САТА...



 

илл.

Ключевой вопрос.


Д.В.

Если спросить любого из тех, кто связан с починкой старинных или просто старых автомобилей, -какое самое муторное занятие на свете, вам, конечно же, ответят: крутить гайки. Рихтовка, сварка, пригонка - мероприятия тоже не самые занимательные на свете, но там, по крайней мере, есть хоть какой-то элемент творчества. "Гайковерчение" же - процесс рутинный, ни уму, ни сердцу ничего не дающий, хоть и - увы! - необходимый. Единственное, что может здесь как-то скрасить печальную картину - это хороший инструмент.

С отменой "железного занавеса" с хорошим инструментом познакомился и наш человек. Сегодня такие имена как "Гедора", "Метринч", "Штанвиль", может быть, не так широко известны простому обывателю, как "мерседес", "БМВ" или "крайслер", но в кругах осведомлённых они, безусловно, популярны. А с этого года семья "инструментальных имён" пополнилась новым и весьма интересным. В Россию пришла фирма "SATA". Причём, как утверждают специалисты, пришла всерьёз и надолго.

"SATA" - компания молодая, она существует всего четыре года. Хотя, как это ни покажется странным, в арсенале компании - традиции более чем столетнего присутствия на мировом рынке инструментов. Дело в том, что "SATA" является подразделением известной американской корпорации "DANAHER TOOL LTD.", основанной ещё в позапрошлом веке, которая разрабатывает, производит и продаёт высокотехнологичное промышленное оборудование, электроизмерительную аппаратуру и профессиональный слесарный и монтажный инструмент. "SATA" - одна из 500 компаний, расположенных в 20 странах и входящих в мощный многонациональный холдинг, специализируется на производстве качественного ручного инструмента. Качественного, но сравнительно недорогого, что в современных российских условиях весьма немаловажно. Большая часть ввозимого инструмента предназначается профессиональным авторемонтникам, автолюбителям и, добавим от себя, - реставраторам старинной техники.

В рамках небольшого материала невозможно дать хоть сколько-нибудь обстоятельный обзор всех позиций каталога фирмы (их там более 1200), поэтому мы заострим ваше внимание на том, что в первую очередь может быть полезным при ремонте-восстановлении старой техники.


илл.

Во-первых, это ключи. Ключи всех мыслимых и немыслимых видов и размеров. "Рожковые", "накидные", "плоские", "гнутые", "с трещёткой" и так далее. Основа - инструмент метрический (от 6 мм до 32 мм включительно), но также имеются и дюймовые ключи. Последнее может особенно пригодиться при восстановлении старых "англичан", "американцев", да и, кстати, некоторой европейской техники тоже. Конечно, дюймовый болт или гайку можно "крутить" и более или менее подходящим метрическим ключом, но, во-первых, никто не гарантирует вам в таком случае, что вы не "распашете" себе руку о какое-нибудь железо, когда метрический ключ сорвется с дюймового болта (а это когда-нибудь обязательно случится, причем именно тогда, когда это меньше всего необходимо, скажем, на даче, когда до ближайшей "скорой помощи" километров эдак ...дцать), а во-вторых, скорость, с которой шлицы старых дюймовых болтов и гаек стёсываются о железные зубы "молодых" метрических ключей, поражает даже совсем несведующего человека (профессионалов этим удивить нельзя, они знают об этом и без подобного рода "экспериментов"). И если при кузовных работах на "стёсанный" болт ещё можно закрыть глаза, то при работах на двигателе такие "шалости" недопустимы. Конечно, если вас интересует не сам процесс ремонта, а его результат.

Дюймовые ключи при дюймовых гайках и болтах - штука, как сказал бы пролетарский вождь, "архиполезная"; при этом можно заранее измерить всю нормаль и выяснить, какие именно размеры ключей вам необходимы, а можно просто взять и купить весь ряд от 1/4 до 1 1/8 дюйма. Это, понятно, будет дороже, зато не придётся бежать в магазин, когда выяснится, что деталь нельзя снять, потому что она, помимо прочего, держится на одном ма-а-леньком мерзком болтике, который вы поначалу и не заметили и не измерили, а ключа-то на него как раз и нет. При этом, если починка происходит в относительно сельской местности (ключи - всё-таки не сигареты, и в киосках не продаются) или в выходной день, то останется лишь запоздало вспоминать о том, что не только время - деньги, но и деньги - это время. Остаётся добавить, что размерный ряд накидных ключевых "головок", которые предлагает "SATA", ещё шире - включительно от 3.5 до 60 мм для метрических и от 5/32 до 1 1/4 дюйма для дюймовых.

Вы думаете, это всё о ключах? Как бы не так. Не знаю, у кого как, а у меня самое "любимое" занятие после откручивания "прикипевшей" нормали - откручивание (или закручивание, тут на любителя) гаек и болтов в труднодоступных местах. О! Тут поистине нужно перо Гоголя, чтобы описать всю "прелесть" этого процесса, и я думаю, что не редкий ключ долетел бы до середины Днепра после некоторого времени "упражнений" и экспериментов в буквальном смысле "узких местах" конструкции автомобиля. Особенно "приятно", что, когда ключ всё-таки налез на головку мерзкого болта, вдруг выясняется, что провернуть его сверху нельзя, потому что там "живёт" бензонасос, сбоку не подлезть, а снизу проходит "неизвестно-какая-труба-которую-эти-сволочи-конструкторы-именно-здесь-зачем-то-встави-ли". Вот тут как раз может оказаться весьма кстати плоский накидной ключ-"трещотка", собственная разработка "SATA", которой фирма весьма гордится (вы сейчас поймете, почему). Угол между трубой, центром оси болта и бензонасосом в упоминавшемся выше случае соответствует параметру, который обычно называют "ход ключа". Так вот, у "сатовской" "трещётки" ход ключа составляет 5(!) градусов. Вот уж действительно, "там, где пехота не пройдет, где бронепоезд не промчится..."


илл.

Головки и удлинители для них, в общем, довольно обычны, хотя и здесь имеются некоторые приятные (и самое главное, полезные) вещи. Ну, во-первых, удлинители. Их два типа. Первый - с кнопкой фиксации, т.е. надетая до щелчка головка становится с удлинителем единым целым и потерять ее можно только вместе с ним. (Это обходится, конечно, дороже, зато случается реже). Однако стоит лишь нажать на кнопку, и головка снимается легким движением руки.

Второй тип удлинителя - с двухпозиционной фиксацией. Крайнее положение - "до упора" - ничем не отличается от "классики". Однако в "полунадетом" положении удлинитель относительно головки получает некий люфт, что делает конструкцию в некотором смысле приближенной к возможностям "карданчика", каковые возможноости могут оказаться весьма и весьма кстати при работе в условиях пресловутого "ограниченного пространства". Конечно, злоупотреблять таким псевдо-"карданчиком" не следует, ибо, выигрывая в подвижности, инструмент проигрывает в прочности и может сломаться (Фирма, правда, относится к таким случаям с пониманием, на которое наш человек обычно не рассчитывает, но не будем забегать вперед и позже ещё вернемся к этому разговору).

Теперь головки. Внутренние грани их изготовлены в виде легкого полуэллипса с заметным округлением на концах. В результате "место встречи" двух граней являет собой не привычный тупой угол с ярко выраженной вершиной, а параболической сопряжение. Выигрыш от такой формы двоякий: с одной стороны, такая конструкция весьма щадяще обращается со шлицами гаек и болтов, не стёсывая их, ибо усилие перераспределяется на сами грани, а не на углы встречи граней, с другой стороны, "легче жить" и самой головке: усилие тут также перераспределяется на грани, а не на углы, а грани у головок гораздо толще, чем места их встречи. Ну и что, скажете вы? А то, что головки, хоть и стальные, но не вечные. И в смертельном поединке болт-головка последняя далеко не всегда выходит победительницей.

...Даже не будем представлять, во что может превратиться рука, влетающая в торчащий в разные стороны металл с усилием, рассчитанным на затяжку или отворачивание болта, когда головка вдруг лопнула и никакого сопротивления этому усилию больше нет. С "остроугольными" головками это случается. С головками разработки "SATA" - никогда.


илл.

