В сентябре 1939 года, компания Rochet&Schneider уже радостно потирала руки, в предвкушении огромного количества заказов на грузовики с дизельными двигателями Type 425, Type 455 и на Type 355, а также армейской версии Rochet&Schneider 420 VLES однако их быстро разочаровало Военное министерство Франции, которое из-за царившей в стране неразберихи, зачастую с трудом понимало, что именно надо производить в первую очередь. В результате фирма Rochet&Schneider с октября 1939 по июнь 1940 года выпустила всего 498 грузовиков и автобусов Rochet&Schneider Type 420 VLES. С приходом вермахта во Францию, фирме Rochet&Schneider навязали нового директора Рене Дерюэлля, который в поте лица трудился на оккупантов. В результате, с января 1942 года по ноябрь 1944 года, компания Rochet&Schneider выпустила с завода 1500 грузовиков Rochet&Schneider Type 420 VLES обычного типа и с газогенераторами, которые поступали в Африканский корпус Э. Роммеля и на Восточный фронт. Примечательно, что на базе этого грузовика выпускали армейские версии автобусов кабриолетов Rochet&Schneider Type 420 VLES для Африканского корпуса Роммеля, но сколько именно было произведено этих автомобилей – неизвестно. При особождении Франции директор Р. Дерюэлль бежал вслед за немцами и следы его пропали, а завод с декабря 1944 года продолжил выпуск грузовиков для правительства «Свободной Франции» Шарля де Голля.
Автобус для междугородних сообщений Rochet&Schneider Type 32000 A надписью «Страсбург-Жерармер». Парк этих машин был полностью реквизирован вермахтом для нужд Восточного фронта. 1935 год
В 1945 году, вместо временной администрации, назначенной правительством «Свободной Франции», в Rochet&Schneider был учрежден новый Генеральный директор Андрэ Биллиез. Сразу же после окончания Второй мировой войны продолжилось производство 4-тонной модели Rochet&Schneider Type 455N c дизельным двигателем и началось изготовление новой 10-тонной машины Rochet&Schneider Type 465 с 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью 75 и 105 л.с. (позднее - до 135 л.с.), которая была разработана в опытных экземплярах еще в начале 1944 года. С 1947 года начала серийно выпускать модель грузовика Rochet&Schneider Type 485 “Centaure”. В том же году, на базе шасси грузовика Rochet&Schneider Type 465, компания стала производить тридцатиместные междугородние автобусы Rochet&Schneider :”Phoetus”, с новым дизельным двигателем, мощностью 120 л.с., способные с полной нагрузкой на шоссе достигать скорости 70 км/час. В период с 1946 г по 1950 год, на фирме было занято 400-500 сотрудников, собравших за 4,5 года около 1200 автомобилей и 170 шасси для коммунальных служб. Компании Rochet&Schneider всё труднее становилось бороться за рынок сбыта с крупнейшими автоконцернами Франции, в условиях трудной финансово-экономической ситуации в стране, значительно осложненной войной в Индокитае (с декабря 1946 года по июль 1954 год во Вьетнаме).
Автобус для пригородных маршрутов Rochet*Schneider 420 VLES. 1936 год
Необходимо отметить, что Военное министерство Франции отказалось заключить договор на поставку грузовиков фирмы Rochet&Schneider для боевых действий во Вьетнаме, выбрав для этой цели Latil и Berliet. В этих условиях, с 1947 года, компания предпочла резко сократить производство автобусов всех типов, а также не заниматься разработкой новых образцов. Понятно, что автобусы кабриолеты в данной ситуации в Rochet&Schneider оказались в полном андеграунде и с 1944 года по 1959 год, компания не выпустила ни одного автомобиля подобного типа. Хочу заметить, что конкуренты Rochet&Schneider – Renault S.A., Delahaye S.A., Panhard S.A. и Bernard S.A. в то же самое время стали создавать и выпускать новые образцы автобусов кабриолетов, которые вышли на маршруты и заменили довоенные образцы курортных автомобилей, уже превратившихся в хлам. Замечу еще раз, что большинство автобусов всех типов было реквизировано Германией с 1941 по 1944 год и отправлено на Восточный фронт. По этой причине, все транспортные компании после 1945 года заново обновлять свой автопарк, обратившись к своим давним партнерам. Однако и здесь, на этом «фронте» компания Rochet&Schneider проиграла, так как конкуренты из Renault, Panhard, Bernard и Delahaye предложили транспортным фирмам два вида продукции, на основе безкапотных дизельных моделей с разной пассажировместимостью на 18-20% дешевле. Возможно, можно было продавать автобусы кабриолеты фирме Rochet&Schneider на пределе рентабельности, но она этого сделать не захотела или не смогла. В 1948 году, на заводе в Лионе собрали 169 единиц против 319 автомобилей всех типов в 1947 году. В основном это были грузовики Rochet&Schneider Type 485 “Centaure”. В 1950 году было принято решение Совета акционеров Rochet&Schneider прекратить производство автомобилей на заводе в Лионе и выпускать лишь запчасти для уже выпущенной продукции. С 1951 года часть мощностей Rochet&Schneider была использована для текущего ремонта грузовиков и автобусов собственного изготовления, а также производством моторов для мотоциклов. С 1953 года, на основе субподряда с фирмой Berliet S.A. производственные мощности Rochet&Schneider были использованы для сборки машинокомплектов грузовиков данной компании. В декабре 1959 года, компания Rochet&Schneider полностью распродав активы, стала собственностью лионской фирмы Berliet S.A., а часть ее сборочных цехов перешла во владение Renault S.A. , которая стала их использовать по назначению – выпускать грузовики до 1998 года.
Автобус для междугородних маршрутов rochet &Schneider Type 355, выполненный по безкапотной схеме и имеющий дизельный двигатель. 1938 год
Завершая достаточно грустный рассказ про компанию Rochet&Schneider, стоит заметить, что практически все автобусы кабриолеты этой фирмы, к глубокому сожалению, умерли в физическом отношении, так как в мире осталось лишь 3 экземпляра этих автомобилей. Из этих трёх раритетов на ходу лишь Rochet&Schneider Type 32000 B, Rochet&Schneider “Torpedo” и Rochet&Schneider Type 18400. К счастью остался Интернет, архивные фотографии паломнических туров в город Лурд, где можно насладиться прекрасным творением рук человеческих – автобусами кабриолетами фирмы Rochet&Schneider, оставившими столь заметный вклад в истории Франции.
Автобус Rochet&Schneider 420 VLES также существовал и в исполнении «кабриолет» с компоновкой полузакрытого типа. Кадр из фильма. Париж. Франция.
Автобус Rochet&Schneider Type 465 ‘Phoetus”. 1947 год
Автор: Артамонов Андрей Евгеньевич
Телефон: +7 964-539-61-05
e-mail: artam-andrej@yandex.ru