Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 8 » Rolls - Royce Silver Ghost: "Орлы" и "Призраки" в Альпах

Rolls - Royce Silver Ghost: "Орлы" и "Призраки" в Альпах



 

илл.

Rolls - Royce Silver Ghost:
"Орлы" и "Призраки" в Альпах


Владимир Князьков

" Возьмите лучшее из уже существующего и усовершенствуйте это"
Фредерик Генри Ройс



илл.

- Ставлю тысячу крон на то, что вы не сможете проехать отсюда до Клагенфюрта и обратно (около 650 км по горным дорогам) с рассвета до заката, - не без плохо скрытой иронии заявил один из собравшихся в уютном кафе в центре Вены участников и организаторов "Альпийского Испытания". Дело происходило в июле 1913 г., за пару дней до начала традиционного ежегодного автопробега в Австрийских Альпах, прообраза современных ралли. Вызов был брошен Джеймсу Рэдли, выступавшему в пробеге в качестве независимого участника на своем Rolls Royce 40/50 Continental и громогласно хваставшемуся перед присутствующими непревзойдёнными достоинствами своей новой машины. Незадолго до того он одолел за один приём 800 км от Парижа до Турина и был непоколебимо уверен в автомобиле.

- Идёт! - воскликнул Рэдли, - оставайтесь здесь, а я стартую с первыми лучами зари.

С тремя пассажирами на борту Рэдли мчался, как дьявол. Сделав лишь две коротких остановки для завтрака и ланча (а заодно - чтобы дать возможность хоть немного прийти в себя одному из попутчиков: парня изрядно укачало на бесконечных подъёмах и спусках), 13 часов спустя Rolls Royce снова был в Вене. Где, ставший на тысячу крон богаче, Рэдли с завидным аппетитом уплетал более чем заслуженный ужин...

Странная вещь - когда речь заходит о ранних моделях "Роллс-Ройса", неофициальное название оказывается более живучим, чем принятое заводом. Так, появившийся в 1907 г. Silver Ghost - "Серебряный Призрак" - был лишь одним, седьмым по счёту, автомобилем из 7876 выпущенных экземпляров модели с прозаическим обозначением 40/50НР. Своим названием машина обязана серебристой окраске кузова, обилию посеребрённых деталей, удивительно бесшумной работе двигателя и плавному ходу. Но это имя настолько интригующе воздействовало на публику, что намертво приклеилось ко всем автомобилям серии. А когда в 1913 г. усовершенствованная версия "Призрака", официально названная Continental, завоевала убедительную победу в традиционном ралли в Австрийских Альпах, её немедленно окрестили Alpine Eagle - "Альпийский Орёл".


илл.

"Призрак" был рафинированным и достойным уважения автомобилем, но отнюдь не спортивной машиной. Некоторые же клиенты хотели получить более динамичный автомобиль. Идя навстречу их пожеланиям, фирма в 1909 г, предложила новую версию длинноходного двигателя с увеличенным с прежних 7036 до 7428 куб. см объёмом и возросшей примерно до 60 л.с. мощностью. В то время четвёртая повышающая передача - отличительная черта ранних моделей - была упразднена. Ведь в те не знавшие синхронизаторов времена, водители далеко не всегда с уверенностью включали нужную скорость и предпочитали автомобили, "способные делать всё на верхней передаче".

А тут ещё один из соперников на рынке дорогих машин, Napier, решив поиграть мускулами, организовал впечатляющую демонстрацию своей 65-сильной модели в пробеге от Лондона до Эдинбурга. Причём используя только верхнюю передачу. По результатам пробега был зафиксирован расход топлива 14.62 л на 400 км и максимальная скорость около 122 км/час.

В 1911 г. Rolls Royce ответил пробегом по тому же маршруту модели с трехскоростной коробкой, показав экономичность 11,66 л/100 км и достигнув скорости более 125 км/час.

Автомобиль был специально подготовлен для такого испытания, имел увеличенную степень сжатия, модифицированную заднюю подвеску с консольными продольными и одной поперечной рессорами.

Снабжённая открытым туристским кузовом, машина стала одним из самых привлекательных вариантов "Серебряного Призрака" и вскоре была запущена в производство как модель "Лондон-Эдинбург". Автомобиль отличался завидной динамикой - в том же 1911 г. стандартное шасси со специально подобранными шестернями главной передачи и лёгким одноместным кузовом достигло на еке в Бруклэндс скорости 161,6 км/час. Но это не означало, конечно, крупномасштабного участия Rolls Royce в спортивных состязаниях.


илл.

Всё же в 1912 г. известный пилот и спортсмен-водитель Джеймс Рэдли на своём "Лондон-Эдинбурге" принял участие в "Альпийском Испытании". И в первый же день его машина беспомощно остановилась на горной дороге с уклоном 35о. Пришлось высадить двух пассажиров, прежде чем автомобиль смог тронуться с места. Со всей очевидностью стало ясно, что нижняя передача была слишком высокой, к тому же сказалась неизбежная в разряжённом горном воздухе потеря мощности...

Подобные условия никогда бы не встретились при обычной эксплуатации, и потому большинство автомобильных фирм оставили бы этот эпизод без комментариев. Но не Rolls Royce! Срочно требовалось принимать меры. Нащупав ахиллесову пяту своей машины, компания предприняла энергичные усилия по её устранению. До тех пор Альпы не входили в программу испытаний Rolls Royce, а с "домашними" дорогами в горах Шотландии автомобиль прекрасно справлялся даже с полной нагрузкой. И вот в Альпы отправилась заводская команда под руководством главного испытателя Эрика Плетфорда. Её задачей было получение максимально точных данных о длине, крутизне и высоте перевалов, преобладающих атмосферных условиях и радиусах поворотов на горных серпантинах.

Результатом последующих доработок и стала ориентированная главным образом на европейский рынок модель, получившая название 40/50 Continental. На автомобиле вновь появилась четвёртая - на этот раз прямая - передача.

Среди других отличий - радиатор с увеличенным расширительным бачком для большего запаса воды и возросший дорожный просвет.

В июле 1913т. заводская команда на трёх машинах Continental отправилась на старт очередного "Альпийского Испытания". Четвёртый Rolls выставил уже упомянутый Рэдли, управлял же машиной заводской испытатель по фамилии Уорд.

Тогда-то и произошёл описанный в начале этого рассказа случай.

Четыре Rolls Royce доминировали в пробеге. Они стартовали первыми, с заводскими экипажами впереди Рэдли. Но неистовый Джеймс признавал только одно место. Первое. Он даже доставил немало неприятных моментов возглавлявшим колонну судейским машинам, поскольку, по его мнению, "на дороге не было ничего, что могло бы соперничать с Rolls Royce". На перевале Кэтшберг, где годом раньше его машина остановилась на крутом подъёме, Рэдли демонстративно обогнал автомобиль с судьями, преодолев 35-процентный уклон со скоростью 27 км/час. Святая наивность - он даже не подозревал, что вообще-то следовало подождать остальных участников в условленном месте сбора...


илл.

В Иннсбрук экипаж Рэдли прибыл на час раньше официальных лиц. Команда первой приходила на все контрольные точки. Но недалеко от Вены эта традиция была нарушена, когда одну из заводских машин на скорости 80 км/час протаранила не участвовавшая в пробеге Minerva, впечатав Rolls в телеграфный столб. Левое колесо было безнадёжно повреждено, правое крыло и подножка смяты и, самое главное, кулиса переключения передач оказалась так сильно погнута, что включить можно было только третью скорость. И всё же, сменив колесо и пользуясь единственной передачей, экипаж Роллса смог добраться до Вены. С Minerva же было покончено... Только один из заводских Rolls Royce прошёл всю дистанцию, не потеряв ни одного очка и завоевав серебряную медаль, два других уступили всего по одному очку. Хотя командный приз и достался не столь впечатляюще выступившим Audi, "у тех, кто наблюдал за ходом всего пробега",- отмечалось в прессе, - "не было сомнений, что лавры покорителя дорог принадлежат команде Rolls Royce".

Сочтя, что участие заводской команды в пробеге 1944 года могло бы выглядеть как неприкрытое хвастовство, фирма не выставила ни одного автомобиля. Но Рэдли снова отправился в Альпы в качестве независимого участника. Несмотря на ошибку штурмана, которая увела Rolls Royee на 70 км в сторону от маршрута и позволила 54 экипажам обойти англичан, они смогли не только вернуться на трассу, но и прибыть на контрольный пункт в Триесте, снова обогнав... 52 соперника!

Экипаж Рэдли набрал максимум очков из 78 участников. Эта впечатляющая победа, завоёванная всего за несколько недель до начала первой мировой войны, стала кульминацией спортивной карьеры "Альпийского Орла" - отправной точки для всех послевоенных моделей Rolls Royce.

Машины даже такой далёкой от спорта марки, как Rolls Royce, могли на заре своего существования быть модернизированы с помощью участия в соревнованиях. "Лучший в мире", как гласила реклама, автомобиль стал ещё лучше.

Всё описанное выше - лишь небольшой эпизод из длинной и насыщенной событиями истории Rolls Royce. He менее увлекательна история зарождения фирмы и её первых шагов.

Начало производства "лучшего в мире автомобиля" было положено сотрудничеством двух незаурядных личностей - инженера-электрика Фредерика Генри Ройса (Frederick Henry Royce, 1864-1933) и автомобильного дилера Чарльза Стюарта -Роллса (Charles Stewart Rolls, 1877-1910). Генри Ройс, рано лишившись отца и начав с уличного продавца газет, к сорока годам стал преуспевающим бизнесменом и владельцем фирмы по производству электротехнического оборудования. В1903 г. он приобрёл свой первый автомобиль - маленький и шумный Decauville. Очень скоро выяснилось, что машина оставляет желать много лучшего по части надёжности и комфорта. Ройс, чьим жизненным кредо неизменно было стремление к идеалу, пришёл к выводу, что может построить гораздо лучший автомобиль. А будучи практиком, он не стал откладывать реализацию этой идеи в долгий ящик. Уже в сентябре 1903 г. первый двигатель Ройса проходил обкатку на стенде, а весной следующего года первый автомобиль с 10-сильным двухцилиндровым двигателем выкатился из заводских ворот. Небольшая машина с открытым кузовом отличалась лёгким запуском, плавным, бесшумным ходом, высокой надёжностью и исключительной манёвренностью. Одним из наиболее существенных её достоинств была способность мотора без каких-либо регулировок быстро раскручиваться с холостого хода до 1000 оборотов в минуту - большая редкость по тем временам.


илл.

За первым образцом последовали ещё два, и вскоре о новых машинах заговорили. Эти разговоры дошли до Чарльза Роллса. Тогда ему было 27 лет. Сын барона, получивший образование в Итоне и Кембридже, он успешно сочетал торговлю импортными автомобилями с многочисленными спортивными увлечениями - мото- и автогонками, полётами сначала на воздушных шарах, а позже аэропланах. По части автогонок ему не было равных на британских островах.

Патриотически настроенный Роллс, находясь под сильным впечатлением от первых автомобилей Ройса, предложил последнему продавать всё, что он сможет производить. Во время ставшей исторической встречи 4 мая 1904 г. Чарльз Роллс и Генри Ройс договорились о совместном производстве автомобилей, носивших имена знаменитого гонщика и талантливого инженера. Начало легенде было положено - родилась марка "Роллс-Ройс".

А уже в декабре 1904 г. её первенец получил золотую медаль Парижского автосалона и восторженные отклики мировой прессы. В течение двух лет Генри Ройс экспериментировал с 3-, 4-, 6- и даже 8-цилиндровыми двигателями. Не за горами были и спортивные достижения, В1906 г. управляемый Роллсом автомобиль с четырёхцилиндровым 20-сильным двигателем первым пришёл к финишу гонки Турист Трофи на острове Мэн с 27-минутным отрывом от ближайшего соперника.

В том же году была создана машина, считающаяся первым настоящим "Роллс-Ройсом" - модель 40/50. Её шестицилиндровый двигатель объёмом чуть более 7 литров легко разгонял полуторатонную без малого массу до 132 км/час. Выпуском этого автомобиля компания "Роллс-Ройс" установила новые стандарты, подняв на недосягаемую для конкурентов высоту надёжность, управляемость, казавшуюся безграничной мощность. Воображение современников поражало отсутствие шума и вибрации - поставленная ребром на радиатор монета не падала, настолько плавно работал двигатель! А бесшумность стала с тех пор ещё одной традиционной чертой всех "Роллсов". Не случайно на заводской территории были развешаны таблички с предупреждением "Остерегайтесь бесшумных автомобилей". Даже такой перфекционист, как Ройс, много лет спустя, говоря о модели 40/50, называл её своим лучшим творением.

Isotta-Frashini и Hispano-Suiza состязались с Rolls-Royce в техническом совершенстве и уровне комфорта порой ноздря в ноздрю. Были и по другую сторону Атлантики автомобили и быстрее, и почти не уступающие британской марке в надёжности. Строго говоря, Rolls-Royce не был особенно стильным автомобилем, отражая образ достаточно консервативного, с безукоризненными манерами англичанина. И руководство компании отнюдь не одобряло излишне авангардные, показные проекты иных рьяных кузовостроителей. Тут уместно заметить, что до второй мировой войны компания выпускала только шасси, предоставляя клиентам самостоятельно выбирать наиболее отвечающие их запросам кузова, большой выбор которых предлагался известными кузовными ателье.


илл.

Что действительно всегда отличало Rolls-Royce от конкурентов, так это его совершенство, прежде всего в техническом аспекте. Инженеры фирмы неизменно преданы автомобилям, сравнимым по качеству изготовления и сборки с механизмом швейцарских часов. При этом владельцам после пробега 80000 км предлагалось вернуть свои машины на завод для переборки и замены не то чтобы изношенных, а вызывающих хотя бы лёгкое сомнение деталей. Инструкция по эксплуатации - внушительный двух-сотстраничный том - поставлялась с каждым автомобилем. Предполагалось, что владелец или его шофёр буду неукоснительно следовать ей; до последней буквы. Мало того, изготовитель предлагал также направить специалиста в резиденцию владельца для ежегодной проверки состояния машины. Если же всего этого было недостаточно, Rolls-Royce брался обучить счастливого обладателя технике вождения и обслуживания автомобиля в собственной автошколе. Впрочем, в начале двадцатого века англичане на меньшее и не рассчитывали. Подобный набор услуг ставил Rolls-Royce выше выпускаемых, например, в Детройте автомобилей. Причём ничто из перечисленного не было лишь рекламным трюком. И то сказать - "вытягивание" владельцев на завод, чтобы разобрать и снова собрать машину немыслимой стоимости, уж точно не было розовой мечтой шефа рекламного отдела компании.

В 1907 г. под наблюдением Королевского Автомобильного Клуба была предпринята попытка установления мирового рекорда на выносливость. После того, как "Роллс-Ройс" 40/50 прошёл без какого-либо ремонта расстояние в 14371 милю, решено было прекратить испытание - прежнее достижение оказалось перекрытым более, чем вдвое.

Не удовлетворяясь многочисленными достижениями в автоспорте, Чарльз Роллс со свойственным ему азартом отдался новому модному увлечению - авиации, ставшему для него роковым. В 1910 г. его самолет разбился при посадке. Роллс погиб, зафиксировав ещё одно, на этот раз прискорбное достижение. Злая ирония судьбы заключалась в том, что он стал первым англичанином - жертвой авиакатастрофы.

Году примерно в 1910 совет директоров компании не без удивления отметил, что многие владельцы "Роллсов" взяли моду устанавливать на радиаторы своих машин самые разнообразные фигурки, отнюдь не украшавшие собой подчеркнуто строгие линии кузова Наиболее популярными почему-то оказались фигурки полицейских и чёрных кошек. Вывод был таков: если уж и нужна какая-либо эмблема, то она должна гармонировать с изысканным обликом автомобиля. И тогда по предложению лорда Монтегю, известного знатока и ценителя автомобилей, скульптор Чарльз Сайкс создал крылатую фигурку "Дyx экстаза" (Spirit of Ecstasy), венчащую с 1911 г. радиаторы всех "Роллс-Ройсов". В 1920 г. статуэтка "Дух экстаза" была удостоена золотой медали Всемирного конкурса на лучшую автомобильную эмблему.


илл.

Постоянно подвергаясь модернизации, модель 40/50 продержалась в производстве до 1925 г., когда ей на смену пришел Phantom. К тому времени объём двигателя вырос до 7428 куб. см, на машине появились электрические фары и стартёр. В отличие от ранних моделей, имевших тормоза только на задних колёсах, выпускавшиеся с 1924 г. автомобили комплектовались тормозами на всех колёсах.

Во время первой мировой войны не нашлось лучшего шасси для бронеавтомобилей. Несмотря на вес брони, вдвое превышавший расчётную нагрузку, броневики "Роллс-Ройс" развивали до 96 км/час и отличались завидной долговечностью. Немало таких машин использовалось в пустынях Египта, где они проходили тысячи миль в условиях бездорожья, не требуя ремонта. А отдельные экземпляры принимали участие даже в сражениях второй мировой... Есть сведения о наличии нескольких бронированных "роллсов" в составе английского экспедиционного корпуса, действовавшего в годы интервенции на территории России.

Забавно, что в то же самое время, но уже по эту сторону баррикад В.И.Ленин пользовался несколькими "Роллсами" для своих многочисленных поездок. До наших дней дошли два из них. Один - с открытым кузовом со складным верхом находится в музее в Москве, другой - с подобным же кузовом выпуска 1913 г., но снабжённым съёмными мягкими боковинами и гусеничным движителем Кегресса, - в подмосковной усадьбе Горки. Известны фотографии Ленина, сидящего, по крайней мере в ещё одном "Роллсе", кузов которого отличается от двух упомянутых. В некоторых зарубежных изданиях утверждается, что одна из этих машин была подарком английских рабочих вождю мирового пролетариата. На самом деле это не более чем легенда, происхождение же автомобилей более прозаично. Они перешли в гараж Совнаркома "по наследству" от Временного правительства (а к нему, в свою очередь - из царского гаража). А экспонируемый в Москве "Роллс" был приобретён в 1920 г. торгпредом СССР в Англии Леонидом Красиным и вскоре перевезён в Россию.

Не желая упускать выгодный американский рынок, фирма в 1919 г. принимает решение о создании филиала в США. А уже в начале 1921 года первые шасси сошли с конвейера завода в Спрингфилде, штат Массачусетс. Укомплектованные трёхступенчатой коробкой - вместо четырёхступенчатой у английских машин - заокеанские "Роллсы" конструктивно мало чем отличались от автомобилей "домашнего" производства. Левосторонний руль, барабанного типа фары и ненавидимые Генри Ройсом бамперы - вот внешние признаки американских машин. Посетившие Спрингфилд специалисты фирмы отмечали, что качество выпускаемых там автомобилей выше английских.

До 1926 года филиал выпустил 1703 экземпляра шасси. В Англии, где производство модели 40/50 прекратилось годом ранее, выпущено 6173 экз. Многие из них, пережившие не одно поколение владельцев, до сих пор в строю и продолжают восхищать участников и посетителей многочисленных шоу и выставок автомобилей-ветеранов.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra