Главная » Литературный лом » Rochet&Schneider. Солидные автомобили из солидной компании. Часть 2.

Rochet&Schneider. Солидные автомобили из солидной компании. Часть 2.

Ретрошильдик

Roshe & Sneider грузовик
Первый крупносерийный полуторатонный грузовик Rochet&Schneider 1T2/12 HP, на базе шасси которого был сделан автобус кабриолет фирмы.

    Если с  1898 г фирма Rochet&Schneider S.A. начала серийный выпуск легковых автомобилей для продажи частным лицам,  то с конца 1908 года   в программу вошли грузовые автомобили с цепным приводом, 4- и 8-цилиндровыми моторами мощностью до 70 л.с. В1910 г. Теофил Шнейдер не сошелся во взглядах с партнером Эдуардом Рошэ по дальнейшему развитию фирмы, а также  взаимоотношениям с инвесторами и покинул фирму, основав свою маленькую машиностроительную компанию в городе Безансон (департамент Ду), которая просуществовала до 1931 года.  Примерно через два года, вслед за ним отошел от дел и главный конструктор всех автомобилей фирмы Rochet&Schneider S.A. до 1912 года  инженер Эдуард Рошэ. Их фирма, сохранив своё первоначальное название, осознала потерю двух кормчих, но принципиально пересмотрела свою концепцию развития предприятия и стала в дальнейшем, с 1912 года, настоящим многоотраслевым холдингом, перейдя на выпуск собственных автомобильных и авиационных двигателей фирмы Gnome&Rhone S.A. (c 1915 года в соответствие с распоряжением Военного министерства Франции), грузовиков с разными исполнениями кузова и автомобильных шасси (с облегченной подвеской). Действительно, потеря двух создателей предприятия, пошла только на пользу компании Rochet&Schneider S.A., которое подошло к августу 1914 года, то к началу Первой мировой войны с отработанными версиями крупносерийных моделей: полуторатонного грузовика и автобуса кабриолета на его основе. Между тем, хочу обратить внимание читателей, что после ухода Т.Шнейдера и Э.Роше, фирма Rochet&Schneider весьма серьезно занялась собственным двигателестроением, для чего в компанию были приглашены научные кадры и инженеры – мотористы с других заводов конкурентов. До 1907 года компания Rochet&Schneider фактически копировала наиболее удачные версии моторов фирм De Dion Bouton  и Panhard et Levassor, что, конечно же, было тупиком в развитии предприятия и ставило его в заранее проигрышную позицию в сравнении с конкурентами.
      К 1914 году, фирма Rochet&Schneider могла предложить для продажи четыре  варианта  (8 CV, 12 CV, 20/22 CV, 18 CV) двигателей, которые ставила на свои автомобили, а также продавала их на территории Франции и в Европе. С 1912 года, Rochet&Schneider  на основе тщательного анализа рынка сбыта, и по согласию с инвесторами, наладила выпуск  1,5-тонных грузовиков модели Rochet&Scneider 1Т2/12CV с моноблочным 4-цилиндровым 2,6-литровым мотором. Через год, на основе шасси этого грузовика с задними двухскатными колёсами, по взаимному договору с транспортными фирмами из Марселя, Ниццы  и Перпиньяна (города на Средиземном море, Юг Франции, Лазурный берег), фирма Rochet&Schneider S.A. начала выпуск автобуса кабриолета, рассчитанного на перевозку 14 человек. По сути, данный курортный автомобиль, представлял собой типичный автобус, выполненный по принятой тогда за основу компоновке Charabanc, с корытообразным кузовом, имеющим снимающийся тент, крепящийся на дугах. Автобус имел пневматические шины британской фирмы Dunlop, анатомические сидения с кожаной обивкой в салоне, багажный отсек в районе заднего бампера и тщательно сделанную подвеску, обеспечивающую высокую плавность хода по грунтовой дороге. Всего, по оценкам историков автомобилестроения Франции, было выпущено с июня 1913 по 1918 год 115 единиц автобуса кабриолета Rocet&Schneider 12 HP “Charabanc”. Сохранилась даже статистика с разбивкой по годам. Судя по архивным данным, фирмы Rochet&Schneider S.A.  и Berliet S.A. , были единственными во Франции, которые выпускали автобусы кабриолеты для Антанты в период с 1914 по 1918 год (на фронте Первой мировой войны находились и автобусы кабриолеты фирмы Berliet S.A. но их количество было незначительно и серийно для фронта они не выпускались. Прим. Автора).

Таблица №3
Количество выпущенных автобусов кабриолетов Rochet&Schneider 12 HP в годы Первой мировой войны
Год выпуска Количество выпущенных грузовиков Rochet&Schneider 1T2/12 HP * Количество выпущенных автобусов кабриолетов Rochet &Schneider 12 HP
1914  98 12
1915 205 35
1916 225 45
1917 364 10
1918 347 22
Итого 1239 115
  
* в основном грузовики представляли собой импровизированные автомобили «скорой помощи»

Их производство продолжалось и во время первой мировой войны. Необходимо отметить, что автобусы кабриолеты Rochet&Schneider 12 HP “Charabanc” попали на фронт Первой мировой войны случайно, так как на основании приказа Военного министерства Франции, в октябре 1914 года практически все автобусы и грузовики на территории страны были реквизированы для перевозки войск. Те автобусы кабриолеты, которые начали выпускаться для армии с 1914 года, имели упрощенную конструкцию, в соответствие с военным временем, имеющую деревянно-металлический кузов с сидениями, обшитыми гранитолем. Справедливости ради стоит отметить, что на ниве курортных транспортных перевозок компания Rochet&Schneider проявила себя достаточно успешно еще и тем, что с 1918 года начала массово продавать дубль-фаэтон Rochet&Schneider 16500/16CV мелким и средним экскурсионным фирмам, обслуживающим паломнические туры. Этот факт в дальнейшем сыграл решающую роль в захвате рынка перевозок на  весьма выгодных в коммерческом плане пассажирских перевозках и позволил заключить контракты с ведущими транспортными компаниями Франции с середины 20-х годов.
 Первый автобус кабриолет компании Rochet&Schneider, выполненный по традиционной тогда компоновке Charabanc. 1913 год
Первый автобус кабриолет компании Rochet&Schneider, выполненный по традиционной тогда компоновке Charabanc. 1913 год

  Отмечу, что с мая 1915 года до сентября 1932 года, с небольшими перерывами,  в компании Rochet&Schneider S.A. должность Генерального директора выполнял Эдуард Роше, которого пригласили братья Зафирополосы, учитывая его инженерное образование и свежие инновационные предложения по обновлению модельного ряда автомобилей. Замечу, что на основании распоряжения Военного министерства Франции, с октября 1915 по июль 1917 года, примерно 60% производственных площадей  Rochet&Schneider было отдано под сборку грузовиков фирмы Renault S.A., что, конечно весьма сильно раздражало владельцев в лице Д. Зафирополоса и его брата Жоржа, а также негативно отражалось на  морально-психологическом климате в рабочем коллективе. После окончания Первой мировой войны братья Зафирополосы назначили Исполняющим директором Пола Энгельгардта, который пытался окончательно и бесповоротно поставить жирную точку в создании  легковых автомобилей, расширив производственные площади до 40 тысяч кв.м. в целях увеличения выпуска автобусов и грузовиков на основе современных двигателей. Несмотря на желание фирмы перенацелить производство на госзаказы и широкий экспорт своей автомобильной продукции в Болгарию, Бельгию, Польшу, Югославию, Румынию и Португалию, рынок диктовал свои условия и П. Энгельгардт дал установку на создание новой линейки легковых машин для частных лиц. Время, тем не менее, показало, что П. Энгельгардт был на 100% прав.
     
Первый автобус кабриолет компании Rochet&Schneider, выполненный по традиционной тогда компоновке Charabanc. 1913 год
Автобус кабриолет Rochet&Schneider 12 HP “Charabanc” на фронтах Первой мировой войны. 1915 год


Автор: Артамонов Андрей Евгеньевич  
Телефон: +7 964-539-61-05
e-mail: artam-andrej@yandex.ru
Личный сайт: www.delvaneo.ru


Мотоциклы «ЯВА» – 75 лет мирной истории 


Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra