Главная » Журналы » Журнал Bike Freak » Архив » Выпуск N 5 » "Золотая звезда" Британии

"Золотая звезда" Британии


"Золотая звезда" Британии

Текст:
Андрей "Котофей" Кочетов

Один из крупнейших мотопроизводителей Великобритании BSA (Birmingham Small Arms) начал своё существование в 1854 как союз производителей оружия, объединивший 14 бирмингемских оружейников. В 1861 они решили сформировать компанию, в 1862 подписывают бумаги и, подобрав участок для фабрики в местечке Small Heath, открываются в 1863.

В 1880 BSA начинает производить велосипеды и запчасти для них, а в 1903 их моторизовывать. В 1907 году BSA приобретает фирму-изготовитель запчастей Eadie Manufacturing (созданную Альбертом Еади, генеральным директором Royal Enfield), а уже в 1909 году выпускает свой первый настоящий мотоцикл с одноцилиндровым двигателем "Minerva" 499cc, выпускавшийся до войны в двух версиях: "Model H" и "Model K".

В течение первой мировой войны производство мотоциклов было приостановлено. Компания сосредоточилась на своём традиционном производстве - создании оружия, но после окончания войны быстро вернулась на британскую мотосцену, создав уже в 1919 году свои первые V-Twin'ы обьёмом 770сс в расчёте на рынок "колясочников". В 1920-ых годах в производственной программе BSA были лёгкие двухтактники 175сс, а также мотоциклы с одним и двумя V-образными цилиндрами, объёмом от 250сс до 1000сс. В 1921 году Скотланд Ярд создаёт свой первый мотовзвод, используя мотоциклы марки "BSA". В этом же году компания заявляет о намерении участвовать в гонках "ТТ" (самых крупных и престижных соревнованиях) и о создании специальной машины для этого. Проект обошелся в 10.000 фунтов и занял 18 месяцев. Первые испытания на трассе в Brooklands дали хорошие результаты, но на "ТТ" все шесть выставленных машин к окончанию второго круга сошли с трассы, главным образом в результате разрушения алюминиевых поршней. Тогда же, в начале 1920-ых BSA перекупает инженера и проектировщика от Daimler по имени Гарольд Бриггс, который разработал для неё новые двигатели, включая популярный одноцилиндровый 493cc ohv "Sloper". Модель "S 27" с этим двигателем, выпущенная в 1928 году, была технически совершенной и эстетично выглядела, вследствие чего быстро завоевала себе популярность. Машина выпускалась вплоть до начала второй мировой и неоднократно модернизировалась. В 1931 году вслед за своими коллегами лондонская полиция организует своё мотоподразделение на мотоциклах "BSA" и "Matchless".
Разразившаяся в 1929 году "Великая депрессия" нанесла жестокий удар по мотопромышленности. Множество марок прекратило своё существование, некоторые влились в более мощные компании. Но, несмотря на это, к началу 1930-ых годов BSA стала крупнейшей в Великобритании и одной из самых больших мотоциклетных компаний в мире. Даже в кризисные годы она выпускала около 50.000 мотоциклов в год.

Знаменитая "Star"-серия BSA родилась в 1930-ых с одноцилиндровых "Blue Star" (позднее "Empire Star") в версиях 250, 350 и 500cc. Немного позднее в 1936 году в компанию приходит Вэл Пэйдж, работавший прежде с Ariel и Triumph, и участвует в создании "М"-серии: "Silver Star" и "Gold Star". Последний изначально носил имя "Empire Star", но после победы Уолтера Хендли на гонке "Brooklands Gold Star" был переименован. На мотоциклы серии "М" устанавливались цилиндры из алюминиевого сплава (в отличие от общепринятых чугунных) и система смазки с отдельным маслобаком. Именно эта серия стала основой модельного ряда компании на следующие 30 лет. В 1939 компания имела 67 фабрик по всей Англии. Рекламный лозунг тех лет гласил: один из каждых четырёх мотоциклов на дорогах Великобритании называется "BSA".

В начале второй мировой войны компании BSA был нанесён сильный удар. В 1940 году в ходе ночного авианалёта немецких бомбардировщиков серьёзно пострадала фабрика в Бирмингеме, включая большую часть цеха 1915 года. Погибли 53 рабочих, работающих в ночную смену. Во время следующего налёта два дня спустя были почти полностью разрушены исторические здания постройки 1863 года. За два налёта компания потеряла 1.600 станков. Но, несмотря на причинённый ущерб, BSA вошла в число основных поставщиков армии союзников. За годы войны на фронт было поставлено 126,334 единицы военной модели "M20", не считая продукции их другого военного производства!

К концу войны компания разрослась настолько, что поглотила фирму "Ariel" и выкупила марку "Sunbeam" у "AMC".

Война закончилась, и BSA вновь возвращается к призводству "Star"-серии. В 1946 фирма также приобретает "New Hudson" и объявляет о создании новой спортивной модели 350cc B31. В то време "Голди" доминировал над многими гонками, включая "Clubmans TT" на острове Мэн. Постоянно модернизируясь, он так и остался самой популярной моделью BSA и выпускался до 1963 года.

В послевоенные годы основной популярной моделью двигателя BSA была вертикальная двойка. Всё началось с "A7" 500cc в 1946 году, через 5 лет модернизированной. Впоследствии Берт Хопвуд спроектировал модель "A10" 650cc (1950). Позднее её 500сс-модификация, названная "Star Twins", побеждает в "Maudes Trophy" в 1952 году из-за исключительной выносливости. Эти "двойки" были заменены моделями "A50" 500cc и "А65" 650cc в 1962. Модернизированные варианты модели "A50" имели несколько названий, включая "Royal Star". Редкая "Rocket Gold Star" 1962 была основана на "A10" с вилкoй, тормозами и колесами от "Gold Star". B 1965 году начинается производство спортивной модели "Spitfire" 650cc (выпускавшейся до 1968), впоследствии версия "A65L Lighting" с двумя карбюраторами, выпуск которой был прекращён в 1971 году.

Другой популярной моделью BSA был небольшой двухтактный "Bantam" (1948), основанный на немецком проекте "DKW RT125", чертежи которого были получены Англией в счет репарации. Модель названа "D1".

В 1949 году темпы производства возрастают до 1000 единиц в неделю. Альфред "Рич" Чайлд основывает и быстро расширяет дилерскую сеть по продаже BSA в США. Через 15 лет руководство BSA попытается управлять этой сетью, купив процент управления, и развалит хорошо отлаженную машину, так как многие дилеры уйдут из протеста.

В 1951 году происходит слияние двух звёзд английской мотопромышленности: BSA и Triumph, вернее сказать, BSA покупает конкурента за 2,5 миллиона фунтов. В этом году "Triumph" представит на рынок только 4 модели (все 500сс) в сравнении с 19 от BSA. Через пять лет компания сформирует автомобильное подразделение, включающее в себя BSA, Ariel, Triumph, Daimler Co и Carbodies (изготовителей лондонских такси-кэбов).

В конце 1950-ых BSA пытается выйти на рынок мотороллеров. В октябре 1958-го на пресс-конференции представлен скутер "Tigress" c двухтактным двигателем "Bantam" 175сс и двухцилиндровый 250сс OHV, ставший коммерческим провалом.

1959 - пиковый год для британских мотоциклов: самое большое количество зарегистрированных двухколёсных транспортных средств, а так же максимальное количество экспорта.

В течение 1960-ых компания не спешила вводить новшества. Немногие новые разработки оказываются провалом, включая мотороллер "Dandy", "Beagle" (сельский вариант) и трицикл "Ariel-3". Прибыль падала. Но в спорте BSA продолжает добиваться успехов. Англичанин Джеф Смит два года подряд (1964 и 1965) побеждает в мировом первенстве по мотокроссу на модели 441сс, а в 1967 Джон Хартл выигрывает гонку "ТТ" на "Boneville".

Трёхцилиндровая модель "Rocket 3" стала первым совместным проектом BSA и Triumph после их слияния и появилась в то же самое время, что и Triumph "Trident", в 1969. Двигатель "Trident" (750cc) с наклоном 15 градусов, рама от BSA. С ней забрезжила надежда на будущее компании BSA, но запуск в производство "Fury/Triumph Bandit" разрушил её.

Постоянные перестановки в руководстве и бездарное управление привели к тому, что, хотя BSA и являлась на тот момент индустриальным гигантом, но доказала свою неспособность реально конкурировать с японскими производителями, доказавшими надёжность и технологичность своих машин. Презентация Honda CB-750 в 1968 году стала "ударом под дых" для британской мотопромышленности. К 1970 году фирма испытывает значительные финансовые затруднения. В 1971-ом году выпуск мотоциклов резко сокращается. Компания теряет 8,5 миллионов фунтов.

В 1971 BSA была куплена компанией Norton (принадлежащей Manganese Bronze) и поглощена группой Norton-Villiers-Triumph. Несмотря на все достоинства "Rocket 3", в этом же году из-за финансовых трудностей её производство прекращается. Последняя партия трёхцилиндровых машин сошла с конвейера в 1973 году, но уже под именем "Triumph X75 Hurricane".

Британская "звезда" закатилась! Права на название "BSA" были приобретены Канадским семейством Аквилини. Компания BSA была продана, и американская Bill Colquhuon's BSA Co. использовала название для военных моделей и моделей "Bushman" (на базе Yamaha) для развивающихся стран. В 1991 Andover Norton и BSA Со слились, чтобы создать BSA-группу, которая начала функционировать под именем BSA Regal. Она представила публике новую, стилизованную под "классик" модель "Gold SR", использующую двигатель "Yamaha SR400" на базе "Gold Star".

" ... в начале 1960-х BSA, опираясь на безграмотных менеджеров, вела консультации по развитию и перестановки в рядах руководства вместо того, чтобы заниматься реальной работой. Это было крушение академического бизнеса, которое в конце концов и довело до кризиса британскую промышленность, уважаемую во всем мире ..."
"Далекие от реалий жизни и не учитывающие настроения и нужды потребителей, некоторые представители высшего руководства последних двух десятилетий истории BSA недолюбливали, если не открыто ненавидели, мотоциклы. Один из этих господ позволял себе чрезвычайно оскорбительные комментарии относительно двухколесного мира незадолго до того, как получил высокую должность в руководстве компании .... "
Берт Хопвуд ("Что случилось
с Британской мото-индустрией?")


илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.
 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra