Главная » Журналы » Журнал Авто & Woman » Архив » Выпуск N 2 » С песней на Красном знамени

С песней на Красном знамени


С ПЕСНЕЙ НА "КРАСНОМ ЗНАМЕНИ"



Инесса Плескачевская
Пекин, специально для Авто&Woman


Сидеть за рулем автомобиля в этой стране - серьезное испытание не только для начинающего водителя, но и для профессионала: никакой дисциплины, плохая разметка, отсутсвие стрелок поворота на светофорах и велосипедисты, которые появляются из ночой мглы всегда неожидано.

Китай
И ДТП здесь вовсе не редкость. В прошлом году по всей стране на дорогах погибло почти 100 тысяч человек, около полумиллиона получили ранения. На мой взгляд, во многом это объясняется тем, что главный жизненный принцип в Китае - "не уступить" - полностью действует и на дороге: никто никого не пропускает. Увидев мчащийся по вашей полосе навстречу грузовик, не спешите себя ущипнуть - это суровая реальность, и лучше быть к этому готовым. В начале моей жизни здесь я в ужасе закрывала глаза, увидев такую картину, и мысленно прощалась с жизнью, а сейчас ничего, привыкла.

Многие знакомые, которые все же ездят здесь (храбрецы!), говорят, что им трудно сесть за руль дома - отрицательные пекинские привычки вождения так плотно закрепились в мозгу, что первый же поворот где-нибудь в Будапеште или в Гаване неминуемо грозит штрафными санкциями местной полиции.

Еще лет пятнадцать назад личный автотранспорт в стране имели единицы, как в Советском Союзе в 1930-е годы, - только передовики производства и выдающиеся деятели культуры. Все остальные средства передвижения были государственными или общественными, люди могли позволить себе только велосипеды, да и то не всегда. "Состоятельные" имели два велосипеда: один - чтобы доехать от дома до метро, а второй - чтобы от другой станции метро добраться до работы. Иметь автомобиль в личной собственности разрешили совсем недавно - лет десять назад. Психология велосипедиста оказалась живучей: вот и ездят китайцы на машинах, как на велосипедах, зачастую не понимая, для чего предназначены боковые зеркала. Потому водителем может быть только человек с характером и знающий местную психологию: никому не уступать, никого не пропускать, то есть быть первым, все время сигналить и успевать тормозить.

Зачастую, глядя на хаос пекинских улиц, я задаюсь по-своему наивным вопросом: кто выпустил всех этих автомобилистов на дорогу, кто позволил им управлять личным или - хуже того - общественным транспортом? Несколько лет назад все будущие водители в обязательном порядке учились на специальных водительских курсах (как у нас), но сейчас эти славные времена - в прошлом. Учителями становятся родители или знакомые. А для получения "корочки" нужно сдать письменный экзамен на знание правил дорожного движения, вслед за которым следует водительский тест.

Когда "свеженького" водителя выпускают на дорогу, он должен помнить о 12 очках - максимальном количестве нарушений, которые можно допустить за год. Если вы набрали эти 12 очков, придется вновь садиться за парту - три недели теоретической переподготовки в этом случае обязательны. Все 12 очков можно потерять за один раз. А если вы сели за руль в нетрезвом виде, то к потере очков и утрате водительского удостоверения натри месяца добавится еще и денежный штраф от 24 до 120 долларов (в зависимости от того, насколько вы были пьяны и что при этом делали). Есть допустимые дозы алкоголя, приняв которые, вы все еще можете вести машину - два бокала пива, например. Но на самом деле доза эта зависит от настроения остановившего вас блюстителя порядка: если он сказал, что вы пьяны, значит, так тому и быть.

Китай
Машина в Китае пока еще не средство передвижения или, вернее, не столько средство передвижения, сколько роскошь, а главное - показатель социального статуса и материального благополучия. Двадцать лет назад мужчина, который хотел выглядеть достойным женихом, должен был предложить своей избраннице швейную машинку и велосипед, десять лет спустя - телевизор и холодильник, сегодня же выгодный жених имеет собственную квартиру и машину. Правда, один местный бизнесмен сказал мне: "Жена? Это потом, машина - важнее, с ней я любую жену могу выбрать".

Последние опросы свидетельствуют: каждая третья городская семья планирует в следующие пять лет купить автомобиль. Так что Китай - лакомый кусочек для автомобильных компаний-производителей: число желающих обзавестись своим транспортом превышает 26 млн. - именно столько ежегодно производится автомобилей во всем мире.

В 2001 году в Китае произведено чуть больше 2 млн. автомобилей, для сравнения - в 1978 году эта цифра равнялась 150 тысячам. Но цены для многих по-прежнему остаются недосягаемыми. Только представьте: 1,6-литровая машина, произведенная в Китае, стоит от 12 тысяч долларов, а маленький, но такой симпатичный фольксвагеновский "жук" - 45 тысяч. Нигде в мире таких цен нет. Собранная в Гуанчжоу "Хонда" обходится в 43 тысячи долларов, в то время как в США такая же модель продается за 23-24 тысячи. А ведь в Америке и уровень жизни, и зарплаты значительно выше, чем в Китае.

О машинах класса "люкс" и говорить нечего: их стоимость начинается с 30 тысяч долларов. Но при этом наблюдается то же явление, что и в бывшем Советском Союзе времен начала перестройки: спрос значительно превышает предложение - 15% от всех проданных в 2001 году автомобилей были именно класса "люкс". "Вольво" продает свою модель S60 за 80 тысяч долларов и не справляется с заявками. Компания "БМВ" только за I квартал этого года продала около полутора тысяч машин. На презентацию моделей седьмой серии местные нувориши приходили с чемоданчиками, объясняя, что никакой это не чемодан, а кошелек: "Мне вот эту машину, пожалуйста". В Китае уже более ста "Роллс-Ройсов". Долгое время территорией с самым большим количеством "Бентли" на душу населения оставался Гонконг. Но сегодня там продается одна-две машины в год, а в Пекине за один месяц продано 30. Интересуетесь ценой? О, сущие пустяки - 240 тысяч долларов плюс налоги до 50%.

Китай
Если своей машины нет, ее можно взять напрокат (даже "Бентли"). И это тоже дорого - значительно дороже, чем в неоднократно упоминаемых Штатах или Европе. Но если вы хотите завоевать чье-то сердце или впечатлить делового партнера, прокатите его на "Красном знамени", которое принадлежало супруге великого кормчего.

В 1950-х годах, когда отношения между СССР и КНР были еще "братскими", Сталин подарил Мао Цзэдуну пять пуленепробиваемых лимузинов с красными флагами над оскалившимися радиаторами. "Великолепная пятерка" была закреплена за верхушкой ЦК КПК: самим Мао, премьером Чжоу Эньлаем и другими счастливчиками, чьи имена вся страна произносила с придыханием. Как и следовало ожидать, тут же нашлись другие люди, которые хотели "такую же". Так родилось "Красное знамя" - местная разновидность "танка во фраке", как часто называли советский представительский "ЗИЛ". В 1960-1970-х годах в КНР выпустили около 100 подобных автомобилей - исключительно для высшего руководства. Производство этих монстров (7 м в длину) было процессом на удивление медленным: каждый автомобиль собирался вручную. Вручную специальными молотками обрабатывалась даже сталь для них. Сегодня на пекинских улицах можно увидеть только одну машину из той плеяды - именно ту что перевозила мадам Мао. 50-минутная прогулка по столице в "Красном знамени" с бутылкой французского шампанского стоит не так уж и дорого - чуть больше 230 долларов.

Сегодня "Красное знамя" выпускает машины для народа, их цена - от 24 тысяч долларов.

Насколько Китай готов к тому, чтобы улицы его переполненных городов заполнили автомобили?

Здесь ищут свои ответы на эти вопросы. Интересен шанхайский опыт, где гораздо больше автобусов и такси, чем легковых автомобилей. Один из самых плотнонаселенных городов планеты решил, что наплыв автомобилей выдержать ему не под силу. А потому вдобавок к дороговизне "железных коней" создал еще несколько серьезных материальных барьеров: стоимость регистрационного номера превышает 3 тысячи долларов, а разрешение на приобретение автомобиля не выдается без справки местных властей о наличии места для парковки. Заполучить и место, и справку - дело очень хлопотное и дорогостоящее. По этой ли причине или потому, что город этот такой особенный, но в Шанхае - лучшее в стране метро.

А современный китаец, житель большого города, все же мечтает не о чистом и удобном метро, а о том, как он не спеша будет бороздить на своем "БМВ" или "Мерседесе" цвета металлик по центральному пекинскому проспекту Чань-ань, из открытых окон и люка будет громко петь КоКо Ли или в крайнем случае Backstreet Boys и все модные девчонки будут завистливо вздыхать вслед.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra