Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 26 » Шевроле-Импала: дуновение волшебства

Шевроле-Импала: дуновение волшебства



илл.

Шевроле-Импала:
дуновение волшебства



Александр Новиков


Когда первая "Шевроле-Импала" сошла в 1958 году со сборочного конвейера завода в Уиллоу-Ран отделения "Шевроле" концерна "Дженерал Моторс", никто не мог предположить, что этот автомобиль ждёт такой ошеломляющий успех. "Импала" начиналась как обычный двухдверный хардтоп с увеличенным количеством боковых молдингов и улучшенной отделкой салона. Но со временем она превзошла всех своей ментальностью и заняла почётное место фаворита среди стандартных американских автомобилей.



илл.

Американец или житель Канады, услышавший имя "Импала", переполняется эмоциональным подъёмом и вспоминает детство и каникулы в семейном грузопассажирском вагоне, пересекающим Штаты из конца в конец или поток тепла и солнечного света, обдающий со всех сторон на небольшом заднем сидении большого открытого красного автомобиля. Некоторые сразу же представляют себе мощную V-образную восьмёрку, компактно размещённую под широким капотом. Для других - "Импала" - уютный четырёхдверный седан, перемещающий в пространстве с каким-то сверхъестественным, необычным ароматом. Автор этой статьи при слове Импала достанет засаленную потёртую рекламную вырезку из американского "Форчуна" или "Лайфа" и представит серебристый открытый автомобиль с тёмно-красным нутром, принадлежащий послу Швейцарии в Москве и постоянно парковавшийся около валютного гастронома "Берёзка" на Большой Дорогомиловской улице.


илл.

На самом же деле "Импала" была построена с очень простой целью: снабдить обычный стандартный автомобиль эффектной внешностью, более мощным двигателем, позволяющим намного улучшить ходовые качества, безопасность, повысить комфорт, придать машине большую ценность. И всё это - по цене самого дешёвого автомобиля в иерархии "Дженерал Моторс" - "Шевроле".

Эта "формула" сработала подобно магии и быстро помогла превратить "Импалу" в настоящую американскую икону. В первый же год производства она стала самым хорошо продаваемым автомобилем в серии стандартных "Шевроле", а на следующий превратилась в американский бестселлер, удерживая свои позиции на протяжении многих десятилетий; "Импала" устанавливала годовые рекорды по количеству построенных и проданных экземпляров. А всего с 1958 по 1996 годы сумели реализовать более 13 миллионов "Шевроле" с ласковым именем "Импала". Большинство жителей Северной Америки считают "Импалу" самым выдающимся автомобилем в истории.


илл.

В процессе производства и с течением времени "Шевроле-Импала" неоднократно изменялась, но её концепция сохранялась и постоянно выводила машину в первые ряды среди американских стандартных автомобилей, потому что "Импала" была продуктом легендарных пятидесятых, в которые происходило её становление. Это была эпоха, когда регулярные поездки из города в деревню резко возросли. Согласно статистике правительства США число миль, накрученных американцами на своих автомобилях увеличилось с 1950 по 1960 годы на 62 процента. Жители Америки всё больше и больше времени проводили за рулём автомобиля.

Бензина тогда было в изобилии, а стоил он сущие гроши, поэтому покупатели требовали от своих машин большую мощность, дающую увеличение динамики, больший простор, а на количество расходуемого горючего в те времена никто не обращал внимания, поэтому в отделении "Шевроле" решили построить автомобиль для жаждущих больших скоростей, мощности и комфорта, чем предлагали обычные машины.


илл.

Вдохновлённая грациозной и холёной африканской антилопой с тем же именем первая "Шевроле-Импала" была двухдверным пятиместным хардтопом, "дрим-каром" (автомобилем-мечтой), впервые продемонстрированном на главной выставке концерна "Дженерал-Моторс" - Мотораме 1956 года. Автомобиль имел фиберглассовый кузов, в который был воткнут большой V-образный восьмици-линдровый двигатель. Заслуга в создании "дрим-кара" Импала целиком принадлежит Эду Коулу, пришедшему на пост главного инженера отделения "Шевроле" в 1952 году и легендарному дизайнеру Харли Эрлу, которые пятью годами раньше создали первый спортивный автомобиль Америки- "Корветт". "Концепт-кар" "Импала" сочетал в себе ауру "Кадиллака" со спортивным духом, присущим "Корветтам". Реакция публики на новинку оказалась настолько благожелательной, что руководство "Дженерал Моторс" решило запустить в 1958 году "концепцию" в серийное производство в виде самой дорогой серии относительно дешёвых машин "Шевроле".


илл.

"Импала" начинала свою жизнь как два варианта высшей серии "Бел-Эйр": спортивное пятиместное двухдверное хардтоп-купе и кабриолет. Обе модели отличались от остальных "Бел-Эйров" дополнительными четырёхполосными хромированными накладками перед задним колесом и надписью "Импала" в верхней части заднего крыла. И, конечно, 250-сильной 283-кубовой V-образной восьмёркой, которая на остальных "Шевроле" этого года была доступна только в качестве опции, что, естественно, поднимало цену хардтоп-купе до 2694 долларов по сравнению с "Бел-Эйром" с таким же кузовом (2554 доллара) и кабриолета до 2841 доллара, делая его самым дорогим "Шевроле" 1958 года, за исключением разве что спортивного "Корветта".

Если автомобили "Шевроле" 1958 года удивляли зрителей, то машина следующего, 1959-го года потрясала своей вычурностью всех и вся. Витиеватая форма кузова с огромными хвостовыми крыльями создавала впечатление, что на большой скорости машина отрывается от земли. Такой стайлинг был спешно разработан усилиями всего штата художников-конструкторов в ответ на появившиеся в 1956 году "вперёдсмотрящие" "Крайслеры" Вирджила-Экснера и стал лебединой песней уходящего в отставку главного художника по кузовам "Дженерал Моторс" Харли Эрла. Тем не менее, 1959 год обезличил "Импалу", потому что теперь это была целая серия автомобилей, включавшая седаны, хардтопы и грузопассажирские вагоны, однако самым дорогим по-прежнему оставался кабриолет, стоивший 2967 долларов и оборудованный самым большим двигателем "Special Turbo" рабочим объёмом 348 куб. дюймов, степенью сжатия 11:1 и четырёхкамерным карбюратором. В 1959 году построили 473000 стандартных легковых "Шевроле". "Импалы" среди них пользовались большим спросом.


илл.

С началом нового десятилетия и появлением нового и не менее талантливого преемника Харли Эрла - Уильяма Митчелла "аэрокосмическая эра" на дорогах заканчивается и переходит в ведение НАСА, когда первые американские космонавты Алан Шепард и Джон Гленн оказываются на околоземной орбите. Автомобили Шевроле 1960 года фактически стали упрощёнными копиями прошлогодних, но основное отличие серии Импала, появившееся в 1959 году - белая боковая вставка -осталась. Кабриолет - снова самая дорогая машина, в 1960 году он стоит уже 2949 долларов, не взирая на его цену, популярность не уменьшается, приблизившись к восьмидесятитысячному рубежу, точнее, за тот год построили и продали 79903 кабриолета "Импала".

Главный автомобиль на дорогах США -"Шевроле" в 1961 году внешне уже не имеет решительно ничего общего со своими предшественниками, кроме старых названий. И снова "Импала" доступна в открытом варианте, являющемся самым дорогим. Машина рекламируется на фоне паровых пароходов времён Марка Твена, плавающих в грязных водах Миссисипи. Цена на неё снижена до 2704 долларов, однако, не смотря на это, объём производства падает до 64600 машин.


илл.

Создаётся впечатление, что покупателям приелась самая эксклюзивная модель "Шевроле" и они начинают от неё понемногу отворачиваться. Основное внимание руководство "Шевроле" и всей "Дженерал Моторс" уделяет проталкиванию на рынок компактных моделей "Corvair" и "Shevy-ll". Модели 1962 года, в основном, отличаются от прошлогодних несколько переработанной передней и задней частью, а также появлением новой субсерии моделей "Импала" с обозначением "ЭсЭс", то есть "Супер-Спорт", которая имеет два типа кузовов - кабриолет и купе и становится самой дорогой. Однако, эти же типы кузовов доступны и просто в серии "Импала". Кабриолет "Импала ЭсЭс" получает самый большой и самый мощный 409-ти кубовый мотор под капот, передние раздельные сиденья в качестве опции, свои собственные индивидуальные боковые молдинги и колёсные колпаки.

В 1963 году все четыре серии стандартных "Шевроле": "Импала ЭсЭс", просто "Импала", "Бел-Эйр" и самый дешёвый, для всех доступный "Бискэйн" снова сохраняют структурную основу кузова, но изменяют передний и задний стайлинг. Открытая машина "Шевроле Импала ЭсЭс" 1963 года обходится покупателю в 3186 долларов, однако это базовая цена, тот кто хочет индивидуальности для себя лично может заказать раздельные передние сиденья спортивной формы с установленной между ними центральной консолью, на которой находится селектор четырёхскоростной автоматической коробки передач "Powerglide", а кто ищет ещё большей спортивности и хочет участвовать на своей машине в многочисленных дорожных гонках, проводившихся тогда по всей Америке, может, доплатив 48 долларов, установить на машину тахометр, а желающие ей "творчески управлять" - оговорить в заказе четырёхско-ростную механическую коробку передач, стоившую 188 долларов. Введение субсерии "Импала ЭсЭс" поднимает интерес к машине, и американцы голосуют за неё чековыми книжками, купив в 1963 году 153271 "Импалу ЭсЭс". А всего с 1960 по 1969 годы разошлось около 8 миллионов фаворитов "американского автомобиля номер один".


илл.

"Шевроле" 1965 года стал совершенно другим автомобилем, практически ничем не напоминавшим модели прошлых лет, но кабриолет вместе с купе "Импала ЭсЭс" были вновь самыми дорогими. Однако, в следующем году появилась серия "Каприс", сразу переместившая "Импалы" на второе место по стоимости и по престижу. Начало семидесятых положило конец варианту "ЭсЭс", а энергетический кризис середины десятилетий и федеральные стандарты безопасности "угробили" открытые машины, так любимые американцами. "Импала" постепенно стала самым дешёвым из стандартных "Шевроле", а в 1986 году это имя было упразднено.

Однако американские энтузиасты "Импалы" неистовствовали, и концерну пришлось через двадцать пять лет - в 1994 году снова ввести обозначение "ЭсЭс" и возродить "Импалу". Новая "Импала ЭсЭс" базировалась на концепт-каре с тем же названием, показанным в 1992 году в Детройте. Это был большой заднеприводный автомобиль с V-образной восьмёркой от "Корветта" под капотом и уникальным боковым спойлером, напоминавший о ранних "Импалах" с 17-дюймовыми пятиспицевыми алюминиевыми дисками колёс.

Тысяча девятьсот девяносто шестой стал последним для "Больших Шевроле" и новых "Импал ЭсЭс", они превратились в коллекционную ценность. Однако "Магическая формула Импалы" ушла со сцены лишь на время, чтобы вновь явиться в двадцать первом веке.

Фото автора,
Тимо Лайтинена,
Михаила Васина,
Олега Федулова
и Николая Демидова.
 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra