваться. Люди там не отравлены коммерцией, всё не так как в Китае или Вьетнаме, где каждый человек хочет зарабатывать. С ними более интересно общаться, они очень гостеприимные, но на меня они смотрели как на инопланетянина. И все очень удивлялись, когда узнавали, что я приехал на мотоцикле - спрашивали, сколько он стоит, какой объём, какая скорость.
Там неподалеку есть секретная военная база, но секретная лишь по названию. Рядом, на дороге, стоит бензоколонка и когда заправляешься на ней, видно несколько маленьких тактических самолетов. И ГАИ там отличное, остановили всего пару раз и то не для проверки документов, а только чтобы посмотреть мотоцикл поближе и прокатиться. Всего две остановки за все 4.000 км !
Нет ГАИ, нет пробок, нет других людей - пустота и красота не тронутая цевилизацией. Есть только уголь, дерево, нефть. Туризма нет вообще. Других байкеров я там не видел, но как мне сказали местные жители, что какието клубы мотоциклистов всё же существуют, но они очень маленькие, поэтому никого и не видно.
Конечно, можно увидеть старый "Урал" с коляской, но скорее всего это будет какой-нибудь фермер, отправившийся в дорогу по делам. Я знаю, что год назад где-то по Сибири проехала девушка на мотоцикле, но для этих мест это, скорее, экзотика.
На острове Ольхон, на самом краю, есть даже не деревня, а просто пять-шесть домов и метеостанция. Больше ничего. И добраться туда очень тяжело: через Прибайкальский Национальный парк, потом проселочная дорога. Всего 60 км пути за восемь часов(!). Нет никаких чётких ориентиров и, хотя у меня была карта, но если дорога на ней и была нарисована, то на самом деле всё теряется в лесу и очень просто заблудиться. Дорога - сплошной песок, очень глубокий и никаких указателей. Я потерялся, даже случайно наткнулся на браконьеров, которые воруют лес. Когда добрался до места и, слава богу, наконец увидел впереди воду, я подумал: вот и выбрался. Ехал с приключениями: потерял кофр, номер. Но это стоило всех пережитых трудностей, потому что красота там неописуимая и рассказать о ней невозможно, её можно только увидеть и запомнить такой на всю жизнь!
Люди, которые живут там, были в шоке: спрашивали меня, неужели я и правда приехал из Москвы, как добрался, откуда такой акцент? Зачем, почему? И, конечно, сразу звали к столу. На улице холодно, надо согреться. Тут же появился чай с водкой. Начали разговаривать, но мне показалось, что все люди там такие обособленные, всем наплевать, что происходит в Москве. Это никому не интересно. Все только ловят рыбу и воруют лес (смеётся), ещё много пьют.
Потом был большой шторм. После него дороги нет вообще, и я попросился переночевать в один из домов. Сперва хозяин сказал, что места у него нет, но 500 рублей сразу исправили ситуацию, и он уступил мне комнату, а сам отправился ночевать в гараж. Вообще нигде с ночёвкой проблем не было - всё те же 500 рублей и можно везде спокойно снять комнату и переночевать в тепле и сухости. Без проблем!
Гостиницы есть в Иркутске, Красноярске, Кемерово. Но и в крупном городе, и в маленьком - везде можно найти кого-то, кто готов сдать комнату. Люди не привыкли к туристам, но не против заработать.
В этот раз я проехал 4.000 км за десять дней. Если вспоминать, что было хорошего, то в первую очередь я скажу, что очень доволен проверкой качеств своего мотоцикла. Хотя и потерял кофр, сломал демпфер, что-то ещё по мелочи. Но даже с весом двух человек, мотоцикл выдавал 240 км/час, а это здорово. После 240 км/час уже страшно... Все-таки там на дорогах попадаются и коровы, и лошади... И вот если на "Дукати" я чувствовал его стиль, то "БМВ" - это мощь, сила. Это ощущение какой-то солидности, уверенности в себе. Не было чувства нестабильности, какой-то тряски. Все, кто видел мотоцикл, удивлялись, насколько всё хорошо продумано, рассматривали каждую запчасть. И мотоодежда от "Frank Thomas" тоже не подвела.
Когда я вернулся в Иркутск после посещения острова Ольхон, было очень тяжело: попал и под снег, и под град и под дождь одновременно. Очень холодно и очень неприятно. Ужас для любого мотоциклиста!
Я очень торопился, ведь на следующий день надо было успеть на самолёт. Приехав в Иркутск, я отправился в БМВ-сервис и был приятно удивлён - насколько всё чисто, как профессионально работают рабочие. Я приехал туда весь грязный, в ужасном состоянии после дороги, и попросил слить масло и бензин, чтобы подготовить мотоцикл к отправке на самолёте. Меня спросили: "Откуда ты такой взялся?". Я рассказал, что я из Москвы, что вот столько проехал, и тогда они ответили, что ты наш, ты "БМВ-шник" и мы тебе поможем.
Подъехал даже генеральный директор, которому интересно было посмотреть на чудака, который проехал 4000 км по дорогам Сибири, и я сказал, что это первое место в моём путешествии, где я вижу, что никто не пьёт. Директор ответил, что конечно же все здесь трезвые, ведь это "БМВ"! И такого же уровня, как в Москве.
Так я вернулся обратно в Москву, занялся ремонтом всех деталей, которые сломал, и теперь планирую следующую поездку. Надо найти ещё экзотические места в России, обязательно посмотреть ещё что-нибудь. Возможно, это будет Камчатка, возможно Чукотка, Сахалин, Восточная Сибирь. Очень жаль, что на Камчатке, как я слышал, совершенно нет дорог. Мораль, которую я извлек из этой истории: надо купить "GS", потому что это "эндуро". Я очень хочу побывать в самой глубине России, мог бы отправиться и на лошади, но моя мечта - купить "GS" и отправиться в самую "глубинку".

Чем пленила Сибирь казаков, почему позвала к себе человека с другого конца света? Что есть в этой земле такого, что завораживает, лишает покоя, зовёт снова отправиться в дорогу? Бескрайнее полотно лесов, прозрачные озера и своенравные реки, чистейший воздух, напитанный ароматом хвои. Простор и воля...
Вся эта красота, раз покорив сердце, будет ещё долго напоминать о себе в рассказах и снах. Можно лишь пожелать удачи в пути и по-доброму позавидовать всем тем, кто ступил на дороги земли Сибирской.





















































 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra