Когда первая "Шевроле-Импала" сошла в 1958 году со сборочного конвейера завода в Уиллоу-Ран отделения "Шевроле" концерна "Дженерал Моторс", никто не мог предположить, что этот автомобиль ждёт такой ошеломляющий успех. "Импала" начиналась как обычный двухдверный хардтоп с увеличенным количеством боковых молдингов и улучшенной отделкой салона. Но со временем она превзошла всех своей ментальностью и заняла почётное место фаворита среди стандартных американских автомобилей.
Американец или житель Канады, услышавший имя "Импала", переполняется эмоциональным подъёмом и вспоминает детство и каникулы в семейном грузопассажирском вагоне, пересекающим Штаты из конца в конец или поток тепла и солнечного света, обдающий со всех сторон на небольшом заднем сидении большого открытого красного автомобиля. Некоторые сразу же представляют себе мощную V-образную восьмёрку, компактно размещённую под широким капотом. Для других - "Импала" - уютный четырёхдверный седан, перемещающий в пространстве с каким-то сверхъестественным, необычным ароматом. Автор этой статьи при слове Импала достанет засаленную потёртую рекламную вырезку из американского "Форчуна" или "Лайфа" и представит серебристый открытый автомобиль с тёмно-красным нутром, принадлежащий послу Швейцарии в Москве и постоянно парковавшийся около валютного гастронома "Берёзка" на Большой Дорогомиловской улице.
На самом же деле "Импала" была построена с очень простой целью: снабдить обычный стандартный автомобиль эффектной внешностью, более мощным двигателем, позволяющим намного улучшить ходовые качества, безопасность, повысить комфорт, придать машине большую ценность. И всё это - по цене самого дешёвого автомобиля в иерархии "Дженерал Моторс" - "Шевроле".
Эта "формула" сработала подобно магии и быстро помогла превратить "Импалу" в настоящую американскую икону. В первый же год производства она стала самым хорошо продаваемым автомобилем в серии стандартных "Шевроле", а на следующий превратилась в американский бестселлер, удерживая свои позиции на протяжении многих десятилетий; "Импала" устанавливала годовые рекорды по количеству построенных и проданных экземпляров. А всего с 1958 по 1996 годы сумели реализовать более 13 миллионов "Шевроле" с ласковым именем "Импала". Большинство жителей Северной Америки считают "Импалу" самым выдающимся автомобилем в истории.
В процессе производства и с течением времени "Шевроле-Импала" неоднократно изменялась, но её концепция сохранялась и постоянно выводила машину в первые ряды среди американских стандартных автомобилей, потому что "Импала" была продуктом легендарных пятидесятых, в которые происходило её становление. Это была эпоха, когда регулярные поездки из города в деревню резко возросли. Согласно статистике правительства США число миль, накрученных американцами на своих автомобилях увеличилось с 1950 по 1960 годы на 62 процента. Жители Америки всё больше и больше времени проводили за рулём автомобиля.
Бензина тогда было в изобилии, а стоил он сущие гроши, поэтому покупатели требовали от своих машин большую мощность, дающую увеличение динамики, больший простор, а на количество расходуемого горючего в те времена никто не обращал внимания, поэтому в отделении "Шевроле" решили построить автомобиль для жаждущих больших скоростей, мощности и комфорта, чем предлагали обычные машины.
Вдохновлённая грациозной и холёной африканской антилопой с тем же именем первая "Шевроле-Импала" была двухдверным пятиместным хардтопом, "дрим-каром" (автомобилем-мечтой), впервые продемонстрированном на главной выставке концерна "Дженерал-Моторс" - Мотораме 1956 года. Автомобиль имел фиберглассовый кузов, в который был воткнут большой V-образный восьмици-линдровый двигатель. Заслуга в создании "дрим-кара" Импала целиком принадлежит Эду Коулу, пришедшему на пост главного инженера отделения "Шевроле" в 1952 году и легендарному дизайнеру Харли Эрлу, которые пятью годами раньше создали первый спортивный автомобиль Америки- "Корветт". "Концепт-кар" "Импала" сочетал в себе ауру "Кадиллака" со спортивным духом, присущим "Корветтам". Реакция публики на новинку оказалась настолько благожелательной, что руководство "Дженерал Моторс" решило запустить в 1958 году "концепцию" в серийное производство в виде самой дорогой серии относительно дешёвых машин "Шевроле".
"Импала" начинала свою жизнь как два варианта высшей серии "Бел-Эйр": спортивное пятиместное двухдверное хардтоп-купе и кабриолет. Обе модели отличались от остальных "Бел-Эйров" дополнительными четырёхполосными хромированными накладками перед задним колесом и надписью "Импала" в верхней части заднего крыла. И, конечно, 250-сильной 283-кубовой V-образной восьмёркой, которая на остальных "Шевроле" этого года была доступна только в качестве опции, что, естественно, поднимало цену хардтоп-купе до 2694 долларов по сравнению с "Бел-Эйром" с таким же кузовом (2554 доллара) и кабриолета до 2841 доллара, делая его самым дорогим "Шевроле" 1958 года, за исключением разве что спортивного "Корветта".
Если автомобили "Шевроле" 1958 года удивляли зрителей, то машина следующего, 1959-го года потрясала своей вычурностью всех и вся. Витиеватая форма кузова с огромными хвостовыми крыльями создавала впечатление, что на большой скорости машина отрывается от земли. Такой стайлинг был спешно разработан усилиями всего штата художников-конструкторов в ответ на появившиеся в 1956 году "вперёдсмотрящие" "Крайслеры" Вирджила-Экснера и стал лебединой песней уходящего в отставку главного художника по кузовам "Дженерал Моторс" Харли Эрла. Тем не менее, 1959 год обезличил "Импалу", потому что теперь это была целая серия автомобилей, включавшая седаны, хардтопы и грузопассажирские вагоны, однако самым дорогим по-прежнему оставался кабриолет, стоивший 2967 долларов и оборудованный самым большим двигателем "Special Turbo" рабочим объёмом 348 куб. дюймов, степенью сжатия 11:1 и четырёхкамерным карбюратором. В 1959 году построили 473000 стандартных легковых "Шевроле". "Импалы" среди них пользовались большим спросом.
С началом нового десятилетия и появлением нового и не менее талантливого преемника Харли Эрла - Уильяма Митчелла "аэрокосмическая эра" на дорогах заканчивается и переходит в ведение НАСА, когда первые американские космонавты Алан Шепард и Джон Гленн оказываются на околоземной орбите. Автомобили Шевроле 1960 года фактически стали упрощёнными копиями прошлогодних, но основное отличие серии Импала, появившееся в 1959 году - белая боковая вставка -осталась. Кабриолет - снова самая дорогая машина, в 1960 году он стоит уже 2949 долларов, не взирая на его цену, популярность не уменьшается, приблизившись к восьмидесятитысячному рубежу, точнее, за тот год построили и продали 79903 кабриолета "Импала".
Главный автомобиль на дорогах США -"Шевроле" в 1961 году внешне уже не имеет решительно ничего общего со своими предшественниками, кроме старых названий. И снова "Импала" доступна в открытом варианте, являющемся самым дорогим. Машина рекламируется на фоне паровых пароходов времён Марка Твена, плавающих в грязных водах Миссисипи. Цена на неё снижена до 2704 долларов, однако, не смотря на это, объём производства падает до 64600 машин.
Создаётся впечатление, что покупателям приелась самая эксклюзивная модель "Шевроле" и они начинают от неё понемногу отворачиваться. Основное внимание руководство "Шевроле" и всей "Дженерал Моторс" уделяет проталкиванию на рынок компактных моделей "Corvair" и "Shevy-ll". Модели 1962 года, в основном, отличаются от прошлогодних несколько переработанной передней и задней частью, а также появлением новой субсерии моделей "Импала" с обозначением "ЭсЭс", то есть "Супер-Спорт", которая имеет два типа кузовов - кабриолет и купе и становится самой дорогой. Однако, эти же типы кузовов доступны и просто в серии "Импала". Кабриолет "Импала ЭсЭс" получает самый большой и самый мощный 409-ти кубовый мотор под капот, передние раздельные сиденья в качестве опции, свои собственные индивидуальные боковые молдинги и колёсные колпаки.
В 1963 году все четыре серии стандартных "Шевроле": "Импала ЭсЭс", просто "Импала", "Бел-Эйр" и самый дешёвый, для всех доступный "Бискэйн" снова сохраняют структурную основу кузова, но изменяют передний и задний стайлинг. Открытая машина "Шевроле Импала ЭсЭс" 1963 года обходится покупателю в 3186 долларов, однако это базовая цена, тот кто хочет индивидуальности для себя лично может заказать раздельные передние сиденья спортивной формы с установленной между ними центральной консолью, на которой находится селектор четырёхскоростной автоматической коробки передач "Powerglide", а кто ищет ещё большей спортивности и хочет участвовать на своей машине в многочисленных дорожных гонках, проводившихся тогда по всей Америке, может, доплатив 48 долларов, установить на машину тахометр, а желающие ей "творчески управлять" - оговорить в заказе четырёхско-ростную механическую коробку передач, стоившую 188 долларов. Введение субсерии "Импала ЭсЭс" поднимает интерес к машине, и американцы голосуют за неё чековыми книжками, купив в 1963 году 153271 "Импалу ЭсЭс". А всего с 1960 по 1969 годы разошлось около 8 миллионов фаворитов "американского автомобиля номер один".
"Шевроле" 1965 года стал совершенно другим автомобилем, практически ничем не напоминавшим модели прошлых лет, но кабриолет вместе с купе "Импала ЭсЭс" были вновь самыми дорогими. Однако, в следующем году появилась серия "Каприс", сразу переместившая "Импалы" на второе место по стоимости и по престижу. Начало семидесятых положило конец варианту "ЭсЭс", а энергетический кризис середины десятилетий и федеральные стандарты безопасности "угробили" открытые машины, так любимые американцами. "Импала" постепенно стала самым дешёвым из стандартных "Шевроле", а в 1986 году это имя было упразднено.
Однако американские энтузиасты "Импалы" неистовствовали, и концерну пришлось через двадцать пять лет - в 1994 году снова ввести обозначение "ЭсЭс" и возродить "Импалу". Новая "Импала ЭсЭс" базировалась на концепт-каре с тем же названием, показанным в 1992 году в Детройте. Это был большой заднеприводный автомобиль с V-образной восьмёркой от "Корветта" под капотом и уникальным боковым спойлером, напоминавший о ранних "Импалах" с 17-дюймовыми пятиспицевыми алюминиевыми дисками колёс.
Тысяча девятьсот девяносто шестой стал последним для "Больших Шевроле" и новых "Импал ЭсЭс", они превратились в коллекционную ценность. Однако "Магическая формула Импалы" ушла со сцены лишь на время, чтобы вновь явиться в двадцать первом веке.
Фото автора,
Тимо Лайтинена,
Михаила Васина,
Олега Федулова
и Николая Демидова.