Вообще "SATA" уверена в своей продукции. Достаточно сказать, что на весь ручной инструмент даётся пожизненная (!) гарантия. Немногие фирмы идут на это. Более того. Либерализм "SATA" доходит даже до замены инструмента, вышедшего из строя вследствие явных нарушений приёмов его эксплуатации. Ну, например, у нас для увеличения усилия на конец ключа часто принято надевать трубу (знакомо, правда?) То, что при этом, как правило, обламывается "зуб" "рожкового" ключа или разлетается шли-цевое кольцо накидного, любая другая фирма называет "your risk" - "ваш риск" - и пришедший в негодность инструмент не меняет. "SATA" же такую поломку признает достойной замены и немедленно выдает вам точно такой же ключ, только совсем новый. Очень надеемся, что с получением этой информации вы не станете наплевательски относиться к своему инструменту, а, наоборот, станете более уважительно относиться и к самой фирме, и к её продукции. Вообще отлом "зуба", поломка накидного кольца и шейки удлинителя для головки вышедшего из строя в режиме псевдо-"карданчика" наиболее характерные "поломки" в кавычках. К счастью, в нашей стране 99,1% честных и аккуратных людей, ибо на фирму возвращается лишь один процент проданного инструмента, в котором одна десятая - заводской брак. Совсем неплохо для того, что когда-то полупрезрительно называлось "жёлтой сборкой".

Да, в Америке компания лишь разрабатывает дизайн инструмента и технологию его производства, а сам инструмент производится в Китае на совместном американо-китайском предприятии. Однако его качество, как легко можно убедиться, таково, что фирма не считает нужным скрывать этот факт, хотя некоторые аналитики и считают, что такая открытость фирме может повредить, по крайней мере, здесь в России. "Китайская составляющая" инструмента "SATA" - это, фактически, лишь честные рабочие руки, которые умеют работать тщательно и стоят при этом недорого. Настолько недорого, что инструмент компании лишь немногим дороже "тайваньской штамповки" и заметно (в 2-3 раза) дешевле продукции таких фирм, как "KAMASA TOOLS". Чтобы не быть голословным, приведём некоторые цены. Так, двухконечный ключ типа "рожок"-"накидной" наиболее ходового размера 13 мм стоит $4,36. Головка того же размера обойдётся и того дешевле - $1,79. "Трещотка" на 13 мм стоит дороже - $14,30, но, как говорят в Одессе, "вы ж при этом имеете вещь". Конечно, цены на ключи различаются, всё зависит от размера, но в любом случае цена не будет меньше $0.89 и не превысит $23,79.

Инструмент компании "SATA" имеет великолепный внешний вид, он отполирован и хромирован. Многие предвзято относятся к "хрому", не без оснований порой считая, что погоня за внешним видом никак не отражается на рабочих свойствах инструмента, зато заметно бьёт потребителя по карману. Сотрудники "SATA" с некоторым недоумением относятся к такого рода претензиям, считая, что каждая вещь должна иметь достойный внешний вид. Даже и нехромированные ключи компании не подвержены коррозии в течение долгого времени, но "SATA" их всё равно хромирует. Лучшие булатные клинки в старину недаром помещали в дорогие ножны, ибо стоимость самого клинка была несравненно выше украшений. С "сатовскими" инструментами происходит нечто подобное: за счёт недорогих рабочих рук Китая фирма имеет возможность предложить не полуфабрикат (а инструмент без хрома - всё равно, что машина "в чёрном металле"), а полноценный продукт по весьма и весьма конкурентоспособным ценам.

Что ещё полезного может найти автомастер в инструментах "SATA"? Вероятно, каждый своё. Мы бы ещё отметили такую приятную мелочь, как отвёртки с намагниченным стержнем. Неплох также комплект для рихтовки, правда, он несколько дороговат. А вот отдельные рихтовочные молотки со съёмными резиновыми наконечниками разной жесткости и формы могут оказаться весьма практическим и полезным приобретением.

Компания "SATA" не собирается в ближайшее время повышать цены на свою продукцию. Однако, как знать. Чем популярнее марка, тем больше посредников, участвующих в её продаже. А большое количество посредников - это большая цена. Вот я и думаю: а не зайти ли мне в магазин, пока на всю Москву лишь один авторизованный дилер по продаже инструмента "SATA" - компания 000 "Профессиональный инструмент САТА"? Кто его знает, бренд-то становится всё популярнее...


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra