Rochet&Schneider. Солидные автомобили из солидной компании. Часть 9.
Продолжая рассказ про оригинальную конструкцию сдвигаемой крыши на автобусе кабриолете Rochet&Schneider 32000, можно заметить, что впоследствии это техническое решение нашло своё применение уже на других, более поздних автобусах кабриолетах компании Rochet&Schneider – Type 410 VL и Type 420 VLES. Основой для этих курортных автомобилей стали серийные грузовики, имеющие такую же заводскую индексацию. В 1934 году компания выпустила специальное автобусное шасси на базе 3,5 тонного грузовика Rochet&Schneider 410 VL, который имел четырёхцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 70 л.с.и развивал скорость на шоссе с полной нагрузкой 80-85 км/ч. Данная модель грузовика и специальное автобусное шасси Type 410 VL впервые в истории компании стало весьма успешно продаваться в Испанию и Португалию, правда в небольших количествах. Как я уже писал чуть выше по тексту, зачастую крупные кузовные фирмы и автосервисы, обслуживающие сразу несколько автомобильных марок, покупали по 5-10 автомобильных шасси и, выполняя заказ транспортных компаний, лепили из них некое подобие «шарабана» начала 20-ого века, устанавливая на лонжеронную раму архаичный кузов с деревянными скамьями.
Нечто подобное выполняли в Испании и Португалии с шасси французских автопроизводителей, в том числе и с Rochet&Schneider. Тем не менее, автобус кабриолет Rochet&Schneider 410 VL, рассчитанный на перевозку 27-30 пассажиров при максимальной скорости 85-90 км/час, стал пользоваться большой популярностью на трассе Париж-Лион-Средиземное море (Марсель), которую обслуживала крупная транспортная компания SANTA –давний деловой партнёр Rochet&Schneider.В среднем, при хорошей погоде, от Парижа до Марселя автобус кабриолет Rochet&Schneider 410 VL доезжал за 12-13 часов (как правило, автобусы стартовали из Парижа в 6 часов утра и к 18-19 часам вечера уже находились на автовокзале Марселя). В 1935 г. начался выпуск грузовика 5-тонной серии Rochet&Schneider Type 420 VLES с 4-цилиндровым бензиновым мотором (4,85 л, 70 л.с.), который стал базой для постройки разнообразных автобусов, с тем же индексом, в том числе и штабной армейской версии для ВВС Франции. По приблизительным оценкам, с 1936 по 1940 год, компания Rochet&Schneider поставила в Военно-воздушные силы Франции штабных 48 автобусов этого типа, имеющих особую компоновку салона: с откидными столиками, диванами, шкафами для верхней одежды и специальными нишами для хранения продуктов. В 1936 г. на Парижском салоне фирма представила модель Rochet&Schneider Type 425 с 4-цилиндровым четырёхтактным дизелем по лицензии швейцарской фирмы Oberhaensli AG. Позднее этот дизель устанавливали на модель грузовика Type 455, а на серии Type 355, получившей название Ajax, использовался 6-цилиндровый дизель. Любопытно, что на основании распоряжения Военного министерства Франции от 1934 года, практически все автомобилестроительные фирмы этой страны, начали опытную разработку автомобилей с газогенераторами, на случай войны с Германией и предполагаемой катастрофической нехваткой нефтяных ресурсов.
Компания Rochet&Schneider также начала с 1934 года разработку газогенераторных автомобилей с использованием газогенераторов фирмы Louis Libault S.A. (изобретатель Луи Роб, 1893-1966 го, из города Невер, департамент Ньевр – Прим. Автора) на основе ее системы GAZAUTO. В 1936 году, в соответствие с договором с Военным министерством. Rochet&Schneider начала поставлять в Марокко, в части Иностранного легиона эти газогенераторные грузовые автомобили и автобусы, смонтированные на базе Rochet&Schneider Type 32000 и где они работали на угольной крошке. Примечательно, что в том же 1936 году, компания Rochet&Schneider поставила в колонии, расположенные в Северной Африке грузовики Rochet&Schneider Type 355 с дизельным двигателем, адаптированные для работы на арахисовом масле (удивительно, но первый двигатель конструктора Р. Дизеля тоже мог работать на арахисовом масле).
Газогенераторная установка типа GAZAUTO фирмы Louis Libault S.A.
Я с трудом представляю, как именно проходила эксплуатация данных газогенераторных автомобилей в условиях Северной Африки, но существуют достоверные данные, что автобус Rochet&Schneider 32000/GAZAUTO также поставлялись в Марокко с компоновкой типа «кабриолет», с тентами на крыше для перевозки армейских частей по пустынным районам Северной Африки. Этот тип 20-22-местных автобусов, имеющих бензиновый двигатель, с компоновкой по типу «кабриолет» также нашел своё применение на Юге Франции, активно эксплуатируясь на маршрутах в города Лурд, Прованс, Марсель, Тулуза, Ницца и Канны. Весьма примечательно, что всего вышло из ворот завода в Лионе 18 автобусов кабриолетов Rochet&Schneider Type 32000 с бензиновым двигателем, по этой причине даже его архивные фото считаются страшной редкостью. А вот фотографии этого автобуса кабриолета в газогенераторной версии, выполненные в Алжире и Марокко (там 8 ноября 1942 года высадился Африканский корпус Эрвина Роммеля), где изображены солдаты вермахта на этих автомобилях, можно считать по-своему уникальными. К сожалению, автор по причинам авторского права на данные изображения не может их предоставить для ознакомления читателям. Завершая повествование про столь многоплановый тип автомобиля, которым являлся Rochet&Schneider Type 32000 A, стоит обратить внимание читателей на факт выпуска компанией небольшой серии (56 единиц) междугородних автобусов для дальних маршрутов, на длинной колёсной базе, специально разработанной в 1935 году. Этот автобус, рассчитанный на перевозку 23 пассажиров с багажом был закуплен транспортными компаниями, находящимися в Центральной и Западной Франции, что привело к тому, что в 1941 году все эти автомобили были реквизированы вермахтом для Восточного фронта и сгинули в горниле Второй мировой войны.
Автобус Rochet&Schneider Type 32000 с газогенераторной установкой за кабиной автомобиля. 1936 год. Марокко.
Автобус Rochet&Schneider Type 32000 F на маршруте Ницца-Канны, который также имел варианты типа «кабриолет» в трёх исполнениях. 1935 год. Франция. Дорога Ницца-Канны
Автор: Артамонов Андрей Евгеньевич
Телефон: +7 964-539-61-05
e-mail: artam-andrej@yandex.ru